Отчёт о педпрактике «Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности»
Формирование и развитие функциональной грамотности младших школьников в учебной и внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования ФГОС начального общего образования в полной мере.
Одним из эффективных способов организации внеурочной деятельности в начальной школе является включение обучающихся в проектную деятельность, в частности в сетевые проекты.
С 2010 года я и мои коллеги являемся авторами и организаторами межмуниципальных, региональных и межрегиональных сетевых проектов Каждый проект мы создавали для младших школьников. В нашей копилке 12 авторских проектов.
Приключение Снежки.
Приключение Снежки Олимпийской.
Космическая школа.
Славный день Победы.
Веб-квест «Первое слово»
Здоровым будешь-все добудешь.
Путешествие по земле Саратовской.
Космическое путешествие
Здоровое питание
Профессии прекрасней нет на свете.
Так, был организован сетевой проект по творчеству К.И. Чуковского «Добрый мир сказок Чуковского», целью которого было формирование и развитие детского интереса к чтению, возможность показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и доброту, формирование и развитие читательской грамотности. Приурочен этот проект к юбилею К.И. Чуковского. Когда мы объявили о нашем проекте, обрадовались все и коллеги и ученики и родители.
Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Чтение вводит в память ученика литературный язык, развивает у ребёнка дар слова, помогает познать мир и самого себя.
По многочисленным наблюдениям специалистов, в последнее время интерес школьников к чтению резко падает. Игра на компьютере, просмотр телепередач все больше времени занимают в детском досуге, уходит в прошлое традиция семейного чтения. Привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем современного начального образования. Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека,чтение играет важную роль в формировании личности и нравственном её воспитании, способствует развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения ученика.
"Литературное чтение" в начальной школе – это уникальный предмет, название которого указывает на основные направления его программы, связанные с развитием навыка чтения, формированием "читательской компетентности" и умением понимать и знать художественную литературу, играющую значительную роль в становлении личности ребенка, в развитии его души, ума и сердца.
Площадкой для подобных проектов являются сайты, блоги, социальные сети. Они позволяют не только дать доступ к той или иной информации, но и вызвать у детей побуждение к чтению, а педагогу возможность организовать увлекательную современную читательскую деятельность.
Задания сетевого проекта увлекают поиском новой литературной информации, мотивируют на осознанное чтение, показывают широкие возможности использования полученных знаний.
Среди важнейших результатов в таких образовательных путешествиях, можно выделить следующие:
развитие эстетического восприятия через освоение художественного наследия России и мира;
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста;
воспитание квалифицированного читателя, способного аргументированно высказывать свое мнение как в устной, так и в письменной форме, участвовать в обсуждении прочитанного.
Участники проекта вели записи в таблице продвижения. Каждый сетевой проект состоит из нескольких этапов, содержащих ряд интересных, логически продуманных заданий, помогающих ответить на ключевой вопрос всего путешествия, сформулированный по- разному, но главный его смысл заключался в следующем: «Почему нужно читать и изучать литературу». «Сетевое путешествие» по времени активного участия занимает около месяца. Увлекательные задания , в которых принимали участие наши ребята (шкала времени, видеорецензия, буктрейлер, электронная книга и др.), позволили им осознать очень важную мысль: прочитанное не должно быть мертвым грузом, извлеченная из художественных произведений информация может и должна работать, помогая в реальных жизненных ситуациях. Сетевой проект сблизил литературу и жизнь, уроки и реальность, способствуя развитию самостоятельности школьников; ребята сами начали активно анализировать литературные произведения, обобщать свои размышления, искать пути решения той или иной проблемы, предлагая свои варианты выполнения различных заданий.
Многие говорят, что современные дети имеют клиповое мышление, стремятся к лидерству, увлечены гаджетами и интернетом. Именно сетевые проекты помогают эти «минусы» превратить в плюсы и использовать для развития креативного, самостоятельного, умеющего аргументировать свою точку зрения человека.
Наш проект – это соревнование между командами школ разных регионов страны. Обязательные условия участия – наличие интернета и умение пользоваться им, а образовательные программы разного уровня способствуют расширению представлений детей о возможностях интернета, заинтересовывают их учебным материалом как по литературе, так и по информатике; клиповое мышление помогает разбить информацию на кусочки, а потом собрать в единое целое, создав что-то свое, новое.
В эпоху цифровизации мы задействовать имеющиеся возможности интернета для погружения детей в волшебный мир книги, полной разных смыслов и ярких образов. Программы сервисов web 2.0, достаточно простые и легкие для использования и часто помогают нам в этом.
Так, например, для создания визуального образа стихотворения или небольшого текста стоит использовать «Облако слов». Это может быть и сердце, и птица, и любое другое
«облако».
С помощью приложения learningapps.org, содержащего интерактивные модули, сами ребята могут создавали интерактивные задания, касающиеся содержания книги (викторины, пазлы, игры на соотнесение героя и произведения, места на карте и события или люди, с этим местом связанные). Именно в этой программе авторами проекта создавались бонусные задания, которые дети выполняли с огромным удовольствием, в такой же форме зашифровывались и задания очередного этапа.
Виртуальные экскурсии в мир творчества удобно и интересно создаются с помощью сервисов web 2.0 и позволяют перенестись в реальность, которой уже не существует, не только услышать, но и увидеть то, чего уже нет, или то, что найти будет очень сложно. Виртуальные экскурсии дают возможность погрузиться в мир книги, в мир творчества писателя или поэта, пройти по местам, где он жил.
Некоторые задания сетевого проекта предполагали и достаточно большую работу вне интернета. На этапе «Мы читаем вслух» сетевого проекта
«Время читать» участники команды организовали урок внеклассного чтения «Мое любимое произведение», написали рецензию на мероприятие и сделали фото, чтобы позже выложить это на своей странице в сетевом проекте как отчет о выполнении этого задания.
Для создания буктрейлера, видеорецензии на книгу (а такие задания были во многих наших проектах) необходимо было перечитать художественный текст, выбрать главное, подобрать визуальный ряд и рассказать о нем так, чтобы вызвать у зрителей желание прочитать представляемое произведение.
Работа в программе «3D» позволяет участникам web-квеста создать придуманный по мотивам анализируемых произведений или по критическим статьям, им посвященным, предмет, образ или место действия, визуализировать его, сделать объемным, а зрителям в подробностях это рассмотреть.
Придумывая и разрабатывая свою игру, викторину, решая свои задания и просматривая созданное другими командами, ребята расширяли свои знания о биографии писателя, перечитывали знакомые произведения или читали новые для них книги, задумывались об истоках творчества Чуковского и о влиянии малой родины на творчество писателя.
Необходимость давать разъяснение к проделанной работе или отвечать на проблемный вопрос этапа способствовала развитию письменной речи участников (аргументированной, емкой, логически продуманной).
Выставляя оценки себе и другим командам, ребята учились объективно оценивать собственную и чужую работу и при этом узнавали о новых именах и книгах. Таким образом появлялся интерес ребят к прочтению новых книг, причем сам собой, очень ненавязчиво.
Кроме того, участники проекта, рассказывая одноклассникам об открытиях, сделанных ими во время образовательного путешествия,
«заражали» своим интересом других ребят.
Дети любят участвовать в наших проектах. Участие командное. В среднем в каждом нашем проекте участвуют 200 школьников 50 педагогов и родителей. Масштабные мероприятия и мы получаем только полодительные отзывы.
Поэтому Сегодня хочется отметить, что сетевые проекты рассматриваются как один из инструментов для привлечения внимания детей к книге, который способствует формированию читательской грамотности и повышению интереса к изучению литературы. Задания сетевых проектов или квестов увлекают детей поиском новой литературной информации, мотивируют на осознанное чтение, показывают широкие возможности использования полученных знаний. Учителю дает современный, интересный инструментарий для развития и оценки метапредметных, личностных и предметных результатов обучающихся в ускоренном темпе, помогает подтолкнуть ребят к саморазвитию, показывает новые пути получения знаний, позволяет выйти на новый уровень сотрудничества и наставничества.
Библиографический список
Андреев О.А. Учимся читать быстро. / О.А. Андреев // Мн. «Университетское». -2004. - № 2. - С. 74-78
Актуальные вопросы формирования интереса в обучении:Учеб. пособие / под ред. Г. И. Щукиной. - М, 1984. - 182 с.
Башмаков А. И., Старых В. А. Систематизация информационных ресурсов для сферы образования: классификация и метаданные. – М.: Европейский центр по качеству, 2003. – 384 с.
Бугрова Н. С. Сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров: дис. //канд. пед. наук. Н. С. Бугрова /, Омск.- 2009. С.188
Василевская Е. В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: Методическое пособие. / Е.В. Василевская.– М.: АПКиППРО.- 2007.- 7с.
Галактионова Т. Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: дис. ... д-ра пед. наук / Т. Г. Галактионова. - СПб.- 2008.- с.9.
Глинский Б. А., Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Моделирование как метод научного исследования: гносеологический анализ /. − М.: МГУ, 1985. − 248 с.
Горбунова, В.А., Василевская, Е.В. Сетевая модель как новая форма организации муниципальной методической службы в решении приоритетных задач развития образования // Методист. – 2008. – № 3. – С. 20–25.
Джежелей, О.В. Формирование круга чтения младших школьников. // Начальная
школа. – 1989 г. - №1. – с. 33 –38.
Дарья
Гончарук Елена Анатольевна