МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
E-mail: alina19932400@mail.ru
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КАК
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Аннотация
Данная статья посвящена актуальности метапредметного подхода в современной системе школьного литературного образования. Цель статьи: на примере метапредметного урока литературы разработать модель современного образовательного стандарта. Метод исследования: теоретический. Выводы: переход к современной модели современного образовательного стандарта невозможен без метапредметной деятельности, подхода и результатов этой деятельности.
Ключевые слова:
Метапредметность, метапредмет, метапредметное обучение, метапредметные технологии, метапредметный подход на уроках литературы, универсальные учебные действия, метапредметный урок.
Современный образовательный стандарт второго поколения в настоящее время помимо предметных, базируется на достижении личностных и метапредметных результатов.
Результат образования, цель которого состоит в передаче от учителя к ученику опыта, накопленного за долгое время, далек от учащегося, поскольку образовательный процесс в этом случае односторонне направлен и смотрит в одну сторону.
Как считают учёные, имея огромный опыт в данной направленности, призвано решить данную задачу именно Достижение метапредметных результатов, или формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.
Универсальные учебные действия связаны с достижением метапредметных результатов, а это те способы действия, при которых обучающиеся могут принимать решения не только в области конкретного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Метапредметный подход включает в себя осмысленное понимание, а не запоминание важныхх понятий предмета, присутствие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся важных способностей, рефлексивная деятельность.
Метапредметный результат – это освоенные обобщенные способы деятельности (например, такие как, сравнение, работа со схемами, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в разных жизненных ситуациях.
Метапредметная деятельность – это такая деятельность, которая возникает вне пределов учебного предмета. Она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д.
Достижение этих метапредметных результатов происходит только лишь когда учитель, вместе с предметными, ставит ещё и метапредметные цели, когда придает современному уроку следующие требования:
Урок должен иметь направленное на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы.
Учитель должен полностью спланировать свою деятельность и деятельность учеников; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и составляются учащимися.
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
Урок должен быть направлен на развивающее обучение.
Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
Урок должен иметь набор наиболее эффективных технологий и здоровье-сбережение.
Такой урок должен учитывать уровень и возможности учащихся, в котором должны быть учтены такие аспекты, как направленность класса, заинтересованность учащихся, настроение детей.
Новые стандарты предполагают совершенно другой план работы. Внимание акцентируется не на получение однотипных ответов, а на необходимость познания окружающего мира, подготовку ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработку умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.
Эффективным уроком будет считаться тот, на котором учитель направляет, незаметно направляет работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они сами участвуют во ведении урока.
На уроках литературы метапредметный подход включает в себя просматривание явлений, действий, ситуаций с различных направленностей и точек зрения.
При проведении таких уроков литературы, включающих в себя освоение метапредметных результатов обучения, очень важно, чтобы учитель и дети понимали, что термин и понятие – это совсем не одно и то же. Можно часто услышать на уроках: «Что означает термин «художественные средства выразительности в тексте?» или «Дайте определение понятию
«изобразительно-выразительные средства». Термин, в первую очередь, это только само слово, имеющее определение, т.е. словарное или лексическое значение. Понятие же может быть сформировано только в деятельности.
По этой причине в стандартах нового поколения умению работать с текстом как метапредметному результату обучения отдаётся большое значение.
Метапредметный урок литературы в отличие от урока, который решает только лишь предметные задачи, можно выявить по основным признакам:
Ключевой элемент – целеполагание.
Присутствуют разнообразные виды деятельности: исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Их суть заключается в том, что усвоение и понимание всего материала лучше происходит в результате решения любой из вида педагогической задачи, рассмотрении познавательной проблемной ситуации, самостоятельного нахождения ответа на проблемный вопрос.
Создание проблемных ситуаций, требующих личного участия и индивидуального решения (т.е. регулятивных универсальных действий), при которых учитель создаёт такие условия, в которых дети могут самостоятельно найти пути решения любых поставленных задач.
Привитие ученику интереса и замотивированности в процессе их обучения, путём привлечения к уроку любых других областей знаний и акцент на личный опыт каждого ученика, в результате чего и проявляется его заинтересованность.
Создание условий для привлечения учителя и ученика к метапредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога, понимание значимости такого основания и включение его в образовательный процесс.
Список использованной литературы
Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего
(полного) общего образования
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. 39 с.
(Стандарты второго поколения)
Давыдов, В.В. Российская Педагогическая Энциклопедия. [Текст]
/
В. В. Давыдов – Москва: Большая Российская Энциклопеция, 1993. С. 1618.
©А.В. Якушкина, 2018