Урок изобразительного искусства по теме «Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Город на сказочной планете»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству во 2 классе по программе Начальная школа XXI века по учебнику Л.Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской.
Данная методическая разработка урока по изобразительному искусству во 2 классе по теме: «Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Город на сказочной планете» была направлена на реализацию задач: умение работать в группах; на активизацию творческой фантазии и воображения.
ФИО: Румянцева Виктория Викторовна
Должность: учитель начальных классов, 1квалификационная категория.
ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Покровская основная общеобразовательная школа» Ивнянского района Белгородской области
Предмет: изобразительное искусство
Класс:2
Тема урока: Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Город на сказочной планете.
Тип урока: урок – открытие новых знаний и освоение новых умений.
Форма организации коллективной деятельности: совместно-индивидуальная, свободное размещение на общей плоскости.
Цели : познакомить со скульптурными материалами; формировать навыки работы с пластилином; дать представление о работе художника-скульптора; освоение пространства предметной среды в архитектуре, развивать чувство формы, пропорции; воспитывать интерес к древним животным.
Прогнозируемые результаты: учащиеся познакомятся со скульптурными материалами, работой художника-скульптора.
Результаты предметные: узнают о средствах выразительности, используемых в творчестве художников-иллюстраторов И. Билибина, Ю. Васнецовапроявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения.
Личностные: пробуждение и обогащение чувств учащихся, сенсорные способности детей.
Метапредметные: воспитание умения и готовности слушать собеседника и поддерживать разговор об искусстве.
Оборудование: скульптурные изображения из разных материалов, иллюстрации к сказкам.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Будем изобразительное искусство изучать,
Творчество и фантазию развивать.
2.Введение в тему урока.
Ребята, пожалуйста, послушайте стихотворение.
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
Сказка — это особый мир фантазии и реальности.
Какие сказки вы знаете? Назовите.
Как вы думаете, чем мы займемся на уроке рисования?
3. Откройте учебник на странице 44. Работа по учебнику. Каждый народ сочиняет для своих детей сказки. Такие сказки называются народные, но мы с вами знаем, что есть и авторские сказки. Назовите.
Многие художники иллюстрируют сказки. Такими художниками являются Юрий Алексеевич Васнецов и Иван Яковлевич Билибин.
(Чтение сообщений о биографии художников учащимися.)
Юрий Алексеевич Васнецов
Юрий Алексеевич Васнецов - русский художник, иллюстратор, график и живописец. Родился в 1900году, в семье священника, в роду было много известных живописцев и художников.
Юрий Алексеевич Васнецов с молодости связал свою жизнь с иллюстрацией детских книг. В 1928 году он начал сотрудничать с великолепным издательством «Детгиз», которое в дальнейшем переформировалось в «Детскую литературу». Юрий Алексеевич оформил большое количество детских книг — «Репка», «Волк и козлята», «Три медведя» Л. Н. Толстого, «Болото» Виталия Бианки, «Кошкин дом» и «Теремок» Маршака, «Краденое солнце» и «Путаницу» Чуковского и много других. Параллельно с иллюстрированием преподавал в ленинградской школе изобразительное искусство, рисовал открытки, разрабатывал костюмы и декорации для ленинградских театров, занимался живописью. В 1971 году по его рисункам снят анимационный фильм «Терем-теремок».
Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Поэтому все его герои — храбрый петух, робкий заяц, смешной козлёнок, неуклюжий и добродушный медведь, весёлый кот, даже лютый волк и плутоватая лиса — вызывают симпатию зрителей. Все иллюстрации Юрия Васнецова отличаются колористической гармонией цветовых и тональных отношений, необыкновенным декоративным даром художника.
Иван Яковлевич Билибин
Иван Яковлевич Билибин - известный русский художник, иллюстратор. Родился 4 августа 1876 года в селе Тарховка, Санкт-Петербургской губернии. Основным жанром, в котором работал Иван Билибин, считается книжная графика. Кроме того, он создавал различные росписи, панно и делал декорации к театральным постановкам, занимался созданием театральных костюмов.
Его творчество - это традиции древнерусского народного искусства на современный лад, в соответствии со всеми законами книжной графики. То, что он делал, является примером того, как может сосуществовать современность и культура прошлого нашей великой страны. Благодаря таким художникам, как Иван Яковлевич Билибин, многие наши соотечественники стали интересоваться прошлым, заниматься проблемами истории и восстановлением традиций, обычаев своих предков.
Иван Билибин проиллюстрировал такие сказки, как: «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Сказка о царе Салтане», «Вольга» , «Золотой Петушок», «Сказка о золотом петушке» и другие. Кроме того, он оформлял обложки различных журналов, среди которых: «Мир Искусства», «Золотое Руно», издания «Шиповника» и «Московского Книгоиздательства».
- Ребята, скажите, чем выполнены работы детей в вашем учебнике? (Акварелью)
Выполненные с помощью этих материалов композиции называются живописью. Живописные работы мы выполняем на листе бумаги, т. е. на плоскости.
Работа по учебнику с. 46-47
Как мы уже сказали, сказки бывают не только народными, но и авторскими. Французский лётчик и писатель Антуан де Сент – Экзюпери придумал истории про Маленького принца, который путешествовал по разным планетам.
Антуан де Сент-Экзюпери родился 29 июня 1900 года в Лионе, в аристократической семье. Был одним из первых пилотов авиапочты, работал во Франции, Африке, Южной Америке. Как военный летчик участвовал во Второй мировой войне. Большинство книг Сент-Экзюпери выросли из его опыта летчика. Это романы Южный почтовый, Ночной полет, Земля людей, Военный летчик.
Сегодня мы расскажем Маленькому принцу историю про свою планету. Мы создадим объёмную композицию «Город на сказочной планете». Будем работать не только с акварелью и цветной бумагой, но и с другим материалом, то есть мы будем пользоваться смешанной техникой. А, что такое смешенная техника вы узнаете, прочитав в словарике юного художника с. 162. Какой ещё материал нам нужен для работы, вы узнаете, отгадав загадку.
Материал я непростой,
Из брусочков и цветной.
Из меня лепи, играй,
Руки мыть не забывай!
—Что это? (Пластилин.)
-Что такое пластилин ?
-Из чего его делают?
(Сообщение подготовлено детьми.)
Пластилин делают из белой природной глины с добавлением: воска - чтобы он не затвердевал; глицерина - для придания ему пластичности; жировых веществ - для предохранения от высыхания; красителей - чтобы получить различные цвета. Из пластилина можно выполнять объемные работы, полуплоскостные композиции и плоские рисунки.
- Ответьте на вопрос. Что значит изобразить предмет в объеме? (Изобразить предмет так, чтобы его можно было рассматривать со всех сторон.)
Рисунок на листе бумаги как бы лежит на плоскости, а изображённый в объеме живет в пространстве. Его можно обойти и рассмотреть со всех сторон. Такое изображение называется скульптурой. Художник, создающий объемные произведения, называется скульптором.
Скульптор лепит свои произведения из глины и пластилина, высекает их из камня и мрамора, вырезает из дерева, отливает из гипса, бронзы или чугуна.
(Учитель показывает образцы скульптур из разных материалов.) Для работы с твердыми материалами скульптор пользуется специальными инструментами - это молоток и зубила для отсекания кусочков камня.
При работе с деревом ему понадобятся пила, различные резцы и стамески.
Работая с глиной, песком и пластилином, скульптор пользуется стеками.
Работать на уроке вы будете в группах. Для того чтоб разделиться на группы, я предлагаю вам достать из мешочка фишку. Подходите ко мне по одному . (Ребята достают из мешочка синие и зелёные фишки.)
Физкультминутка
Внимание, команды! Я буду давать вам команды, а вы должны быть внимательны и чётко их исполнять. Команда оранжевых прыгните два раза. Команда зеленых присядьте три раза. Команда оранжевых хлопните в ладоши четыре раза. Команда зеленых топните пять раз.
Творческая практическая деятельность учащихся
Можно оформить фигуру жильцов планеты: колпачком фломастера продавить чешуйки, стекой нанести узор из волнистых линий, зубочисткой сделать дырочки, покрыть туловище комочками или шариками пластилина и слегка прижать.
Одна группа работает над ландшафтом, а вторая группа лепит жителей. Учитель оказывает индивидуальную помощь.
Анализ работы.
Настоящий город на сказочной планете!
Итог урока
С каким материалом мы работали?
Как называется изображение в объеме?
Из чего можно сделать скульптуру?
Какие новые приемы лепки вы узнали?
Рефлексия
Я узнал
Я научился
Я запомнил
Уборка рабочего места.
Источники:
childtoys.ru›stihi-skazki.html
web-kapiche.ru›153-ivan-bilibin-hudozhnik.html
http://kraskifantasia.blogspot.com/p/blog-page_29.html
https://yandex.ru/images/search?text картинки&