Проектно-исследовательская работа на тему «Искусство деревянного зодчества Подмосковья»
ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
Кафедра методики преподавания дисциплин
художественно-эстетического цикла
Итоговая практико-значимая работа
«Искусство деревянного зодчества Подмосковья»
Деевой Натальи Леонидовны,
учителя музыки МБОУ «Школа №27» г. Балашихи,
Москва 2019
Оглавление
Введение………………………………………………………………………… 3
1. Из истории русского деревянного зодчества………………………………. 4
2. Искусство деревянного зодчества Подмосковья
(компьютерная презентация с методическими комментариями) …………… 6
Заключение………………………………………………………………………14
Используемые источники……………………………………………………… 15
Приложение 1. Изображения памятников русского деревянного зодчества
Введение
Обеспечение духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.
В 2017 и 2018 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Следующая ступень развития гражданина России — это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно‑исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Мы – учителя, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян; приобщать их к изучению культуры и искусства, образцов лучших памятников деревянного зодчества Подмосковья, опираясь на национальные традиции, обращаясь к содержанию истории своей семьи, рода, жизненного опыта своих родителей, предков.
Таким образом, тема данного проекта является актуальной.
Цель итоговой практико-значимой работы:
обмен и распространение опыта освоения современных методов и технологий в процессе изучения культуры и искусства деревянного зодчества Подмосковья и применение полученных знаний в профессиональной деятельности учителя.
Задачи работы:
изучить и обеспечить принятие базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций, изложенных в Концепции духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации;
оказать методическую и практическую поддержку учителей по изучению и пропаганде художественных и исторических образцов культуры и искусства деревянного зодчества Подмосковья;
совершенствовать профессиональную компетентность, интеллектуальное и творческое развитие педагогов образовательных учреждений в приобщении юного поколения к культурным ценностям Подмосковного края;
повышение педагогического мастерства учителя в обеспечении духовно‑нравственного развития и воспитания личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни;
содействие возрождению традиций народной национальной культуры деревянного зодчества.
Из истории русского деревянного зодчества
В России первые деревянные церкви появились ещё до крещения Руси князем Владимиром. С распространением христианства быстро развивается деревянное храмостроительство.
Для строительства деревянных церквей были все необходимые условия, ибо в наших землях, преимущественно лесных, умели строить из дерева, и мастера хорошо владели строительным ремеслом.
Насколько просто и скромно выглядели деревянные храмы внутри, строго соблюдая принятые традиции, настолько причудливо и богато были украшены они снаружи. Готовых форм в дереве не было, и мастерам приходилось брать их с храмов каменных. Безусловно, повторить их в дереве было во многом невозможно, но переосмысление этих канонов практиковалось широко и успешно.
Формы древних памятников деревянного зодчества отличаются совершенством, суровой красотой и логичностью конструкций. Нужны были века для того чтобы выработать эту совершенную красоту.
Деревянное зодчество медленно формировало свои традиции и бережно их хранило. Когда в столицах уже повсеместно строили каменные храмы в стиле классицизма, на Севере России и в дальних селениях еще продолжали возводить деревянные церкви, выдержанные в древних традициях.
С самых древних времен обработка древесины и строительство из нее было делом привычным и широко распространенным на территории Руси. Строили много. Этому способствовали и частые пожары, и миграции населения, и недолговечность материала. Но все же для строительства деревянных храмов приглашали артели опытных мастеров, во главе которых стояли старосты (от немецкого «мастер»).
При строительстве традиционно использовали два способа крепления бревен:
«в обло» — при помощи вырубания в концах бревен соответствующих углублений, и «в лапу» («в шаг») — в этом случае выпускных концов нет, а сами концы вырубались так, что схватывались друг с другом зубцами, или «лапами». Ряды собранных венцов назывались срубами, или стопами.
Крыши храмов и шатры покрывались тесом, а главы лемехом. Подгонялись они с большой точностью и только в верхней части крепились к основе особыми деревянными «костылями». Во всем храме от основания до креста не применялись металлические детали. Связанно это, в первую очередь, не с нехваткой металлических деталей, а с умением мастеров обходиться без них.
Для строительства храмов широко использовались те породы древесины, которые в изобилии произрастали на данной территории; на севере чаще строили из дуба, сосны, ели, лиственницы, на юге — из дуба и граба. Для изготовления лемеха применяли осину. Подобные крыши из осинового лемеха практичны и привлекательны, они не только издали, но даже с близкого расстояния производят впечатление посеребренной кровли. Важной особенностью древнего зодчества являлся тот факт, что в немногочисленном плотницком инструменте отсутствовали пилы (продольные и поперечные), которые, казалось бы, были столь необходимыми. Вплоть до петровской эпохи плотники не знали слова «строить»; они не строили свои избы, хоромы, церкви и города, а «рубили», почему и плотников именовали иногда «рубленниками».
К простым формам деревянного церковного зодчества относятся часовни и колокольни.
Приложение 1 (рис.1)
Наиболее распространенными в древности были часовни в виде изб с маленькой главой или просто крестом, в летописях подобные часовни упоминаются как «клетские».
Приложение 1 (рис.2)
Шатровые храмы были обыкновенно очень большими по объему и имели значительную высоту. Кровельное покрытие таких храмов устраивалось «кругло» (многогранником), а форма получила название — «шатер».
Шатровые храмы значительно отличались от клетских планом и своим сильно подчеркнутым стремлением вверх. Они изумительно красивы, просты и вместе с тем очень рациональны — это глубоко национальная форма.
Приложение 1 (рис.3)
Разносторонняя деятельность Патриарха Никона не могла не коснуться и деревянного церковного зодчества. Патриарх запретил рубить шатровые храмы как не отвечающие древним традициям, ибо только круглый сферический купол отвечал идее о вселенском характере Церкви.
Отличительной чертой таких храмов был клетский тип основного объема и четырехскатная крыша в виде большого купола, покрытого лемехом, на котором устраивали несколько глав.
Приложение 1 (рис.4)
Многоверхие храмы представляли формы с тем лишь отличием, что в декоративном убранстве их появляются дополнительные маленькие главы от девяти и более.
К самым сложным, вобравшим в себя все предшествующие формы, относятся многоярусные храмы, которые начали рубить с конца XVII в. Ярким примером служит Церковь Преображения (1714) в бывшем Кижском погосте.
Даже достаточно пышный по убранству иконостас, столь ярко выступающий в восьмигранном интерьере храма, не производит того впечатления, которое оставляет внешний облик этой небывалой церкви. По преданию, мастер, закончив постройку церкви, сказал: «Не было, нет и не будет такой». Этот храм — венец деревянного храмостроительства Руси. Талант русских мастеров и любовь к Матери Церкви породили на Русской земле удивительные примеры деревянного храмостроительства.
В украшение иконостасов деревянных храмов вводились элементы резьбы и росписи по дереву, дополнительные декоративные элементы. Большинство иконостасов было выполнено в барочном стиле и даже встречались иконостасы в стиле ампир. Резали иконостасы для таких храмов крестьяне.
К концу XIX в. в деревянной архитектуре постепенно нарастает тенденция упадка. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, со второй половины XIX в. увеличилась миграция населения из отдаленных сел в города. Во-вторых, из-за недостатка средств и желания сохранить храм ремонты проводились без учета сохранения сложных форм.
В 1904 году художник И. И. Билибин настоятельно призвал беречь «от варварских ремонтов и вандальского уничтожения» древние деревянные церкви, убеждал сохранять их «как этнографические реликвии от прошлого времени»
События октябрьского переворота 1917 г. поставили деревянную церковную архитектуру на грань почти полного уничтожения. Прекратились научные исследования. Часть храмов была разобрана на дрова, другие приспосабливались под жилье и хозяйственные постройки. Остальные храмы без надлежащего ухода вскоре превратились в груды бревен. Такие картины можно встретить и сейчас в северных районах России.
Лишь в начале 40-х гг. светская власть обратила внимание на деревянную архитектуру. Были проведены первые экспедиции, но началась война, и работы прекратились.
Систематическое изучение деревянного храмового зодчества возобновилось в послевоенные годы.
«На древние русские деревянные церкви следует обращать особое внимание. Большая часть их уже заменена новыми каменными, построенными в новейшем вкусе, а прежние оставлены на произвол судьбы и с каждым годом быстро уничтожаются от разных причин, часто не оставляя и следов своего существования. Пройдет еще немного времени и в России останется весьма мало данных для археологических изысканий по этому предмету».
В конце 80-х гг. XX в. церковная жизнь оживилась, возобновилось строительство новых деревянных храмов и часовен. В большинстве случаев они, как и в старые времена, стали появляться там, где прежде совсем не было храмов. Это новые рабочие поселки, новые районы крупных городов или даже целые города.
Образцы деревянного зодчества, дошедшие до нас, являются во многом уникальными и в точности не повторяют друг друга, поскольку были созданы великими умелыми мастерами.
Деревянное церковное зодчество является искусством, сохранившим свой национальный характер благодаря тому, что оно самостоятельно переработало и совершенно поглотило все чужие элементы, византийские или западные, которые к нему притекали. Это было искусство, созданное путем долгих раздумий и опыта, производящее глубокое впечатление мудрой устойчивостью традиций, единством стиля и величием образного содержания. Оно было соборным: от Бога.
И очень хотелось бы, чтобы тоненькая ниточка, связывающая нас с прошлыми поколениями, не обрывалась, а будущие поколения берегли крупицы народного искусства.
Национальная культура входит в наше сознание вместе с генами родителей. С культурой других народов мы знакомимся уже с позиции родной культуры. И чем раньше ребенок придет к пониманию и осмыслению культуры своего народа, тем больше проникнется чистотой народных ценностей, тем роднее и ближе она станет.
Таким образом, изучая культуру и искусство деревянного зодчества Подмосковья мы
формируем у ребенка позицию верности своей стране и солидарности с её народом, чувство гордости за своё Отечество, малую родину, где гражданин родился и растет, готовность к служению Отечеству.
Это способствует воспитанию высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
2. Искусство деревянного зодчества Подмосковья
(компьютерная презентация с методическими комментариями)
Слайд № 1-2 (цели и задачи компьютерной презентации)
Слайд № 3
(песня «Деревянные церкви Руси», исполняет группа «Черный кофе»)
В старину на Руси из дерева строили всё – храмы и часовни, крепости и дворцы, дома и хозпостройки, города и села, и всё вышесказанное определяло облик не только отдельных построек, но и целых поселений. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли, сохранившиеся и сегодня на территории Московской области.
Построенный в XVII веке дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском современники называли восьмым чудом света.
Более стойкая к испытанию временем каменная архитектура сохранила множество приемов, зародившихся еще в народном деревянном зодчестве.
Слайд № 4
Зеркало многострадальной русской истории: деревянный
Храм великомученика Георгия в Долгопрудном.
Храм не мог не поразить своей исключительной, свойственной лишь старым деревянным церквям, молитвенной атмосферой и удивительной, местами почти невероятной, историей.
Слайд № 5
В 1774 году согласно прошению владельца села князя Александра Алексеевича Долгорукова, старая обветшавшая церковь великомученика Георгия была перенесена из села Старбеева в деревню Гнилуша. Деревянная клетского типа церковь была разобрана и заново возведена на новом месте.
К 1838 году церковь святого Георгия снова пришла в ветхость. Клировые ведомости тех лет сообщали, что утварью церковь скудна, причт отсутствует.
Слайд № 6
По местной легенде в годы Отечественной войны 1812 года Георгиевский храм подвергся поруганию - "в храме нашем Наполеон лошадей ставил", что вполне может быть вероятным.
После революции, в первые годы советской власти при храме действовал церковный совет - "Двадцатка", который решал вопросы церковного характера, вел работы по содержанию и благоустройству помещения Георгиевского храма.
В 1946 году церковь возвратили верующим. Ее настоятелем стал протоиерей Николай Иванович Рафальский (1896-1967), прослуживший при храме 9 лет. При нем церковь была обшита вагонкой, внутри обновлена роспись.
Слайд № 7
Церковь из дуба и мореной сосны срублена в "обло", как говорят "без единого гвоздя".
Отапливается церковь русской печью, сложенной в притворе.
Слайд № 8
Над боковыми входами в храм, располагались окна. Они были большие, прямоугольные с тесовыми наличниками.
Слайд № 9
Увлекательным местом посещения достопримечательностей может стать частный музей под названием Славянский Кремль. Он создан русским землепроходцем Сундаковым во славу Земли русской. На территории Кремля воссозданы:
Славянский Храм;
Княжий Терем;
Языческий Храм;
Ветряная шатровая мельница;
Изба-музей.
Слайд № 10
Интересным местом является Церковь Георгия Победоносца.
Ее строительство в городском микрорайоне было начато благодаря благословению митрополита Ювеналия после ходатайства инициативной группы православных. Новая деревянная церковь украсила юго-восточную городскую окраину. Шатровое, прекрасно стилизованное здание имеет колокольню и боковые притворы.
Слайд № 11
Село Тарычево Ленинского района
Усадьба Тарычево, известная с XVII в., складывалась постепенно. В 1760-1780-х гг., когда имение принадлежало гр. Е. И. Головкиной, здесь находились деревянный одноэтажный дом с регулярным парком и церковь.
В конце XIX в. имение приобрел Д. А. Расторгуев, устроивший здесь церковно-приходскую школу, а также поставил небольшую конюшню и деревянный манеж.
Деревянная церковь в честь Рождества Божией Матери построена в 1678 г.
В начале XX в. в Тарычево несколько раз приезжал Ф. И. Шаляпин и пел на клиросе храма, обладавшего прекрасной акустикой. В 1930-х гг. церковь закрыли. Ее постигла участь многих храмов Подмосковья: бесценные иконы сожжены, драгоценную церковную утварь разграбили, в здании устроили склад декораций.
Слайд № 12
Храм во имя Святого Великомученика Георгия Победоносца
Храм расположен недалеко от подмосковного села Мамоново, в тихом уголке Ленинского района Московской области на православном Мамоновском кладбище. Храм построен в 2001 году по образу и подобию древних храмов Северной Руси мастерами из г. Владимира. Это однокупольный храм, созданный в типичном для древнерусского деревянного зодчества шатровом стиле с небольшой шатровой же звонницей. Приход относится к Видновскому благочинию Московской Епархии.
Первоначально храм предназначался для заупокойных богослужений, но вскоре было принято решение сделать его приходским для жителей близлежащих деревень. Великое освящение Георгиевской церкви и первую Божественную литургию совершил 29 августа 2004 г митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; настоятелем был назначен священник протоиерей о.Сергий (Ефимов). Храм открыт ежедневно, несколько раз в неделю в нём совершается Божественная литургия. При храме открыта воскресная школа, создаётся библиотека, а по праздникам для всех прихожан устраивается общая трапеза.
Слайд № 13
Васильевское. Церковь Николая Чудотворца.
Старинная церковь в глубине села Васильевское появляется перед глазами как-то неожиданно, но особого впечатления сначала не производит – захламлённая территория вокруг мешает наслаждаться резной красотой. Церковь полностью деревянная, почти чёрного цвета от старости. Даже купол выполнен из резного дерева.
Никольская церковь – всё, что осталось от старинной дворянской усадьбы – датируется 1689 годом (дважды реставрировалась в прошлом веке: в 1969 м и в 1980 м годах). Храм как памятник архитектуры имеет огромную научную и художественную ценность.
В советское время церковь была закрыта и использовалась под склад зерна. Во время реставрации в 1969 году разобрали колокольню. А 19 декабря 1993 года храм был передан Русской Православной Церкви, и в нём возобновлены богослужения. Они совершаются только по субботам, в престольные праздники Святителя Николая (19 декабря и 22 мая) и на большие православные праздники.
Слайд № 14
Десна - Покровская церковь
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в ТСЖ "Покровское" у деревни Ватутинки Ленинского района Московской области. Деревянный шатровый храм под звоном, один из наиболее удачных примеров постройки в формах деревянного зодчества в Подмосковье. Выстроен по проекту Л. А. Ткаченко на средства А. В. Куимова. Церковь построена в старинном русском стиле, внутри установили резной иконостас работы суздальских мастеров. В подклете крестильная Сергиевская церковь.
При храме построен Православный центр, в котором разместились начальные классы Троицкой православной гимназии, здесь же проходят занятия воскресной школы и семейного фольклорного клуба «Братчина».
Святыни. В храме особо почитается икона св. Симеона Верхотурского с частицей мощей. Под горой, недалеко от храма находится святой источник, над которым выстроена деревянная часовня в честь Новомучеников и Исповедников Российских.
Слайд № 15
Звездный городок - Преображенская церковь
Церковь Преображения Господня в Звездном городке Щелковского района Московской области. Крупная деревянная церковь, возведённая в 2008-2010 попечением А. Н. Кузнецова и др. благотворителей. Ярусная многоглавая постройка эклектичной архитектуры со сложным планом, завершённая ярусом звона под шатриком. В цоколе придел Михаила Архангела. Освящена патриархом Кириллом 28 ноября 2010.
Своими очертаниями храм в Звёздном городке удивительно напоминает стоящий на стартовой площадке космический корабль.
Слайд № 16
Уникальный, единственный в своём роде четырёхъярусный иконостас — вырезанный из сибирского кедра потомственным резчиком Родионом Исламовым из города Кодинска Красноярского края с помощниками, которые более двадцати лет строят деревянные церкви и режут иконостасы.
Кроме потрясающего чисто внешнего, эстетического восприятия, этот иконостас привлекает к себе внимание ещё и тем, что два его верхних яруса, в отличие от иконостасов классических, довольно заметно наклонены к центру, как бы в нарушение законов физики. Но это вынужденное решение, продиктованное, прежде всего, своеобразной формой храма, создаёт особый эффект — близости Горнего мира, в русской философии обозначает Космос как истинный предвечный мир, содержащий в себе творческий замысел мира идеального, разумного, богосообразного, как богозаданного, что, несомненно, усиливает впечатление от службы и молитвенный настрой всех присутствующих.
Слайд №17
Храм-крестильня Ксении Петербургской в Дубне
Территория обнесена бревенчатым забором с башнями. Вся архитектура, включая тесовые крыши и декор, выдержаны в стиле русского деревянного зодчества XVII века. Вцелом, ансамбль напоминает небольшой северный монастырь или скит. Сходство увеличивает окружающий сосновый бор и отсутствие вблизи современных построек.
Слайд № 18
Подворье Зачатьевского женского монастыря с Храмом Покрова Божией Матери находится совсем недалеко от Москвы, в поселке Барвиха, на небольшом живописном участке земли, среди огромных вековых сосен.
В 1910 г. настоятельница Зачатьевского монастыря игуменья Мария обратилась к митрополиту Московскому и Коломенскому Владимиру с прошением о строительстве здесь церкви. Проект храма был заказан архитектору А. А. Латкову, ранее построившему сам хутор при Зачатьевском монастыре.
В 1923 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, а спустя два года закрыли и Покровский храм. Монахини были выселены, большинство из них вскоре были вывезены со станции Барвиха в товарном вагоне в неизвестном направлении и бесследно исчезли. Некоторые были сосланы, другие какое-то время скрывались в соседнем лесу, живя в землянках. а сам хутор переименовали в поселок имени 7-ой годовщины Октябрьской революции.
В 1928 году Покровская церковь была закрыта. Некоторые из икон местным жителям удалось сохранить. Через два года деревянный храм разобрали. Сруб перевезли в соседнюю деревню Ромашково, где из его бревен построили школу. Она простояла до 1990-х годов, когда сруб снесли, бревна пустили на дрова.
В начале 1990-х гг. здесь сложилась община верующих, усилиями которых 9 июля 1996 г. в Барвихе заложен новый Покровский храм – близкая копия прежнего. Большая икона Покрова Пресвятой Богородицы, написанная на цинке, помещавшаяся над входом, ныне передана в возрожденный храм.
В настоящее время храм действует и продолжает благоукрашаться.
Слайд № 19
Деревянная, рубленная “в обло”, Церковь Богоявления (1674 г.; перестроена в 1730,1756 гг.), увенчанная небольшим восьмеричком с главой, некогда стояла в селе Семеновском Пушкинского района Московской области. Как особо ценный памятник архитектуры Подмосковья, она была перевезена в Истру на территорию областного музея деревянного зодчества. Интерьер церкви украшал тябловый иконостас, иконы XVI — XVII веков были в 1966 году переданы в Музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
Храм на подклете с пятигранным прирубленным алтарем и трапезной, над которой когда-то возвышалась шатровая звонница, был, пожалуй, лучшим экспонатом музея.
Специалисты отмечали, что редкий для Подмосковья памятник церковного деревянного зодчества прекрасно сохранял архитектурно-конструктивную основу XVII — XVIII веков.
Церковь Богоявления из села Семеновское сгорела в сентябре 2000 года в результате замыкания электропроводки. Пожарные боролись с огнем в течение часа, но отстоять памятник не смогли.
Деревянные церкви Руси-
Жемчуга в ожерелье России.
Перекошены плечи нагие,
От природой приложенных сил.
Вас стегали хлыстами века,
Где людей темнота без просвета.
Но бессмертное "долгие лета"
Поднималось опять в облака.
Деревянные церкви Руси
Столько слышали горьких признаний,
Грешно-праведных душ покаяний:
-Лик святой, сохрани и спаси!
Пламя ваши лизало столпы
В годы смутные, в годы безволья.
Только шли к вам с мольбой и с любовью,
Чтоб исполнить земные мечты.
До сих пор, как безмолвный укор,
Ваших окон, погасших глазницы.
И в часовнях, разрушенных птицы
Постоялый устроили двор.
Поднимались из самых руин,
Возрождались, как Феникс, из пепла.
Вместе с духом, и вера окрепла,
Вслед за сменой времен и картин.
Деревянные церкви Руси-
Вы как сущность и совесть России.
Ты беспечные мысли мирские
Светлым чувством сюда принеси.
Наталья Кудрявцева
Русская деревянная архитектура создавалась талантом и трудом многих поколений зодчих-плотников. Отбирая и совершенствуя все лучшее, они выработали в дереве конструктивные приемы, соответствовавшие свойствам этого материала, разработали самобытную систему архитектурных форм, ставшую основой национальной русской архитектуры.
Наибольшее применение в зодчестве находили хвойные породы – сосна, лиственница, ель, – ибо они обладают многими ценными в строительном отношении качествами. Прямизна и отсутствие дуплистости позволяли сплачивать бревна в стены, а также раскалывать бревна по слоям для получения пластин и теса. Смолистость этих пород обеспечивала хорошую сопротивляемость гниению.
Мастера плотнического дела
Слайд № 21
Деревенька Агарково, кажется, совсем затерялась среди лесов и полей дальнего Подмосковья. Однако маршрут сюда прочно проложен не только из Москвы, но также из многих других русских, и не только, городов. Дело в том, что в Агаркове живет одарённый человек, художник, мыслитель, мастер плотнического дела — Александр Билецкий.
Для него строительство любого храма, каменного или деревянного, подобно писанию иконы, что есть не что иное, как деятельная молитва ко Господу. А молитва не терпит суеты, торопливости и лицемерия. Свою работу строитель церкви выполняет так, чтобы душа поколений радовалась храму сотни, а, может быть, и тысячи лет.
На строительство деревянной части храма «клетского» типа с деревянной кровлей уходит девять месяцев.
Девять месяцев требуется на создание, как и у человека, а потом его так же и «вырастить» надо. Настоящий русский храм рубится из калиброванного, то есть, подобранного по размеру, отборного бревна. Бревно везется с Севера, где древесина плотнее. Задача строителей — так раскрыть дерево, чтобы храм магнитом тянул бы к себе людей — верующих и неверующих. Но чтобы храм притягивал, он должен быть построен «по-божески», то есть с соблюдением всех мер и пропорций.
В основе древнерусской системы мер простая идея — человек.
Раз Господь в таких пропорциях и такой мерой создал человека, то и людям надлежит преображать мир по Божьей мере. И когда этот принцип учтен, тогда получается всё благолепно. Человек по природе своей тянется к красоте, но если эта красота содержит еще и тепло, то она особенно привлекательна… Деревянные церкви очень близки человеку. Они, подобно ему, ранимы и уязвимы. Храм из дерева боится огня и воды, как и все мы, нуждается в заботе и любви.
Техника домовой резьбы
Слайд № 22
Трудно помыслить, что вручную, топором тесали уйму досок, необходимых для покрытия теремов дворца, хотя и обладали древние плотники сноровкой в раскалывании бревен вдоль клиньями.
Еще не редкость встретить в Подмосковье резные солнца на наличниках и воротах - образец «глухой» резьбы, древнейшего приема в украшении изб. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным.
А и минуло то поколение,
Не осталось от них даже отчества,
Да стоят на Руси рук творения
Мастеров деревянного зодчества...
Слайд № 23
Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него «тьмы и навьев».
Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил – «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
Оформление окна дома - своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» – называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги - изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек.
Слайд № 24
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками внутри и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
Опять-развесистые липы
И склады бревен за избой;
Телеги вдоль дороги, скрипы,
Окно с затейливой резьбой...
Слайд №25
Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полу диск с лучами. Для древних славян Солнце ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом против всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь.
Слайд № 26
И хотя давно уже стали реликтами ветряные мельницы, риги, курные избы, но и их могут увидеть любознательные, не пугающиеся дальних дорог туристы. И если придется вам испытать усталость дальних переходов, то это с лихвой окупится встречей с прекрасным, имя которому - народное творчество.
Что же мы можем увидеть в Подмосковье? В первую очередь наибольший интерес вызывает дошедшая до нашего времени, хоть и в искаженном виде, архитектура патриархальной крепостной деревни. Ставшие по праву памятниками народного зодчества, эти постройки раскрывают перед нами незаурядный талант народных мастеров, у которых каждая деталь избы полна смысла и сработана с тонким чувством меры и красоты.
«Струганые стены, струганый пол,
струганый потолок. Шум березы над
окнами. Стол, позеленелый от
времени, некрашеный сундук, лавки
вдоль стен. Старые давние липы
да ели сошлись в эту избу и живут
здесь вот уже полвека другой,
тихой и замкнутой жизнью, без
шелеста хвои, без гула напряженных
солнечных листьев, без холодного
хода по телу весеннего сладкого сока».
Юрий Куранов «Память старой избы».
Слайд № 27
В этих усадьбах декоративные приемы в украшении домов восходят к временам Древней Руси. Помочи-консоли, наличники и ставни окон, испещренные замысловатыми линиями и солярными кругами, кружева подзоров, резьба «полотенца» - ветровой доски, прикрывающей коневую слегу, - все это будто сошло со страниц русских сказок.
Слайд № 28
Народный плотник обладал чувством соразмерности, чувством пропорций. Ему крайне необходимы были резные столбы крылец. Разумеется, не только укрыть крылечко от дождя и снега. Это, само собой. Но придать красоту своему дому. И эти избы с крыльцами действительно красивы. Вроде бы и малая форма, но она придает уют всему дому. Вот отчего в народном зодчестве крыльцу наряду с наличниками отводилась главенствующая роль.
Все реже и реже встречаешь приметы старой деревни даже в самых глухих уголках Подмосковья. Пусть. Не жалко. Но с ними исчезают народные постройки, отмеченные мудрой красотой плотницкого искусства. Трудно их сохранить на местах. Новая жизнь диктует новые формы быта. Все реже слышишь на крестьянских дворах звук пилы и удары топора. Уходят в прошлое поленницы дров, такие живописные для праздного глаза, но такие громоздкие, захватывающие территорию в полдвора, штабеля. Ныне вид крестьянского двора становится иным. На месте разобранного навеса, где покоилась трудяга-телега, посажены яблони. Там, где стоял амбар, белой кипенью обливаются по весне вишни. Двор крестьянский превращается в сад с тенистой беседкой, цветочными клумбами и дорожками, усыпанными гравием или песком.
Слайд № 29
А как же быть с постройками народных зодчих? Ведь они не нужны нам теперь, в современной жизни. Но разве постройки не заслуживают иной участи, чем быть разобранными на дрова?! Нет, они еще послужат нам наглядными образцами ушедших дней старой деревни. В том тяжелом крестьянском труде от зари до зари не угасала вера в лучшую долю, и рождалась под ударами плотницкого топора песня, которую забывать мы не вправе.
Но, в сказках деда, как в народном танце,
всё возвращалось на круги своя,
и в подтвержденье - утро, солнце в глянце
и на карнизах зайчиков игра.
И где б я не жил, где бы не скитался,
мне снится та-же дедова изба:
оконца, и полати, и лежанка,
и ностальгии сладкая тоска.
И верю я, что снова возродимся,
воскреснем, из природы исходя,
и Божьей волей снова возвратимся
в тот мир, что без единого гвоздя.
Виталий Мельник
Заключение
«Цель всеобщего эстетического воспитания – научить людей (начиная с ранних детских лет) понимать сущность «законов красоты», применять их в своей деятельности, жить по этим законам. Искусство – самое полное, концентрированное выражение «закона красоты», воплощенное в процессе творческой деятельности человека, прежде всего в художественных произведениях. Именно поэтому искусство (художественное творчество), не исчерпывая эстетического содержания жизни, должно лежать в основе всего эстетического воспитания», - писал Д.Б. Кабалевский.
Духовно-нравственное становление общества следует рассматривать как безостановочный процесс «вхождения» личности в деятельность, направленную на освоение опыта предшествующих поколений, ценностей культуры прошлого, настоящего и будущего.
Эти базовые национальные ценности лежат в основе изучения культуры и искусства Подмосковья, формируют «национальный духовный» характер человека, творческий, активный и деятельный.
Преобладание духовных мотивов жизни над материальными заложено в бесценном наследии примеров русского деревянного зодчества.
Цель педагога – стимулировать подрастающее поколение к общению и наслаждению подлинным, глубоким искусством, участию в культурной жизни общества; воздействовать на их нравственность; возрождать интерес к Подмосковной старине и к русской природе.
«Мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты! Надо во всей глубине переживать и показывать в произведениях искусства поэзию родной жизни и родных людей».
Современное образование все более усложняет знания и совершенствует профессиональные навыки, которые определяют дальнейшую жизнь отдельного человека и целого общества. Не менее важным для человека является пополнение личного духовного багажа, освоение культурного и природного наследия, книжных знаний, восприятие памятников искусства и общение с людьми, осмысление исторической памяти для сохранения и передачи будущим поколениям.
Участие в поисково-собирательной работе, знакомство с историческими фактами своей малой родины помогают учащимся узнать историю и культуру родного края, дают новые резервы для активизации творческих задатков, увеличивают круг интересов детей, способствуют развитию общеучебных умений и навыков.
Изучение народно-декоративного искусства, приобщение к культуре своего народа, изучение национальных традиций, промыслов, деревянного зодчества в курсе
«Культура и искусство Подмосковья» способствует развитию гражданской позиции подростков, формированию мировоззрения. Это порождает чувство гордости за свою страну, народ; проявляет чувство ответственности человека за благополучие страны.
В результате итоговой практико-значимой работы мною сделаны выводы:
Духовно‑нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотива‑ ционно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Используемые источники
Традиции просветительства в деятельности образовательных учреждений Подмосковья: сборник научно-методических статей / сост. и отв. ред. Г.П. Сергеева, И.В. Пигарева. – М.: ГОУ Педагогическая академия, 2015.
Интернет-сайт: http://www.pravoslavie.ru/put/3708.htm#rel34
Интернет-сайт: http://architecture.artyx.ru/
Интернет-сайт: http://www.liveinternet.ru/
Интернет-сайт: http://www.pravoslavie.ru/
Интернет-сайт: http://m-der.ru/
Приложение 1.
Изображения памятников русского деревянного зодчества
Храм клетского типа
Успенская церковь села Космозеро
Церковь Преображения 1679 года в селе Ижма
Церковь Преображения (1714) в бывшем Кижском погосте
17