12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оразова Наталья Алексеевна23
3

Формирование естественно-научной грамотности с помощью применения образовательных приемов на уроках естественно-научного цикла

"Формирование естественно-научной грамотности с помощью применения образовательных приемов на уроках естественно-научного цикла".



Оразова Наталья Алексеевна

учитель физики

МАОУ «Школа № 21»

Московская обл., Г.о. Балашиха

E-mail: oek23011981@mail.ru

Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями». Рассмотрим пример задания на решение ЕН проблем.

t1636203650aa.png

Найдите и выделите в тексте ключевые слова и фразы. Какие подсказки к пониманию ситуации и связных с ней заданий они дают? Да это ключевая фраза текста «Следующие задания будут связаны с постановкой исследовательских вопросов» подсказывает, что это задание на решение естественно-научных проблем, значит, критериями отбора и оценки креативных идей могут быть их оригинальность, научная ценность и направленность на получение нового знания.

t1636203650ab.png

Следующее задание



t1636203650ac.png

Как вы думаете есть ли среди этих вопросов исследовательские естественно-научные? Ключевое слово – исследовательские, подсказывает, что нужно задавать такие вопросы, ответы на которые возможно получить только с помощью научных методов: наблюдения, выдвижения гипотез, постановки эксперимента и т.д. Что еще нужно знать про исследовательские вопросы. Они начинаются со слов «Почему», «как», Если», их нужно отличать от философских или нравственных вопросов, синоним к данным вопросам – научный. Исследовательские вопросы отличаются от обычных тем, что для получения ответа нужно выдвинуть гипотезу и проверить ее, проведя наблюдения или опыт. t1636203650ad.png

Также вы можете составить свои вопросы. t1636203650ae.png

Таким образом Естественно –научная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Какие основные проблемы-пробелы в подготовке наших школьников выявляют международные исследования? Дефицит не просто знаний, а знаний типа “know how” –«знаю как»:формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать.

Перед вами представлены методологические дефициты.

t1636203650af.png

Основное требование к заданиям по оцениванию и формированию естественнонаучной грамотности эти задания должны основываться на ситуациях, которые можно назвать жизненными, реальными и интересными для школьников.

t1636203650ag.png

Мы рассмотрим формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики, химии, географии и биологии с применением образовательных приемов.

Для учителей общеобразовательных организаций Московской области организован доступ к банку учебных заданий по функциональной грамотности на платформе «Медиатека» АО «Издательство «Просвещение».

t1636203650ah.png

Банк заданий позволяет учащимся существенно повысить уровень своей естественно – научной грамотности; содержит разнообразные тренировочные задания и упражнения, творческие задания, позволяющие углубить знания по различным предметным областям и расширить кругозор, могут использоваться учителя физики, химии, географии и биологии и во внеурочной деятельности.

t1636203650ai.png

Можно протестировать ученика в режиме тренажер или использовать задание для интерактивной доски или распечатать вариант для самостоятельной работы . В каждой ситуации есть два варианта, где можно осуществить взаимопроверку с выдачей ответа и сразу разобрать ошибки при ответе с соседом по парте.

Каждая ситуация подкреплена дидактической карточкой для педагога. Карточка содержит подробный план отработки ситуации-задания, а также и рекомендации по включению материала в урок.

Также работаем на платформе Российская электронная школа электронный банк заданий для оценивания функциональной грамотности. Ребята могут выполнить задание тогда когда им это удобно в любое время.

t1636203650aj.png

Почему обучение через игру или викторину является таким важным аспектом в образовательном процессе? Во-первых, викторина –это очень удобный и актуальный формат обучения. Детям все чаще хочется получать знания нетрадиционными способами. Во-вторых, во время викторины активизируется мыслительная деятельность, особенно такие важные процессы, как думать, анализировать, сравнивать, вспоминать и выявлять причинно-следственные связи. В-третьих, викторины повышают самостоятельность, развивают коммуникативные навыки и внимательность.

t1636203650ak.png


Также ребятам интересно решать задания разных уровней, с каждый разом совершенствуя свои способности.

t1636203650al.png

Сложность при работе с различными видами представления данных ( таблицы, графики, диаграммы).

t1636203650am.png

Сложности в понимании необходимых этапов и постановки проектных работ или исследований: это опыты и эксперименты на уроках, защита проектов и выполнение практических работ на уроке реальных ситуаций их жизни (например расчет стоимости электроэнергии за два дня).


t1636203650an.png

Примеры заданий учебника на «Прояснение смыслов», например физика 7 класс, самим провести эксперименты в домашних условиях, на тему Броуновское движение или диффузия.

t1636203650ao.png

Раздел «Это любопытно» – можно на основе данного текста придумать очень много дифференцированных заданий, а также это реальные примеры естественно-научной грамотности из жизненных ситуаций на которые мы должны опираться при составлении заданий.

t1636203650ap.png


С помощью формирования глобальных компетенций мы учимся:
- оценивать информацию о проблеме с точки зрения её соответствия определенным целям ;
- анализировать, какой информации вам не хватает для того, чтобы сформулировать собственное мнение по поводу проблемы. Ребята составляют цепочки путей решения например проблемы мусорных свалок в городе или дефицита пресной воды на основе карт и текста ООН.

t1636203650aq.png

Теперь самое сложное…Как связаны эти знания и умения с отношениями между людьми. Выбор путей и способов разрешения глобальных проблем определяется представителями разных народов, носителями различных культур Как бы ни была сложна организация сообщества, конкуренция особей за ресурс высока. Участники группы должны обладать способностью мириться с присутствием соседей ради той выгоды, которую получат все.

По географии интересно на уроках решать различного рода анаграммы, ребусы, загадки t1636203650ar.png

и работа с картой, например применить информацию о землетрясениях и показать все очаги на карте.

t1636203650as.png

На уроках биологии использование вопросов и заданий после параграфа (вопросы на анализ, синтез сравнение, установление причинно-следственной связи), после каждой главы есть раздел «Подведем итоги, что вы узнали из материала главы».

t1636203650at.png

Использование интерактивной тетради Skysmart на уроках биологии. От предметных знаний до функциональной грамотности, разные задания и варианты, удобно в использование. t1636203650au.png

Также когда есть возможность, урока в компьютерном классе, можно использовать приложение май тест. Учащиеся сразу получают оценки за тест. Тесты составляет сам учитель, можно выбирать различное время и сложность ответа.

t1636203650av.png

Креативное мышление на уроках химии, здесь можно проявить все свои творческие идее и таланты при решении заданий, и составить текст – сочинение, и отгадать шарады, ребусы, чайнворды, нарисовать друдлы, либо устроить дискуссию с одноклассниками.

Хотелось бы чтобы наши ученики задавали больше вопросов, предлагали новые способы решения задачи.

Искали информацию, чтобы проверить что либо, были открытыми к идеям других людей. Работали над задачей до тех пор, пока она не будет решена и заботились об окружающей среде.



Используемая литература.

1.Сборник эталонных заданий. Креативное мышление (выпуск 1) / авт. – сост. Г.С. Ковалева, Т.В. Коваль – М: «Просвещение», 2020.- 79 с.

2. Сборник эталонных заданий. Глобальные компетенции (выпуск 1) / авт. – сост. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова. – М: «Просвещение», 2020.-126 с.

3. https://media.foxford.ru/critical-thinking/

4. https://4brain.ru/critical/

   



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.