Методическая разработка «Методы подготовки устной части ОГЭ по английскому языку»

4
0
Материал опубликован 3 July 2023

МАОУ СОШ № 211 имени Л.И. Сидоренко











Методическая разработка

Тема «Методы подготовки устной части ОГЭ по английскому языку»


Русакова Наталья Викторовна,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

МАОУ СОШ № 211 имени Л.И. Сидоренко

8-913-909-72-47








г. Новосибирск, 2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

2

Основная часть……………………………………………………………...…

3-14

Глава 1. Инструкция по выполнению задания № 1………………………...…

3

Глава 2. Инструкция по выполнению задания № 2 ………………………….

4

Глава 3. Инструкция по выполнению задания № 3 ………………………….

6

Глава 4. Работа с клише по монологическому высказыванию …..………….

7

Глава 5. Рекомендации для самостоятельной подготовки к выполнению заданий …………………………………………………………..………….


12

Критерии оценивания заданий устной речи ………………………………

Заключение…………………………………………………………………...

13

Список использованной литературы и интернет-источников ………...

15


















Введение

Актуальность исследования обусловлена анализом результатов диагностических работ в формате ОГЭ обучающихся 9-х классов и, непосредственно, результатов самого ОГЭ, которые показали, что устная часть экзамена, вызывает трудности у обучающихся. Мало того, что устная часть ОГЭ проводится в компьютерной форме, со специальным программным обеспечением, а также гарнитурами с встроенными микрофонами, обучающиеся ещё ограничены во времени. В совокупности эти объективные факторы создают неблагоприятную психологическую обстановку для обучающегося. И даже сильные обучающиеся теряются и не показывают реальный уровень своих знаний. Они не готовы к такой форме работы.

Объекты исследования:

Задание № 1 – прочитать вслух небольшой текст научно-популярного характера (150-170 слов).

Задание № 2 – ответить на шесть вопросов телефонного опроса, представленный в аудиозаписи.

Задание № 3 – составить монолог на заданную тему.

Предмет исследования – методы подготовки к устной части ОГЭ.

Цель исследования – обеспечение высокого уровня подготовки к выполнению заданий.

Задачи исследования:

Обобщить опыт по подготовке к ОГЭ.

Рассмотреть проблемы подготовки.

Разработать оптимальные механизмы работы по подготовке к устной части.

Специфика изучения поднятых проблем и задачи исследования обусловили использование следующих методов:

- описательного;

- сравнительного;

- системного анализа;

- обобщения.


Основная часть

В данной работе я описала последовательность действий учителя при подготовке учащегося к выполнению заданий устной части ОГЭ и представила рекомендации для самостоятельной работы учащегося, опираясь на пособия для подготовки к ОГЭ.

Работа учителя заключается в том, чтобы научить учащегося последовательности действий при подготовке к устной части ОГЭ по английскому языку и алгоритму работы при выполнении заданий непосредственно на экзамене. Для этого учителю вместе с учащимся необходимо «прорешать» как минимум 10 вариантов заданий по основным темам ОГЭ, представленным в Кодификаторе демоверсии устной части в разделе Предметное содержание речи. Что позволит учащемуся получить необходимый опыт выполнения этих заданий.

Чтобы набрать максимальный балл в устной части ОГЭ, необходимо правильно оформить не только грамматическую, но и фонетическую сторону речи: показать беглость речи, правильно произносить звуки, верно расставлять паузы и ударения, соблюдать интонацию, принятую в английском языке.

Глава 1. Инструкция по выполнению задания № 1

Задача учителя на начальном этапе подготовки – научить учащегося за небольшой промежуток времени (в задании дано 1,5 минуты на подготовку) прочитать текст про себя, разбить текст на смысловые группы, понять содержание текста и его основную мысль.

Особое внимание необходимо уделить интонации, логическим ударениям и паузами между смысловыми группами. Так как именно это делает чтение осмысленным. Выделить смысловые группы помогают запятые, союзы and, or и т.п. Научите учащихся выделять смысловые отрезки даже, если нет запятых и союзов.

Работая над произношением, научите учащегося последовательности действий на начальном этапе работы с текстом:

прочитать текст про себя;

отметить для себя незнакомые слова или те, в произношении которых сомневается;

попробовать прочитать слова по правилам;

проверить транскрипцию по словарю

Работая вместе с учащимся, учитель помогает правильно произнести слово (вместо словаря); разбирает правила чтения; приводит примеры чтения на знакомых словах.

На следующем этапе учащийся читает текст шепотом, чтобы проверить себя. Нет необходимости торопиться. Обратите внимание учащегося на то, чтобы не «глотал» окончания, не вставлял слова, которых нет в тексте (артикли, предлоги).

На заключительном этапе прослушайте чтение учащегося вслух. Если были допущены ошибки, ещё раз разберите правила произношения, ударения и интонации. Если ошибок не было, предложите учащемуся прочитать этот текст на время (на чтение всего текста на экзамене даётся 2 минуты) под запись. Прослушайте запись. Прокомментируйте допущенные ошибки, если они были.

Научите учащегося следить за временем выполнения здания. Вместе отработайте скорость/темп и громкость речи.

На этом работа с текстом не заканчивается. Учащийся самостоятельно работает с текстом, согласно рекомендациям, представленным в главе 5 Рекомендации для самостоятельной подготовки к выполнению заданий .

Глава 2. Инструкция по выполнению задания № 2.

Начиная подготовку к выполнению задания, где предлагается ответить на шесть вопросов телефонного опроса (звучат в аудиозаписи), сначала предоставьте учащемуся вопросы в печатном виде и дайте ему возможность ответить на вопросы. При затруднении в ответе, помогите учащемуся: обратите внимание на тему опроса; сошлитесь на личный опыт учащегося; пусть попробует сформулировать ответ на родном языке, а потом перевести ответ на английский. Затем предоставьте учащемуся образец диалога-опроса (вопрос - ответ). Дайте учащемуся время ознакомиться с ответами.

Продолжите работу непосредственно с аудиозаписью. Напомните учащемуся, что на вопросы необходимо отвечать полными предложениями (внимание на двойные вопросы с why), говорить четко, громко и не слишком быстро. Затем предложите учащемуся прослушать внимательно вопросы и ответить в установленное время (40 секунд на каждый вопрос).

Для получения максимального балла следует использовать средства логической связи: для выражения личного мнения; приведения примеров; добавления информации; сравнения и противопоставления. Отработайте фразы-клише логической связи с учащимся, научите правильно их применять.

Обратите внимание учащегося на последний вопрос опроса. Научите правильно строить ответы на вопросы, в которых присутствуют глаголы advise и recommend. С этими глаголами следует использовать определённые конструкции. Отработайте их использование с учащимся.

Также обратите внимание учащегося на грамматическое оформление своих ответов. Проинформируйте учащегося, что, если допущена ошибка, можно повторно сформулировать ответ, помня о лимите времени (40 секунд на каждый вопрос). В этом случае засчитывается последняя сказанная фраза. Отработайте эти случаи на подготовительных занятиях.

На этом работа с заданием не заканчивается. Учащийся самостоятельно работает, согласно рекомендациям, представленным в главе 5 Рекомендации для самостоятельной подготовки к выполнению заданий.

Глава 3. Инструкция по выполнению задания № 3

Начиная подготовку к выполнению задания, где предлагается составить монолог на заданную тему, сначала предоставьте учащемуся возможность самостоятельно составить высказывание, по предложенному плану (включает 4 пункта). При затруднении в ответе, помогите учащемуся: обратите внимание на тему задания; сошлитесь на личный опыт учащегося; пусть попробует сформулировать ответ на родном языке, а потом перевести ответ на английский. Затем предоставьте учащемуся клише устного ответа (Глава 4. Работа с клише по монологическому высказыванию). Затем предоставьте учащемуся образец монолога. Дайте учащемуся время ознакомиться с ним. Разберите образец на предмет того, какие фразы были использованы для вступления и завершения высказывания, какими средствами осуществляется переход от одного пункта плана к другому, какие средства логической связи использованы для передачи информации.

Напомните учащемуся, что на по каждому пункту плана можно сформулировать по 3 предложения. Необходимо раскрыть содержание всех пунктов плана, дать развернутую аргументацию, если в пункте есть Why/Why not. Научите учащегося избегать избыточной информации, которая не обозначена в пунктах плана.

Также обратите внимание учащегося на вступительные и заключительные фразы высказывания, на представление темы высказывания (сформулирована в первом предложении задания). Отработайте фразы на подготовительных занятиях.

Для получения максимального балла следует обратить внимание на интонацию и логическое ударение (постараться не делать длинных пауз), на словарный запас, на использование средств логической связи: для выражения личного мнения; приведения примеров; добавления информации; сравнения и противопоставления. Отработайте фразы-клише логической связи с учащимся, научите правильно их применять.

После подготовительного этапа, когда учащийся умеет применять средства логической связи, владеет навыками построения высказывание с опорой на клише, продолжите работу непосредственно с тренажером. Работая с тренажером, напомните учащемуся о времени подготовки (1,5 минуты) и выполнения (2 минуты) задания, об объеме высказывания (10-12 фраз), о возможности допустить ошибку (повторно сформулировать фразу). В этом случае засчитывается последняя сказанная фраза. Отработайте эти случаи на подготовительных занятиях.

На этом работа с заданием не заканчивается. Учащийся самостоятельно работает, согласно рекомендациям, представленным в главе 5 Рекомендации для самостоятельной подготовки к выполнению заданий.

Глава 4. Работа с клише по монологическому высказыванию


Глава 5. Рекомендации для самостоятельной подготовки к выполнению заданий

1. Работа с заданиями на чтение в УСТНОЙ ЧАСТИ № 1:

1.1. Прочитанный и разобранный на занятии текст нужно прочитать дома (в день занятия) еще раз с соблюдением замечаний (обратить внимание на произношение слов и интонацию).

1.2. На следующий день прочитать текст еще раз с соблюдением времени 2 минуты.

1.3. Желательно прочитывать текст ежедневно до следующего занятия.

2. Работа с интервью задание № 2:

2.1. Отработанные на занятии вопросы и ответы интервью прочитывать дома в день занятия.

2.2. Прочитывать отработанные на занятии вопросы и ответы интервью на следующий день с соблюдением времени.

2.3. Незнакомую лексику отрабатывать (см. РАБОТА С ЛЕКСИКОЙ)

3. Работа с монологом в УСТНОЙ ЧАСТИ, задание № 3:

3.1. Дома проговорить (при необходимости, пописать) монолог, опираясь на клише в день занятия.

3.2. Проговорить монолог на следующий день с соблюдением времени (2 минуты). Придерживаемся клише.

3.3. Незнакомую лексику отрабатывать: незнакомые слова/выражения/фразы выписываем в словарь/на отдельные листки/другие способы для заучивания (по 5-10 в день).


Критерии оценивания заданий устной речи

Раздел 1. Перечень проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Перечень требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования показывает преемственность требований к уровню подготовки выпускников на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по иностранному языку и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС.

Устная часть КИМ ОГЭ по английскому языку включает в себя 3 задания.

Задание 1 предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Время на подготовку – 1,5 минуты.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге-расспросе: ответить на шесть услышанных в аудиозаписи вопросов телефонного опроса.

При выполнении задания 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

Время на подготовку – 1,5 минуты.

Общее время ответа одного участника ОГЭ (включая время на подготовку) – 15 минут. Каждое последующее задание выдаётся после окончания выполнения предыдущего задания. Всё время ответа ведётся аудиозапись.

Критерии оценивания выполнения заданий устной части (максимум 15 баллов за весь раздел)

Задание 1 (чтение текста вслух) – максимум 2 балла.

Баллы

Фонетическая сторона речи

2

Речь воспринимается легко: необоснованные паузы отсутствуют;

фразовое ударение и интонационные контуры, произношение

слов практически без нарушений нормы; допускается не более

5 фонетических ошибок, в том числе 1–2 ошибки, искажающие

смысл

1

Речь воспринимается достаточно легко, однако присутствуют

необоснованные паузы; фразовое ударение и интонационные

контуры практически без нарушений нормы; допускается

не более 7 фонетических ошибок, в том числе 3 ошибки,

искажающие смысл

0

Речь воспринимается с трудом из-за значительного количества

неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений

и ошибок в произношении слов,

ИЛИ допущено более 7 фонетических ошибок,

ИЛИ допущено 4 и более фонетические ошибки, искажающие

смысл


Задание 2 (участие в условном диалоге-расспросе) – максимум 6 баллов

Оценивается отдельно каждый из шести ответов

Баллы

Ответы на вопросы

1–6

1 балл

Дан полный ответ на поставленный вопрос;

допущенные отдельные фонетические, лексические

и грамматические погрешности не затрудняют понимания

0 баллов

Ответ на вопрос не дан,

ИЛИ ответ не соответствует

заданному вопросу, ИЛИ ответ дан в виде слова или словосочетания, И/ИЛИ допущены фонетические и лексические и грамматические ошибки, препятствующие пониманию ответа





Задание 3 (тематическое монологическое высказывание) – максимум 7 баллов


Баллы

Решение

коммуникативной

задачи

(К1)

Организация

высказывания

(К2)

Языковое

оформление

высказывания

(К3)


































Список использованной литературы и интернет-источников.

Федеральный государственный образовательный стандарт. Стандарт второго поколения, https://sch1317.mskobr.ru/files/standarty_vtorogo_pokoleniya_fgos.pdf

Учебник «Spotlight» 5 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

Учебник «Spotlight» 6 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

Учебник «Spotlight» 7 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

Книга для учителя «Spotlight» 7 класс, Москва Express Publishing «Просвещение», 2020 г.

СДАМ ГИА: РЕШУ ВПР - Образовательный портал для подготовки к работам Английский язык для 7 класса, https://en7-vpr.sdamgia.ru/

Игровой конкурс по английскому языку «British Bulldog», http://runodog.ru

Всероссийская олимпиада школьников, https://olimpiada.ru







12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.