Метод проектов

12
2
Материал опубликован 25 February 2016 в группе

«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет

не тот человек, который не научился читать,

а тот, который не научился учиться»

(Элвин Тоффлер)


 

I. Введение

Педагогическая деятельность – одна из немногих видов человеческой деятельности, которая основана на выполнении социального заказа.

Общество видит в наших учениках здоровых людей, способных к самоопределению и самореализации на основе полученных качественных знаний, умений, навыков.

Большинство родителей школьников считают главным научить своих детей приспосабливаться к современным условиям жизни, как в городе, так и на селе, быть мобильными, активными и востребованными.

В последнее время в список социальных потребностей попали следующие необходимые сегодня качества личности:

владение универсальными способами деятельности;

владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда;

способность к самообразованию;

воспитанность.

Если ученик будет обладать указанными качествами, то он будет, с большой долей вероятности, реализован в современном обществе.

Перед педагогами стоит сложная задача: с одной стороны высокие требования к качеству знаний учащихся, с другой стороны низкая самооценка и как следствие незначительная мотивация учащихся к учебе.

Таким образом, основная задача современного учителя – найти такие педагогические технологии, формы и методы работы, которые позволили успешно реализовать государственный заказ и общественные потребности.

На мой взгляд, оптимальной педагогической технологией в заданных условиях является метод проектов.

 

II. Актуальность применения метода проектов.

Аргументов в пользу необходимости освоения проектной культуры можно привести достаточно много:

· Во-первых, проектирование есть разновидность проблемно-развивающего обучения.

· Во-вторых, проектирование определяет новый, современный, инновационный облик любого образовательного учреждения.

· В-третьих, проектирование изменяет тип мышления участников проекта, приближая его к потребностям XXI века.

· В-четвертых, проектирование реализует идеи личностно-ориентированной педагогики.

· В-пятых, проектирование изменяет конкурентоспособность самого учителя на рынке труда.

В пользу метода проектов говорит его универсальность: его можно применять, работая с разными возрастными категориями учащихся, на любых этапах обучения и при изучении материала различной степени сложности.

Метод проектов может применяться при изучении всех школьных предметов без исключения.

Проект может применяться на уроках и во внеклассной работе.

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся формирует невероят­но большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельно­сти и способствует развитию их личностного потенциала.

Проектный метод умело сочетается и с другими педагогическими методами и технологиями: проблемное изложение материала, дифференцированное обучение, технология сотрудничества, ИКТ и др.

Неслучайно метод проектов называют педагогической технологией 21 века. На мой взгляд, именно этот метод обучения более полно отвечает основным требованиям стандартов второго поколения и дает ответы на насущные вопросы современной педагогики: «Чему учить?», «Как учить?», «Зачем учить?».

Методологической основой использования метода проектов являются общепедагогические дидактические принципы:

· связь теории с практикой;

· научность,

· сознательность и активность усвоения знаний;

· доступность,

· систематичность и преемственность обучения;

· наглядность и прочность усвоения знаний.

Кроме этого, в школе имеется потенциал и необходимые ресурсы для реализации метода защиты проектов:

- учащиеся привлекаются к проведению учебно-исследовательской работы;

участвуют в творческих конкурсах исследовательского типа;

ведется элективный курс, продуктом которого являются проектные работы учащихся;

имеются необходимые технические средства обучения;

сложились благоприятные взаимоотношения педагога с учащимися;

осуществляется методическая поддержка.

Все, выше сказанное, говорит в пользу метода проектов.
 

III. Теоретические основы метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале 20 столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.

Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика. Решая проблемы, взятые из реальной жизни, учащиеся применяли уже полученные знания, а если их было недостаточно – приобретали новые. Таким образом, у детей возникала личная заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни

Идеи проектного обучения в России возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. В результате постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, метод проектов нашел широкое распространение и приобрел большую популярность.

"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Н.Б. Крылова под методом проектов понимает «педагогическую технологию, предусматривающую организацию совместной деятельности и учащихся и педагога для реализации конкретной проблемы».

На мой взгляд, наиболее точно суть метода проектов отражает Е.С. Полат:

«Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта»

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Эта педагогическая технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Цели проектной деятельности.

Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.

Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

Развитие исследовательских умений.

Метод проектов направлен на:

развитие критического мышления;

развитие творческого мышления;

формирование умений работать с информацией;

4) формирование коммуникативных качеств;

5) умение составлять письменный отчет.

6)формирование позитивного отношения к работе.

Таким образом, проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.  Она способствует формированию ключевых компетенций учащихся:

коммуникативной – овладение учащимися всеми видами речевой деятельности (устной и письменной) в различных ситуациях; освоение и использование различных знаковых систем при изложении материала;

информационной - освоение необходимых знаний умение осуществлять библиографический поиск и работать с различными источниками информации, работать с большими объёмами информации;

интеллектуальной – умение анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать и синтезировать, давать оценку фактам, прочитанным произведениям;

организационной - умение сформулировать цель своей деятельности, спланировать деятельность, осуществить её; владение навыками самоконтроля и самооценки.

Е.С. Полат выделяет основные требования к использованию метода проектов:

1)Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы (задачи), требующей интегрированного знания исследовательского поиска для ее решения.

2)Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха и т.д.).

3)Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4)Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

Чтобы работа учащихся над проектом была успешной необходимо, чтобы тема работы соответствовала их возрасту. Только тогда проект будет посильным для выполнения. Важным критерием успешности проектирования является создание необходимых условий, например, предоставление учащимся подборки соответствующей литературы, создание медиатеки и т.д. Учитель должен не только обеспечить руководство проектом, он – действующее лицо проекта. Именно здесь должна в полной мере проявиться технология сотрудничества. Одним из принципов организации проектной деятельности является обязательная презентация результатов работы в той или иной форме.

Тематика проектов может быть различной. Она может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и значимой для учащихся. Часто тема проектной работы требует привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается интеграция знаний.

 

IV. Содержание, формы, приемы, методы проектной технологии на уроках географии и во внеурочной деятельности.

Гипотеза:

если использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности, то будет развиваться творческий потенциал учащихся, формируются их компетенции, повышается самостоятельность учащихся, мотивация к учебному труду, успеваемость.

Цель:

развивать творческие способности и исследовательскую культуру учащихся, создать условия для формирования компетенций и социальных навыков учащихся.

Несмотря на все преимущества метода проектов: универсальность, эффективность и т. д. кавалерийским наскоком в повседневную практику его не внедрить. Начинать следует с поиска путей и способов решения проблемных ситуаций на уроке, а заканчивать - индивидуальным выполнением исследовательских проектов. Работа над исследовательским проектом позволит учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сбор и обработка данных, презентации полученных результатов, что, несомненно, понадобиться им в продолжение образования и процессе профессиональной деятельности.

Урок применения проектных технологий позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

- связь с современностью;

- проблемно-поисковая постановка учебных задач, требующая непростого

восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

- роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей

функциям;

- систематический контроль за развитием умений и навыков самостоятельной деятельности;

-работы путем устных и письменных дифференцирующих заданий.

Г.А. Понурова выделяет следующие основные черты проблемных ситуаций на уроке:

Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

Видение новой проблемы в знакомой ситуации;

Самостоятельное комбинирование из известного способа в новую ситуацию;

Построение принципиально нового способа решения.

Эти черты тесно переплетаются с методом проектов, который предполагает выбор и творческое мышление ориентируется не на интеграцию фактических знаний, на их практическом применении, т. е. формирует ключевые компетенции.

Применяя проектное обучение на уроках географии и во внеурочной деятельности. решаю следующие задачи:

Стимулирую интерес учащихся к предмету через творческие задания;

Развиваю воображение учащихся;

Учу применять знания, полученные на уроках географии на практике;

Формирую и развиваю социальные навыки у учащихся: коммуникабельность, умение сотрудничества;

Развиваю у учащихся исследовательские умения;

Учу работать с различными источниками информации;

Создаю и реализую ситуацию успеха.

Обучать основам проектирования начинаю с начального курса географии. Первый проект учащихся – изображение с помощью условных знаков в заданном масштабе маршрута учащегося в школу, школьный двор, улицу, где он живет ит.д. на выбор учащегося. При обобщении знаний по теме «Гидросфера» предлагаю учащимся описать возможное путешествие капельки . Учащиеся присваивают ей собственное имя: Маленькая Капелька, Капитошка, Каплюшка, Капа и др. многие описывают страх капельки перед неизвестностью во время длительного путешествия и поэтому отправляют ее совершить мировой круговорот с друзьями или в кругу семьи. Такие рассказы учащихся создают на уроках географии атмосферу доверия и доброжелательности.

Большой интерес обучающихся вызывает творческая работа «Предсказание погоды и народные приметы» в разделе «Атмосфера».

География материков и океанов, изучаемая в 7 классе, является одной из самых благодатных «почв» для применения метода проектов.

После изучения раздела учебника «Южные материки» учащиеся уже четко усвоили алгоритм изучения материков и могут по нему дать описание «открытых» ими новых земель. Эта работа проходит в несколько этапов:

Выделяется творческая группа, состоящая из 5-6 человек. При комплектовании групп учитывается желание детей.

Обсуждаются цель и задачи проектного задания.

На следующем этапе учащиеся распределяют задания между собой:

а) описывают географическое положение вновь «открытого» острова;

б) описывают рельеф, полезные ископаемые, дают характеристику климата и внутренних вод;

в) заселяют остров экзотическими растениями и животными;

г) знакомят с неизвестной расой людей, заселяющих остров;

4) следующий этап – обсуждение выполненных заданий. Внесение изменений и дополнений;

5) оформление работ;

6) заключительный этап. Защита проекта. Не следует пугаться работы по алгоритму. Освоить опыт проектной деятельности можно только овладев начальным уровнем освоения – воспроизводящим.

И. Я Лернер утверждал, что «что способности легче развивать, если учащиеся предварительно овладевают схемами мыслительной деятельности».

Кроме этого алгоритм экономит учебное время.

При выполнении такого задания учащиеся показывают глубокое осознание освоенных базовых знаний по предмету, развивается их творческий потенциал. В ходе работы над проектом учащиеся конструируют новый объект, делают его реальным в своей жизни. Так как эта работа подразумевает групповой характер, то она развивает умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, анализировать результаты своей работы, уметь находить и исправлять свои ошибки. Поэтому при работе над проектом не было скуки, принуждения, лени, пассивности. Новый мир учащиеся открывали для себя. А это означает, что мотивация не была формальной.

Выявить свои возможности, быть успешными помогает учащимся смена деятельности. Учащиеся могут выступать в роли художников, докладчиков и т.д.

Семиклассники самостоятельно прокладывают туристические маршруты по изучаемым материкам, совершая таким образом виртуальные путешествия, пишут письма своим сверстникам на другие материки, рассказывая им о Евразии, при обобщении и закреплении изученного материала составляют кроссворд. Эти задания развивают и познавательную активность, и творческую жилку учащихся. Главное, что уясняю для себя, не следует ставить учащихся в жесткие рамки, следует поощрять инициативу, самостоятельность, высказывание разных точек зрения, дискуссии.

В 8 классе учащиеся при изучении природы России многими географами используется уже давно апробированный прием – заполнение таблицы. Эта монотонная работа не доставляет ни радости, ни познавательного интереса. Такая работа не радует и учителя . При изучении этого раздела географии предлагаю учащимся следующие проектные работы: «Создать образ изучаемой территории на основе художественных произведений и живописи», «Докажите, что Байкал является жемчужиной России», «Территория России в былинах, преданиях, легендах», «Образ России в живописи, народных промыслах», «Образ Урала в сокровищах Эрмитажа», и др. Задание предлагаю в качестве домашней работы.

Для создания образа природной зоны учащиеся подбирают иллюстрации или рисуют их сами, находят описание территории в художественных произведениях. Чаще всего учащиеся используют стихи С. Есенина, Н. Гумилева, А. Пушкина,

М. Лермонтова, из прозаиков – А. Прокофьев, И. Соколов – Микитов, В. Бианки.

Учащиеся придумывают герб природной зоны. В рисунках детей отражается их личное видение географии. Учащиеся сами сочиняют стихи.

Как правило, стихи детей не имеют какой – либо художественной ценности. Но значимость этих работ заключается в том, что учащиеся демонстрируют не только свои знания и умения, но и свои эмоции, свое отношение к изучаемому предмету.

Учащиеся 8класса составляли каталог особо охраняемых территорий России и Саратовской области, сняли небольшой фильм о р. Терешке для участия в региональном конкурсе «От маленькой речки до большой Волги».

Все описанные выше формы работы могут использоваться при проверке домашнего задания, при изучении нового материала при условии, если были даны в качестве опережающего задания, на уроках обобщающего повторения.

Ставя перед учащимися разноуровневые проблемы, реализуется дифференцированный подход в обучении.

Проектные работы учащихся 6-8 классов относятся к информационным и творческим проектам. Они являются наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы. Основное их предназначение – научить самостоятельно добывать знания.

При изучении населения и хозяйства уже недостаточно ограничиваться простым перечислением цифр и фактов. Они служат поводом для обстоятельного разговора на уроках о развитии экономики страны, о рациональном размещении предприятий хозяйства России в целом и отдельных отраслей. Так при изучении темы «Инфраструктурный комплекс. Сфера услуг» перед учащимися ставлю задача: открыть предприятие непроизводственной сферы, обосновав направление работы предприятия, его размещение, придумать рекламу. Такие задания направлены на выработку у учащихся нового стиля мышления, активизируют познавательную активность учащихся, раскрывают практическое значение географии, позволяют соединить учебный предмет с конкретной жизненной ситуацией.

Этот методический прием позволяет соединить в единое целое «традиционное» и «реальное» обучение. Учащиеся 9 класса создают либо проект предприятия сферы услуг, либо его рекламный ролик. Уверена, что такие задания помогут учащимся сделать более обоснованный и ясный для себя выбор возможной профессии. В этом главная суть приобретенного ими социального опыта.

Будущее потребует от нынешних школьников огромного запаса знаний в области современных технологий. Сегодня уже 60 % предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Учащиеся должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Использование ИКТ дает возможность для развития принципа развивающего обучения «мы учимся» взамен принципу традиционного обучения «нас учат».

Учащиеся 8класса создали электронное учебное пособие «География Саратовской области. Природа».

К сожалению, в школьной программе на изучение населения и хозяйства России отводится недостаточно времени. Особенно это ощутимо в конце учебного года при изучении стран СНГ. Здесь вынуждена часть материала предоставить для самостоятельного изучения. Как отчет группы учащихся создают рекламные ролики государств СНГ.

Учащиеся 10-11 классов создают мультимедийные презентации, в которых находит отражение их «личная география», т. е. та информация, которую они считают важной в своей жизни.

Так как в кабинете географии имеется своя небольшая библиотека, то для более полного использования оборудования кабинета учащимся 11 класса был предложен проект «География путешествий». Учащиеся сделали обзор имеющейся художественной литературы.

Конечным продуктом учащихся 9 класс, слушателей элективного курса «Познай свой край», стали мультимедийные презентации по населению и хозяйству Саратовской области.

Мультимедийные презентации относятся к практико – ориентированным проектам и носят прикладной характер. Они легли в основу банка информации по курсам географии 8-11 классов, элективным курсам, художественной литературе по географии. И, кроме этого, мультимедийные технологии обогащают процесс обучения. При их создании формируются умения работать с информацией: получать ее, обрабатывать, представлять.

Метод проектов не даст максимальной отдачи при массовом использовании, т.е. для всех учащихся. Метод проектов эффективен во внеурочной работе с творчески мыслящими учениками.

Проектная деятельность в Образовательной системе «Школа 2100» рассматривается как основная форма внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность создает пространство для исследовательской работы.

Исследовательские проекты являются наиболее сложными. Работа над ними позволяет учащимся получить практический опыт в планировании, формулировании научной проблемы, гипотезы, разработке эксперимента, сбор и обработка данных, презентации полученных результатов.

Как правило, исследовательские проекты – долгосрочные.

При выполнении исследовательского проекта важно избежать его превращения в реферат. (Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом исследовании).

 

V. Результативность применения метода проектов.

Отработан алгоритм работы над проектом на основе краеведческого материала.

1)Основополагающий вопрос:

Для чего нужно изучать малую родину?

2) дидактические цели:

Активизировать самостоятельную исследовательскую работу учащихся.

Привить уважение и любовь к малой родине, к окружающим людям.

Продолжить формирование и развитие творческих способностей учащихся.

3)Методические цели:

1)Научить приемам и методам научной и исследовательской работы.

2)Показать приемы обработки статистической информации.

3)Научить работать с различными источниками информации.

4)Составить комплексную характеристику родного края.

4) Определяются объекты исследования:

1.Климатические условия.

2.Гидрологические условия.

3.Изучение почв, растительного и животного мира.

4.Население и его основные характеристики.

5.Хозяйство.

5) Определяются темы самостоятельных работ учащихся:

История основания п. Сенной.

Рельеф и геологическое строение.

Население и его характеристики.

Религии и религиозные течения.

Климат в п. Сенной.

Внутренние воды.

Почвы. Растительный и животный мир в окрестностях поселка.

Предприятия производственной и непроизводственной сферы.

Экологическая и социальная обстановка в поселке, перспективы его развития.

6)Формулируются проблемные вопросы :

-Увеличивается или уменьшается численность население в нашем поселке?

-Существует ли связь между геологическим строением и рельефом нашей местности?

-Каково влияние климата на внутренние воды поселка?

-Влияет ли экологическая и социальная ситуация в поселке на продолжительность жизни?

-Каковы перспективы развития п.Сенной.

7) Определяются темы исследования.

Демографические изменения в поселке за последние 3 года.

Христианская апостольская церковь и религиозные секты.

Обработка многолетних наблюдений за состоянием погоды.

Станция Сенная –крупная железнодорожная станция.

Локомотивное депо – крупнейшее предприятие производственной сферы в поселке.

Линейная больница- крупнейшее предприятие непроизводственной сферы п. Сенной.

Основные источники экологического загрязнения нашего поселка.

Внешние экономические связи железнодорожной станции Сенная.

8)Дается творческое название проекта.

«География п. Сенной»

9) устанавливается соответствие учебного плана и темой проектной работы.

8 класс

9 класс

1.Климат и внутренние воды Саратовской области.

1.Население России: половой и возрастной состав. Основные религии.

2..Структура экономики России (отрасли производственной и непроизводственной сферы).

2. Почвы Саратовской области.

3.Растительный и животный мир Саратовской области. Природные зоны.

3.Промышленность Саратовской области.

 

10) устанавливаются межпредметные связи:

Учебное исследование (проект) проводится в рамках следующих школьных предметов:

биология;

география (природа России, население и хозяйство России);

история;

экология;

информатика;

краеведение.

11) определяется возраст учащихся, на которых рассчитан проект.

12) выделяем основные этапы работы над проектом:

Изучить передовой опыт по данной теме.

Определить объект исследования.

Научить основам исследовательской работы.

Объявление и обсуждение темы.

Выбор учащимися тем для самостоятельного исследования.

Составить план исследования объекта.

Собрать с помощью различных источников необходимую информацию.

Презентация работ учащихся, обсуждение, внесение изменений и дополнений.

Обработка собранных материалов.

Составление комплексной характеристики Сенной.

13) Составляется список ресурсов (источники информации)

II. Проведена диагностика результативности применения метода проектов.

При работе над проектом самыми востребованными источниками информации для учащихся являются: ИНТЕРНЕТ, энциклопедии, справочники, художественная литература, учебник.

Мониторинговые исследования показали, что только 14 % учащихся самостоятельно работают над проектом, 8% учащихся при работе над проектом помогают родители. Самым не популярным источником информации являются наблюдения.

К числу самых значительных недостатков проектной работы учащиеся отнесли то, что работа над проектом отнимает много времени, 25 % учащихся считают главным недостатком проектной работы в самостоятельной работе. Для одних проект является объективно трудным, для других основная проблема заключается в большом объеме информации.

Как положительный результат работы над проектом учащиеся выделяют то, что можно узнать много нового, для учащихся важна возможность высказать собственную мысль, для кого - то важно, что информация запоминается легче, для других проект – это один из способов получить хорошую оценку.

Большинство учащихся (56 %), когда либо выполнявших проект получили удовлетворение от своей работы. Около 8 % учащихся остались недовольны результатом своей работы. 37 % учащихся получили стимул к дальнейшей работе

На вопрос : «Как работа над проектом влияет на ваши знания?» Подавляющее большинство учащихся ответили, что знания становятся лучше. Не влияет на знания – так ответили примерно 4% учащихся. То, что знания становятся хуже – не подтвердил ни один учащийся.

96 % учащихся считают, что проекты нужны как на уроках, так и во внеурочной деятельности. 4% учащихся считают, что проекты в школе не нужны.

На вопрос, для чего же все таки нужны проекты? - ответы распределились таким образом:

закрепляют знания – самый популярный ответ; 2) лучше запоминается материал; 3) можно обмениваться информацией.

На последнем месте ответ - развивают самостоятельность.

Анализ качества знаний за последние 3 года (диаграмма № 8) выявил его позитивную динамику.

Изменилось и количество обучающихся , участвующих в проектах различного уровня.

 

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013 - 2014 уч.год

Всего учащихся

Участники

проектной деятельности

Всего учащихся

Участники

проектной деятельности

Всего учащихся

Участники

проектной деятельности

 

164

29

154

32

162

49

доля

100%

18,3

100%

21,3%

100%

30,2%

Важным результатом применения метода проектов является реализация ситуации успеха учащихся, что, безусловно, является сильным побуждающим мотивом учащихся к обучению.

Увеличилось число обучающихся – победителей конкурсов на муниципальном и региональном уровне.

 

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

2013 – 2014 уч.год

Участники проекта

победители

Участники проекта

победители

Участники проекта

победители

 

29

5

32

9

49

37

доля

100%

17%

100%

28%

100%

75%

 

2012 год - III место в муниципальном конкурсе детских исследовательских работ «Первые шаги».

2012 год – исследовательский проект «В. А. Солопов. Солдат. Поэт. Гражданин» - II место на региональном конкурсе « Отечество. Саратовский край» в номинации «Земляки»

2013 год – исследовательский проект « П.Г. Гусев» - III место в региональном конкурсе «Отечество. Саратовский край» в номинации «Земляки»

2012 год - II место в муниципальном этапе областного конкурса детского творчества по противопожарной тематике в номинации Компьютерное творчество»

2012год - III место в муниципальном конкурсе туристических журналов.

2013 год – исследовательский проект «География п. Сенной» - II место в муниципальном конкурсе проектов в номинации «Родные истоки»

«Баллада о детях войны» 2013 год - II место в муниципальном конкурсе «Война глазами детей»

2012год –III место в муниципальном конкурсе «Лучший картограф» в номинации «Экономическая карта»

2012год – I место в муниципальном конкурсе туристических журналов.

2014 год – I-II место во Всероссийском игровом заочном конкурсе «Человек и природа»

Особое место в школьном образовании и воспитании занимают социальные проекты. Они служат доказательством неформальной воспитательной работы, воспитывают нравственные ценности у детей. Как показала практика, участники социальных проектов более качественно овладевают социокультурными, коммуникативными, организационными навыками.

Результативность социального проектирования учащихся:

I место в муниципальном конкурсе «Лучший ученический класс»

2013 год –I место в муниципальном конкурсе школьных проектов в номинации «Социальный проект» .

Реализованный социальный проект «Афганистан болит в моей душе» получил широкий резонанс в поселка. Опыт реализации метода проектов был представлен на «Фестивале педагогических идей» школьного уровня и на межмуниципальном фестивале цифровых технологий «Горизонты цифрового будущего» . Автор работа была участником Всероссийской методической конференции «Методическое сопровождение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» .

 

VI. Заключение.

Понятие «проект» вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца.

Подведем некоторые итоги.

Метод проектов должен стать неотъемлемой частью обучения школьников.

Проект может применяться как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

Проектирование формирует умения и навыки необходимые школьникам для их социализации.

Считаю, что на современном этапе метод проектов не может быть альтернативой классно – урочной системе.

На уроках метод проектов мало эффективен. Большую отдачу данная технология дает во внеурочной деятельности.

Проектирование может лечь. В основу элективных курсов и профильных предметов.

Проектная деятельность требует высокой профессиональной компетенции от учителя, при этом позволяет ему быть не «на задворках» профессии, а в гуще событий.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный материал по применению метода проекта, можно воспользоваться и учителям начальной школы!

29 March 2016