12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 14»

Коркинского муниципального района









Тема разработки

«Местоимение как часть речи»

Урок русского языка для 6 класса

на сервисе ZOOM или ВКМессенджер «СФЕРУМ»












Елизарова Александра Анатольевна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория















2023 г.

Технологическая карта урока

Тип урока – изучение нового материала

Учебник: Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 335, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл.

Форма урока – дистанционный урок на сервисе ZOOM, СФЕРУМ с использованием материалов, расположенных на учебных сайтах (Приложение 1 Интернет-ресурсы)

Необходимое оборудование и материалы для дистанционного урока: компьютер (ноутбук, планшет, телефон) с выходом в Интернет, скаченное приложение ZOOM, ВКМессенджер СФЕРУМ, тетрадь, презентация, видеоурок-презентация, учебник.

Требования к уровню ИКТ компетентности обучающихся: умение пользоваться приложением ZOOM, ВКМессенджер СФЕРУМ, электронной почтой, работать на предметных сайтах по ссылкам, прикреплять и загружать файлы.

Планируемые результаты

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Работа с информацией на сайте, в учебнике

Общее грамматическое значение, морфологические признаки местоимения. Место местоимения в системе частей речи

Регулятивные

Целеполагание, прогнозирование

- Самостоятельно ставить новые цели урока.

- Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать свою работу и работу одноклассников

Познавательные

Умение структурировать и обобщать знания

- Извлекать новую информацию, представленную в разных формах.

- Находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные

Индивидуальная и групповая работа

- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

- Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

-Пользоваться монологической и диалогической формами речи.

- Выступать перед аудиторией сверстников

Личностные


- Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

-Воспитание ценностно-смыслового отношения к языку как важнейшему средству общения.

- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению



Технологии и методы: 1. ИКТ

2. Технология критического мышления

3. Проблемное обучение

4. Смысловое чтение



Ход урока

1. Организационный момент (Слайд № 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Мы все с вами находимся на расстоянии, но современные технологии позволяют нам видеть и слышать друг друга. Прошу соблюдать правила нашего общения: не говорить хором, уметь слушать, отвечать на вопросы по моей просьбе. Все заметки делать на листочке, чтобы потом написать в чате.

2. Лингвистическая разминка (Слайд № 2)

Учитель: Итак, мы свами изучили одну из самых больших и важных тем «Числительное», написали контрольную работу. Сегодня предстоит начать изучение не менее важной темы. Но прежде, чем приступить к ней, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? (напишите, пожалуйста, в чате)

Ученики (в чате): Морфология. (Слайд № 3)

Учитель: Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Ученики (в чате): Самостоятельные и служебные. (Слайд № 4)

3. Изучение нового материала (Слайд № 5)

Учитель: Сегодня мы продолжим наше лингвистическое путешествие по стране Морфологии. Нас ждёт встреча со скромным народом, проживающим здесь. Мы познакомимся с частью речи, которая является незаметным помощником – заменителем имён существительных, прилагательных и некоторых числительных. Давайте пройдём по ссылке, выполним задание и определим самостоятельно тему урока.

https://learningapps.org/3500157

Учитель: Верно. Это небезызвестное вам местоимение. Запишите в тетрадях дату и тему сегодняшнего урока «Местоимение как часть речи».

Учитель: Что же мы должны знать о местоимении? (Слайд № 6)

Чтобы не повторяться в речи несколько раз и не быть слишком назойливыми, имена существительные и прилагательные, когда устают сильно, то оставляют вместо себя в предложениях своих заместителей. Одним из таких помощников имён существительных является такое малюсенькое, но очень умное слово КТО. Представим такую ситуацию, с которой сталкивался каждый из вас. В дверь постучали. Мы спрашиваем: «КТО?». Если бы не было это коротенького слова КТО в нашем распоряжении, мы должны были бы спросить: «Это Петя стучит в дверь?», или «Это Галя?», или «Это мама? «Бабушка?». А тот, кто стоит за дверью, всё отвечал: «Нет, не Петя», «Нет, не Галя», «Нет, не мама». Нам бы очень долго пришлось бы угадывать имена пришедших, если бы не слово КТО, которое заменяет собой имена всех людей на свете. Слово КТО – это местоимение. Как и всякое местоимение, оно только указывает и намекает на предмет. Но не называет его, используется в предложении вместо имени существительного.

4. Знакомство с теоретическим материалом.

Учитель: Ребята, пройдите по ссылке и просмотрите внимательно теоретический материал. (Слайд № 7)

https://youtu.be/d3IUYyhD7IU

Учитель: Мы познакомились с местоимением, его морфологическими признаками. Давайте теперь от теории перейдём к практике.

Местоимения напоминают запасных игроков во время футбольного матча. Они выходят на поле только тогда, когда вынужденно освобождают игру – получают травму. А вот когда устают имена существительные, прилагательные и некоторые числительные, то их скромные заместители-помощники – местоимения- готовы в любой момент заменить своих коллег в предложении.

Давайте проведём лингвистический эксперимент: поможем отдохнуть часто повторяющемуся в тексте существительному СТРЕЛКА и заменим его местоимениями.

Карточка. (Слайд № 8 )

Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к Стрелке незаметно. В воображении Стрелки рождались какие-то фигуры. Стрелка сильно волновалась.

(После того как с текстом поработали скромные заместители повторяющегося имени существительного СТРЕЛКА, он должен выглядеть так: (Слайд № 9)

Оставшись одна, собака по кличке Стрелка легла на матрасик. Грусть подкрадывалась к НЕЙ незаметно. В ЕЁ воображении рождались какие-то фигуры. ОНА сильно волновалась.

Учитель: Какие выводы мы можем сделать из проведённой работы? С какой целью местоимения используются в нашей речи?

Ученики: Местоимения помогают избегать неоправданных повторов в письменной речи и указывает на предмет, не называя его. Они чаще всего используются в речи вместо имён существительных.

Учитель: А теперь, ребята, давайте выступим в роли всезнающего сыщика Шерлока Холмса и найдём в анализируемом тексте ещё одно местоимение. Определим, дублёром какой части речи оно является и объясним, почему мы так решили.

Ученики: (по запросу учителя отвечают).

(Слайд № 10) В предпоследнем предложении текста употреблено местоимение КАКИЕ-ТО. Оно заменяет имя прилагательное. Какие-то фигуры – это фигуры неясные, большие, маленькие, страшные. Вот сколько много разным имён прилагательных может заменить местоимение КАКИЕ-ТО. Оно не способно охарактеризовать предмет по конкретному признаку, а только намекает и указывает на него.

Учитель: Молодцы, а теперь давайте вспомним, каким одним словом в морфологии называются существительные, прилагательные и числительные?

Ученики: (в чате) Именами.

Учитель: Правильно, то есть наши местоимения употребляются ВМЕСТО ИМЁН. В этом словосочетании скрыты этимологические корни слова «местоимение».

Слово местоимение на латыни звучало так – «pronomen». Оно состояло из двух слов: предлога про-, что в переводе означало «вместо» и существительного нОмен, что означало «имя», то есть местоимение буквально означает «вместо имени». Слайд (Слайд № 11))

5. Физминутка https://youtu.be/FTKM7PCZXWg (Слайд № 12)

6. Закрепление изученного на уроке (Слайд № 13)

Самостоятельная работа

https://learningapps.org/1335978

7. Подведение итогов (Слайд № 14)

Учитель: ребята, на следующем уроке мы с вами узнаем, что местоимения по своему значению и грамматическим особенностям делятся на разряды, а для того, чтобы изучить разряды местоимений, сейчас мы должны определить: (опрос обучающихся)

1.Что мы узнали о местоимении?

2. Научились ли находить местоимения в тексте? Видим их?

3. Знаем ли мы зачем они нам нужны?

8. Домашнее задание (Слайд № 15)

Всё, чему мы сегодня с вами научились на уроке, необходимо закрепить дома. Для этого почитайте в учебнике п. 55 упр. 664 (учимся читать и пересказывать лингвистический текст), письменно выполнить упр. 668. По желанию – творческое задание: составить текст из 5 предложений с местоимениями.

9. Рефлексия. (Слайд № 16)

Каждый из вас сегодня порадовал меня своими ответами, продемонстрировал свои возможности, а сейчас мне бы хотелось услышать мнение о сегодняшнем уроке каждого из вас. Перед вами табличка. Поставьте значок или галочку в той колонке, которая соответствует сегодняшнему уроку. Мне было приятно с вами работать. Спасибо за урок!

Всё получилось


Есть вопросы


Ничего не понял
















































Список использованных источников.

Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 335, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл.

Онлайн - сервис для создания интерактивных заданий [электронный ресурс],- http://learningapps.org

Местоимение как часть речи [электронный ресурс], - ww.youtube.com/

https://docplayer.ru/40962042

Видеоуроки по школьной программе [электронный ресурс],- http://znaika.ru/ ​​​​​​​

Физкультминутки [электронный ресурс], http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/fizkultminutki/60




7



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.