Методы и способы для повышения интереса детей к изучению иностранного языка
Толкунова Светлана Александровна
Учитель английского языка
МАОУ СОШ№35 г.Златоуст Челябинской области
«Учитель это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и совершить вместе с ним восхождение» (древняя мудрость) |
Методы и способы для повышения интереса детей к изучению иностранного языка
Проработав учителем английского языка в обычной средней школе 35лет, мне бы хотелось поделиться своими методами работы. Я начинала свою работу, обучая детей по учебникам: А.П.Старкова, В.П.Кузовлева,М.З. Биболетовой, Т.Б.Клементьевой. Сейчас я работаю по учебнику О.В.Афанасьевой «Rainbow English» со 2 по 11 класс. Должна признать, что нет идеального учебника, и главная роль-это опыт и мастерство педагога, его любовь к детям, его огромное желание заинтересовать детей своим предметом, привить желание ребят общаться на иностранном языке, понимать иностранную речь, слушая музыку, просматривая фильмы и читая книги на иностранном языке. Ребенка, особенно во втором классе легко заинтересовать иностранным языком, но главное для учителя-удержать этот интерес, мотивировать его к дальнейшему изучению языка, поддержать, дать возможность поверить в себя, а это нелегко. Работая с детьми разного возраста особенно сейчас, в век компьютерных технологий я всегда помню высказывание Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня, как учили вчера, мы украдем у детей завтра».
В своей работе, основываясь на образовательных стандарта, я делаю упор на развитие личности, а развитие личности обеспечивает формирование универсальных учебных навыков. Я стараюсь опираться на четыре основные группы универсальных учебных действий: личностные - при выборе заданий учитываю способности и возможности ребенка; познавательные- приучаю ребят при выполнении творческих заданий отыскивать самим важную, интересную информацию; регулятивные-учу их планировать свое время рационально, коммуникативные- главный акцент урока сосредоточен общению ,посредством диалогов, вопросно- ответным упражнениям, умениям вступать в дискуссию на разные темы, ну и конечно ролевым играм. Руководствуясь этими учебными действиями, я стараюсь создать на уроке доброжелательную атмосферу, чтобы дети не боялись говорить, не стеснялись своих ошибок; никогда не называю учеников по фамилии, у нас у всех по возможности английские имена, стараюсь, чтобы дети раскрепостились(непринужденная посадка, работа в парах, группах, соревнование по группам, физические зарядки ,подвижные игры)
1. Начало урока в любом классе всегда –разминка. Она задает тон всему уроку. В начальной школе это веселые фонетические рифмовки, песенки, стихи, ответы на простенькие вопросы. В старшем и среднем звене часто предлагаю им отреагировать на мое высказывание: I saw a wonderful film yesterday/- ребята оживляются и задают вопросы.
2. Представление нового грамматического материала в форме истории-в младших классах это сказка с картинками в прошедшем времени, в старших классах–это видеоролики, диалоги, где дана новая грамматическая конструкция. Это всегда вызывает живой интерес и трудное грамматическое правило усваивается.
3. Смена заданий. Урок – это не лекция, это комбинация заданий по лексике, грамматике, чтению, аудированию и конечно монологи и диалоги.
4. Использование гибкого плана урока во всех классах. Обучая четыре 9 класса, у меня к каждом классу свой план урока, ориентированный только на этих детей. Кроме этого, часто на уроке приходится в зависимости от ситуации полностью перестраиваться. Да, это трудно, приходит с опытом, но это дает свои результаты, а результативность урока -это главный показатель работы учителя.
5. Творческие домашние задачи-для маленьких: сделать азбуку. свою страничку в инете, оформи альбомную страничку после изучения темы ,в среднем и старшем звене-подготовка к дискуссии, оформление и защита проекта. Написание сочинения либо эссе по теме, литературный перевод стиха или песни. Я всегда помню, что интересный урок-это полное внимание моих учеников, быстрое и эффективное усвоение материала, улыбки на лицах учеников. Хотелось бы поподробнее остановиться на методах и приемах, которые я использую в своей работе.
В начальной школе я делаю большой акцент на игры: грамматические, лексические, фонетические, орфографические.
1. Грамматические игры(изучаем предлоги места)-Вывешивается большая картинка с изображениям комнаты:_учитель говорит то где то спрятан телефон, нужно с помощью вопросов догадаться-P1-Is it on the chair ?P2-Is it under the bed? При изучении любого времени учимся строить предложения и вопросы-делаю карточки с отдельными словами–собери предложение, построй вопрос, дети поочередно подходят к доске и магнитиками ставят каждое слово ,написанное на карточке, на свое место. При отработки неправильных глаголов очень помогает игра с мячом-бросаю мяч и прошу назвать три формы глагола, сначала говорю на английском языке а они называют три формы и перевод, а потом наоборот, говорю на- русском языке, дети называют все три формы на английском языке .Когда глаголы усвоены хорошо, задание усложняется ,так же кидаю мяч и говорю глагол в настоящем времени ,ребенку надо придумать предложение с этим глаголом и поставить его в прошедшее время.
2. Лексические игры-продолжи цепочку слов на определенную тему. Животные-дети по цепочке называют разных животных, стараясь не повторяться. Семья-называют все слова по теме. Когда лексика хорошо отработана, задание усложняются-нужно продолжить предложение-по разным темам-I like to eat apples/cakes/vegetables/ I like to wear jeans/trainers/caps/Детям очень нравится играть в игру-что пропало( What is missing)-данная игра отрабатывает как лексические, так и грамматические навыки-на парте раскладываю много разных предметов-дети смотрят ,запоминают, закрывают глаза, я что то убираю, задают вопрос-Is it a red pencil?
Is it a blue pen?Одень сказочного персонажа-ребята из дома приносят картинки по теме « Одежда» и на уроке одевают своих героев ,составляя предложения- He hаs a red cap on/She is wearing blue shoes/
Игры на развитие навыков аудирования на этапе изучения букв и цифр-учащиеся делают карточки с буквами и цифрами-на уроке учитель называет букву или цифру- ребята показывают, работа выполняется на скорость. Учитель произносит команды-ребята выполняют-open your books-wash your face-comb your hair/show me your bags.
3. Орфографические игры:
1) продолжи цепочку слов-cat-table-egg-grass
2) собери слова из отдельно написанных букв., вставь пропущенную букву в слове.
Кроме разнообразных игр всегда на уроке провожу физическую зарядку под музыку, здесь идет и отработка лексики и здоровье сберегающий фактор, что так важно для малышей. Ребята младшего звена очень любят принимать участие в приготовлении поделок и открыток и книжек; к разным праздникам мы проводим такие мероприятия: Рождеству, пасхе, и в рекреации, где они занимаются ,организуем выставку поделок, открыток, самых лучших стараемся наградить В конце изучения алфавита всегда провожу праздничный концерт для родителей, где каждый ребенок делает свою азбуку на английском и они показывают все, чему научились: песенки, стихи, маленькие сценки.
Работа в среднем и старшем звене включает разные виды деятельности:
1. Проектная работа в конце изучения каждой темы, направленная на решение коммуникативных задач, развивает мотивацию и творческий потенциал ученика, здесь задействованы все виды речевой деятельности.
2. Проведение уроков-диспутов на самые интересные темы, но к диспуту ведется большая подготовительная работа, применяются различные приемы-например-«мозговой шторм»-изучается какая- то тема и на уроке все высказывают свое отношение к ней и положительное и отрицательное. Особенно нравится старшеклассникам дискутировать на следующие темы-«Нужна ли школьная форма» «Самые популярные профессии» «Как я понимаю семейные ценности» «Любовь и дружба».
В старшем звене не обходимся без приема «пометки на полях»- читают текст и по заданным вопросам выбирают главное, а на основе обсуждения выбранного составляем свой рассказ, добавляя свою информацию, так готовимся к монологическому высказыванию по теме.
3. При подготовки к написанию эссе, использую прием «снежный ком»-собираем материал по данной теме; свое отношение, отношение других людей к проблеме, аргументы за и против и пытаемся отстоять свою точку зрения, а на дом уже дается задание-написать эссе, учитывая все требования к оформлению .
В среднем звене часто использую ролевые игры по методу Галины Китайгородской. Заранее провожу психологический тест на выявление типа личности и в соответствии с этим каждому присваивается роль-либо : врач, директор, бизнесмен, где разыгрываются диалоги по темам.
Ребята среднего звена любят составлять синквейн-даю любое существительное, они придумывают 3 прилагательных, 3 глагола сочетающихся с этим словом, а потом уже и целое предложение и желательно по той теме, которую проходим.
Все мои ребята вовлечены во внеклассную работу по английскому языку: принимают участие в городских театральных конкурсах, в прошлом и позапрошлом году ребята 5 и 6 класса вместе со мной инсценировали сказку «Золушка» и «Цветик-семицветик». Видео этих сказок размещено на моем сайте в интернете, все желающие могут посмотреть.http://nsportal.ru/node/4542.
Мои ребята принимают участие в разных олимпиадах и конкурах: «Британский бульдог», «Лисенок», «Я-энциклопедия», «Я-лингвист», «Заврики», «Какаду», «Skyeng», «Junior Jack»
При работе со старшеклассниками пользуюсь онлайн-ресурсами: http://englishinn.ru – сайт для самостоятельного изучения языка и подготовки к ЕГЭ
https://kahoot.com – ресурс для создания онлайн-викторин
https://quizlet.com – ресурс для заучивания слов
https://learnenglishteens.britishcouncil.org – задания по аудированию, чтению, грамматике (видео + субтитры + задания)
https://english.lingolia.com/en – грамматический материал, разноуров-невые задания, материал о культуре страны изучаемого языка
https://www.canva.com – шаблоны для презентаций, сертификатов, буклетов и т.д.
https://pazlodrom.ru и https://puzzleit.ru – ресурсы для создания пазлов
Foxit Reader – бесплатная программа для работы с файлами в pdf формате, предоставляющая возможности для создания интерактивных заданий
Резюмируя все, хочу сказать, что я всегда напоминаю своим ученикам фразу: «Not to know is bad,not to wish to know is worse» -чего то не знать плохо, а вот не стремиться узнать еще хуже»