Формирование естественно-научной грамотности с помощью применения образовательных приемов на уроках естественно-научного цикла
"Формирование естественно-научной грамотности с помощью применения образовательных приемов на уроках естественно-научного цикла".
Оразова Наталья Алексеевна
учитель физики
МАОУ «Школа № 21»
Московская обл., Г.о. Балашиха
E-mail: oek23011981@mail.ru
Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями». Рассмотрим пример задания на решение ЕН проблем.
Найдите и выделите в тексте ключевые слова и фразы. Какие подсказки к пониманию ситуации и связных с ней заданий они дают? Да это ключевая фраза текста «Следующие задания будут связаны с постановкой исследовательских вопросов» подсказывает, что это задание на решение естественно-научных проблем, значит, критериями отбора и оценки креативных идей могут быть их оригинальность, научная ценность и направленность на получение нового знания.
Следующее задание
Как вы думаете есть ли среди этих вопросов исследовательские естественно-научные? Ключевое слово – исследовательские, подсказывает, что нужно задавать такие вопросы, ответы на которые возможно получить только с помощью научных методов: наблюдения, выдвижения гипотез, постановки эксперимента и т.д. Что еще нужно знать про исследовательские вопросы. Они начинаются со слов «Почему», «как», Если», их нужно отличать от философских или нравственных вопросов, синоним к данным вопросам – научный. Исследовательские вопросы отличаются от обычных тем, что для получения ответа нужно выдвинуть гипотезу и проверить ее, проведя наблюдения или опыт.
Также вы можете составить свои вопросы.
Таким образом Естественно –научная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Какие основные проблемы-пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” –«знаю как»:формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.
Перед вами представлены методологические дефициты.
Основное требование к заданиям по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности эти задания должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников.
Мы рассмотрим формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики, химии, географии и биологии с применением образовательных приемов.
Для учителей общеобразовательных организаций Московской области организован доступ к банку учебных заданий по функциональной грамотности на платформе «Медиатека» АО «Издательство «Просвещение».
Банк заданий позволяет учащимся существенно повысить уровень своей естественно – научной грамотности; содержит разнообразные тренировочные задания и упражнения, творческие задания, позволяющие углубить знания по различным предметным областям и расширить кругозор, могут использоваться учителя физики, химии, географии и биологии и во внеурочной деятельности.
Можно протестировать ученика в режиме тренажер или использовать задание для интерактивной доски или распечатать вариант для самостоятельной работы . В каждой ситуации есть два варианта, где можно осуществить взаимопроверку с выдачей ответа и сразу разобрать ошибки при ответе с соседом по парте.
Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога. Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок.
Также работаем на платформе Российская электронная школа электронный банк заданий для оценивания функциональной грамотности. Ребята могут выполнить задание тогда когда им это удобно в любое время.
Почему обучение через игру или викторину является таким важным аспектом в образовательном процессе? Во-первых, викторина –это очень удобный и актуальный формат обучения. Детям все чаще хочется получать знания нетрадиционными способами. Во-вторых, во время викторины активизируется мыслительная деятельность, особенно такие важные процессы, как думать, анализировать, сравнивать, вспоминать и выявлять причинно-следственные связи. В-третьих, викторины повышают самостоятельность, развивают коммуникативные навыки и внимательность.
Также ребятам интересно решать задания разных уровней, с каждый разом совершенствуя свои способности.
Сложность при работе с различными видами представления данных ( таблицы, графики, диаграммы).
Сложности в понимании необходимых этапов и постановки проектных работ или исследований: это опыты и эксперименты на уроках, защита проектов и выполнение практических работ на уроке реальных ситуаций их жизни (например расчет стоимости электроэнергии за два дня).
Примеры заданий учебника на «Прояснение смыслов», например физика 7 класс, самим провести эксперименты в домашних условиях, на тему Броуновское движение или диффузия.
Раздел «Это любопытно» – можно на основе данного текста придумать очень много дифференцированных заданий, а также это реальные примеры естественно-научной грамотности из жизненных ситуаций на которые мы должны опираться при составлении заданий.
С помощью формирования глобальных компетенций мы учимся:
- оценивать информацию о проблеме с точки зрения её соответствия определенным целям ;
- анализировать, какой информации вам не хватает для того, чтобы сформулировать собственное мнение по поводу проблемы. Ребята составляют цепочки путей решения например проблемы мусорных свалок в городе или дефицита пресной воды на основе карт и текста ООН.
Теперь самое сложное…Как связаны эти знания и умения с отношениями между людьми. Выбор путей и способов разрешения глобальных проблем определяется представителями разных народов, носителями различных культур Как бы ни была сложна организация сообщества, конкуренция особей за ресурс высока. Участники группы должны обладать способностью мириться с присутствием соседей ради той выгоды, которую получат все.
По географии интересно на уроках решать различного рода анаграммы, ребусы, загадки
и работа с картой, например применить информацию о землетрясениях и показать все очаги на карте.
На уроках биологии использование вопросов и заданий после параграфа (вопросы на анализ, синтез сравнение, установление причинно-следственной связи), после каждой главы есть раздел «Подведем итоги, что вы узнали из материала главы».
Использование интерактивной тетради Skysmart на уроках биологии. От предметных знаний до функциональной грамотности, разные задания и варианты, удобно в использование.Также когда есть возможность, урока в компьютерном классе, можно использовать приложение май тест. Учащиеся сразу получают оценки за тест. Тесты составляет сам учитель, можно выбирать различное время и сложность ответа.
Креативное мышление на уроках химии, здесь можно проявить все свои творческие идее и таланты при решении заданий, и составить текст – сочинение, и отгадать шарады, ребусы, чайнворды, нарисовать друдлы, либо устроить дискуссию с одноклассниками.
Хотелось бы чтобы наши ученики задавали больше вопросов, предлагали новые способы решения задачи.
Искали информацию, чтобы проверить что либо, были открытыми к идеям других людей. Работали над задачей до тех пор, пока она не будет решена и заботились об окружающей среде.
Используемая литература.
1.Сборник эталонных заданий. Креативное мышление (выпуск 1) / авт. – сост. Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль – М: «Просвещение», 2020.- 79 с.
2. Сборник эталонных заданий. Глобальные компетенции (выпуск 1) / авт. – сост. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. – М: «Просвещение», 2020.-126 с.
3. https://media.foxford.ru/critical-thinking/
4. https://4brain.ru/critical/