Мотивация к изучению биологии и способы ее повышения
Мотивация к изучению биологии и способы ее повышения.
«Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха»
Сухомлинский В.А.
Для того чтобы у ребенка появилось желание изучать новый предмет, учитель должен найти способ заинтересовать, вдохновить.
Ученики начинают изучать живую природу еще на уроках в начальной школе, но изучение биологии, как отдельной дисциплины, происходит уже в среднем и старшем звене.
Переходя в пятый класс, ученики приходят ко мне на урок биологии. Моя задача – их увлечь и после уже научить. В каждом классе дети разные, с разным уровнем подготовленности и обучаемости, с разными интересами и увлечениями, но ко всем нужно и возможно найти подход. Для этого нужно сделать свои уроки активными и живыми, дать возможность детям самим узнавать и познавать живую природу.
Что такое мотивация? Мотивация – это побуждение к какой-либо деятельности. Учитель должен побудить своих учеников к изучению преподаваемого предмета.
В среднем звене, с 5 по 7 класс, уроки биологии сокращены до одного часа в неделю, что усложняет качественное усвоение учебного материала, но необходимо находить время на лабораторные и практические работы. Лабораторные и практические работы это один из основных видов деятельности, который больше всего вызывает интерес у учеников. При проведении таких работ ученики сами могут рассмотреть строение, каких либо объектов, познать и пронаблюдать те процессы и явления, которые уже изучили на уроках или ознакомились с ними в учебнике.
Практическая работа «Определение голосеменных растений по их шишкам»
Уроки на пришкольной территории я провожу для 5-6 классов. Выходя на улицу с учениками, мы изучаем многообразие растений, жизненные формы, морфологические особенности растений. Такие уроки оставляют большое количество положительных эмоций у детей, но самое главное они потом легко воспроизводят полученный материал на таких уроках, для них лучше усваивается материал через практику.
Урок должен проходить активно, он не должен представлять скучное изучение материала с монотонным рассказом учителя и записями в тетрадь конспекта. Современные дети неусидчивы, сложно сконцентрировать их внимание. Для этого во время урока необходимо менять виды деятельности. Например, при изучении нового материала, можно дать работу в парах с заданиями в карточках, изготовление моделей и памяток, игровые технологии. Дети любят выполнять творческие работы.
Изготовление памятки для начинающего грибника
В старших классах я практикую проведение уроков в виде дискуссий и круглых столов, где каждый может высказать свою точку зрения и проявить себя, что тоже важно!
Ученики старших классов получают возможность провести урок для своих одноклассников. Они с удовольствием готовятся к урокам, разрабатывают конспекты, конечно с помощью своего учителя, и проводят урок, при этом одноклассники с удовольствием слушают своего сверстника и задают вопросы, проявляя интерес к новому материалу.
Для любого класса можно использовать разноуровневые задания. У учащихся одного класса разный уровень подготовленности, разные способности, при этом каждый ученик должен иметь возможность проявить себя. Давая на уроке разного уровня задания мы даем возможность ему самому выбрать те задания, тот уровень, с которым он справится.
Участие в предметных конкурсах, викторинах, праздниках так же повышает интерес к предмету. Ученики имеют возможность проявить себя творчески. Старшеклассники так же с удовольствием не только участвуют в предметных мероприятиях, но и организуют и проводят их.
Викторина
«Загадки растений»
Композиция на конкурс
«Краски осени»
Использование ИКТ технологий позволяют разнообразить урок и являются обязательным компонентом образовательного процесса. Ученики с 5 по 11 класс с удовольствием готовят презентации к урокам.
Способов повышения мотивации на уроках биологии множество, при правильном использовании каждый способ может показать положительный результат усвоения материала. Но самым важным, я считаю, заинтересованность учителя в преподаваемом предмете и любовь к детям! Ведь если учитель «горит» своей профессиональной деятельностью он сможет научить и найти подход к любому ребенку, даже самому сложному и не желающему учиться!