«Методы и приемы по формированию естественно-научной грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
«Методы и приемы по формированию естественно-научной грамотности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх того, и умения.
Михаил Васильевич Ломоносов
2022-2023 учебный год привнёс в систему образования много изменений. С 1 сентября 2022 года во всех школах РФ введены обновлённые ФГОС начального общего (1 классы) и основного общего образования (5 классы).
В новых Федеральных основных образовательных Программ особое внимание уделяют функциональной грамотности, которая входит в учебный план как предмет, формируемый участниками образовательных отношений
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественнонаучная, финансовая грамотности, глобальные компетенции, креативное мышление и цифровая грамотность. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Одной из составляющих функциональной грамотности является естественно-научная грамотность, на ней мы и остановимся.
Естественно-научная грамотность - это способность учащихся использовать естественно-научные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественно-научными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в средней и старшей школе.
Как уже было сказано, задача формирования естественно-научной грамотности задает требования не только к содержанию учебной деятельности, но и также к необходимым компетенциям учителя.
Для эффективного формирования естественно-научной грамотности школьников
педагогам необходимо применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся к активной исследовательской деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Все мы знаем, что именно через самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, они приобретают знания о природе на основе собственных исследований, применяют исследовательские умения. В процессе обучения у детей развиваются личностные качества (любознательность, креативность, честность, настойчивость, ответственность), необходимые для научной деятельности. При этом важно понимать, чтобы смысл и содержание детских учебных исследований соответствовал их реальными возможностям и возрастным особенностям.
При формировании естественнонаучной грамотности, основными формами проведения учебных занятий являются комбинированный урок, урок-исследование, проблемный урок, экскурсии, А также внеурочная и проектная деятельность.
Урок
Внеурочная деятельность.
Проектная и исследовательская деятельность
Внеклассная работа, которая включает в себя:
-классные часы, кружки;
-акции, конкурсы, викторины;
-экскурсии.
Каждого учителя волнует вопрос, как сделать процесс формирования естественно-научной грамотности продуктивным и вместе с тем интересным для ребёнка.
Поэтому в своей работе важно применять разнообразные технологии, формы, методы и приемы.
Для развития естественно-научной грамотности можно использовать следующие технологии:
Технология проектной деятельности
Информационно-коммуникативные технологии
Технология оценивания учебных достижений
Технология продуктивного чтения
Технология проблемного обучения
Приоритетными являются Технология проблемного обучения и
Технология проектной деятельности.
Формы работы, способствующие развитию естественно-научной грамотности
Групповая и парная форма работы
Игровая форма работы
Творческие задания
Тестовые задания
Практическая работа
Ролевые и деловые игры
Исследовательская деятельность (включая Опыты, эксперименты, Практические работы)
Приёмы, способствующие развитию естественно-научной грамотности:
Приём из технологии ТРИЗ
«Инсерт»
«Фишбоун»
«Шесть шляп»
«Кластер»
«Синквейн»
“Лови ошибку”.
«Корзина идей».
«Да-нетка»
«Бег ассоциаций»
«Бег ассоциаций»
«Слова-помощники»
«Исследование в форме наблюдения
Много приемов критического мышления
Например: при работе с новой информацией часто используется приём «Инсерт»
(это прием технологии развития критического мышления)
Работая с текстом, ученики с помощью специальных знаков, установленными авторами данного приема помечают на полях те или иные отрывки, предложения или слова.
Авторы приёма предложили использовать для этого следующие обозначения:
Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V – я это знаю, информация мне уже известна
+ - это новая информация для меня
- - я думал иначе
? – это мне непонятно, нужны уточнения
Прием «Ложная альтернатива» Можно использовать на любом уроке.
Суть данного приема в том, что внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или". При этом, ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
1. Что растет не березе - яблоки или груши?
2. Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?
3. Столица России - Париж или Минск?
Прием «Лови ошибку»
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую определенное количество ошибок Учащиеся работают в группе или индивидуально.
Например,
Текст 1. «Рассказ мальчика-фантазера»:
«И тут на меня налетела пчела, ужалила меня 100 раз и улетела».
- Где здесь ошибка? (пчела жалит только один раз и умирает)
Текст 2. Пауки – единственные насекомые, которые плетут паутину.
(Пауки не относятся к насекомым).
Использовать такую хитрость, как ознакомление с заведомо ложной информацией, содержащей неточности, искаженные факты, можно на любом этапе урока.
Одна из задач повышения уровня естественно-научной грамотности - использовать учебные задания с учётом реальных жизненных и нестандартных ситуаций.
Надо отметить - Каждый предмет школьного курса вносит свой вклад во формирование естественно-научной грамотности ребенка, его взглядов и убеждений. Согласно требованиям ФГОС необходимо уделять большое значение межпредметным связям в образовательном процессе.
Рассмотрим пример данных заданий на уроках математики. Начиная с 1 класса дети знакомятся с величинами, с единицами измерения длины, массы, времени. На практике, используя измерительные приборы, дети измеряют по линейке свои школьные канцелярские предметы, делают замеры класса и школьного коридора, при этом делая вывод, что линейка для этих целей не годится, нужна рулетка, измеряют объём жидкостей, узнают массу своего рюкзака, определяют время, работая с тренажером – (хорошо подходят часы Никитина).
Все это важно, т.к. учебные задания с учётом реальных жизненных ситуаций мы встречаем в заданиях как учебника математики, так и в Заданиях ВПР
В первой задачи, мы видим насколько важно уметь ребенку ориентировать во времени, а во второй задаче не обойтись без знаний на нахождение площади геометрических фигур.
При решении данной задачи, у ребят могут быть выбраны разные продукты.
Правильный ответ может быть обоснован длительностью похода, условиями хранения продуктов, сроками хранения и др. Как мы видим, это задание не только на развитие математической или финансовой грамотности, но и направлена на естественно-научную грамотность.
И если выбор набора продуктов и подсчет расходов у детей не вызывает затруднения, а вот обосновать свой ответ, сформулировать свои мысли, изложить это на письме могут не все дети, теряя при этом баллы.
Также формирование естественно-научной грамотности происходит на уроках курса «Функциональная грамотность» через методические пособия, которые представлены на слайде. На данных занятиях дети знакомятся с научно-познавательными текстами, научными понятиями и явлениями, проводят мини-исследования.
При формировании естественно-научной грамотности особую, ключевую роль имеет предметная область «Окружающий мир», так как она является фундаментом для изучения значительной части предметов основной школы, таких естественных наук как: физика, химия, биология, обществознание, история, география.
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» у младших школьников должна быть сформирована система природоведческих понятий, представляющая собой основу для дальнейшего обучения в средних и старших классах.
В учебнике Плешакова А.А. содержится обширный материал, направленный на овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Почти в каждой теме урока создаётся проблемная ситуация или формулируется проблемный вопрос, через которой учащиеся выходят на цель и задачи урока.
Учащиеся включаются в поиск ответа (выдвигают предположения, обсуждают их, находят с помощью иллюстраций учебника необходимую информацию, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, сравнивают их с представленным в учебнике эталоном) и таким образом овладевают новыми знаниями.
Начиная с 1 класса ученики начальной школы ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя, выполняют практические работы и несложные опыты, беседах, дидактических играх, выполняют задания в электронном приложении к учебнику, участвуют в проектной деятельности.
Вот некоторые проекты: «С чего начинается Родина», «Моя малая Родина», «Родной край».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие патриотического, духовно-нравственного воспитания и краеведческое воспитания. Очень важно, что в заданиях ВПР есть вопросы, направленные на знание своей Родины. Прослеживаем межпредметные связи с РОВ, лит.чтением, русский язык, музыка, ИЗО, технология.
«Мы –жители Вселенной» Планеты» - Урок - экскурсия в планетарий
Ориентирование на местности. Компас. Технология. Межпредметные связи
Погода. Термометр. Технология. Какие бывают термометры. Межпредметные связи наблюдения явлений природы.
План местности.
Работа с картой. Знакомство с физической, Политической картой, картой полушарий и картой природных зон России. Первые уроки работы с контурной картой. Задание ВПР ориентированно на умение называть и определять географическое положение материков, их количество; и знания о животном мире, обитающих на разных материках.
«Как изучают окружающий мир». Дети делают вывод какое бывает оборудование для изучения окружающего мира. выполняют практические работы, первые опыты.
Все ученики с удовольствием включаются в данный вид работы, проявляется интерес и мотивация к исследовательской деятельности на проведение собственных опытов и экспериментов.
Современные дети требуют современного подхода к образованию. Поэтому на уроках учителя начальной школы используют не только печатный дидактический материал, но и активно используют занятия с образовательных платформ: а именно выполнение карточек как на разных этапов урока, так и при выполнении домашнего задания. На данных платформах с Яндекс Учебником, РЭШ , Учи.ру дети принимают участие в олимпиадах, марафонах и конкурсах: «Безопасные дороги», «Наука вокруг нас», и участие в экологической акции.
При условии правильного организованного педагогического процесса с применением методик, активного, системного обучения и проблемно-поисковой и исследовательской работы у обучающихся лучше формируется естественно-научная грамотность.
Использование вышеперечисленных приёмов, их сочетание на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень естественно-научно грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным