Методическая работа с показом открытого урока концертмейстера Кругловой Елены Ивановны «Роль концертмейстера в классе хореографии на примере урока классического танца»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Нижнесортымская детская школа искусств»
Методическая работа
с показом открытого урока
концертмейстера
Кругловой Елены Ивановны
«Роль концертмейстера в классе хореографии
на примере урока классического танца»
Роль концертмейстера в классе хореографии
на примере урока классического танца
Концертмейстер – полноправный участник творческого процесса на уроке хореографии. Кроме владения техникой исполнения концертмейстер хореографии должен знать и понимать технологию движения, помочь учащимся услышать музыку и, прочувствовав ее мышцами, перевести в пластику, создать эмоциональную атмосферу урока. Результативная работа в хореографических классах возможна только в содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Важно, чтобы концертмейстер был и другом, и партнером.
Одной из самых распространенных профессий среди пианистов является профессия концертмейстера. Концертмейстер (нем.) – мастер концерта, музыкант, помогающий вокалистам, инструменталистам, артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и в концертах (википедия).
На первых уроках в классе хореографии концертмейстер может испытывать растерянность, поскольку не обладает теми навыками и знаниями, которые необходимы. Ему приходится учиться всем навыкам построения урока с музыкальным сопровождением вместе с преподавателем-хореографом.
Программирует и планирует работу в хореографических классах педагог-хореограф. Концертмейстеру же часто приходится работать с несколькими педагогами, и чаще всего концертмейстер приходит уже на готовую программу. Тематическое планирование учебного материала по хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу, и план каждого года обучения, и план каждого занятия. Сотворчество педагога-хореографа и концертмейстера необходимо во всех сферах (планирование, реализация программ учебной и постановочной работы).
Музыкальное оформление урока должно прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, составляет общее представление о структуре произведения, определяет его характер. На занятиях хореографии учащиеся приобщаются к лучшим образцам народной, классической и современной музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается их музыкальный слух и образное мышление, которые помогают при постановочной работе воспринимать музыку и хореографию в единстве.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Таким образом, задачей концертмейстера является развитие «музыкальности» танцевальных движений.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо постоянно пополнять, руководствуясь эстетическими критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках одного и того же марша или вальса ведет к механическому, неэмоциональному выполнению упражнений танцующими. Нежелательна и другая крайность: слишком частая смена сопровождений рассеивает внимание учащихся, не способствует усвоению и запоминанию ими движений. Наполнить музыкой каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один – постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. В значительной мере это зависит от возрастных особенностей. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.
Следует обратить внимание на исполнение воспитанниками «preparations» – подготовки к упражнению. Чтобы дети не делали его «промахивая», как нередко случается, концертмейстер должен исполнить вступление в темпе и ритме всего дальнейшего упражнения. Вступление можно взять из окончания музыкального произведения (2 или 4 такта с конца, в зависимости от размера) или сочинить самому. То же самое касается и окончания – завершения упражнения. Обычно берется два последних аккорда произведения, или «домината» и «тоника» относительно тональности произведения.
Основополагающей дисциплиной в хореографии является классический танец. Для концертмейстера очень важно получить представления об уроке классического танца, его построении и основных методических принципах. Ведь именно в нем представлены сохраненные и приумноженные традицией элементы языка танца и осуществляется современная интерпретация классического наследия.
Изучение классического танца обычно начинается с разучивания классического экзерсиса, именно он занимает основную часть урока (экзерсис у палки, на середине зала и allegro). Подбор музыкального материала на занятиях хореографии ведется концертмейстером в соответствии с программными требованиями хореографа. Экзерсис у палки состоит из конкретных упражнений, к каждому из которых предъявляются свои определенные музыкальные требования.
На первом году обучения классическому танцу детям даются основные начальные представления о нем. На начальном этапе это делается на знакомом или несложном музыкальном материале, чтобы учащимся было легче организовать свои движения в соответствии с музыкой. Далее комбинации усложняются, усложняется музыкальный материал.
Музыкальное сопровождение уроков танца должно быть очень точным, четко и качественно организованным, так как от этого зависит музыкальное развитие учащихся. Концертмейстер должен очень четко определить для себя задачи каждого года обучения, а также проявить не сухое следование рекомендациям нотно-музыкальных пособий для хореографии, а индивидуально-творческий подход в подборе музыкального оформления уроков.
Концертмейстер должен знать ряд правил, по которым строится урок:
1. Репертуарный подбор музыкальных произведений для занятий должен соответствовать возрасту обучающихся.
2. Знать балетную лексику на французском языке.
3. При игре видеть обучающихся.
4. Концертмейстер должен знать комбинацию, выстроенную преподавателем-хореографом так же, как и обучающиеся.
Показ открытого урока (3 класс хореографии)
1. Поклон.
2. Plie (приседание) - подразделяется на demi plie – половинное приседание и grand plie – большое, полное приседание. Исполняется плавно, непрерывно, в характере кантилены. При помощи динамических оттенков музыка помогает плавно опуститься в plie (crescendo), а затем плавно, не задерживаясь, выпрямиться (diminuendo). Музыкальный размер 2/4, 4/4 ( К. Сен-Санс Фрагмент из оперы «Самсон и Далила»)
3. Battemente tendu (батман вытянутый, простой) – буквально – «биение», «отбивание». Означает равномерное движение натянутой от работающей ноги. Музыкальный размер 2/4, реже 4/4. Характер четкий, бодрый. (Л. Бетховен «Контраданс»)
4. Battemente tendu jete(батман вытянутый, бросковый) – музыкальное сопровождение аналогично battemente tendu, с разницей той, что бросковому, отрывистому характеру исполнения в музыке будет соответствовать прием staccato.(р. Дриго Фрагмент из балета «Волшебная флейта»)
5. Rond de jambe par terre ( вращательное движение ноги по полу) – характер плавный, связный. Темп исполнения умеренный. Музыкальное сопровождение лучше использовать в размере 3/4. (Л. Делиб «Вальс»)
6. Battemente frappe (ударный батман) – характер движения резкий, отрывистый, ударный. Музыкальный размер 2/4. Акцент движения в момент открывания ноги в нужном направлении. В музыке акцент должен совпасть с первой сильной долей такта, поэтому оформление должно быть с затакта. ( Б. Сметана «Танец»)
7. Battemente fondu ( плавный, «тающий») – характер движения плавный, связный певучий. Музыкальный размер 2/4 либо 4/4. ( Ф. Рамо «Менуэт»)
8. Petits battements sur le cou de pied (маленькие батманы у щиколотки опорной ноги) – характер движения четкий, отрывистый. Музыкальный размер 2/4. ( М. Мусоргский «Гопак»)
9. Developpee (вынимание, раскрывание ноги) – характер движения плавный, связный, медленный. Музыкальный размер 2/4 либо 4/4. (А. Глазунов «Вальс»)
10. Adagio комплекс медленных движений, развивающий устойчивость, гибкость, танцевальный шаг и пр. Музыкальный размер 4/4. (В. Клин «Печальный танец»)
11. Grand battemente jete(большой бросковый батман) – характер движения четкий, отрывистый. Музыкальное сопровождение аналогично с battemente tendu jete, но бросок ноги приходится на затакт. В случае, если учащиеся не справляются с задачей затакта, можно исполнять на сильную долю. Музыкальный размер 2/4 либо 4/4. (Л. Делиб «Пиццикато»)
12. Экзерсис на середине
Здесь особенно важно внимание концертмейстера. При игре музыки для прыжков, он должен смотреть не в ноты, а на учащихся, подстраиваться под них. На индивидуальных прыжках у каждого разный темп. У одних толчок больше, у других меньше.
13. Allegro – прыжки
Прыжки разнообразны по своим видам. Каждый прыжок подготавливает и завершает demi plie. Таким образом, в прыжках сочетается плавный характер движения demi plie с отрывисто четким моментом отталкивания пятками от пола – прыжком.
Характеру прыжков соответствует живая, бодрая музыка.
Основные виды прыжков:
Saute - прыжок с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям (В. А. Моцарт «Пьеса»)
Echappe- ноги из V позиции прыжком раскрываются на II позицию в demi plie и вторым прыжком закрываются в V позицию в demi plie. (А. Муха «Пиццикато»)
Assemble - прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе. (В. Ф. Бах «Аллегро»)
Glissade – скользящее движение. Характер музыки плавный, скользящий. Музыкальный размер 2/4. ( П. Чайковский «Полька»)
Поклон.
Заключение
Весь урок строится на музыкальном материале. Обучающиеся на протяжении урока должны быть организованы музыкальным сопровождением. Поклон, переход на станок, от станка на середину и заканчивая поклоном.
Успех работы концертмейстера зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо пополнять и вносить разнообразие, но не слишком часто во избежание рассеивания внимания обучающихся.
Залог существования в единстве музыки и танца зависит от хорошего знания нотного текста, координации музыканта, умение играть, не глядя на клавиатуру, навыка «тройного видения- зала, нотного текста, клавиатуры.
Список литературы
Ваганова А. Основы классического танца. Изд. 6. – СПб.: Изд-во «Лань», 2000. – 192 с.
Ворновицкая Н. Музыка для уроков классического танца. Издательство: Композитор. 2001 г. 142 с.
Расина Е. Композиции для урока классического танца.
Ярмолович Л. Принципы музыкального оформления уроков классического танца. Л.: Музыка, 1968. – 143 с.
Интернет – ресурсы
https://pianokafe.com/music/elena-rasina-kompozitsii-dlya-uroka-klassicheskogo-tantsa/
Казакова Е. - Урок классического танца – ноты
https://primanota.net/e-kazakova/urok-klassicheskogo-tanca-sheets.htm