12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Винокурова Марина Валерьевна398
Не смотри в прошлое - оно ушло, не смотри в будущее - оно туманно, живи настоящим!
Россия, Иркутская обл., Усть-Кут

Обучающий семинар

Использование метода проекта в урочной и внеурочной деятельности»

МОУ СОШ №2

Педагог-психолог: Винокурова М.В.

ЦЕЛЬ: обучение участников семинара методу проекта (МП).

ЗАДАЧИ:

1.Теоретические основы МП.

2. Демонстрация использования МП в урочной и внеурочной деятельности.

3. Практическое освоение МП,

Ход семинара:

1.Теоретические основы метода проекта.

Современное образование призвано сформировать у молодого человека жизненно-важные компетенции:

Самостоятельно учиться и повышать свою профессиональную квалификацию;

Быстро оценивать меняющуюся ситуацию и собственные возможности;

Принимать решения и нести ответственность за них;

Быть способным адаптироваться к меняющимся условиям труда и жизни;

Нарабатывать новые способы деятельности и трансформировать прежние с целью их оптимизации.

В этом контексте Государственные образовательные стандарты II поколения, определяют обязательное требование: формирование УУД – универсальных умственных действий.

Современный школьник должен уметь:

Определять направление своих действий, ставить цель – « куда иду?»;

Находить наиболее эффективные способы ее достижения;

Владеть способами научного познания: выдвигать гипотезы, моделировать, экспериментировать, обобщать и анализировать результаты деятельности.

Для достижения обозначенных результатов, метод проекта является универсальной технологией.

Метод проекта был создан основоположником прагматического направления философии образования Дж. Дьюи, и является в настоящий момент технологией XXI века.

ПРОЕКТ - ограниченное по времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний, на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации деятельности разработчиков проекта, самостоятельного поиска решения проблем учащимися.

Исходя из определения, процесс проектирования включает в себя:

постановку цели;

определение задач;

поиск эффективных способов осуществления деятельности;

оценку своих возможностей и ресурсов;

презентацию;

анализ результатов деятельности.

Особенности метода проекта МП

Проект:

всегда ориентирован на самостоятельную деятельность, которая может быть: индивидуальной, парной, групповой;

обязательно представляет решение какой-либо проблемы;

результат должен быть « осязаемым»:

если проблема теоретическая – конкретное решение,

если практическая – конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, в реальной жизни.

МЕТОД ПРОЕКТА – это психолого-педагогическая технология, включающая в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных, творческих методов.

Условия применения метода проекта МП

Обязательное существование значимой проблемы, требующей решения путем творческого поиска и применения интегрированных знаний;

Значимость предполагаемых результатов:

- практическая

- теоретическая

- познавательная

Использование исследовательских, творческих методов при проектировании имеющих определенную последовательность;

Структурирование этапов выполнения проекта с указанием поэтапных результатов;

Самостоятельная деятельность разработчиков проекта в ситуации выбора.

Типология проектов

Для определения типа проекта предлагаются следующие типологические признаки:

Доминирующая деятельность: исследовательская, поисковая. творческая, игровая, прикладная, практико-ориентированная.

Предметно-содержательная область в рамках которой выполнен проект:

- монопроект;

- межпредметный проект.

3. Характер координации проекта:

- непосредственный (жесткий, гибкий);

- скрытый (неявный).

4.Характер контактов:

- обучающиеся класса, школы, района, города, региона либо государств.

5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта.

Структура проекта

(Общие подходы к структурированию)

1 .Выбор темы проекта. Определение его типа.

Необходима информация о проблеме, условиях, ситуации ее возникновения т.е. анализ проблемы.

2. Составление и прояснение списка «желаемых» целей:

Цели, как ценности ( в чем инновация?);

Цели, как конкретно измеряемого результата (осуществление мониторинга);

Цели, как средства достижения и создания условий для развития.

3. Определяется количество участников проекта.

4. Выдвижение гипотез (предположений), обсуждение путей их подтверждения.

5. Определение методов исследования.

6. Проектирование системы контроля деятельности.

7. Обсуждение способов оформления конечных результатов: защита, творческий отчет, презентация.

8. Распределение задач по группам, поиск информации и творческих решений.

9. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым заданиям.(исследовательским или творческим задачам)

10. Промежуточное обсуждение результатов в группе.

11. Защита проекта и оппонирование.

12. Коллективное обсуждение, экспертиза результатов внешней оценки, выводы.

13. Корректировка проекта по результатам критической рефлексии авторов.

Виды проектов

Исследовательские (учебные «научные исследования»);

Творческие («дизайнерские»);

Игровые («ролевые игры», шоу);

Информационные;

Практико-ориентированные (предмет, изделие).

Характер координации

- непосредственная координация;

- скрытая координация.

Число участников проекта

- индивидуальные;

- парные;

- групповые.

Продолжительность проекта

- краткосрочные (несколько часов);

- среднесрочные (до 1 месяца);

- долгосрочные ( несколько месяцев и более).

РЕЗЮМЕ: Использование метода проекта

в урочной и внеурочной деятельности

Учитель должен:

Создать положительную мотивацию к этому виду деятельности;

Создать благоприятную образовательную среду;

Определить, чему должен научиться школьник в процессе работы над проектом;

Приводить простые примеры (« просто о сложном»);

Уметь ярко представить проблему исследования;

Организовать индивидуальную работу, либо работу малых групп;

Владеть способами организации обсуждений:

- методов исследования;

- выдвижения гипотез;

- аргументации;

- консультирования по методу « убывающих подсказок».

Иметь критерии объективной оценки.

Проблемы:

Затруднения с выбором темы проекта;

Затруднения с «выходом» проекта;

Сложности с удержанием длительной мотивации обучающихся;

Нехватка времени;

Профессиональный «консерватизм»

2.Демонстрация использования метода проекта в урочной и внеурочной деятельности. (показ презентации с комментариями коллег).

3.Практическая часть семинара:

Общешкольный проект:

« Я, моя семья и моя школа »

ЗАДАНИЕ

I. Определить круг «потенциальных» участников проекта

II, Составить модель структуры проекта.

III.Составить план содержания проекта.

ВЫХОД: обязательное участие авторов проекта на школьной научно-практической конференции.

ЗАДАНИЕ

I. Определить круг «потенциальных» участников проекта

ЗАДАНИЕ

II, Составить модель структуры проекта.

ЗАДАНИЕ

III.Составить план содержания проекта.

Структура проекта

(Общие подходы к структурированию)

1 .Выбор темы проекта. Определение его типа.

Необходима информация о проблеме, условиях, ситуации ее возникновения т.е. анализ проблемы.

2. Составление и прояснение списка «желаемых» целей:

Цели, как ценности ( в чем инновация?);

Цели, как конкретно измеряемого результата (осуществление мониторинга);

Цели, как средства достижения и создания условий для развития.

3. Определяется количество участников проекта.

4. Выдвижение гипотез (предположений), обсуждение путей их подтверждения.

5. Определение методов исследования

.

6. Проектирование системы контроля деятельности.

7. Обсуждение способов оформления конечных результатов: защита, творческий отчет, презентация.

8. Распределение задач по группам, поиск информации и творческих решений.

9. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым заданиям.(исследовательским или творческим задачам)

10. Промежуточное обсуждение результатов в группе.

11. Защита проекта и оппонирование.

12. Коллективное обсуждение, экспертиза результатов внешней оценки, выводы.

13. Корректировка проекта по результатам критической рефлексии авторов.

Опубликовано в группе «Применение метода проектов в урочной и внеурочной деятельности.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.