Метапредметный культурологический курс «Национальный круг»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Метапредметный культурологический курс
«Национальный круг»
Возрастная группа: 5 - 6 класс
Разработали: Лепихина Н.В., учитель технологии, Литвинова Т.В., учитель музыки, Шестакова – Пимберс Э. А., учитель изобразительного искусства и МХК |
Алапаевск 2023
Пояснительная записка
В современном обществе зачастую отсутствуют прочные культурно-исторические корни, нет надежной опоры на семью, на связь поколений. В таких условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Само время диктует необходимость комплексного, системного подхода к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания; обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев.
В таких условиях культуру народа можно изучать, находясь вне её, а можно выращивать её внутри каждого ученика, организуя для этого образовательную среду, чтобы в зоне внимания обучающихся всегда были природа, человек и культура в их взаимосвязи друг с другом.
Приобщение обучающихся к истокам русской культуры возможно через метапредметный курс в сквозном блоке предметов эстетического цикла - «Национальные корни».
Главные особенности курса: ориентация обучающихся на собственное познание народной культуры; интеграция способов познания (естественнонаучные, эмоционально-образные, технологические). Разнонаучные способы обучения, применяемые в данном курсе, расширяют границы познаваемого, формируют широкопространственный стиль мышления и чувствования.
Цель курса: включение обучающихся в проживание, а не изучение календарных событий и дат русского народа, которые приведут обучающихся к личному культурному образовательному результату.
Задачи курса:
- Создать условия для изучения детьми культурно- исторических событий и явлений с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций;
- организовать механизм эмоционального проживания обучающимися культурно-исторических корней русского народа.
- сконструировать образовательные ситуации культурологической области русского этноса предметов художественного цикла.
Структурной основой предлагаемого нами курса является образовательная ситуация. Задается такая образовательная ситуация, при которой ученик включается в реальный культурный процесс или в игровую имитацию. Её цель - обеспечить рождение учениками личных образовательных продуктов: вопросов, идей, гипотез.
Основой для создания образовательной среды метапредметного курса явились народные календари: природные, церковные, иные, которые приобщают обучающихся к культурно-историческому знанию.
Этапы создания образовательной ситуации:
- обозначение предпосылок образовательной ситуации (реальное явление, вопрос ученика или учителя, противоречие);
-создание образовательной среды, обеспечение учителем условий, в которых возможно развитие ситуации (наличие оборудования, выход на природу, посещение музеев, поиск информационной среды);
- формулирование проблемы таким образом, чтобы она могла обеспечить личное решение её каждым учеником;
- введение культурно- исторических аналогов решения проблемы;
-развитие образовательной ситуации на основе сопоставления учениками своих результатов с иными общепризнанными мнениями.
Типы метапредметных деятельностей
- Видение объектов внешнего мира (природы, культуры, людей). Созерцание, наблюдение, описание элементов культуры русского народа.
- Чувственно-образное восприятие и познание мира. Невербальные способы выражения познаваемого (рисунок, символ, танец, предметы ремесла)
Формы учебных занятий:
- занятия, которые позволяют достигнуть обозначенную выше цель курса через эвристическое обучение, посвященные фундаментальному объекту окружающего мира - круга в культуре русского народа;
- традиционные занятия-упражнения, задача которых состоит в отработке познавательных навыков, необходимых для достижения образовательных результатов культурно-эстетического направления.
Основные виды деятельности обучающихся
- Наблюдение и описание объектов.
- Познание объектов (отбор фактов, формулирование версий, образное познание и др.)
- Конструирование собственных образов (образ березы, солнца и др.).
- Чувственное восприятие и невербальные способы перевода чувств (язык рисунка, музыки, легенды и др.)
- Создание личных образовательных продуктов познавательной деятельности (творческие изделия, рисунки, макеты, выступления и др.)
- Владение технологией и техникой организации своей деятельности (целеполагание, пути достижения, коммуникация, рефлексия)
Метапредметный объект, рассматриваемый данным курсом
Круг - один из наиболее значимых мифопоэтических символов русского народа, отражающий представления о цикличности времени ("круг жизни", "годовой круг") и об основных формах структурирования пространства (деление на "свое" и "чужое", где круг выступает как граница замкнутого, охраняемого пространства; круг общения, круг друзей, круг интересов). Солярность данного объекта – символ тепла, света, источника жизни. Идея круга реализуется в ходе обрядовых действий при помощи круговых движений и предметов, имеющих форму круга.
Данный метапредметный курс рассчитан на 17 часов. Занятия проводятся во второй половине дня. Время занятий – 40 минут.
Тематическое планирование курса.
№п/п | Название календарного праздника | Предметы | Темы занятий | Кол-во часов |
1 | Покрова Богородицы | 4 | ||
ИЗО | Древние образы в народном искусстве | 1 | ||
Музыка | Здравствуй, батюшка Покров | 1 | ||
Технология (обслуживающий труд) | Каравай-символ плодородия и богатства | 1 | ||
Технология (технический труд) | Кружевное ремесло | 1 | ||
2 | Святки. Традиции празднования. | 4 | ||
ИЗО | Красота русского костюма | 1 | ||
Музыка | Время зимних святок | 1 | ||
Технология (обслуживающий труд) | Круглые мотивы | 1 | ||
Технология (технический труд) | Святки-колядки | 1 | ||
3 | Масленица | 4 | ||
ИЗО | Внутренний мир русской избы | 1 | ||
Музыка | А мы масленицу дожидали | 1 | ||
Технология (обслуживающий труд) | Как на масленой неделе из трубы блины летели! | 1 | ||
Технология (технический труд) | Искусство плетения | 1 | ||
4 | Троица | 4 | ||
ИЗО | Роспись по металлу | 1 | ||
Музыка | Троица: в круге Божественного света | 1 | ||
Технология (обслуживающий труд) | Сплети венок на троицу | 1 | ||
Технология (технический труд) | Колесо-символ жизни | 1 | ||
5 | Итоговое мероприятие | Обобщающее мероприятие | 1 | |
Итого | 17 |
Содержание метапредметного курса.
1.Тема: Покров (4ч.)
«Здравствуй, батюшка Покров». История праздника православной церкви - Покрова Богородицы. Покровские хороводы. Покров весело проведёшь – дружка милого найдёшь. Обрядовые свадебные песни.
«Древние образы в народном искусстве». Представления об образах и символах русского народного костюма, выраженных в узорах. Символ солнца. Его использование в вышивке.
«Каравай - символ плодородия и богатства». Свадебный каравай – народные традиции. Ярило - прообраз каравая. Значение символа. Традиции, связанные с приготовлением каравая.
«Кружевное ремесло». Особенности формы круга в резьбе по дереву. Украшение предметов быта. Особенности круговой композиции для создания орнамента на предметах быта.
2.Тема: Святки. Традиции празднования (4ч.)
«Время зимних святок». Святки на Руси: история и традиции. Фольклорная музыка зимних Святок. Хоровод на Святочных посиделках. Прикладное значение Святочных песен.
«Красота русского костюма». Виды женского русского костюма. Символ круга в декоре праздничного народного костюма.
«Круглые мотивы». Свяжу себе достаток…или способы вязания кружева. Мотивы и композиции в изделиях. Техники вязания, характер орнамента, декоративность.
«Святки-колядки». Изготовление рождественской звезды. Знакомство с приемами чеканки. Симметрия в круге.
3. Тема: Масленица (4ч.)
«Внутренний мир русской избы». Орнамент Урало-сибирской росписи. Техника выполнения. Круг как основной элемент росписи.
«А мы масленицу дожидали». Масленица: смысл, история и традиции праздника. Изображения круга в масленичных песнях. Образ солнца в хороводе. Обрядовые песни масленичной недели.
«Как на масленой неделе из трубы блины летели!» Масленичные угощения. Почему на масленицу пекут блины? Блин или «млин»? Могут ли блины быть квадратными? Поверья и ритуалы, связанные с блинами.
«Искусство плетения народных мастеров». Виды плетения корзин. Правила плетения корзин по кругу. Солярность - основа плетеных изделий.
4. Тема: Троица(4ч.)
«Троица: в круге Божественного света». Троица – традиции, обряды, приметы. Гулянья на Троицу. Девичьи хороводы «Завивание берёзы». Ритуал на Троицкие хороводы.
«Сплети венок на троицу». Энергетика праздника. Символ троицы – венок. Травы для плетения. Особенности плетения венка.
«Роспись по металлу». Прикладное искусство – «Жестовое». Жестовские подносы и подносы Нижнего Тагила. Венок основа композиции.
«Колесо-символ жизни». Русская прялка. Использование вытачанных деталей в оформлении прялки коренухи, прялки башенки, точеной прялки.
Диагностика и оценка образовательных результатов
Оценивание образовательных результатов обучающихся по данному курсу предполагается производить:
- количественно (баллами)
- качественно (словесное описание)
- комплексно (ученик защищает свою разработку)
Уровень развития компетентностей диагностируется с помощью определенных критериев.
Критерии оценивания вопроса:
- соответствие вопроса предмету познания;
- значимость вопроса для ученика;
- чёткость и краткость формулировки вопроса;
- полнота формулировки;
- доступность (понятность) вопроса.
Критерии оценивания ответа:
- соответствие ответа вопросу;
- аргументированность;
- полнота ответа;
- значимость ответа для решения проблемы;
- доступность ответа для понимания (понятность);
- самостоятельность ответа;
- оригинальность ответа.
Критерии оценивания рефлексии:
- факт её наличия;
- фиксация полученного результата в рефлексии;
- соотнесение собственных поставленных целей и достигнутых результатов.
Субъектами диагностики и оценки могут выступать: сам ученик (самооценка), учитель, другие ученики, родители.
В конце изучения курса обучающиеся научатся:
- видеть особенности незнакомых объектов, описывать их;
- формулировать вопрос, проблему, предлагать варианты поиска ответов;
- выявлять закономерность в явлении или предмете;
- сравнивать разные объекты природы и культуры;
- видеть и объяснять смысл поговорок и пословиц
- добывать личное знание из образовательной ситуации;
- получать личный образовательный продукт;
- планировать и выполнять работу самостоятельно;
- выполнять рефлексию своей деятельности.
Овладеют следующими группами компетентностей при изучении курса:
- когнитивные компетентности;
- креативные компетентности;
- оргдеятельностные компетентности;
- коммуникативные компетентности;
- ценностно-смысловые компетентности.
Список литературы
- Блинова Г. П. Русские народные праздники. -М.: Вузовская книга, 2020. -168с.
- Бачинская Н.М. «Русские хороводы и хороводные песни», М.-Л., Музгиз, 1958.
- Владыкина-Бачинская Н.М. Музыкальный стиль хороводных песен. -М.: Музыка, 1972.
- Калужникова Т. И. Ой вы, вздохи мои. Народные песни и частушки Свердловской области. Екатеринбург, 1995.
- Калужникова Т. И. Песни горнозаводского Урала. М., 1997.
- Князева О.Л., Махнева М.Д.: Приобщение детей к истории русской народной культуры. СПБ.: Детство – Пресс, 1998.-300с.
- Криничная Н.А. Легенды. Предания. Бывальщины. -М.: Современник, 2000.-287с.
- Науменко Г. М. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Ч. 1, 2. – М.: Рифма, 1999.
- Римский-Корсаков Н.А. Сто русских народных песен. М.: Музыка, 1977.
- Селиванов Ф.М. Былины. – М.: Советская Россия. -1988. – 570с.
- Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. – М.: Российский Раритет 1991. – 80 с.
- Усов В.В. Русская кухня. - М.: Планета, 2000.-207с.
- Шангина И.И. Русские традиционные праздники. СПб.: Искусство-СПб, 1997.
- Шангина И.И. Русский народ: Будни и праздники: Энциклопедия / И. И. Шангина. - СПб: Азбука-классика, 2003. - 560с. – АБ; ЧЗ
- Журналы «Народное творчество».
Интернет - ресурсы
- https://publicadomain.ru/russkie_narodnye_horovodnye-nabornye-pesni
- http://library.lgaki.info:404/2017/Заикин%20Н_Русский%20народный%20танец.pdf
- http://ds110.edu-ukhta.ru/media/docs/proekt-russkij-horovod.pdf