Исследовательская работа на тему «Место искусства в фантастическом мире Рэя Брэдбери»
Исследовательская работа по литературе
«Место искусства в фантастическом мире Рэя Брэдбери»
Содержание
Введение 3
Место искусства в фантастическом мире Рэя Брэдбери
2.1. «Искусство привлекало писателя еще с детства» 5
2.2. Место изобразительного искусства в произведениях Рэя Брэдбери 9
Приложение 13
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
Научная фантастика стала одним из самых популярных жанров 20 века. Истории о космических пришельцах и возрожденных динозаврах появляются на кино- и телеэкранах едва ли не чаще, чем истории из реальной жизни. В чем же секрет успеха фантастики?
В научной фантастике наш мир понимается как система с множеством возможных вариантов развития, и нередко авторы ставят перед собой задачу воздействовать на выбор пути, показывая читателю последствия тех или иных действий или бездействий.
Так же и в книгах Рэя Брэдбери. Он пытается указать нам на ошибки и их дальнейшие последствия. Опорной книгой в данной работе является сборник Рэя Брэдбери «О скитаньях вечных и о Земле».
После анализа прочитанных книг я приступила к изучению вопроса искусства, поднятого в фантастических произведениях Рэя Брэдбери. Жаль, что в основном критики уделяли внимание проблеме межпланетных отношений , не замечая темы искусства.
Мои основные задачи: изучить биографию писателя с тем, чтобы найти предпосылки творческого пути фантаста, а также определить главную идею его произведений. Отнюдь немаловажным было исследование взаимосвязи литературы и искусства, результатом которого стала моя работа: иллюстрация к произведению «Улыбка».
«Искусство привлекало писателя
еще с детства»
Традиционно Рэя Брэдбери называют писателем-фантастом. Статьи о нём помещены во всех крупных энциклопедиях, посвящённых данному направлению в литературе. Но необычность творческого почерка Брэдбери заключается как раз в том, что сюжеты его произведений скорее развиваются по законам сказки, притчи или легенды, чем по законам художественной литературы. В то же время, испытывая особый интерес ко всему новому в сфере научно-технических исследований космического пространства, писатель регулярно выступает с лекциями в Национальном управлении по аэронавтике и космосу (НАСА). Не лишены его произведения и описания технических новинок.
Возможно, именно здесь и заключена главная особенность творчества Брэдбери: для него не существует резких границ между фантастическим и реальным. В его книгах мы встречаемся с конкретными проблемами земных людей, и в то же время сама повседневность у него фантастична.
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в небольшом городке Уокеган (штат Иллинойс). В маленьком городке все друг друга знали, а на соседних улицах жили просто близкие родственники. Все они будут увековечены в его произведениях, прежде всего в повести «Вино из одуванчиков» (1957г.) и многочисленных рассказах, например, «Урочный час», «Песочный человек», «Космонавт».
Родители Брэдбери были страстными поклонниками кинематографа. Даже второе имя их сын получил в честь любимого актера матери, звезды немого кино Дугласа Фербенкса. И сам Рей полностью разделял их страсть. Он вспоминал, что первый раз попал в кино трехлетним малышом и с тех пор заболел им на всю жизнь.
Возвращаясь из дальних странствий в свой дом или, напротив, собираясь в дорогу, герой Брэдбери всегда осматривается по сторонам. И видит тот мир, где родился писатель и который ему особенно дорог. Подобное желание – запечатлеть, увековечить своих родных и близких в собственной прозе – было не случайным. Именно мать и тетки привили мальчику любовь к чтению. Позже близкие подарили ему первую печатающую машинку, на которой в двенадцать лет он напечатал свои первые произведения.
Магия книги захватила Брэдбери с рождества 1925 года, когда тетушка подарила ему фантастический комикс «Жил был однажды». Затем она прочла мальчику книги Л. Франка Баума о чудесной стране Оз, а мать познакомила его с рассказами Эдгара По. А мир научной фантастики открылся Рэю в 1928 году, когда ему впервые в руки попал первый выпуск журнала Хьюго Гернсбека «Удивительные истории» и он с восторгом прочитал рассказ «Мир гигантских муравьев».
Предки Рэя Брэдбери по отцовской линии принадлежат к пуританам, которые в 1630 году пересекли Атлантику и поселились в Северной Америке. Семейное предание гласит, что в 1692 году прапрапрабабушку писателя Мэри Брэдбери приговорили к сожжению на знаменитом процессе «салемских ведьм».
Склонности к литературно-журналистской деятельности обнаружились у деда Рэя, издателя газет в штате Иллинойс, на рубеже 19 – 20 веков.
В двенадцать лет у Рэя уже была работа: каждую субботу он читал по местному радио рассказы для детей. Но время было сложное – в самом разгаре был экономический кризис, и отец потерял работу. В поисках заработка семья Брэдбери перебралась в Калифорнию. Здесь Рэй поступил в школу второй ступени. Но главным для него всегда оставалось чтение. Именно в школе мальчик впервые прочитал Хемингуэя и Томаса Вульфа. Будущее было для него определено. В двадцать лет он уже твердо решил, что будет писателем и никем иным.
По инициативе знакомого издателя писатель соединяет свои рассказы в роман о «Красной планете». Так и появились «Марсианские хроники» (1950г.), принесшие ему общенациональную, а затем и мировую известность. На гребне этого успеха Брэдбери выпускает сборник новелл, повести и романы. В его книгах отразилось ощущение периода «железного занавеса», когда Россия и Америка находились в конфронтации, поэтому во многих его произведениях проходят темы грядущей атомной войны и последующего вымирания человечества. Возможно, программным здесь можно считать произведение «Будет ласковый дождь». В него вошли и стихи.
В 1937 Рэй Брэдбери становится членом лос-анджелесской «Лиги научных фантастов».
Пожалуй, мало кто из американских прозаиков послевоенного времени мог похвастаться столь интенсивной творческой производительностью и постоянной любовью читателей. В чем же секрет непреходящей популярности Рэя Брэдбери?
Сам писатель объясняет ее тем, что он «сохранил ребенка внутри» себя и не дает ему состариться. Отсюда и происходит его специфическое мироощущение, резко контрастирующее с настроением большинства американских фантастов. Подчеркнуто романтическое восприятие реальности как неиссякающего «кольца чудес» позволяет ему сохранить веру в то, что в жизни каждого, даже самого обыкновенного человека, должно найтись место для радости и чуда.
Любопытно, что Брэдбери редко забегал в слишком далекое будущее. События большинства его произведений отнесены к 1999 – 2026 годам.
Тема атомной войны продолжена и в романе «451 градус по Фаренгейту» (1953г.). Брэдбери создал запоминающийся образ тоталитарного государства, в котором нет места для культуры. Ее заменило телевиденье. Но человек не может существовать без книг. Как же выжить, сохранить то, что накоплено предшествующими поколениями? Автор не дает готовых решений, он просто спрашивает людей, что будет с ними, если победит интеллектуальный стандарт. Он создает свой вариант романа-утопии, продолжая традиции Е. Замятина, О. Хаксли и Д. Оруэлла.
Свои футуристические прогнозы Брэдбери попытался представить в журнале «Футурния фантазия», выходившем в 1939 – 1940 годах. Его прогнозы отличались тем, что писатель стремился воздействовать на своего читателя, передавая вкус вещей, их форму и цвет. Своеобразным обобщением вещизма Брэдбери можно считать рассказ «Чепуховинка».
Нестандартность мышления, его непохожесть на других фантастов, нежелание описывать покорение далеких планет и действие фантастического оружия привели к тому, что только в восьмидесятые годы он был удостоен специальных наград – премии «Гендальф» в 1980 году и премии Ассоциации американских писателей-фантастов «Великий мастер» в 1988 году.
Рэй Брэдбери написал более 800 рассказов, повестей, романов, пьес, кино, радио- и телесценариев, статей, заметок, предисловий, интервью и три сборника стихов. Кроме того, как автор десятка пьес, составивших три сборника, в качестве режиссера и продюсера Брэдбери принимал участие в постановке на сцене.
Кинематограф привлекал писателя еще с детства, книги, кино и цирк сопровождали его всю жизнь. Самым известным киносценарием, созданным Рэем, является экранизация романа «Моби Дик» Г. Мелвилла. В жизни он слывет чудаком, который, с одной стороны, старается быть в курсе всех технических новинок, с другой, предпочитает велосипед остальным средствам передвижения.
Место искусства в фантастическом мире Рея Брэдбери
Брэдбери предупреждает нас о том, что когда-нибудь настанет такой период на Земле, что людям некогда будет остановиться, забыв всю суету жизни, и просто любоваться закатом, ночным звездным небом, цветами, растущими вдоль дороги к дому... Он боится, что красота и уникальность мира, в котором мы живем, утратит для человека свое значение, что нельзя будет посвящать стихи великолепию природы – это станет запретным.
А страшнее всего то, что может появиться общество, получающее удовольствие от уничтожения знаний и прекрасного, и, как следствие, это приведет к «истреблению» цивилизации. «Жечь было наслаждением. Какое-то особое наслаждение видеть, как огонь пожирает вещи, как они чернеют и меняются» (2; стр. 5). И скорее всего будут и те люди, которым небезразлично их будущее, будущее детей, которые всеми силами будут стараться сохранить искусство, оставленное предками. Но будут и те, перед которыми встанет нелегкий выбор: «Человек всегда обречен выбирать или Зло, или Добро» (2; стр. 643). Такие, как Джим Найтшед («Надвигается беда» 1962 года), не осознающие правду жизни до конца, колеблющиеся между своими желаниями и совестью. Совестью Джима был его лучший друг Вили Хэллоуей, всегда готовый поддержать и выручить. Он и помог ему сделать правильный выбор, как и Рэй Брэдбери помогает сделать выбор нам, ярко описывая наше будущее. Писатель предупредил. Что делать дальше: пускать на самотек или попытаться препятствовать – решать уже нам.
Фантастика – литература о небывалом, а фантасты – «…разведчики Будущего в Настоящем» (2; стр.647). От нее ждут раскрепощения умов, оригинальных идей, прогнозов на будущее.
«…фантастика, словно предсказатель, нервно шарит рукой в двух шагах от переднего края настоящего, невзначай ухватывает непонятные детали, случайно угадывает не то, что хотела угадать, и дает своим находкам неточные названия. Иногда, впрочем, исключительно удачные…» (6; стр. 335 – 336). Между тем большинство фантастов используют «небывальщину» или, строго говоря, «фантастическое допущение» как предлог, чтобы поговорить с читателем о «вечных проблемах», повлиять на общественное настроение, наконец, предупредить о грядущих неприятностях.
В произведениях Брэдбери четко прослеживаются проблемы культуры и искусства в обществе. В культурном развитии человечества, пожалуй, нет понятия более важного, чем красота. «Красота всегда была целью и главным признаком художественно совершенного произведения». (6; стр. 177). Она бесспорная ценность, ради которой, возможно, и существует искусство, которое мы обязаны уберечь. В своих рассказах писатель сочувствует прежде всего людям искусства и даже больше его ценителям, нежели всем прочим. Зачастую при этом на страницах своих книг он жестоко расправляется с черствыми людьми, лишенными фантазии, теми, кто препятствует нормальной жизни творческих людей, самовыражению, общению, кто сводит культуру к условностям, массовости, стандартизации, делает жизнь сухой и скучной.
В повести «Марсианские хроники» главный герой с откровенной болью описывает сжигание книг, но потом хладнокровно убивает с десяток живых людей, при этом обставляя убийства с завидной фантазией. А вот в другом романе «451 градус по Фаренгейту» как раз все наоборот: Монтэг не скрывает своего удовольствия от процесса сжигания книг, но это лишь вначале, до того, пока он не влюбляется в Клариссу. Но одному или двум людям невозможно пойти против остальных, как бы ни было это печально. И что в итоге? Мир, отказавшийся от книжной мудрости как от выдумки и лжи, гибнет.
Но, будучи оптимистом, Брэдбери завершает эту историю ноткой надежды, сохраняя людей, несущих взамен сожженным книгам живые слова в своей памяти.
Произведения Рэя Брэдбери оставили неизгладимое впечатление. Прочитав «Улыбку», я решила сделать свою иллюстрацию к этой новелле, отнюдь не лишенную символизма.
В этой истории перед нами встает ужасающая картина жестокого обращения общества с остатками культуры, о нежелании двигаться вперед, об отрицательном отношении к прогрессу. Сам Р. Д. Брэдбери говорил: «Прогресс неизбежен. Главное, чтобы этот прогресс не раздавил человечество. Глобальное потепление, атомная бомба, массовое ожирение, загрязнение окружающей среды - все это дети прогресса. В то же время без прогресса невозможно и развитие человечества. Как же мы попадем к звездам, если откажемся от прогресса? Я думаю, что однажды наша цивилизация перерастет прогресс, и он станет не нужен, но пока до таких высот нам еще далеко. Ключ к успеху зарыт не в прогрессе, а в самих людях».
Именно в людях, которые не всегда могут трезво оценить ситуацию и руководствуются принципом большинства, не имея при этом своего собственного мнения.
Так и в «Улыбке» нет подлинных ценителей искусства, есть лишь недовольство послевоенной жизнью, озлобленность, недоверие и недопонимание, «ненависть ко всему, что связано с прошлым» (3; стр.8). Протест, но против чего? Это лишь забава, даже способом самовыражения это не назовешь, лишь развлечение – глумиться над прекрасным. Они называли это местью или «последней подлостью». И к чему это привело в 2061 году? К тому, что «Города – груды развалин, дороги от бомбежек – словно пила, вверх-вниз, поля по ночам светятся, радиоактивные…» (3; стр.9).
Но вдруг среди мрачной необразованной толпы появляется мальчишка – «человек, у которого душа лежит к красивому» (3; стр.10).
Толпа «ценителей», больше похожих на животных, все же уничтожила эталон красоты 16 века. «Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы» (3; стр.11). Один лишь Том, буквально влюбившийся в нежную улыбку Моно Лизы, сохраняет ее в клочке вырванного холста – в кусочке света, заполнившего его душу и сердце.
Множество художников при оформлении иллюстраций к фантастике используют графику. Возможно, это и символичнее, проще разделить на «черное» и «белое», на тьму и свет, на плохих и хороших. Я попробовала выполнить иллюстрацию в стиле коллажа, но, по-моему, при этом утратилась острота поставленной автором проблемы. А в следующей работе в стиле графики, наоборот, удачно обнажились символичные контрасты. Черная глупая толпа уничтожает свет – искусство. Единственный выбравшийся оттуда светлый и добрый мальчик, сердце которого открыто для красоты, убегает из руин мрачного города – последствия разрушений самих людей.
Я долго работала, пытаясь создать контраст, отлично показанный в новелле, и эту особую грусть по прошлому и надежду на лучшее будущее, а также безнадежность.
Все образы иллюстрации должны отражать мысль автора об обреченности мира, в котором утрачено чувство прекрасного, поэтому я рисовала все, что привычно для нас, что вызывает трепет души у восторженных людей, но в том, новом мире, изуродовано сознанием безликой массы. На моей иллюстрации сама природа скорбит о трагической ошибке человечества. Облака, низкие, похожие на бесформенные булыжники, словно кара для людей за грехи. Мертвые деревья тянут голые ветки-проволоки к небу, на котором никогда уже не будет спасительного солнца. Потрескавшаяся земля грозит бездной. Трава похожа на мусор цивилизации. На фоне природы – деяния рук человеческих: однотипные руины многоэтажек, выбоины оконных проемов. А вот и сам человек: безликие тени, без возраста, без лиц, без характера, одежда – мешковина. Люди зомбированной колонной уходят в неизвестность…
У мальчика нет лица: это не самое важное. Есть светлая душа и желание вырваться из гнетущей действительности, поэтому его фигура находится в динамике: гордо поднятая голова, решительный шаг в выбранном направлении, рука, защищающая сердце…
(см. №3 в приложении).
№1 Рей Брэдбери.
№2 – Цветная иллюстрация к новелле «Улыбка» (автор – Багумян Анна, ученица 10 класса)
№3 - Иллюстрация к новелле «Улыбка»(автор – Багумян Анна, ученица 10 класса)
Заключение
Работая над этим рефератом, я неоднократно меняла свое отношение, каждый раз добавляя что-то новое, но неизменным оставалось одно – мое мнение, что искусство занимает далеко не последнюю роль в жизни общества. И страх потерять все, накопленное десятками поколений, присутствует теперь во многих.
Люди должны прислушиваться к произведениям Рея Брэдбери, ведь, как и у большинства фантастов, его прогнозы сбываются; в нашем случае будущее неутешительно. Мне бы не хотелось жить в таком мире, где бы не было возможности читать книги или заниматься живописью, скульптурой, музыкой или поэзией. Человек привык жить среди искусства, просто не замечая его вокруг, не обращая внимания на живописный вид фонтана в парке или на уникальное здание магазина. Прохожие не понимают, что это труд сотни людей: архитекторов, строителей, дизайнеров.
Люди слишком заняты своими порой незначительными делами, не оставляя времени лицезреть всю красоту вокруг. Все это может привести к тому, что люди разучатся чувствовать и воспринимать прекрасное – единственное, что отличает живые существа от искусственного разума, то есть от роботов.
Одно предсказание писателя уже сбылось: телевиденье заменило людям книги. Это весьма печально. Общество не задумывается о том, что, может быть, все ценное для нас сейчас завтра назовут «излишками прошлого» и объявят злом.
Поэтому роль искусства в произведениях фантастов огромна. Правда, кое-какие вопросы остаются открытыми, а проблемы нерешенными. Возможно, в следующей работе я постараюсь разобраться и с ними.
Список литературы:
1. Брэдбери Р. Д. Надвигается беда – Эксмо 2005 год
2.Брэдбери Р. Д. О скитаньях вечных и о Земле – Правда 1987 год
3. Брэдбери Р. Д. Улыбка. Рассказы. Марсианские хроники – Детская литература 1993 год
4.Энциклопедия Всемирная литература – Аванта+ 2001 год
5. Энциклопедия Кто есть кто в мире – Слово 2004 год
6. Энциклопедия Человечество 21 век - Аванта+ 2003 год.