Педагогическое исследование
«Изучение эффективности технологии развития критического мышления в процессе преподавания курса «Основы экономики»»
Исполнитель: преподаватель экономики, права и обществознания ГПОУ ИЖПТ п. Щельяюр
Дроботова Валерия Владимировна
Содержание
Программа исследования эффективности технологии развития
критического мышления в процессе преподавания курса
«Основы экономики» 3 стр.
Анализ результатов исследования эффективности технологии
развития критического мышления в процессе преподавания курса
«Основы экономики» 6 стр.
Методические рекомендации по применению технологии
развития критического мышления в процессе преподавания
теоретических дисциплин 10 стр.
Библиографический список 13 стр.
Приложения
1. Программа исследования эффективности технологии развития критического мышления в процессе преподавания курса «Основы экономики»
Концепция стандартов второго поколения, принятая в 2008 г., пополняет известную терминологию «знания», «умения», «навыки», «компетенции». Ученые и практики ищут пути формирования вышеназванных умений. Технология развития критического мышления – один из путей, способствующих их развитию.
Технология РКМЧП представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на освоение базовых навыков открытого информационного пространства, развитие качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие. [17,c.9]
Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере, а именно, побуждает преподавателя учиться у своих обучающихся, ставить в основу личность познающего, который, имея собственную точку зрения, умеет работать в сотрудничестве с другими и не боится взять на себя ответственность за воплощение идеи.
В содержании целей технологии критического мышления заложено формирование ключевых компетентностей: информационной, коммуникативной, разрешения проблем. Поэтому мы говорим об этой технологии в рамках компетентностного подхода в образовании.
Изучив теоретические аспекты технологии РКМ, нами было проведено исследование эффективности ее применения в процессе преподавания курса «Основы экономики».
Объект исследования - обучающихся группы №22 «Повар-кондитер» ГПОУ ИЖПТ п. Щельяюр
Предмет исследования: технология развития критического мышления через чтение и письмо.
Цель исследования: изучение эффективности технологии развития критического мышления в процессе преподавания курса «Основы экономики»
В соответствии с обозначенной целью исследования был определен следующий ряд задач:
Подобрать диагностические методики и провести исследование среди обучающихся группы №22 «Повар-кондитер» ГПОУ ИЖПТ п. Щельяюр.
Проанализировать результаты, полученные в ходе исследования.
Разработать методические рекомендации по применению ТРКМ в процессе преподавания.
Выборка: 15 человек.
Возраст: от 18 до 22 лет
База исследования: ГПОУ ИЖПТ п. Щельяюр.
Методы исследования: опрос, анализ и обработка полученных данных, наблюдение за деятельностью обучающихся.
Этапы исследования:
I. Исследовательский
II. Методический
Для проведения исследования автором была использована методика, разработанная И. С. Домбровской. Методика направлена на выявление уровня развития познавательной и социальной мотивации обучающихся. (Приложение №1) Для исследования была так же использована методика Т. Д. Дубовицкой «Отношение к предмету». (Приложение № 2) Ценность данной методики заключается в том, что она позволяет выявить направленность и уровень развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов.
Исследование эффективности технологии развития критического мышления в процессе преподавания курса «Основы экономики» осуществлялось в течение второго полугодия, с 01 января по 20 мая 2013 г. в соответствии с последовательностью этапов:
I этап – исследовательский.
Цель этапа: изучить эффективность технологии развития критического мышления, путем выявление уровня развития познавательной и социальной мотивации обучающихся, а также определения направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности.
Задачи:
Подбор диагностических методик для исследования.
Провести опрос согласно методикам в конце первого полугодия.
Определение качества знаний по предмету «Основы экономики» по итогам первого полугодия.
Обработать результаты.
Начать обучение по предмету «Основы экономики» согласно имеющемуся в образовательном учреждении календарно-тематическому плану с включением в структуру занятия технологии развития критического мышления (Приложение №3).
Провести повторный опрос согласно методикам во втором полугодии.
Определение качества знаний по предмету «Основы экономики» по итогам второго полугодия.
Обработать и проанализировать результаты.
Метод исследования: опрос (форма – анкетирование).
Критерии:
Выявление уровня развития познавательной и социальной мотивации учебной деятельности.
Определение доминирующего типа мотивации.
Обнаружение направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими предмета «Основы экономики».
Измерение качества усвоения знаний по курсу «Основы экономики»
Кроме того, на каждом этапе исследования осуществлялась обработка и интерпретация результатов проведенных диагностик и их сравнительный анализ с целью установления причинно-следственных связей между полученными показателями и применяемой методикой по выборке в целом, а также внутри каждой подгруппы.
II этап - Методический.
Цель этапа: разработать методические рекомендации по применению технологии критического мышления в процессе преподавания курса «Основы экономики».
Основная задача данного этапа разработать методические рекомендации по применению технологии развития критического мышления в процессе преподавания теоретических дисциплин.
2. Анализ результатов исследования эффективности технологии развития критического мышления в процессе преподавания курса «Основы экономики»
На основании описанных выше методик диагностики и обработки, собранных по ним качественных и количественных данных была сформирована сводная таблица результатов (Приложение №4), а также проведен анализ и созданы следующие выводы.
В ходе эксперимента согласно методикам сформировались следующие результаты:
Диаграмма №1
Диаграмма №1
В процессе выявления уровня развития образовательной мотивации в первом полугодии у обучающихся группы №22 доминирует социальная мотивация учебной деятельности средний балл которой составил 2,87 баллов. Это говорит о преобладании мотива обязывающего или вынужденного учения, в то же время сотрудничества, полезности обществу, желание хорошо подготовиться к избранной профессии. Познавательная мотивация, по сравнению с социальной держится на среднем уровне с результатами 2,44 баллов.
После проведения во втором полугодии блока уроков с применением технологии критического мышления произошли существенные изменения, а именно средний балл познавательного мотива увеличился до 3 баллов. Согласно критериям проведенной методики, полученный показатель говорит о высокой степени выраженности уровня познавательной мотивации, а именно повысился мотив познавательного интереса, мотив обучающихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ, ребята активно ориентируются на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения.
Диаграмма №2
При определении направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся в процессе изучения ими предмета «Основы экономики» входная диагностика внутренних и внешних мотивов за первое полугодие выявила следующие данные.
На диаграмме №2 наблюдается выраженное преобладание в исследуемой группе внешней мотивации обучающихся, а именно в первом полугодии с внешней мотивацией обнаружилось 9 человек, а с внутренней 6 человек. Это говорит о том, что на данном этапе знания не выступают целью учения, а изучаемый предмет не является внутренне принятым и мотивированным.
С внедрением в процесс обучения педагогической технологии произошла активность. Во втором полугодии на диаграмме отражены изменения в сторону роста внутренних мотивов обучающихся, показатели которых следующие: 3 обучающихся с внешней мотивацией и 12 человек с внутренней мотивацией. Данные результаты свидетельствуют о том, что доминирование внутренней мотивации характеризует проявление собственной активности обучающегося в процессе учебной деятельности, а именно повышение к познавательной, преобразовательной, оценочной и коммуникативной деятельности экономической направленности у обучающихся.
Диаграмма №3
Исходя из результатов, отраженных на диаграмме №3 и диагностических листов за первое и второе полугодие (Приложение № 5), с введением в процесс обучения технологии критического мышления наблюдается положительная динамика. Показатель качества знаний повысился во втором полугодии по сравнению с первым на 20%. Произошел положительный скачок на 6, 67% уровня успеваемости. Повысился показатель степени обученности на 10,4 %.
Вывод: Таким образом, с помощью проведенного исследования было выявлено, что уровень образовательной мотивации к обучению у обучающихся группы №22 «Повар – кондитер», с внедрением в учебный процесс технологии развития критического мышления, повысился.
Эффективность применения технологии развития критического
мышления обучающихся на уроках экономики с целью повышения
мотивации доказана. Это подтверждает:
повышение мотивов познавательного интереса;
осознания социальной необходимости и самореализации;
высокий уровень мотивации достижений и познавательной активности;
организация групповой работы;
развитие навыков общения;
мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ.
Об эффективности применения технологии РКМЧП на уроках курса «Основы экономики» также свидетельствует изменение внутренней и внешней мотивации. После проведения уроков, с применением данной технологии стал доминировать внутренний мотив, а именно обучающиеся стали относится к дисциплине с интересом, увлечением, повысилась самостоятельность, саморазвитие, самосовершенствование. Обнаружение направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими предмета «Основы экономики» еще раз доказывает актуальность использования технологии критического мышления.
Проведенная диагностика качества знаний показала, что активность обучающихся группы №22 «Повар – кондитер» в образовательном процессе возросла, что полностью доказывает результативность и действенность исследуемой педагогической технологии.
3. Методические рекомендации по применению технологии развития критического мышления в процессе преподавания теоретических дисциплин
Технологией развития критического мышления, которая позволяет преподавателю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь обучающимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески относиться к учебе. Она дает реальную возможность создать в группе атмосферу партнерства. Педагог, получающий в руки технологию, а не готовые рецепты хороших уроков, обучается работать в режиме творческого соавторства, в готовности к обоснованным изменениям, принятию нестандартных и ответственных решений.
Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов. Поэтому важно при реализации технологии критического мышления придерживаться некоторым рекомендациям:
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Преподавателю необходимо провоцировать обучающихся, задавать им вопросы создавать ситуацию актуализации опыта ученика и таким образом формировать мотивацию. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления.
Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз, ведь роль учителя на уроке, построенном в ТРКМ, направлять усилия в определенное русло, а именно сталкивать различные суждения, создавать условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений. В результате обучающийся получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
Используемая технология основана на принципе сотрудничества, поэтому важно нормальное, человеческое отношение к обучающимся, важна обстановка, в которой они живут. На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом! Чаще напоминайте, что их мнение важно для вас. Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением дисциплины.
Ошибка — находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Все имеют право высказывать свое мнение без боязни ошибаться и быть исправленным учителем, так гласит принцип равенства, на который основывается данная педагогическая технология.
Немало важно при изучении материала в технологии развития критического мышления учитывать, что деятельность обучающихся должна способствовать решению их проблем, отвечать на их вопросы. Дети живут здесь и сейчас!
Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не оставляйте без обсуждения ни одного ответа, даже неверного.
Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в развитии!
Итог урока с использованием технологии критического мышления должен основываться на осмыслении. Необходимо дать обучающимся возможность самим сделать выводы, осуществить самооценку своей деятельности на уроке. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Преподаватель не оценивает, а управляет оценкой!
Вышеуказанные, методические рекомендации позволят преподавателям использовать данную технологию более эффективно и продуктивно. РКМЧП представляет собой средство и инструмент саморазвития и самообразования человека – как обучающегося, так и преподавателя. В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения
Библиографический список
Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] : уучебное пособие для вузов/ Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2000. – 624 стр.
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: инновационный курс/ В. И. Андреев. Книга 2. – Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. – 318с.
Байбородова Л.В., Белкина В.В. Образовательные технологии [Текст]: учебно-методическое пособие /Л. В. Байбородова, В. В. Белкина – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] : В. П. Беспалько - М.: Педагогика, 1989. – с. 12 - 14
Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству [Текст] : Д. Б. Богоявленская – М.: Знание, 1986. – 234с.
Бордовская, Н.В. Педагогика [Текст]: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика [Текст] : учеб.-метод. пособие / А. В. Бутенко. Е. А. Ходос - М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. [Текст]: В. А. Бухвалов – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
Голубков В. В. Теоретические основы методики литературы в средней школе [Текст]: информ.-аналит. журн. / Литература в школе. – 1946. – № 1. – С. 46-47.
Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. [Текст]: В. В. Гузеев . - М.: Сентябрь, 1996. – 112 с.
Дубравина И.В. Возрастная и педагогическая психология. [Текст]: учебное пособие / И. В. Дубравина – М.: Академия, 2002. – 330с.
Душина И.В. Методика и технология обучения [Текст]: пособие для учителей и студентов пед. ин-тов и ун-тов / И. В. Душина – М.: Издательство Астрель, 2002. – 203с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст]: – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
Загашеев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. [Текст]: – СПб., 2003. – 192 с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы [Текст]: информ.-аналит. журн. / Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: С.И. Заир-Бек С.И. - М.: Просвещение, 2004. – 175 с.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке [Текст]: С.И. Заир-Бек С.И. - М.: Просвещение (Работаем по новым стандартам), 2011. – 222 с.
Кирикова З.З. Педагогическая технология: теоретические аспекты [Текст]: З.З. Кирикова – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. – пед. Ун-та, 2000. – 284с.
Клустер Д. Что такое критическое мышление [Текст]: Д. Клустер – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 – 13
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя [Текст]: учеб.¬метод. пособие / И. В. Муштавинский — СПб.: КАРО, 2009. — 144 с.
Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования[Текст]: учебное пособие/ Е. С. Полат – М. Академия, 2003. – 272с.
Сластёнина В. А. Педагогика профессионального образования [Текст]: В. А. Сластёнина- М.: Академия, 2007. - 366 с.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: Г.К. Селевко – М., 1998. – 278с.
Хаяперн Д. Психология критического мышления [Текст]: Д. Хаяперн
15