Статья «Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
«Методы обучения в современном образовании с применением мультимедийных технологий»
Урадовская Е.В.
В последние десятилетия стремительно развиваются информационно-коммуникационные технологии, а это требуют от современной школы внедрения новых подходов к обучению. В настоящее время создано большое количество разнообразных информационных ресурсов, которые повышают эффективность учебной и деятельности. Все чаще в обучении используются мультимедийные технологии, и уже трудно представить современный урок без применения мультимедийных технологий.
Использование мультимедиа позволяет разнообразить способы подачи информации, позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия. Перспективность новой технологии для образования была оценена международным сообществом, на 28-й сессии Генеральной конференции Юнеско в рамках программы “Образование” был учрежден исследовательский проект “Технологии мультимедиа и развитие личности”.
Я преподаю музыку в школе. И могу предположить, что в настоящее время учителя, как и я, сталкиваются с проблемой снижения уровня познавательной активности учащихся на уроке, нежеланием работать самостоятельно, да и просто учиться. Помочь в повышении мотивации может творческий подход к построению урока, разнообразие приемов, методов и форм преподавания. Одной из них несомненно можно считать использование мультимедиа.
Искусство является неотъемлемой частью жизни любого человека. А музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности обучающегося – как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
Известно, что художественное восприятие – это способность человека воспринимать художественные произведения.
Показателями художественного восприятия как важнейших его сторон являются образность восприятия, его адекватность, осознанность, целостность, непрерывность, прочность восприятия. Комплекс этих критериев позволяет оценить художественное восприятие людей наиболее полно и разносторонне.
Следует отметить, что вследствие технического прогресса и бурного развития науки в современном обществе изменились взгляды, мышление, восприятие людей. Это нужно учитывать при выборе технологий обучения.
Программа по музыке предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии). Программа по музыке формирует эстетические потребности, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка.
Возникает вопрос: как сделать материал доступным?
У детей младшего школьного возраста активно развивается аудиовизуальное восприятие. Поэтому применение видеоматериала на уроках помогает музыкальный и художественный образы воспринимать глубже, полнее, так как звучание музыки дополняется картинами, движениями, а изображение картин и образов дополняется звуками. Существует много способов развития познавательной активности учащихся. Я приведу пример своей работы применения учебных видеофильмов, которые дают возможность повысить степень активности обучающихся, привлечь их внимание, а также сделать теоретический материал понятнее и доступнее.
Видеоматериал можно использовать на различных этапах урока: для получения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод базируется на наглядном восприятии информации.
Использование на уроках музыки видеоматериалов вызывает познавательный интерес учащихся, помогает выполнять творческие задания, проводить ассоциативные межпредметные связи.
С этой целью в разработки своих уроков я включаю видеоролики, направленные на развитие художественного восприятия.
Хочу представить вашему вниманию некоторые варианты своей работы с видеоматериалом.
«О чем будет фильм?» Детям предлагается послушать музыку из фильма и определить, где происходит действие, как выглядят герои и т.д. Затем проверить свои предположения, посмотрев фрагмент с этой музыкой. Это задание хорошо себя зарекомендовало при работе с увертюрами, сказкой Прокофьева «Петя и волк».
«Монтаж фильма». Детям предлагается послушать музыку из фильма или мультфильма, затем посмотреть несколько фрагментов из фильма в произвольном порядке. Нужно расставить фрагменты в правильном порядке. Использую при работе с кантатой «Александр Невский», при изучении взаимосвязи музыки и ИЗО.
«Сочини музыку к фильму». Детям предлагается посмотреть фрагмент из фильма без звукового (музыкального) сопровождения, охарактеризовать музыку, которая должна здесь звучать (определить темп, динамику, характер, инструменты, голос и тд) Такое задание применяю при работе с темой «Закадровая и внутрикадровая музыка».
«Заверши историю». Дети смотрят озвученный видеофрагмент не до конца, предполагают, что будет дальше, какая музыка подойдет. Затем можно досмотреть.
Помимо видеофрагментов использую в работе видеопрезентации, в которых звучит изучаемое на уроке музыкальное произведение. Например, при знакомстве с музыкальной формой рондо, дети учатся составлять модель, обозначая каждую новую часть новой фигурой или буквой. В это время (или после самостоятельной работы детей) на экране демонстрируется видеопрезентация, где каждой части соответствует своя иллюстрация. Это значительно упрощает понимание материала.
Таким образом, использование мультимедиа в учебном процессе позволяет: дать учащимся более полную, достоверную информацию, нежели словесно; повысить роль наглядности в учебном процессе; заинтересовать учащихся.
Однако следует учитывать возрастные особенности обучающихся, так как чрезмерное применение мультимедиа влечет за собой рассеивание внимания, что усложняет выполнение заданий и снижает эффективность урока.
Кроме того создание аудио, видео, графики и других элементов мультимедиа средств намного сложнее, чем написание традиционного текста, занимает у педагога больше времени для подготовки урока.