«Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

3
0
Материал опубликован 25 May

Мастер-класс

«Формирование математической грамотности младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности»

Цели мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения компетентностно - ориентированных заданий для развития математической грамотности

Задачи мастер-класса:

показать необходимость использования в работе с учащимися компетентностно -ориентированных заданий для развития математической грамотности учащихся;

способствовать повышению мастерства учителя к овладению проектирования заданий на развитие математической грамотности учащихся;

содействовать профессиональному общению;

вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.


Ход мастер-класса

Организационный этап.

- Предлагаю вам взять листочки и в течение 30с написать, что вы вкладываете в понятие «Функциональная грамотность».

Давайте наполним нашу «Корзину понятий» вашими ассоциациями.


Вводная часть

О, математика, земная,

Гордись, прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная,

И дорожат они тобой.

- Я надеюсь, вы поняли, о какой составляющей общей функциональной грамотности мы будем говорить на мастер-классе.

-Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в удивительный мир математики, где и просто, и сложно, и очень интересно.

Сегодня я хочу поделиться с вами опытом работы по формированию математической грамотности младших школьников.


Теоретическая часть

(на слайде)

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».


Математическая грамотность младшего школьника трактуется как:
- понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;

- потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях;

- способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.


Ориентиром для нас является обновлённый стандарт начального общего образования.


(на слайде)

«Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

2) овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

3) приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

4) умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные.


Проще говоря, сегодня важна не столько степень усвоения учебного материала, сколько способность использовать полученные навыки и знания для решения самых разных жизненных задач. Недаром в исследовании TIMSS, которое проводится раз в четыре года в 4 и 8 классах, задания по математике и естествознанию разделены на 2 блока - «Знание» и «Применение».

(на слайде)

«Ум применяется не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». Аристотель.


Наша задача сегодня через содержание учебного материала, через построение урока, через внеурочную деятельность найти ту систему заданий, которая приведет к достижению хорошего уровня функциональной математической грамотности.


Практическая часть

Мы сейчас проведём небольшой квест. Вы будете выполнять задания, которые выполняют наши ученики начальной школы. Ключевую роль в этом процессе будет играть решение задач, что потребует от вас определённых умственных усилий. А вот что будет результатом этого квеста, вы узнаете в конце нашего мастер класса.


Итак, первое задание будет связано с литературным чтением. Не секрет, что современные дети не любят читать. Но они любят придумывать что-то необычное, неординарное, и мы договорились составлять задачи по прочитанному, что очень хорошо для математики. Так вот задание. Попробуйте составить задачу по сказке. А потом мы её решим и попробуем определить по какому произведению она составлена. У вас 2 минуты.

А мы пока потренируемся.

Сосчитайте и определите о каком произведении идёт речь.

1.«У мартышки были очки-15 штук. 10 штук она разбила. Сколько штук осталось?» (Басня «Мартышка и очки», Иван Андреевич Крылов)

2. «На островке сидело 9 зайцев, а на бревне в 3 раза меньше. Сколько всего зайцев?» (Стихотворение «Дед Мазай и зайцы», Николай Алексеевич Некрасов)

3. «Змей Горыныч пролетел 40 км за 2 часа. С какой скоростью он летел?» («Никита Кожемяка», русская народная сказка)


Второе задание.

От литературных произведений перейдем к действительности.

Попробуйте составить задачную формулировку к заданию по теме «Действия с натуральными числами» с помощью предложенных предметов:

1. Книга, книжная полка, рулетка.

(Участники выбирают дополнительный источник информации: книгу и линейку)

Модельный ответ:

Мама купила энциклопедию «Всё обо всем», состоящее из 12 томов. Какого размера нужно заказать книжную полку в мебельном салоне, чтобы разместить все книги на ней?

2. Стол, новогодняя елка, кошелек.

(Участники выбирают дополнительный источник информации: Рекламный журнал магазина «Магнит»)

Модельный ответ:

Маме надо закупить продукты к новогоднему столу на семью из 4 человек. Помогите маме собрать новогодний стол на 5000р.

Подумайте, как будут представлены результаты вашей работы ( таблица, рисунок, диаграмма и т.п.)

Каждая группа представляет результат своей работы.

Уважаемые коллеги, выполняя задание, вы проявили свои способности мыслить неординарно, креативно. А креативность – одна из составляющих общей функциональной грамотности человека. Подбирая задания, мы должны давать детям возможность проявить свою креативность.


Задание для присутствующих.

Я села в автобус. В автобусе кроме меня было 17 пассажиров. На первой остановке вошли 6 человек, а вышли 2. На второй вошли еще 10 человек, но никто не вышел. На следующей остановке вошли 3 человека, а вышли 8. потом на остановке вошли еще 4 человека, а вышли 7. На следующей остановке вошел гражданин с собакой. Сколько было остановок? (5)



На березе сидели 2 вороны. Одна смотрела на юг, другая – на север.

У тебя,– говорит одна ворона,– лапки в грязи.

А у тебя,– отвечает вторая, – клюв в земле.

Как же так смотрят в разные стороны, а друг друга видят? (Они смотрят друг на друга).


Третье задание.

Будет многоступенчатое. Мы превращаем наш класс в школу ремонта. Я – прораб. Вы сегодня работаете в 2-х профессиональных бригадах.

А) Название профессии (кто вы), узнаете, выполнив первое задание. Каждая бригада получает карточку с заданием. Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А        54:2:9

Л        72:3:6

М        12х6:72

Р        34+9х4

Я        50-54:6

Числа






Буквы








2 карточка.

П        9х4:9

Т        3х(16:4)

Н        32:8х7

И        9х8:2

К        35:5х7

О        81:9

Л        36х2:9

Числа








Буквы










Проверка работы бригад.

1 бригада – Маляр – рабочий, который занимается окраской зданий, помещений.

1

3

4

41

70

М

А

Л

Я

Р

2 бригада – Плотник – рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.

4

8

9

12

28

36

49

П

Л

О

Т

Н

И

К



Б) А теперь пришло время высчитать объем работ, решив задачи. Узнайте с какой геометрической фигурой и величиной будете работать.

Задачи – расчеты.

Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Решение





Для укладки плинтуса найдите периметр пола. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Решение





Проверка работы бригад.

1 бригада – прямоугольник – площадь прямоугольника 15 кв.м

2 бригада – прямоугольник – периметр прямоугольника 20м

В) Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

1 бригада.

На 1кв. м уходит 2 литра краски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?



2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.

Проверка работы бригад.

1 бригада – 15 кв.м х 2 х 130=3900 руб.

2 бригада – 20м х 60=1200руб.

- Основы каких знаний получают обучающие, решая подобные задачи?

- Конечно же  финансовая грамотность. И это лишь одна часть компонентов функциональной грамотности, которые мы рассмотрели.


Собираясь на работу, папа положил в свой портфель бумаги, общей массой 2 кг 700г. Масса самого папиного портфеля 300г. Сколько килограммов принесет папа на работу, если (хотя это ему и не известно) его двухлетняя дочка Маша положила в портфель еще и утюг, масса которого 3кг? (6кг)

Спасаясь от таксы Дуськи,40 бабушек забрались на дерево. У дерева – 18 веток, на каждой ветке сидят по 2 бабушки. Сколько бабушек качается на самой верхушке? (4 бабушки)

Два отца и два сына съели за завтраком три яйца, причем каждый из них съел по целому яйцу. Как вы это объясните? (Дело объясняется очень просто. Сели за стол не четверо, а только трое: дед, сын и внук. Дед и сын – отцы, а сын и внук – сыновья)

В корзине лежит 5 яблок. Как разделить эти яблоки между пятью девочками, чтобы каждая получила по одному яблоку и чтобы одно яблоко осталось в корзине? (Дать четырем девочкам по яблоку, а пятой девочке – оставшееся яблоко вместе с корзиной).

Доску длиной 4м распилили на части по метру. Чтобы сделать один распил доски, нужно 5 минут. За сколько минут распилили доску? (За 15 минут сделали 3 распила).

Когда мы смотрим на 3, а говорим 15? (Когда на часах 3 часа дня).



Наш квест закончен, а результатом вашей работы станет новая информация. Давайте узнаем, имена каких известных математиков были зашифрованы на элементах пазлов и какие математические открытия они совершили?


Этот математик родился в VI веке до нашей эры на греческом острове Самос. Он является изобретателем собственной теоремы, которой сейчас пользуются все школьники, изучающие геометрию. Он считал, что самой прекрасной фигурой, является круг, а геометрическим телом – шар, хотя ни в одной его теореме о них не говориться. Этим замечательным математиком был Пифагор.


Эта женщина с раннего детства увлекалась математикой. Однажды ее семья переехала в дом, стены которого вместо обоев были оклеены страницами из учебника математики. Девочка каждый день с интересом читала и решала различные математические задания, развивая тем самым свои способности. Уже к 15 годам она освоила материал института! Эту женщину – математика звали Софьей Ковалевской.

t1716609541aa.jpgt1716609541ab.jpg


Подведение итогов мастер-класса

Модель функционально грамотной личности можно представить  в  виде  плодового  дерева.  Как  любому  дереву  необходим  уход, полив,  тепло,  свет,  так  и  маленькой  личности  приходящей  к  нам  на  урок,  необходимы  знания,  умения  и  навыки.    Поливая  это  дерево,  спланированной, чётко  продуманной,  слаженной  работой,   по  технологиям,  дерево  незамедлительно  даст  плоды замечательные,  достойны  восхищения  яблочки  (ключевые  компетенции),  т.е.  образованных,  успешных,  сильных, способных  к  саморазвитию  людей.

Дерево – функционально  грамотная  личность

Яблочки – ключевые  компетенции этой личности

Вода – педагогические  технологии

Лейка – учитель

Учитель,  для  того,  чтобы  поливать,  должен  постоянно  пополняться  водой, т.е. 

заниматься  самообразованием. Как  без  полива  дерево  зачахнет,  так  и  без грамотной  компетентной  работы  педагога  нельзя  добиться  развития  функциональной  грамотности.


Я попыталась представить различные задания в виде вопросов, игр, других нестандартных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности. Главным критерием выбора перечисленных заданий являлась их доступность для детей определённого возраста.

Достигла ли я своей цели? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.































Приложение


Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А        54:2:9

Л        72:3:6

М        12х6:72

Р        34+9х4

Я        50-54:6

Числа






Буквы









__________________________________________________________________________






















Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.



2 карточка.

П        9х4:9


Т        3х(16:4)


Н        32:8х7


И        9х8:2


К        35:5х7


О        81:9


Л        36х2:9


Числа








Буквы











_________________________________________________________________________























Какова площадь стены для покраски, если её длина 5м, ширина 3м?

Длина

Ширина

Формула






______________________________________________________________________

Для укладки плинтуса найдите периметр пола прямоугольной формы. Длина 6м, ширина – 4м.

Длина

Ширина

Формула




























































Найдите значения числовых выражений. Полученные результаты расположите в порядке возрастания и прочитайте название своей профессии.

1 карточка.

А        54:2:9

Л        72:3:6

М        12х6:72

Р        34+9х4

Я        50-54:6

Числа






Буквы








2 карточка.

П        9х4:9

Т        3х(16:4)

Н        32:8х7

И        9х8:2

К        35:5х7

О        81:9

Л        36х2:9

Числа








Буквы



































1) Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов.

1 бригада.

На 1кв. м уходит 2 литра краски. 1 литр стоит 130 рублей. Каковы затраты на краску для покраски комнаты?

__________________________________________________________________________



2) Рассчитайте себестоимость необходимых материалов для вашей работы – составьте смету для покупки материалов

2 бригада.

1 м деревянного плинтуса стоит 60 руб. Высчитайте необходимую сумму для покупки деревянного плинтуса в вашу комнату.


______________________________________________________________________


t1716609541ab.jpg





t1716609541aa.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации