Метод исследования: Педагогический эксперимент

0
0
Материал опубликован 26 November





ГБПОУ МССУОР №1

МОСКОМСПОРТА






Работа на тему:

«метод исследования

Педагогический эксперимент»











Выполнила

Бурлаченко А.А.











Москва


Оглавление

Основные понятия 3

Правила и описания применения метода пед.эксперимента 3

Применение пед.эксперимента в деятельности тренера 5

Нередко с помощью педагогического эксперимента пытаются установить сравнительную эффективность различного числа обязательных занятий физическими упражнениями. Например, доказывается, что при трех-шести уроках физической культуры в общеобразовательной школе уровень физической подготовленности выше, чем при двух уроках. Однако только уровень физической подготовленности не может являться доказательством целесообразности введения в учебный план большего числа часов. Действительно, при небольших интенсивности и объеме физической нагрузки на уроках надо ли доказывать, что с точки зрения уровня физической подготовленности три урока лучше, чем два, а шесть - лучше, чем три или пять?! Поэтому экспериментаторы вводят еще один показатель эффективности увеличения числа уроков физической культуры - успеваемость по всем дисциплинам учебного плана школы. Тем не менее, и этот показатель не делает еще полученные результаты достаточно убедительными. Доказательность исследования с подобной экспериментальной задачей может быть достигнута при условии одновременного изучения связей данного педагогического фактора (т.е. увеличенного числа обязательных уроков) со всей системой народного образования. Во-первых, должно быть доказано, что при увеличении числа уроков все школы могут быть обеспечены учительскими кадрами, спортивными базами. Во-вторых, в связи с тем, что увеличение числа уроков по физической культуре неизбежно приведет к снижению числа учебных часов по другим предметам (так как объем недельной нагрузки школьника достиг максимума), необходимо доказать, что это не повредит общеобразовательной подготовке школьников, а следовательно, не снизит уровня их подготовленности, необходимого для учебы в вузе, работы на производстве, службы в армии. 5

Организуя педагогическое исследование, нельзя забывать, что любой эксперимент в области физического воспитания представляет собой сложное сочетание реализации научных интересов и практических (учебно-воспитательных). Для исследователя ведущим является поиск новых педагогических закономерностей, но он протекает в рамках реального педагогического процесса, с конкретными людьми, за обучение, воспитание и здоровье которых научный работник несет ответственность. Именно поэтому проведение любого педагогического эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания. Например, недопустимо изучать методы тренировки, могущие нанести вред здоровью исследуемых. 6

Источник 7




Основные понятия

Слово «эксперимент» латинского происхождения и в переводе означает «опыт», «испытание». Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от традиционных методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, эксперимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспериментальным путем, например, внедряются в практику новые приемы, формы, системы учебно-воспитательной деятельности. Как правило, в отрасли физической культуры и спорта для доказательства правомочности новых методических подходов используется сравнение двух групп испытуемых: экспериментальной и контрольной. В процессе проведения педагогического эксперимента контрольная группа занимается по общепринятой на настоящий момент методике, экспериментальная — по предлагаемой исследователем методике, с какими-либо усовершенствованиями, которые вносятся в общепринятую методику, или новую по основным показателям.

Правила и описания применения метода пед.эксперимента

Эксперименты различаются в зависимости от цели: констатирующий — изучаются педагогические явления. Задача такого рода эксперимента — посмотреть, как контингент занимающихся, которых мы в дальнейшем планируем привлечь в качестве испытуемых, реагирует на занятия по принятой в настоящее время методике тренировки; проверочный, уточняющий — проверяется гипотеза, а на ее основе — методика, созданные в процессе осмысления проблемы.

Условия проведения эксперимента.

Уравниваемые условия проведения эксперимента, т.е. такие, которые обеспечивают тождественность эксперимента в контрольных и экспериментальных группах. К уравниваемым условиям обычно относят: состав обучаемых (примерно одинаковый в тех и других классах или тренировочных группах); учитель, тренер (один и тот же тренер ведет занятия в обеих группах); учебный материал (одинаковый круг вопросов, та кой же объем); равные условия работы (одна смена школьных занятий, примерно одинаковый порядок следования занятий по расписанию или тренировок в каждом тренировочном дне и т.д.). Не всегда удается обеспечить условие проведения эксперимента одним и тем же тренером. Бывает, что занятия с контрольной группой проводит один тренер в одном месте, а с экспериментальной — другой тренер в другом месте.

Ход эксперимента:

1. Постановка цели и задач.

2. Формулирование научной гипотезы, т. е. она должна базироваться на определенных научных данных, подкрепляться теоретическими доводами или умозаключениями.

3. Выбор типа эксперимента.

4. Планирование эксперимента (условия, место проведения).

5. Отбор испытуемых для комплектования экспериментальных и контрольных групп, которые должны быть максимально идентичными по своим характеристикам.

6. Выбор тестов и контрольных испытаний

7. Составление программы эксперимента, в которой указываются содержание и последовательность всех действий .

Применение пед.эксперимента в деятельности тренера Нередко с помощью педагогического эксперимента пытаются установить сравнительную эффективность различного числа обязательных занятий физическими упражнениями. Например, доказывается, что при трех-шести уроках физической культуры в общеобразовательной школе уровень физической подготовленности выше, чем при двух уроках. Однако только уровень физической подготовленности не может являться доказательством целесообразности введения в учебный план большего числа часов. Действительно, при небольших интенсивности и объеме физической нагрузки на уроках надо ли доказывать, что с точки зрения уровня физической подготовленности три урока лучше, чем два, а шесть - лучше, чем три или пять?! Поэтому экспериментаторы вводят еще один показатель эффективности увеличения числа уроков физической культуры - успеваемость по всем дисциплинам учебного плана школы. Тем не менее, и этот показатель не делает еще полученные результаты достаточно убедительными. Доказательность исследования с подобной экспериментальной задачей может быть достигнута при условии одновременного изучения связей данного педагогического фактора (т.е. увеличенного числа обязательных уроков) со всей системой народного образования. Во-первых, должно быть доказано, что при увеличении числа уроков все школы могут быть обеспечены учительскими кадрами, спортивными базами. Во-вторых, в связи с тем, что увеличение числа уроков по физической культуре неизбежно приведет к снижению числа учебных часов по другим предметам (так как объем недельной нагрузки школьника достиг максимума), необходимо доказать, что это не повредит общеобразовательной подготовке школьников, а следовательно, не снизит уровня их подготовленности, необходимого для учебы в вузе, работы на производстве, службы в армии. Организуя педагогическое исследование, нельзя забывать, что любой эксперимент в области физического воспитания представляет собой сложное сочетание реализации научных интересов и практических (учебно-воспитательных). Для исследователя ведущим является поиск новых педагогических закономерностей, но он протекает в рамках реального педагогического процесса, с конкретными людьми, за обучение, воспитание и здоровье которых научный работник несет ответственность. Именно поэтому проведение любого педагогического эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания. Например, недопустимо изучать методы тренировки, могущие нанести вред здоровью исследуемых.

Эксперимент требует исключение систематических ошибок, например, тестовые испытания, которые проводятся как в начале эксперимента, так и в конце в каждой группе должны быть идентичными. Скажем, существует тест на скоростно-силовую подготовленность мышц опорно-двигательного аппарата — прыжок вверх толчком двумя. Тест может выполняться из положения руки на пояс или со взмахом руками. Как только двигательное действие при выполнении теста выбрано, его уже нельзя менять в течение всего экспериментального исследования. Особенно важно договориться об этом, когда занятия в контрольной и экспериментальной группах проводят разные тренеры;

строгое соответствие опытов разработанным плану и методике проведения эксперимента;

относительно одинаковые условия повторных опытов.

Чем больше параллельных опытов, тем выше точность эксперимента. Однако увеличение их числа (больше 3 — 4) не дает значительного эффекта. Одна из распространенных ошибок — использование результатов не повторных опытов, а повторных измерений. В повторных измерениях мы учитываем только ошибку измерения приборов или некоторых замеров в случае тестовых процедур, а это лишь часть (обычно незначительная) ошибки вариативности (воспроизводимости), связанной с особенностями испытуемых. Поэтому корректней провести обследование, где 100 человек выполняют по одной попытке, чем провести измерение 100 попыток у одного человека. Исключение может быть в одном случае — когда цель эксперимента состоит в разработке индивидуальных рекомендаций для подготовки одного человека, как правило, достигшего уровня высшего спортивного мастерства. Такие рекомендации разрабатываются для выдающихся спортсменов, у которых процесс подготовки носит по преимуществу индивидуальный характер. К эксперименту следует привлекать испытуемых, которые близки по своим морфологическим, возрастным (имеется в виду паспортный возраст) и половым признакам. Тогда свойства получаемой выборки можно считать однородными. Если это невозможно, необходимо выделять источники неоднородностей и заново формировать состав испытуемых. Все неизменяемые в эксперименте факторы (при непродолжительных по длительности экспериментах это, например, антропометрия испытуемых) должны быть зафиксированы на выбранных уровнях.





Источник

Попов Г. И.-Научно-методическая деятельность в спорте: учебник для студ. Учреждений высш. Образования/Г. И. Попов Академия 2015г.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.