Статья «Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях внеурочной деятельности»
ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ключевые слова: самоконтроль, самооценка, исследовательская деятельность, внеурочная деятельность, младший школьник.
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, в том числе и способностей к саморазвитию, самопознанию, адекватной оценке своих возможностей и жизненных предпочтений. Успешность решения поставленной задачи существенно зависит от сформированности у учащихся умения осуществлять контроль и оценку своих действий. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) представлен «портрет выпускника начальной школы», одной из характеристик которого является способность к организации собственной деятельности, которая включает в себя действия самоконтроля и самооценки [4].
В кратком психолого-педагогическом словаре под понятием самоконтроля понимается осознание и оценка субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях [3]. Формирование самоконтроля заключается в формировании у школьников таких умений, как: уяснение учащимися цели деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом; сличение хода работы и достигнутого результата с образцами; оценивание состояния выполняемой работы; коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения.
По мнению Л.С. Выготского, под самооценкой понимается обобщенное (то есть устойчивое, внеситуативное) и дифференцированное отношение ребенка к себе[2]. Формирование самооценки заключается в формировании у школьников таких умений, как: умение видеть себя со стороны, выбор критериев оценки, использование алгоритма самооценки (анализ собственных действий), умение адекватно оценить себя, не считать свою точку зрения единственно возможной.
На этапе констатирующего эксперимента нами было проведено исследование исходного уровня сформированности компонентов самоконтроля и самооценки. В исследовании приняли участие учащиеся четвертого класса городской школы в количестве 22 человек. По итогам проведенной диагностики видно, что компоненты самоконтроля и самооценки младших школьников в среднем сформированы в достаточной степени. Однако есть учащиеся, имеющие низкий уровень сформированности компонентов самоконтроля и самооценки. В связи с этим необходима организация специальной работы, направленной на формирование компонентов самоконтроля и самооценки у младших школьников.
Одним из средств формирования самоконтроля и самооценки, рекомендованным ФГОС НОО, является исследовательская деятельность. В начальной школе акцентируется внимание на разных средствах. По мнению А.И. Савенкова, под понятием исследовательской деятельности понимается совокупность действий поискового характера, ведущую к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности, строящихся на базе исследовательского поведения [4]. Роль исследовательской деятельности в формировании самоконтроля и самооценки младших школьников заключается в формировании умений уяснять учащимися цели деятельности, сличать ход работы и результата с образцами, установлении и анализе допущенных ошибок, коррекции работы; способности к самооценке, выбору критериев оценки, использовании алгоритма самооценки, умения адекватно оценить себя.
Исходя из теоретических выводов, нами была создана и апробирована программа по формированию компонентов самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях исследовательской деятельности на базе научного общества учащихся «Гном». Организация деятельности учащихся осуществлялась поэтапно. Первый этап - обучающий. В соответствии с выделенными нами ранее умениями была разработана система заданий исследовательского характера. Эти задания выполнялись в группе (2-3 человека). Основной формой занятий является массовая. Второй этап – исполнительный - включал в себя осуществление детьми индивидуальной исследовательской деятельности по конкретной теме. Предлагалась тематика исследования. Основной формой занятий является индивидуальная и групповая. Программа была реализована через систему занятий. На занятиях использовались задания и упражнения, направленные на развитие умения видеть проблему; задания, направленные на развитие умения конструировать гипотезу; задания, направленные на развитие умения задавать вопросы, задания, направленные на развитие умения наблюдать, задания, направленные на развитие умений делать выводы. Интересным, на наш взгляд, является опыт по организации деятельности через осуществление коллективного проекта «Мир басен И.А. Крылова». В ходе выполнения проекта учащиеся разделились на группы: исследователи, психологи и филологи. Исследователи выбирают героя для каждого участника инсценировки, психологи описывают, какими человеческими качествами наделён каждый из героев, филологи раскрывают этимологию непонятных слов, обнаруживают фразеологизмы в баснях. Итогом выполнения данной работы стала инсценировка басен И.А. Крылова, формулирование выводов.
Контрольный срез показал положительную динамику формирования компонентов самоконтроля и самооценки младших школьников. Уровень сформированности компонентов самоконтроля повысился. На этапе констатирующего эксперимента низкий уровень имеют 3 учащихся (14%), а на этапе контрольного — 1 учащийся (5%). На уровне «выше среднего» на этапе констатирующего эксперимента находятся 6 человек (27%), а на этапе контрольного — 10 человек (45%). Показатели критерия «уяснение учащимися цели деятельности» на низком уровне изменились с 18% до 5%, на уровне «выше среднего» увеличилось количество детей с 23% общего числа учащихся до 36%.
Повысился уровень сформированности компонентов самооценки.
На этапе констатирующего эксперимента низкий уровень имеют 3 учащихся (14%), а на этапе контрольного — 1 учащийся (5%). На уровне «выше среднего» на этапе констатирующего эксперимента находятся 6 человек (27%), а на этапе контрольного — 9 человек (45%). По критерию «умение адекватно оценить себя» на низком уровне уменьшилось количество учащихся с 27% до 10%. По критерию «способность к самооценке» на уровне «выше среднего» количество учащихся увеличилось с 18% до 32%. Эксперимент показал положительную динамику формирования компонентов самоконтроля и самооценки младших школьников в условиях исследовательской деятельности. Разработанная нами программа оказалась эффективной, поскольку позволила повысить уровень сформированности компонентов самоконтроля и самооценки младших школьников
Следовательно, исследовательскую деятельность можно рассматривать как эффективное средство формирования самоконтроля и самооценки младших школьников.
Библиография
Божович, Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. – 1976. – № 6. – С. 29-33.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова. - М: Педагогика — Пресс, 1996. - 486 с.
Краткий психолого-педагогический словарь / сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 193 с.
Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников /А. И. Савенков. - Москва: «Сентябрь», 2003. – 204 с.
ФГОС начального общего образования [Электронный ресурс]. – URL: Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения 16.10.2016)