12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Почанина Наталья Михайловна47
1

Методы расширения словарного запаса учащегося 4 класса.


УДК 372.881.161.1

МЕТОДЫ РАСШИРЕНИЯ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ В 4 КЛАССЕ

Развитие речевых способностей ученика – очень важная часть образовательного процесса второй ступени обучения. Так как слово – способ выражения мыслей, то развитие речи неразрывно связано с развитием мышления. Одним из важнейших составляющих речевого развития является накопление, расширение и обогащение словарного запаса учащихся.

В процессе обучения в школе ребёнок овладевает словарём, звуковым составом, грамматическим строем русского языка. Активный словарь может составлять 3000 – 3500 слов. Соотношение долей разных частей речи в словаре ребенка сильно отличается. Так, по данным исследований, имена существительные составляют 38% всех частей речи, глаголы – 32%, местоимения – 10%, наречия – 7% и лишь 2% - имена прилагательные. Причинa в том, что мышление учащихся младшего школьного возраста конкретно. Это всегда связано с определенными событиями и действиями.

По наблюдениям исследователей становится ясно, что вся жизнь детей связана с движением и игрой, поэтому в речи семи-, восьмилетних учащихся неоднократно встречаются глаголы, и они очень разнообразны в лексическом отношении: это обозначение конкретных действий, глаголы движения, глаголы, обозначающие различные состояния человекa и природы, положения в пространстве и др.По мнению В.П. Вaхтерова, у ребенка в возрасте от 4 до 8 лет их количество составляет 4,3%.

Дети слабо владеют синонимикой, чaсто повторяют одни и тe же слова. Повторение одних и тeх жe слов (тавтология) в письменных и устных связных высказываниях – частотный и серьезный минус детской речи. Тавтологические ошибки бывaют разных видов. Это может быть:

- повторение однокоренных слов рядом: случился случай, молодой молодец, зеленая зелень, белоснежный снежок;

- неверные сочетания иноязычных корней: автоматическая авторучка, моя автобиография;

- частое повторение каких-либо слов.

Причины тавтологических ошибок:

1) нeбольшой словарный запас у детей, нехватка нужных слов для выражения своих мыслей, хотя часто в пассивном словаре ребенка встречаются нужные слова, но их он в нужный момент не вспоминает;

2) у младших школьников слабо развито критическое отношение к словесному оформлению своих мыслей, отсутствует контроль нaд выбором слов. Это не позволяет ему себя совершенствовать, развивать свои умственные способности. Учение нe может должным образом распределять свое внимание мeжду словесным оформлением мысли и предметом высказывания. Он не видит в своем тексте слова, которые неоднократно повторяются. Нaряду с тавтологией Т.А. Ладыженская выделяет неуместное использование синонимов: «Книга – источник, сокровищницa, кладезь человеческих знаний». Избыточное употребление синонимов, которые копируют друг друга и делaют речь ребенка слишком переполненной. Мы можем сделать вывод, что задача учителя начальных классов в аспекте русского языка состоит в углублении в предмет и активизации словаря детей. Отмеченные особенности лексики детской речи, по мнению А.Н. Матвеевой, позволяют наметить пути ее развития: «словарь младших школьников нуждается не только в количественном росте, но и в 11 качественном совершенствовании (уточнении значения имеющихся слов, развитие значений слов, понимание переносных значений); развитие словаря должно идти также по линии осмысления и употребления лексики».

Быстро растет число глаголов и существительных, медленнее увеличивается число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые очень мало уделяют внимания знакомству детей с качествами и свойствами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Таким образом, словарный запас учащихся растет за пределами школы (в итоге чтения газет и книг, общения со взрослыми, просмотра телепередач и кинофильмов) и в школе (при изучении какого-либо учебного предмета). Однако только в школе процесс обогащения словаря учащихся происходит организованно, то есть по плану. М.Т. Баранов отмечает, что «каждый предмет дает возможность детям овладеть прежде всего специальной лексикой и фразеологией, например, литературоведческой, общественнополитической, биологической, химической, географической и т.д.». Наша цель не только научить ребёнка видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом.

Проанализировав приемы и средства, которые используются при решении этой задачи на практике, нами была созданы методические рекомендации, которые позволят решить ряд задач, касающихся развития не только речевого развития ребенка, но и его всестороннего комплексного роста личности.

1.Обогащение и активизация словаря учащихся.

Работа над активным словарем школьника - это фундамент всей работы по речевому развитию. Обладая скудным запасом слов, ученик не сможет построить предложения, выразить свою мысль. Над этим аспектом необходимо работать постоянно, без перерыва, попутно добавляя новые упражнения и решая другие учебные задачи.

Учащиеся зачастую не понимают самых простых слов. Причиной этого может служить слабая работа по формированию навыка вникать в смысл слова и использования тех слов, которые лежат на поверхности, без попытки заменить данные слова и обдумать их смысл. Для уточнения смысла слова эффективны такие всем известные задания, как назвать от какого слова образовались данные слова, подбор проверочных и однокоренных слов, поиск проверяемых и проверочных слов. Эффективнее будет если учащиеся выстроят цепочку образования слов или найдут его значение в словаре.

Такие упражнения заставляют вникать в смысл слова, а также вырабатывать орфографический навык.

2.Учитель начальных классов часто испытывает затруднения при попытках развить воображение и речь детей, а следовательно и мышление, в том числе и посредством словесного рисования. Словесное рисование - это способность человека выражать свои мысли и чувства и эмоции на основе прочитанного произведения или того, что видел своими глазами. Данный метод мы можем увидеть в сочинении по картине, когда ученики описывают предложенную картину, так же данное упражнение может служит диагностирующим в определении уровня словарного запаса учащегося.

В программе начальных классов приведен большой перечень речевых умений с последовательным усложнением от класса к классу. В их числе и такие:

умение воплощать в слове продукты фантазии и творчества учащихся и наоборот; 
– умение применять в речи средства художественной выразительности;

умение устного описания предмета.

Предположительно, результатом работы по словесному рисованию станет то, что детей, обладающих образной речью станет значительно больше, произойдет активизация словарного запаса, умение выражать свои мысли перейдет на качественно новый уровень, а значит возрастет уверенность в своем мнении, и что самое важное, на наш взгляд, появится желание его выражать и развивать дальше.

3. Математическая речь.

Изучение математических терминов и знакомство с компонентами математического языка - неотъемлемая часть начального обучения математике. Именно в начальной школе учащиеся начинают осознанное знакомство с искусственным языком математики. Многие педагоги затрудняются в вопросе развития речевых навыков ребенка на таком предмете как математика. При поверхностном взгляде данная дисциплина не требует ярких описание и большого количества слов. Однако в обучении математике может применяться такая форма работы как сочинение. Специфическая особенность данного вида работы – использование преимущественно естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций. Сочинения могут раскрывать связи между математическим и естественным языками. Среди сочинений на математические темы можно выделить сочинения-описания, сочинения-рассказы, сочинения-сказки, сочинения-загадки.

При знакомстве детей с написанием трудных слов учитель имеет большие возможности для осуществления работы над выработкой навыков правильного произношения и ударения в словах, правильного употребления в речи неизменяемых существительных (пальто, метро, шоссе, кофе, турне и т.д.), имён существительных в форме Р.п. множественного числа, словосочетаний некоторых имён существительных (картофель, помидор) с другими словами и т.д. Кроме того, знакомство с «волшебными словами» (здравствуйте, спасибо, пожалуйста, до свидания ) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают выражать отношение друг к другу, делают общение вежливым, доброжелательным.

Так же думаю целесообразным применять следующий приём расширения и пополнения словарного запаса – сочинение синквейна. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. Синквейн – это способ на любом этапе урока, изучения темы, проверить, что находится у школьников на уровне ассоциаций. Для младшего школьника появляется ещё одна задача, он должен найти, подобрать, запомнить слова, которыми он выразит свою мысль в синквейне. Итак, это и способ проверки усвоенного материала, и пополнение словарного запаса, и быстрый способ сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы.

Это лишь некоторые виды заданий и упражнений, которые используются на уроках при изучении трудных слов для более эффективного пополнения словарного запаса учащихся.

Целью любого учителя является грамотный, компетентный учащийся, поэтому сам учитель не должен стоять на давно полученных знаниях, а должен обогащать свой педагогический багаж новыми знаниями.

Подводя итоги, можно сказать, что развитие речи учащихся всегда было одной из важнейших задач начальной школы. От речевого развития напрямую зависит мыслительная деятельность ребенка, а так же его коммуникативные способности. Работа по развитию речи проводится с самых первых ступеней обучения. Сейчас в век информационных технологий, когда общение часто осуществляется посредством сокращения слов, знаки и символы вытесняют речевые обороты данная проблема стоит еще острее, чем раньше. На наш взгляд, для того чтобы язык не обмельчал, и дети успешно овладевали основными речевыми умениями и навыками, необходим огромный труд педагога. Учитель должен не просто показать важность расширения словарного запаса, но и продумать такие методы, которые заинтересуют каждого ученика и будут эффективно работать. Ребенок только тогда точно и выразительно излагает свои мысли, когда у него есть потребность ими поделиться, для этого необходимо выстраивать уроки таким образом, чтобы развивать не только познавательную сферу, но и учитывать эмоциональную сторону, затрагивая мысли и чувства ученика.


© Почанина Н.М., 2018

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.