Особенности современного урока литературы в контексте новых образовательных стандартов (ФГОС)

1
0
Материал опубликован 5 April 2016

Валеева Ф.Р.

 МАОУ «МСОШ№ 16» Миасского городского округа

г. Миасс

Особенности современного урока литературы в контексте новых образовательных стандартов (ФГОС).

 

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

                                                                                                       

Вовлеки меня – и я научусь.

В данной статье речь идет об инновационных методах и подходах к современному уроку в рамках реализации ФГОС.

Инновационный поиск новых средств обучения приводит педагогов к пониманию актуальности таких форм и методов обучения как деятельностные, групповые, проблемные, рефлексивные. Значительную роль в решении этих проблем играет метод учебных проектов и исследовательская деятельность учащихся, которые в последние годы приобретают все большую популярность среди педагогов.

Литература как учебный предмет - плодородная почва для проектно-исследовательской деятельности. Учителя-словесники часто сталкиваются с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы.

В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

В своей педагогической практике я применяю различные виды проектной деятельности. Первые проекты были самые простые. «Александр Невский в истории, живописи, литературе», «Басни Эзопа и Крылова», «Символика цвета в лирике Есенина», «Мир животных в русской литературе 20 века», «Рубаи. Фотопроект» и др. Класс делился на группы, каждой группе давалось определённое задание. Эти проекты в основном носили информационный характер, но, несмотря на это, давали положительные результаты. Ведь, выполняя работу над проектом, дети учились добывать информацию, выделять из неё главное, успешно презентовать её одноклассникам.

Урок-проект является одним из интересных, увлекательных, познавательных форм учебной деятельности, позволяющий сочетать различные педагогические технологии: коллективный способ обучения (КСО), компьютерные технологии.

Например, после изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» в 7 классе был задуман проект « Отцы и дети в литературе и истории»

Класс делился на группы, каждая из которой должна была представить свой продукт проектной деятельности:

1 группа – Иван Грозный в живописи. Репродукция картины И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Иван Грозный. Историко-биографический контекст.

2 группа - М.Шолохов «Донские рассказы»

Рассказ «Родинка». Тема коллективизации.

3 группа - «Трагическая смерть Павлика Морозова». История одного убийства: так кем же был Павлик Морозов?

4 группа - Фрагмент повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Первым этапом проекта являлась информация для родителей о проблемах проекта, формах его результатов, о возможной помощи родителей своим детям по осуществлению проекта.

Следующий этап - это представление проекта ученикам, обсуждение предложенных проблем,  разделение на группы и определение старшего в группе. Кроме того, определялись критерии оценки каждого этапа работы, сообщения и презентации. Затем проводились консультации, поэтапно велось оценивание деятельности каждого из участников группы. Для того чтобы ответить на проблемный вопрос, поставленный учителем в подтемах, школьникам уже недостаточно познакомиться только с материалом справочников и энциклопедий, им приходилось использовать научные статьи и монографии, что позволяет совершенствовать навыки исследовательской деятельности. Они знакомятся с разными точками зрения на ту или иную проблему и задумываются над тем, кто же прав. На данном этапе важен контроль преподавателя, так как участникам проекта достаточно часто требуется консультация не только по оформлению результата, но и по анализу отобранной информации, которую необходимо систематизировать.

На этапе защиты проекта заслушивались выступления рабочих групп, оценивалось их выступление, оформление презентации.

 Рефлексия была проведена в форме написания сочинения-рассуждения.

Практика показала, что целесообразнее использовать метод проектов при изучении обзорных тем, так как это один из самых трудных разделов литературного курса.

Еще одним инновационным методом обучения является кейс-метод. Использование его на уроках литературы обусловлено актуальностью проблемного обучения в современной школе. Данный метод включает в себя учебные конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала с целью последующего разбора на учебных занятиях. В ходе разбора ситуаций обучающиеся учатся действовать в «команде», проводить анализ и принимать решения.

Урок – исследование начинается с  создания проблемной ситуации.

Кейс-пакет по теме «Живет ли среди нас сострадание?»

1.Словарь Ожегова. Значение слов «сострадание», «сострадательный»

2.Тексты:

А.Костюнин. Эссе «Сострадание».

В.Астафьев. Рассказ «Последний поклон».

-Какой предстает в этом рассказе бабушка?

-Символично ли название рассказа?

К.Паустовский. Рассказ «Телеграмма».

Дискуссионные вопросы:

-Показался ли вам эпизод, описанный автором, вопиющим? Почему? Вы осуждаете только одного героя или обоих? Какая часть эссе кажется более весомой? Почему автор употребляет слова «Тело», «Разум», «Душа» с большой буквы»? Что, по вашему мнению, можно простить ребенку, но нельзя – взрослому?

3.Изобразительное искусство:

В.Маковский «Ткачиха с внучками»

И.Владимиров «Дед и внуки»

Б.Кустодиев «На террасе»

Гирландайо «Дедушка и внук»

В.Перов «Дедушка и внучек»

На таких уроках можно использовать любые современные методы: просмотр отрывка из фильма, аудио или видеозапись, материал на слайдах из презентации. Необходимо включать в содержание урока упражнения, позволяющие учащимся овладеть специальными метапредметными умениями и  навыками исследовательского поиска: 
После таких уроков у многих учеников появляется потребность исследовать, желание выйти за рамки урока. Поэтому организация уроков литературы исследовательской направленности  не просто веяние времени и требование ФГОС, а необходимость для успешной  социализации и саморазвития школьников. 

 

Использованная литература:

1.Бедерханова, В.П. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности [ Текст]: Учебное пособие / В.П.Бедерханова, Б.П. Бондарев. - Краснодар, 2000. - 54 с.

2.Кульневич, С.В. Совсем необычный урок. Практическое пособие [Текст] / С.В.

- Ростов - на- Дону, 2001, - 160 с.

3. Бурков В.Н.Как управлять проектами. М., 1997.

4. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм исследования на уроках литературы.

5.Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования / Под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство “Учебная литература”. Издательский дом “Фёдоров”. 2006.

6.Хуторской А. В. Практикум по дидактике и методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.

7.Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. – М., 1984.

8.festival.1september.ru

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации