МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

0
0
Материал опубликован 26 November

ЯКУШКИНА А. В.

E-mail: alina19932400@mail.ru

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КАК

МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Аннотация

Данная статья посвящена актуальности метапредметного подхода в современной системе школьного литературного образования. Цель статьи: на примере метапредметного урока литературы разработать модель современного образовательного стандарта. Метод исследования: теоретический. Выводы: переход к современной модели современного образовательного стандарта невозможен без метапредметной деятельности, подхода и результатов этой деятельности.

Ключевые слова:

Метапредметность, метапредмет, метапредметное обучение, метапредметные технологии, метапредметный подход на уроках литературы, универсальные учебные действия, метапредметный урок.

Современный образовательный стандарт второго поколения в настоящее время помимо предметных, базируется на достижении личностных и метапредметных результатов.

Результат образования, цель которого состоит в передаче от учителя к ученику опыта, накопленного за долгое время, далек от учащегося, поскольку образовательный процесс в этом случае односторонне направлен и смотрит в одну сторону.

Как считают учёные, имея огромный опыт в данной направленности, призвано решить данную задачу именно Достижение метапредметных результатов, или формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.

Универсальные учебные действия связаны с достижением метапредметных результатов, а это те способы действия, при которых обучающиеся могут принимать решения не только в области конкретного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Метапредметный подход включает в себя осмысленное понимание, а не запоминание важныхх понятий предмета, присутствие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся важных способностей, рефлексивная деятельность.

Метапредметный результат – это освоенные обобщенные способы деятельности (например, такие как, сравнение, работа со схемами, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в разных жизненных ситуациях.

Метапредметная деятельность – это такая деятельность, которая возникает вне пределов учебного предмета. Она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д.

Достижение этих метапредметных результатов происходит только лишь когда учитель, вместе с предметными, ставит ещё и метапредметные цели, когда придает современному уроку следующие требования:

Урок должен иметь направленное на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы.

Учитель должен полностью спланировать свою деятельность и деятельность учеников; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и составляются учащимися.

Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.

Урок должен быть направлен на развивающее обучение.

Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.

Урок должен иметь набор наиболее эффективных технологий и здоровье-сбережение.

Такой урок должен учитывать уровень и возможности учащихся, в котором должны быть учтены такие аспекты, как направленность класса, заинтересованность учащихся, настроение детей.

Новые стандарты предполагают совершенно другой план работы. Внимание акцентируется не на получение однотипных ответов, а на необходимость познания окружающего мира, подготовку ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработку умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.

Эффективным уроком будет считаться тот, на котором учитель направляет, незаметно направляет работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они сами участвуют во ведении урока.

На уроках литературы метапредметный подход включает в себя просматривание явлений, действий, ситуаций с различных направленностей и точек зрения.

При проведении таких уроков литературы, включающих в себя освоение метапредметных результатов обучения, очень важно, чтобы учитель и дети понимали, что термин и понятие – это совсем не одно и то же. Можно часто услышать на уроках: «Что означает термин «художественные средства выразительности в тексте?» или «Дайте определение понятию

«изобразительно-выразительные средства». Термин, в первую очередь, это только само слово, имеющее определение, т.е. словарное или лексическое значение. Понятие же может быть сформировано только в деятельности.

По этой причине в стандартах нового поколения умению работать с текстом как метапредметному результату обучения отдаётся большое значение.

Метапредметный урок литературы в отличие от урока, который решает только лишь предметные задачи, можно выявить по основным признакам:

Ключевой элемент – целеполагание.

Присутствуют разнообразные виды деятельности: исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Их суть заключается в том, что усвоение и понимание всего материала лучше происходит в результате решения любой из вида педагогической задачи, рассмотрении познавательной проблемной ситуации, самостоятельного нахождения ответа на проблемный вопрос.

Создание проблемных ситуаций, требующих личного участия и индивидуального решения (т.е. регулятивных универсальных действий), при которых учитель создаёт такие условия, в которых дети могут самостоятельно найти пути решения любых поставленных задач.

Привитие ученику интереса и замотивированности в процессе их обучения, путём привлечения к уроку любых других областей знаний и акцент на личный опыт каждого ученика, в результате чего и проявляется его заинтересованность.

Создание условий для привлечения учителя и ученика к метапредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога, понимание значимости такого основания и включение его в образовательный процесс.

Список использованной литературы

Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего

(полного) общего образования

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. 39 с.

(Стандарты второго поколения)

Давыдов, В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия. [Текст]

/

В. В. Давыдов – Москва: Большая Российская Энциклопеция, 1993. С. 1618.

©А.В. Якушкина, 2018

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.