12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Савельева Лариса Евгеньевна907
Россия, Карелия респ., Сортавала
10

Проектно-исследовательская работа «В чём секрет успеха произведений Рэя Брэдбери?»



МКОУ Сортавальского МР РК СОШ №1

 

Муниципальный конкурс исследовательских работ

и проектов «Заяви о себе»

В чём секрет успеха произведений

Рэя Брэдбери?

Синдром Вельда, или

поколение виртуального мира.

Область научных знаний: Филология

Авторы:

Киреева Валерия,

Папилина Екатерина,

обучающиеся 7 класса

Научный руководитель:

Савельева Лариса Евгеньевна,

учитель русского языка и литературы

г. Сортавала

2017 - 2018 г.


 

 1.ВВЕДЕНИЕ

1.1.Проблема исследования: Вечные ценности в рассказах Р.Брэдбери.

1.2.Объективная область исследования: Филология

1.3.Объект исследования: Изображение человеческих характеров и актуальных проблем современности в рассказах Р.Брэдбери.

1.4.Предмет исследования: Описание человеческих характеров и актуальных проблем на примере рассказов «Всё лето в один день», «Вельд», «Запах сарсапарели»

 1.5.Тема исследования: В чём секрет успеха произведений Рэя Брэдбери?

1.6.Цель исследования: Исследование характеров главных героев на примере рассказа «Вельд» в соответствии с понятием вечных ценностей.

1.7.Гипотеза исследования: Рассказы Рэя Брэдбери, затрагивающие важные нравственные темы, можно читать и воспринимать практически в любом возрасте.

  1.8.Задачи исследования:

Изучить материалы по творчеству и биографии Р.Брэдбери;

Познакомиться с понятием «фантастика» как основным направлением творчества писателя;

Изучить филологические исследования творчества писателя, жанровые и стилистические особенности текста рассказа «Вельд»;

Исследовать доступную информацию по вопросу зависимости от компьютерных технологий в современном мире;

Исследовать восприятие произведений писателя учениками разного возраста.

1.9.Методы исследования:

- лингвистический, литературоведческий анализ произведения «Вельд»;

- опрос учеников школы;

- выполнение диаграммы;

- проведение уроков совместно с учителем по рассказам писателя;

-создание проекта на сайте ГлабалЛаб.

1.10.Значимость исследования:

Повышение интереса в обществе к вопросам, связанным с психологией и образом жизни современного человека.

Уникальность творчества Р.Брэдбери. Интерес к фантастике – теме на все времена.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 2.1.Факты из биографии и творчество писателя

Рэй Брэдбери родился в 1920 году в городе Уокиган (штат Иллинойс). Второе имя - Дуглас - он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса.  С 9 лет любил всё свободное время проводить за чтением книг в библиотеке. 
Во время Великой депрессии, в 1934 году, семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, где Рэй окончил среднюю школу. Три года после окончания школы он продавал газеты на улицах Лос-Анджелеса, зарабатывая таким образом себе на жизнь - поступить в колледж ему не удалось из-за того, что семья была очень бедной. Но отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему, о чём он и написал в своей статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м». Брэдбери понял, что хочет быть писателем в двенадцать лет, а к двадцати твёрдо решил овладеть этой профессией.

Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной. Свой первый рассказ Рэй напечатал в 1941 году. И только второй сборник «марсианских» рассказов («Марсианские хроники»), вышедший в печати в 1950 году, стал его первым коммерческим успехом. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе. 

В 1988 году Брэдбери был удостоен титула «Гранд-мастер», а в следующем году получил премию Брэма Стокера «за достижения всей жизни». В 2000 году он был награждён медалью фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу. 
В 2007 году Рэй Брэдбери стал лауреатом Пулитцеровской премии. Рэй Дуглас Брэдбери - Почётный доктор литературы колледжа Уиттьер (штат Калифорния) и почётный доктор Университета Вудбери. В честь Рэя Брэдбери назван астероид — «Брэдбери-9766» 

2.2.Анализ произведения

Люди просят меня предсказывать будущее,

а я хочу всего лишь предотвратить его.

Р.Брэдбери

«Какая-то тень скользнула по разгоряченному лицу мистера Макклина. Много теней. С ослепительного неба спускались стервятники.

— Чашечку чаю? — прозвучал в тишине голос Венди». Именно такими словами заканчивается рассказ «Вельд», в котором раскрываются нравственные проблемы.

2.2.1.Проблематика произведения

Как известно, фантастика – это жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием  фантастического «элемента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей.

Фантастика Брэдбери своеобразна. Она мало озабочена достижениями науки и техники как таковыми. Для автора главное - нравственно-психологические последствия научно-технического прогресса. В произведениях писателя много философских размышлений о смысле жизни человека, о судьбе человечества, о вечных ценностях.

В рассказах Р. Брэдбери: «Всё лето в один день», «Вельд», «Запах сарсапарели» - представлены разные человеческие характеры и затронуты важные проблемы. В тексте «Всё лето в один день» показаны отношения между детьми, проявление жестокости и затем сострадания к тому, кто не похож на других. Главная героиня Марго вызывает у читателей чувство жалости и восхищения за то, что достойно терпит обиды и сохраняет свою индивидуальность.

В рассказе «Запах сарсапарели» главный герой Уильям Финч остаётся молод душой, не ограничивает свою жизнь только житейскими заботами, мечтает. Чем отличается от своей жены. Запах сарсапарели напоминает ему о молодости.

Подробнее рассмотрим рассказ «Вельд», который был напечатан в 1950 году. Это произведение написано за полвека до компьютерных игр, до понятия виртуальной реальности, до проблем с детьми, которые не хотят читать книги и часами играют в компьютерные игры. Эти факты зависимости детей от компьютерных технологий и положены в основу рассказа.

Термин «компьютерная игровая зависимость» появился в 1990 году. Компьютерная зависимость - это заболевание, связанное с пагубным пристрастием к всевозможным азартным играм. Уже длительное время ученые пытаются разобраться: компьютерная зависимость у детей - это болезнь или социальная проблема? Вначале развивалась компьютерная игровая зависимость у взрослых. Затем компьютерная зависимость появилась и у детей. Это серьезная эмоциональная зависимость, и иногда справиться с ней самостоятельно не способен даже зрелый человек. Опасность стать зависимым от компьютерной игры грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день. 

Причины компьютерной зависимости

Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. 

Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

Общая неудачливость ребенка. В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность. 

Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.

Резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся - нельзя. Делать это стоит последовательно, лучше подготовиться вместе с психологом.

В ходе работы над проектом был проведён в 7 классе тест на Интернет-зависимость. Из 28 опрошенных человек родителями пятерых родителям необходимо учитывать серьезное влияние Интернета на жизнь ребенка и всей семьи. 

Именно этой проблеме виртуальной зависимости, имеющей место в современном мире, посвящён рассказ Р.Брэдбери «Вельд».

Сюжет рассказа, казалось бы, прост, соответствует и современному миру, и жанру фантастики. В автоматизированном доме «Всё для счастья», заполненном машинами, живёт семья. Двое детей, Питер и Венди, очарованы детской комнатой, способной воспроизвести любое место, которое они представят. Любимый сюжет детей – саванна и группа охотящихся львов.

Родители, Джордж и Лидия, начинают подозревать, что в детской что-то не так. Их беспокоит, что она представляет собой вельд: дикую Африку, со львами, поедающими туши, как они полагают, животных. Осознав, что их дети увлечены сценами смерти, родители решают позвонить психологу. Психолог Дэвид Макклин советует им уехать в деревню и стать более самостоятельными: «Ребенок не может жить без привязанностей. Вы с женой позволили этой комнате, этому дому занять ваше место в их сердцах. Детская комната стала для них матерью и отцом, оказалась в их жизни куда важнее подлинных родителей».

Дети умоляли родителей позволить им ещё хоть раз посетить детскую комнату. Родители уступили и разрешили провести в детской одну минуту. Когда они вошли в комнату, чтобы забрать детей, Питер и Венди закрыли родителей там снаружи.

Появившийся вскоре на пороге Дэвид Макклин обнаружил в комнате детей, наслаждавшихся ланчем в вельде, а вдали - поедавших что-то львов.

Читатель понимает, что Джордж и Лидия умерли от рук собственных детей, которые настолько часто представляли львов, поедающих родителей, что это стало реальностью.

Повествование начинается с описания жизни обычной семьи. Необычно то, что они живут в автоматизированном доме «Всё для счастья», заполненном машинами, которые делают за людей всё, от приготовления еды до завязывания шнурков.

Детская комната способна воспроизвести любое место, которое представят дети. Она заменяет им реальную жизнь, что вызывает беспокойство у родителей:

« — Джорджи, пожалуйста, посмотри детскую комнату.

— А что с ней?

— Не знаю.

— Так в чем же дело?

— Ни в чем, просто мне хочется, чтобы ты ее посмотрел или пригласи психиатра, пусть он посмотрит.

— Причем здесь психиатр?

— Ты отлично знаешь причем, — стоя по среди кухни, она глядела на плиту, которая, деловито жужжа, сама готовила ужин на четверых. — Понимаешь, детская изменилась, она совсем не такая, как прежде».

Мир виртуальный и мир реальный в произведении противопоставляются, а не взаимодействуют, что частично отражает реальную ситуацию в жизни общества: «…я уже жалею, что мы купили детям эту комнату. И без того они нервные, а тут еще такая комната...

— Ее назначение в том и состоит, чтобы помочь им избавиться от своих неврозов.

— Ой, так ли это... — он посмотрел на потолок.

— Мы давали детям все, что они просили. А в награду что получаем — непослушание, секреты от родителей...»

Абсурдность ситуации заключается в том, что родители гибнут по вине собственных детей. Бездушное, безжалостное отношение детей к своим родителям свидетельствует о том, что человек стал заложником машин.

В тексте затронуты важные проблемы, такие, как нравственные, социальные, психологические: проблема совести, выбора, гуманного отношения к людям и проблема духовности. Что же значит сегодня жить духовной жизнью? И что подразумевается сегодня под понятием «вечные ценности»?

«Советую вам совсем выключить эту проклятую комнату и минимум год ежедневно приводить ко мне ваших детей на процедуры… Но в данном случае детская, вместо того чтобы избавлять от разрушительных наклонностей, поощряет их!» Психолог предупреждает родителей Питера и Венди о необходимости изменения ситуации в семье.

Но перед детьми словно и не стоит сложный выбор: остаться жить в детской любой ценой или сохранить в себе человечность и попытаться услышать родителей:

«Дети были в истерике. Они кричали, прыгали, швыряли вещи. Они вопили, рыдали, бранились, метались по комнатам.

— Вы не смеете так поступать с детской комнатой, не смеете! … — Не позволяй им это делать! — завопил Питер, подняв лицо к потолку, словно обращаясь к дому, к детской комнате — Не позволяй отцу убивать все. — Он повернулся к отцу. 

— До чего же я тебя ненавижу!

— Оскорблениями ты ничего не достигнешь.

— Хоть бы ты умер!»

Читатели ошеломлены тем выбором, который сделали дети. Автор реалистично изображает своих героев. Родители позаботились о комфорте для своих детей, но лишились доверия и понимания. Детям всего десять лет, а они уже не нуждаются в родительской любви и заботе, комната им заменила всё. Рассказ Р.Брэдбери «Вельд» - пример художественного описания сложных психологических процессов.

Группа ученых, как и многих других людей, является противниками агрессии в виртуальном пространстве. Один из них, российский психолог А.Г.Асмолов, даже ввел в 2007 году специальный термин – «синдром Вельда». Он означает снижение барьеров сдерживания агрессивных проявлений после их воспроизведения в виртуальной реальности или фантазиях.

Существует мнение, что агрессивные компьютерные игры способствуют агрессивному поведению. Наиболее уязвимая возрастная группа - дети и подростки, ведь у них еще нет навыков самоконтроля и способов выражения своих негативных эмоций.

  Синдром Вельда подкрепляется еще и исследованиями в области физиологии: при активных переживаниях, сопровождающих игру, в кровь геймера происходит выброс адреналина (а ведь он, как известно, воздействует на участки мозга, отвечающие за удовольствие). В спорте адреналин при движении разрушается, не воздействуя отрицательным образом на организм, чего не скажешь об адреналине, остающемся в крови человека, сидящего за компьютером – он воздействует на нервную систему, приводя к агрессии, депрессии, бессоннице, тревожности.

Ученые приводят ряд симптомов, характерных для синдрома Вельда:

искажение восприятия (многие геймеры жалуются, что иногда теряют ощущение грани между обыденностью и виртуальной реальностью);

систематическое вытеснение агрессии.

  В целом синдром Вельда – это некий неприятный «побочный эффект» компьютерной зависимости, которая, как и все зависимости, неохотно поддается коррекции. Главная проблема – уменьшить время, проводимое ребенком у монитора, заинтересовать чем-то еще.

Нынешние дети перестали читать, книги им полностью заменили компьютерные игры и гаджеты, сетуют учителя и родители. Социологи и демографы ввели для «цифровых» юношей и девушек специальный термин - поколение Z.

Есть и другая точка зрения. «Родители даже не представляют, какую пользу приносят их детям хорошие компьютерные игры», - утверждает учитель литературы, писатель и блогер Артем Новиченков. В интервью «Компьютерные игры имеют такое же значение для развития ребенка, что и книги» писатель пытается опровергнуть общепринятое мнение.

Продвинутый мир уже признал, что компьютерные игры – тоже искусство. Музыку для них пишут лучшие композиторы. Картинку делают мастера кинематографии. Характеры с психологической точностью прописывают лучшие сценаристы. Сюжет компьютерной игры позволяет человеку делать личный нравственный выбор. Это свободный, открытый мир: ты идешь, куда хочешь, совершаешь или не совершаешь поступок, плохой или хороший, помогаешь слабому или проходишь мимо… Есть ситуации, которые вряд ли встретятся тебе в жизни, но они переворачивают душу. Иногда ты допускаешь слабость или подчиняешься велению здравого смысла, а потом тебя мучает совесть…Это право выбора для подростка имеет огромное значение, так как помогает понять себя. Ведь в реальной жизни за него почти всё решают взрослые. Плохо, если ребенок сидит перед компьютером целый день. 

Если жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями и эмоциями, игра для него всего лишь один из видов удовольствия. Если жизнь серая и скучная, ребенок будет искать удовольствие только в игре.

Игры-симуляторы позволяют эмоционально прожить жизнь или хотя бы значительный её этап. Это важный опыт. Хорошая игра заставляет тебя смеяться и плакать, сопереживать, сердиться, обижаться, радоваться ничуть не меньше, чем хорошая книга. Компьютерные игры развивают воображение. Чем больше миров ты увидишь, тем больше сможешь придумать сам.

Что же такое «синдром Вельда»? Согласно результатам анкеты на сайте ГлобалЛаб - это некий неприятный «побочный эффект» компьютерной зависимости, которая, как и все зависимости, неохотно поддается коррекции. Это снижение барьеров сдерживания агрессивных проявлений после многократного их воспроизведения в виртуальной реальности или фантазиях.

2.2.2.Образ рассказчика, авторская позиция

Авторская позиция в рассказе не обозначена напрямую, автор предоставляет право читателю самому сделать выводы, пережив историю одной семьи.

«- Берегись! — вскрикнула Лидия.

Львы ринулись на них.

Лидия стремглав бросилась к двери, Джордж непроизвольно побежал следом. И вот они в коридоре, дверь захлопнута, он смеется, она плачет, и каждый озадачен реакцией другого».

Действия родителей, которые однажды в их собственном доме едва убежали от рассвирепевших львов («стремглав бросилась», «он смеётся, она плачет»), и авторская ремарка «вскрикнула» передают не только внутреннее состояние героев, но и отражают позицию автора, встревоженного образом жизни человека, отношениями между людьми.

Родители проявили слабость и «на минуточку» включили комнату. Они забыли о предостережении врача – психиатра, который советовал «немедленно выключить эту проклятую комнату». Но, как считают современные учёные и психологи, резко отнимать или запрещать компьютерные игры ребенку, который уже втянулся, - нельзя.

Основная часть текста – это диалоги между детьми и их родителями. В этих диалогах очень мало слов автора, что придаёт речи динамичность и эмоциональность.

Авторские слова «удивлённо посмотрели», «невинным голосом возразил», «она прильнула к нему, тихо плача» передают состояние героев: волнение родителей и наигранное недоумение детей, их неискренность. Но автор не даёт оценку событиям, предоставляя возможность читателям самим сделать выводы.

2.2.3.Особенности стиля.

Результаты анкеты на сайте ГлобалЛаб показали, что произведения Р.Брэдбери нравятся читателям своей проблематикой, психологизмом, особенностями стиля.

В основе рассказа лежит случай - история семьи и дома «Всё для счастья». Именно события, произошедшие с героями в детской комнате, меняют представления о мире и смысле жизни. Почему название комнаты для одних героев (детей) оправдывает своё предназначение, а для других (родителей) – нет.

Подробные описания создают правдоподобную картину вельда. Весь последний месяц Джордж «слышал львиный рык, чувствовал даже у себя в кабинете резкий запах хищников». Преобладание тревожного желтого цвета вызывало беспокойство: солнце в небе жаркое, желтое; трава жухлая, увядшая; желтый цвет львиных шкур; жуткие желто – зеленые глаза хищников. Описание африканской саванны с помощью приёма цветописи настраивает читателей на драматичность ситуации.

Дети, так полюбившие вельд, научились лицемерить, лгать. Их глаза, «ярко-голубые шарики» (метафора), лишены мысли, не выражают никаких чувств. Подобные описания создают образ детей и погружают читателей в мир фантастики. Отец говорит своим детям: "Мы так долго были мертвыми". Это метафорическое описание передаёт состояния героя, его осознание происходящего, попытку измениться и изменит жизнь своей семьи.

«Тишина. Гладкие двухмерные стены. Но на глазах у Джорджа и Лидии Хедли они, мягко жужжа, стали таять, словно уходя в прозрачную даль, и появился африканский вельд — трехмерный…» С понятием «трёхмерный» мы встречаемся в современном мире: очки виртуальной реальности, кино 3D…Р.Брэдбери предугадал появление 3D.

Другой пример предвидения писателя: «Они шли по коридору своего звуконепроницаемого дома типа «Всё для счастья», который стал им в тридцать тысяч долларов (с полной обстановкой),  – дома, который их одевал, кормил, холил, укачивал, пел и играл им…». В 21 век в наших домах появляются роботы-пылесосы, мультимедийные телевизоры, программируемые холодильники, компьютеры, самые различные гаджеты. Фантастика предупреждает о возможных опасностях.

Наряду с фантастикой можно отметить реалистичность описаний. Художественные детали (окровавленный шарф жены и бумажник со следами крови и зубов львов, найденные в детской) создают картину виртуального мира, в котором играют дети и который постепенно становится реальностью. Но детали не играют особой роли, автору важнее эмоции, смысл текста. Рэй Брэдбери создал особый тип современной фантастической прозы, объединяющей элементы научной фантастики, сказки, философской притчи.

Особенности стиля писателя заключаются в сочетании таинственности и научной фантастики, глубокого философского смысла, а также эмоциональности и динамичности речи. Это создаётся благодаря диалогам, огромному числу вопросительных предложений, с которых начинается текст и которыми заканчивается. Монологи в рассказе передают волнение родителей, размышления о том, что происходит в их семье.

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С тех пор как компьютерные игры завоевали мир, человечество разделилось на два лагеря: сторонников и противников виртуальной реальности. Исследователи разных стран всякий раз находят новые аргументы «за» и «против» игр. Но, можно сказать, что чаши весов по-прежнему находятся в равновесии.

Синдром избавления детьми от родителей, распада и назвал психолог А.Г.Асмолов синдромом Вельда. Во все времена взрослое поколение предъявляло претензии к тем, кто идет ему на смену. Но в рассказе речь идет о другом. Произведения Рэя Брэдбери предлагают задуматься о том, какие опасности в реальности поджидают взрослых, когда дети с раннего возраста начинают жить в мире компьютерных игр. Именно жить, а не только играть. 

Если у ребенка нет определенной психической нестабильности, приводящей к агрессии, то от компьютерных игр она не появится (если есть, то она в любом случае найдет выход, и запрет на кровожадные игры не панацея). 

Вечные ценности… Духовность – это сила духа, активное стремление к добру, правде, красоте. Исследуя произведение, мы убедились, что рассказ «Вельд» - пример описания сложных психологических процессов. Проблема не столько в автоматизированном доме и детской комнате, сколько в воспитании, взаимоотношениях между детьми и их родителях. Если заложены правильные основы добра к окружающим, любви к родителям, уважения к старшим, то ребенок будет переносить это и в любую игру. При правильно сформированных ценностях ребенок даже не станет играть в кровавые игры, ведь его научили состраданию. 

Рей Брэдбери, которого многие исследователи называли романтиком, влюбленным в пленительное безграничье Вселенной, был убеждён, что самое главное во Вселенной – это человек. И человек должен быть духовным, свободным и счастливым. Именно в такой твёрдой жизненной позиции, отстаивающей нравственные ценности, секрет успеха произведений Рэя Брэдбери.

 

4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Брэдбери Р. Короткие рассказы. – М.: АЙРИС-пресс, 2015.- 128 с.

http://raybradbury.ru Все книги Брэдбери

http://rubook.org/book.php?book=8879&page=1 Рассказ «Вельд»

https://24smi.org/celebrity/4768-rei-bredberi.html Биография Р.Брэдбери

http://ariom.ru/forum/t50473.html Р.Брэдбери. Биография и творчество

http://открытыйурок.рф/статьи/210477 Цветкова Т.М. Берегите собственную душу! Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Вельд"

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/11/14/nravstvennaya-problematika-rasskaza-r-bredberi-veld Нравственная проблематика рассказа Р. Бредбери «Вельд»

 как аргумент  для сочинения формата ЕГЭ

http://pandia.ru/text/80/145/20921.php Р.Брэдбери. Фантастика в американской литературе

https://www.psyh.ru/sindrom-velda-ili-pokolenie-ushedshee-v-virtualnyj-mir Синдром вельда, или поколение, ушедшее в виртуальный мир

http://pedsovet.su/problem/5803_komputernaya_zavisimost Компьютерная зависимость детей: признаки, причины и последствия

http://zalclub.com/deti/vospitanie-detej/vliyanie-agressivnyx-kompyuternyx-igr-na-detej.html Влияние агрессивных компьютерных игр на детей

http://zdravkom.ru/deti_i_roditeli/kompjuternye-igry-imeyut-takoe-zhe-znachenie-dlya-razvitiya-rebenka-chto-i-knigi Компьютерные игры имеют такое же значение для развития ребенка, что и книги

https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантастика фантастика

5. ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков)

Ответы даются по пятибалльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда.

Как часто ребенок нарушает временные рамки, установленные родителями для пользования сетью? 

Как часто ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети?

Как часто ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 

Как часто ребенок формирует новые отношения с друзьями по сети?

Как часто родители жалуются на количество времени, проводимые ребенком в сети?

Как часто учеба ребенка страдает из-за количества времени, проведенном в сети?

Как часто ребенок проверяет электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?

Как часто ребенок предпочитает общение в сети общению с окружающими?

Как часто ребенок сопротивляется или секретничает при вопросе о том, что он делает в Интернете?

Как часто родители заставали своего ребенка, пробивающимся в сеть против родительской воли?

Как часто ребенок проводит время в своей комнате, играя за компьютером?

Как часто ребенок получает странные звонки от его новых сетевых «друзей»? 

Как часто ребенок огрызается, кричит или действует раздраженно, если его побеспокоили по поводу пребывания в сети?

Как часто ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда не было Интернета?

Как часто ребенок выглядит погруженным в мысли о возвращении в сеть, когда он находится вне сети?

Как часто ребенок ругается и гневается, когда родители сердятся по поводу времени, проведенного им в сети? 

Как часто ребенок предпочитает своим прежним любимым занятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 

Как часто ребенок злится и становится агрессивным, когда родители накладывают ограничение на время, которое он проводит в сети?

Как часто ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети?

Как часто родители чувствуют подавленность, упадок настроения, когда ребёнок находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (3)

Легоцкая Вера Сергеевна, 01.04.18 в 09:18 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересная работа!
Савельева Лариса Евгеньевна, 24.11.18 в 20:20 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за комментарий! Мои девочки победили на районной конференции.
Селиванова Галина Геннадьевна, 25.02.21 в 20:39 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Мне понравилась работа!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.