12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лепихина Наталья Владимировна18

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»







Метапредметный культурологический курс

 «Национальный круг»

Возрастная группа: 5 - 6 класс


Разработали:

Лепихина Н.В., учитель технологии,

Литвинова Т.В., учитель музыки,

Шестакова – Пимберс Э. А., учитель изобразительного искусства и МХК




















Алапаевск 2023






Пояснительная записка

 В современном обществе зачастую отсутствуют прочные культурно-исторические корни, нет надежной опоры на семью, на связь поколений. В таких условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Само время диктует необходимость комплексного, системного подхода к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания; обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.

В таких условиях культуру  народа можно изучать, находясь вне её, а можно выращивать её внутри каждого ученика, организуя для этого образовательную среду, чтобы в зоне внимания обучающихся всегда были природа, человек и культура в их взаимосвязи друг с другом.

 Приобщение обучающихся к истокам русской культуры возможно через метапредметный курс в сквозном блоке предметов эстетического цикла -  «Национальные корни».

        Главные особенности курса: ориентация обучающихся на собственное познание народной культуры; интеграция способов познания (естественнонаучные, эмоционально-образные, технологические). Разнонаучные  способы обучения, применяемые в данном курсе, расширяют границы познаваемого, формируют широкопространственный стиль мышления и чувствования.

Цель курса: включение обучающихся в проживание, а не изучение календарных событий и дат русского народа, которые приведут обучающихся к личному культурному образовательному результату.

Задачи курса:

  • Создать условия для изучения детьми культурно- исторических событий и явлений с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций;
  • организовать механизм эмоционального проживания обучающимися культурно-исторических корней русского народа.
  • сконструировать образовательные ситуации культурологической области русского этноса предметов художественного цикла.

     Структурной основой предлагаемого нами курса  является образовательная ситуация. Задается такая образовательная ситуация, при которой ученик включается в реальный культурный процесс или  в игровую имитацию. Её цель - обеспечить рождение учениками личных образовательных продуктов: вопросов, идей, гипотез.

Основой для создания образовательной среды метапредметного курса явились народные календари: природные,  церковные, иные, которые приобщают обучающихся  к культурно-историческому знанию.

Этапы создания образовательной ситуации:

- обозначение предпосылок образовательной ситуации (реальное явление, вопрос ученика или учителя, противоречие);

-создание образовательной среды, обеспечение учителем условий, в которых возможно развитие ситуации (наличие оборудования, выход на природу, посещение музеев, поиск информационной среды);

- формулирование проблемы таким образом, чтобы она  могла обеспечить личное решение её каждым учеником;

- введение культурно- исторических аналогов решения проблемы;

-развитие образовательной ситуации на основе сопоставления учениками своих результатов с иными общепризнанными мнениями.

Типы метапредметных деятельностей

  • Видение объектов внешнего мира (природы, культуры, людей). Созерцание, наблюдение, описание элементов культуры русского народа.
  • Чувственно-образное восприятие и познание мира. Невербальные способы выражения познаваемого (рисунок, символ, танец, предметы ремесла)

Формы учебных занятий:

  • занятия, которые позволяют  достигнуть обозначенную выше цель курса через эвристическое обучение, посвященные  фундаментальному объекту окружающего мира  -  круга  в культуре русского народа; 
  • традиционные занятия-упражнения, задача которых состоит в отработке познавательных навыков, необходимых для достижения образовательных результатов культурно-эстетического направления.

Основные виды деятельности обучающихся

  • Наблюдение и описание объектов.
  • Познание объектов (отбор фактов, формулирование версий, образное познание и др.)
  • Конструирование собственных образов (образ березы, солнца и др.).
  • Чувственное восприятие и невербальные способы перевода чувств (язык рисунка, музыки, легенды и др.)
  • Создание личных образовательных продуктов познавательной деятельности (творческие изделия, рисунки, макеты, выступления и др.)
  • Владение технологией и техникой организации своей деятельности (целеполагание, пути достижения, коммуникация, рефлексия)


Метапредметный объект, рассматриваемый данным курсом

Круг - один из наиболее значимых мифопоэтических символов русского народа, отражающий представления о цикличности времени ("круг жизни", "годовой круг") и об основных формах структурирования пространства (деление на "свое" и "чужое", где круг выступает как граница замкнутого, охраняемого пространства; круг общения, круг друзей, круг интересов). Солярность данного объекта – символ тепла, света, источника жизни. Идея круга реализуется в ходе обрядовых действий при помощи круговых движений и предметов, имеющих форму круга.

Данный метапредметный курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут.



Тематическое планирование курса.

п/п

Название календарного праздника

Предметы

Темы

занятий

Кол-во

часов

1

Покрова Богородицы






4




ИЗО

Древние образы в народном искусстве



1




Музыка



Здравствуй, батюшка Покров

1



Технология

(обслуживающий труд)

Каравай-символ плодородия и богатства


1

Технология

 (технический труд)

Кружевное ремесло

1

2

Святки. Традиции празднования.





4



ИЗО


Красота русского костюма



1


Музыка


Время зимних святок


1


Технология

(обслуживающий труд)

Круглые мотивы

1



Технология

 (технический труд)

Святки-колядки

1

3

Масленица




4



ИЗО

Внутренний мир

русской избы

1

Музыка



А мы масленицу дожидали

1








Технология

(обслуживающий труд)

Как на масленой неделе из трубы блины летели!

1



Технология

 (технический труд)

Искусство плетения

1

4

Троица





4




ИЗО


Роспись по металлу

1


Музыка


Троица: в круге Божественного света

1





Технология

(обслуживающий труд)

Сплети венок на троицу

1






Технология (технический труд)

Колесо-символ жизни

1

5

Итоговое мероприятие

Обобщающее мероприятие


1


Итого



17


Содержание  метапредметного курса.

1.Тема: Покров (4ч.)

«Здравствуй, батюшка Покров». История  праздника православной церкви  - Покрова Богородицы. Покровские хороводы. Покров весело проведёшь – дружка милого найдёшь. Обрядовые свадебные песни.


«Древние образы в народном искусстве». Представления об образах и символах русского народного костюма, выраженных в узорах. Символ солнца. Его использование в вышивке.

«Каравай - символ плодородия и богатства». Свадебный каравай – народные традиции. Ярило - прообраз каравая. Значение символа. Традиции, связанные с приготовлением каравая.

 «Кружевное ремесло». Особенности формы круга в резьбе по дереву. Украшение предметов быта. Особенности круговой композиции для создания орнамента на предметах быта.


2.Тема: Святки. Традиции празднования (4ч.)

     «Время зимних святок». Святки на Руси: история и традиции. Фольклорная музыка зимних Святок. Хоровод на Святочных посиделках. Прикладное значение Святочных песен.

«Красота русского костюма». Виды женского русского костюма. Символ круга в декоре праздничного народного костюма.

«Круглые мотивы». Свяжу себе достаток…или способы вязания кружева. Мотивы и композиции в изделиях. Техники вязания, характер орнамента, декоративность.

 «Святки-колядки». Изготовление рождественской звезды. Знакомство с приемами чеканки. Симметрия в круге.


 3. Тема: Масленица (4ч.)

«Внутренний мир русской избы». Орнамент Урало-сибирской росписи. Техника выполнения. Круг как основной элемент росписи.

            «А мы масленицу дожидали». Масленица: смысл, история и традиции     праздника. Изображения круга в масленичных песнях. Образ солнца в хороводе. Обрядовые песни масленичной недели.

«Как на масленой неделе из трубы блины летели!» Масленичные угощения. Почему на масленицу пекут блины? Блин или «млин»? Могут ли блины быть квадратными? Поверья и ритуалы, связанные с блинами.

«Искусство плетения народных мастеров». Виды плетения корзин. Правила плетения корзин по кругу. Солярность - основа плетеных изделий.

  4. Тема: Троица(4ч.)

«Троица: в круге Божественного света». Троица – традиции, обряды, приметы. Гулянья на Троицу. Девичьи хороводы «Завивание берёзы». Ритуал на Троицкие хороводы.

«Сплети венок на троицу». Энергетика праздника. Символ троицы – венок. Травы для плетения. Особенности плетения венка.

«Роспись по металлу». Прикладное искусство – «Жестовое». Жестовские подносы и подносы Нижнего Тагила. Венок основа композиции.

«Колесо-символ жизни». Русская прялка. Использование вытачанных деталей в оформлении прялки коренухи, прялки башенки, точеной прялки.


Диагностика и оценка образовательных результатов

Оценивание образовательных результатов обучающихся по данному курсу предполагается производить:

  • количественно (баллами)
  •  качественно (словесное описание)
  • комплексно (ученик защищает свою разработку)


Уровень развития компетентностей диагностируется с помощью определенных критериев.


Критерии оценивания вопроса:

  • соответствие вопроса предмету познания;
  • значимость вопроса для ученика;
  • чёткость и краткость формулировки вопроса;
  • полнота формулировки;
  • доступность (понятность) вопроса.

Критерии оценивания ответа:

  • соответствие ответа вопросу;
  • аргументированность;
  • полнота ответа;
  • значимость ответа для решения проблемы;
  • доступность ответа для понимания (понятность);
  • самостоятельность ответа;
  • оригинальность ответа.

Критерии оценивания рефлексии:

  • факт её наличия;
  • фиксация полученного результата в рефлексии;
  • соотнесение собственных поставленных целей и достигнутых результатов.

Субъектами диагностики и оценки могут выступать: сам ученик (самооценка), учитель, другие ученики, родители.

В конце изучения курса обучающиеся научатся:

  • видеть особенности незнакомых объектов, описывать их;
  • формулировать вопрос, проблему, предлагать варианты поиска ответов;
  • выявлять закономерность в явлении или предмете;
  • сравнивать разные объекты природы и культуры;
  • видеть и объяснять смысл  поговорок и пословиц
  • добывать личное знание из образовательной ситуации;
  • получать личный образовательный продукт;
  • планировать и выполнять работу самостоятельно;
  • выполнять рефлексию своей деятельности.

Овладеют следующими  группами  компетентностей при изучении курса:

- когнитивные компетентности;

- креативные компетентности;

- оргдеятельностные компетентности;

- коммуникативные компетентности;

- ценностно-смысловые компетентности.

Список литературы

  1. Блинова Г. П. Русские народные праздники. -М.: Вузовская книга, 2020. -168с.
  2. Бачинская Н.М. «Русские хороводы и хороводные песни», М.-Л., Музгиз, 1958.
  3. Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль хороводных песен. -М.: Музыка, 1972.
  4. Калужникова Т. И. Ой вы, вздохи мои. Народные песни и частушки Свердловской области. Екатеринбург, 1995.
  5. Калужникова Т. И. Песни горнозаводского Урала. М., 1997.
  6. Князева О.Л., Махнева М.Д.: Приобщение детей к истории русской народной культуры. СПБ.: Детство – Пресс, 1998.-300с.
  7. Криничная Н.А. Легенды. Предания. Бывальщины. -М.: Современник, 2000.-287с.
  8. Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Ч. 1, 2. – М.: Рифма, 1999.
  9. Римский-Корсаков Н.А. Сто русских народных песен. М.: Музыка, 1977.
  10. Селиванов Ф.М. Былины. – М.: Советская Россия. -1988. – 570с.
  11. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. – М.: Российский Раритет 1991. – 80 с.
  12. Усов В.В. Русская кухня. - М.: Планета, 2000.-207с.
  13. Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.: Искусство-СПб, 1997.
  14. Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия / И. И. Шангина. - СПб: Азбука-классика, 2003. - 560с. – АБ; ЧЗ
  15. Журналы «Народное творчество».

Интернет - ресурсы

  1. https://publicadomain.ru/russkie_narodnye_horovodnye-nabornye-pesni
  2. http://library.lgaki.info:404/2017/Заикин%20Н_Русский%20народный%20танец.pdf
  3. http://ds110.edu-ukhta.ru/media/docs/proekt-russkij-horovod.pdf


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.