Статья «Метод проектов как активный метод обучения на уроках технологии при реализации ФГОС»
Тименцева Елена Николаевна,
Учитель технологии,
МБОУ СОШ № 19, г. Черногорск
Метод проектов как активный метод обучения на уроках технологии при реализации ФГОС.
Активными называют методы, при использовании которых учебная деятельность носит творческий характер, формируются познавательный интерес и творческое мышление. Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности. Характеризуются высоким уровнем активности как обучающихся, так и обучаемых. Формируются навыки профессиональной деятельности, развивается внимание, речь, творческие способности, умение находить оптимальные решения, предсказывать результат [1].
Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Возникновение новых задач обусловлено бурным развитием информации. Если раньше школьные знания служили долго, то в век информации их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности. Основным видом деятельности учащихся, изучающих предмет технология, является проектная деятельность, позволяющая активизировать деятельность учащихся.
Учебный проект – это организационная форма работы, которая ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов. Проекты, выполняемые на уроках технологии, являются практико-ориентированными, так как они нацелены на решение социальной проблемы прикладного характера. Эти проекты предполагают практический выход изделие, которое удовлетворяет конкретную потребность. Метод проектов ориентирован на индивидуальную, парную, групповую деятельность, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Одни проекты рассчитаны на реализацию одного урока «мини-проект», другие охватывают серию уроков, самостоятельную или внеурочную деятельность учащихся.
При изучении предмета технология в каждой параллели классов запланировано четыре проекта по разделам: «Художественные ремесла», «Оформление интерьера», «Кулинария», «Создание изделий из текстильных материалов». Работая над проектами, обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика, при этом решаю педагогические цели: активизация учебного процесса, выявление талантливых детей, формирование у учащихся интереса к исследованию и навыков публичного выступления.
Каждый ученик, выполняя проекты, проводит мини исследования:
1.Выявление конкретной потребности. Исследуется возможное решение проблемы, определение степени необходимости. Формируются положительная учебная мотивации, познавательная активность, творческая инициатива, принятие на себя ответственности, инициативности.
2.Выявление традиций, историй, тенденций. Погружаясь в мир истории, учащиеся проводят исследование и сопоставление народной, исторической вещи с современными произведениями. Это помогает создать свое новое, оригинальное, опираясь на то, что исследовали.
3.Анализ предстоящей деятельности, обдумывание этапов работы.
4.Выработка идей, вариантов, альтернатив. Необходимо записать все возникшие идеи по данной проблеме. Учащиеся изучают и ищут закономерности, стремятся проверить свои первоначальные предположения.
5.Анализ и синтез идей по требованиям. Выбор оптимального варианта, которая детально прорабатывается и выполняется. Пересматривают гипотезы, дают лучшее объяснение полученных ими результатов и выявляют новые проблемы.
6.Итогом работы становиться объект как личностный, так и общественно значимый, который учащиеся защищают публично. Для защиты проекта необходимо составить небольшое выступление и презентацию, в котором учащийся описывает и анализирует свой проект.
В ходе защиты проекта, учащиеся учатся излагать найденную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, оценивать результат. Находят возможность использования результатов проектной работы и его реального спроса.
Полученные знания в результате выполнения учебных проектов, позволяют учащимся успешно выполнять и ежегодно представить работы на конкурсах различного уровня. Так проекты Легаревой Анны «Букет роз», Романовой Екатерины «Морской бриз» Республиканского конкурса учебных проектов 2012 году были отмечены как лучшие проекты. Автор проекта Кобежикова Алина «Короб для хранения игрушек» занял первое место в VII Всероссийском конкурсе проектов в ОО «Технология» имени М.И.Гуревича, а проект «Совушка», автор Карева Юлия, стал призером VIII Всероссийского конкурса проектов в ОО «Технология» имени М.И.Гуревича. Всероссийская олимпиада школьников по технологии предусматривает защиту творческого проекта, так ежегодно на муниципальном этапе учащиеся нашей школы являются победителями и призерами в разных возрастных группах, В 2012 году Легарева Анна, а в 2015 году учащаяся Карева Юлия стали призерами регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Проектная деятельность дает возможность ученикам выполнять работы на очень разных уровнях, как углублять свои знания, работая над конкретными целями и задачами, так и выполнить задания по темам, которые не были усвоены в ходе уроков. Творческий процесс, который имеет место при работе над проектом, дает возможность по-новому взглянуть на материал, систематизировать свои знания.
Одной из форм промежуточной аттестации учащиеся в нашей школе – это защита учебных проектов. В начале учебного года учащиеся ознакомлены с положением по аттестации и критериями оценки проекта все это активирует учащихся к выполнению качественного и значимого проекта, дает хорошие результаты – уровень обученности по предмету у моих учащихся составляет 89%.
Считаю, что использование активных методов обучения в учебном процессе вызывает интерес, позволяет развивать аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывать умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать решения. Методы активного обучения формируют необходимые практические навыки анализа ситуации и интерактивного нахождения решений, активную познавательную позицию, являются важным на пути овладения организации педагогики с целью достижения высокого качества обучения для успешной реализации ФГОС нового поколения.
Список литературы:
- Балаев А.А., Активные методы обучения. – М., 2006.
- Козлова В.В, Кондакова А.М., Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования; под ред.– 4-е изд., дораб. – М.: просвещение, 2011. – 79 с.
- Пасечник В.В., Проблемы педагогической науки в условиях модернизации отечественного образования //Педагогическое образование и наука. 2013.- №2.–с. 25-27
- Поливанова К.Н., Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011. – 192 с. – (Работаем по новым стандартам).
- Скотарева Л.Г., Развитие познавательной активности и способностей учащихся через исследовательскую деятельность в рамках Малой школьной Академии Наук.
- Ступницкая М.А., Что такое учебный проект? учебно-методическое пособие /– М.: Первое сентября, 2010. – с.44.
Елена Владимировна
Ольга Пародина