Урок по теме «Металлы»

Организационный момент: приветствие, проверка наличия учащихся, готовность к уроку.

Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока.

Учитель: «Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, который проходит на территории МИСИСа. Как расшифровывается это название, с чем связан сегодняшний урок?».

Тема урока «Металлы». Цель – повторить и обобщить знания о металлах, вспомнить физические, химические свойства, применение металлов и с помощью оборудования, которым мы сегодня располагаем, заглянуть внутрь металла.

Актуализация знаний.

Фронтальный опрос учащихся (с места)

1) Где расположены металлы в периодической системе Д. И. Менделеева?

2) Каких элементов больше: металлов или неметаллов?

3) Что происходит с металлическими свойствами в группах сверху вниз?

4) Вид химической связи у металлов?

5) Что происходит с металлическими свойствами в периодах слева направо?

6) Какова решетка у металлов?

7) Как называются металлы 1 группы главной подгруппы?

8) Как называются металлы второй группы главной подгруппы?

9) Как вы понимаете слово металлический блеск?

10)  металла изменять свою форму под внешним воздействием и сохранять принятую после прекращения воздействия называется?

11) Чем обусловлена электро- и теплопроводность металлов?

12) Самопроизвольное разрушение металлов под воздействием внешней среды называется?

13) Получение металлов из руды называется?

14) Все ли металлы взаимодействуют с кислотами?

15) Могут ли металлы взаимодействовать с водой?

16) Могут ли металлы взаимодействовать с неметаллами?

Обобщение и систематизация знаний.

Индивидуальный опрос учащихся (у доски).

К доске приглашаются 5 учеников, каждому задается по 5 вопросов.

1) Пули для ружей и пистолетов изготавливаются из этого металла

2) Какой металл придает нашей крови красный цвет?

3) Этот металл называют крылатым

4) Назовите металл, который может болеть чумой?

5) Какой металл придает крови головоногих моллюсков голубой цвет?

6) В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят?

7) Назовите единственный металл, находящийся при обычных условиях в жидком состоянии?

8) Как называется сплав меди с оловом?

9) Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам

10) Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека?

11) Металл, содержащийся в лампочках, в качестве спирали накаливания?

12) Какой металл назван в честь России?

13) Какой химический элемент получил название в честь создателя периодической системы?

14) Из какого металла можно вытянуть проволоку, длиной 3,5 км

15) Этот металл входит в состав гипса, который используется в медицине для наложения неподвижных гипсовых повязок и в зубоврачебной технике для получения слепков полости рта.

Игра «Черный ящик» (работа в парах)

Ребята, перед вами черный ящик, ваша задача отгадать, какой элемент находится в нем.

1) Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны,  растворил его  в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?

2) Это химически стойкий металл, но Нильс Бор, покидая Копенгаген во время второй мировой войны,  растворил его  в «царской водке». После освобождения Дании от фашистов, Бор достал спрятанную им колбу с раствором и выделил из него металл, без потерь. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?

3) Этот металл используют в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ, его соединения применяют при пломбировании зубов. Если взять этот металл в твердом виде, то им можно заморозить воду. Внимание вопрос, о каком металле идет речь?

4) Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого чудодейственного металла была сделана посуда офицеров?

5) Когда этот металл был впервые получен в чистом виде, он ценился дороже золота. Царская семья получила в подарок набор столовых приборов, изготовленных из этого вещества. Довольно долго во время торжественных обедов, когда все придворные пользовались «дешевыми» приборами из серебра и золота, члены царской семьи могли себе позволить принимать пищу с помощью ложек, вилок и ножей из этого металла. Традиция изготовление столовых приборов из этого вещества сохранилась и по сей день. Правда, сейчас они считаются дешевыми и свидетельствуют скорее о нехватке денег, чем о богатстве. О каком металле идет речь?

6) Академик А.Е. Ферсман писал, что при отсутствии этого металла “… на улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек этого бы не заметил, т.к. лишившись 3грамм этого металла, он бы моментально умер”. Назовите металл?

7) В 1700 году Петр I заменил серебряные монеты на монеты из этого металла. Он входит в число жизненно важных микроэлементов, участвует в процессе фотосинтеза и усвоения растениями азота. С помощью этого металла 5 тыс. лет назад соорудили 147-метровую пирамиду Хеопса, а в 19 веке статую свободы в Америке. По электропроводности он занимает второе место после серебра. Со временем изделия из этого металла покрываются темно-зеленой пленкой. В чистом виде этот метал – тягучий, вязкий, красного цвета. Назовите металл?

Самостоятельная работа (заполнение лабиринта «Химические свойства»)

Задание: вписать недостающие формулы.

 

 

Na

+

O2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fe

+

 

FeCl3

 

Na

+

H2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NaCl

 

 

 

Na2O

+

H2O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Fe2O3

 

 

 

AlCl3

 

Mg

+

CO2

MgO

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

HCl

FeCl2

+

H2

 

 

 

 

 

Al

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

NaOH

 

CuO

+

H2SO4

 

+

H2O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H2

 

NaCl

 

 

 

CO

 

NaOH

 

Al(OH)3

 

+

H2O

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H2O

+

FeO

 

Cu(OH)2

 

 

 

NaOH

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Na

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ca(OH)2

+

CO2

 

+

H2O

 

H2O

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

CaO

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

H2

 

 

 

 

 

Учитель: «Человек не может обойтись без металлов... Если бы не было металлов, люди бы влачили самую омерзительную и жалкую жизнь среди диких зверей», сказал немецкий учёный, металлург Георг Агрикола в 1556 год.

О чем говорил ученый? Без чего не может обойтись человек? Правильно, металлы. Это и средства передвижения и орудия труда, и хозяйственная и бытовая утварь и многое другое.

Учитель: - Что вы уже знаете о металлах?

- Что вы ожидаете узнать?

- Почему вам это нужно знать?

Применение знаний и умений в новой ситуации. Практическая работа.

Работа в лаборатории.

Травления образцов. Наблюдение образцов под микроскопом «Внутреннее строение сплавов».

Опыт №1 Химическое травление образцов

1. Получить образец.

2. Провести очистку образца при помощи спирта

3. Подготовить раствор азотной кислоты нужной концентрации.

Какая концентрация получилась у Вас?_____________________________________________________________________________

4. Провести химическое травление образцов, в подготовленном растворе азотной кислоты. Написать и уровнять протекающую реакцию при химическом травление азотной кислоты с исследуемыми образцами. Расставить степени окисления в данной реакции. Определить тип реакции. Указать время протекания реакции.

_____________________________________________________________________________

Опыт №2 Исследование микроструктуры образцов стали

1. Подготовленный образец (на уроке Химии) при химическом травление получить для опыта.

2. Организовать рабочие место для работы на микроскопе

3. Изучить образец на микроструктуру. Зарисовать полученное изображение с пояснениями.

Изображение (Рисунок) Пояснения

 

Изображение (Рисунок)

Пояснения

 

 

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок, их коррекция.

Подведение итогов урока.

Учитель проводит рефлексию и объясняет домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации