Статья «Особенности работы концертмейстера народного танца современной школы искусств»

3
0
Материал опубликован 5 August 2022

Особенности работы концертмейстера народного танца

современной школы искусств

Толчев Алексндр Михайлович,

концертмейстер,

МБУ ДО ДШИ «Камертон»

г.о. Тольятти

Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства и образования. Сегодня концертмейстер необходим везде - в классе (по всем специальностям), на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в оперном театре и в хореографии. Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и учащихся. Это и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции, и в образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.

Концертмейстеров хореографии народного танца не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования и законы, которые приходиться постигать на практике. Опыт и необходимая квалификация приходят с годами.

Работа концертмейстера-баяниста в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии, понимания их родственных связей. Работа концертмейстера заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.

В то же время от концертмейстера хореографического коллектива требуется постоянная эмоциональная включенность: он должен «зажечь, раскачать» большую группу детей, это не индивидуальный урок. Ведь он разделяет с педагогом ответственность за выработку у учащихся навыка слышания музыки в неразрывной связи с движением, как контекст, а не звуковой фон, что обеспечивается высокопрофессиональным выразительным исполнением. От уровня эмоциональности в подаче музыки зависит, например, амплитуда прыжков, скорость их выполнения, а также общая результативность, отдача на уроке.

Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончилась, он - помощник хореографа, значит должен до конца вместе с преподавателем проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.

Большинство фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. Ему приходится настраивать и подключать аппаратуру, использовать музыкальный центр, флэш-карты, диски, ресурсы соцсетей, память мобильного телефона для поиска, хранения и воспроизведения музыкального материала; ориентироваться в порядке композиций и в нужное время включать требуемое.

В педагогическую практику уже достаточно давно начали внедряться компьютерные технологии, а необходимость работы в условиях пандемии только ускорили и усовершенствовали этот процесс.

В современном мире интернет-технологии позволяют нивелировать недостаток информации, необходимой в деятельности концертмейстера. Во всемирной паутине в самые короткие сроки можно найти любой необходимый для урока репертуар, который уже отсортирован и полностью готов к использованию. Существуют сайты для концертмейстеров в классе хореографии с архивом нот, с книгами и статьями, которые можно беспрепятственно скачивать. Благодаря интернету можно общаться с коллегами и получать своевременно квалифицированную помощь и рекомендации он-лайн или в формате переписки - распространены профессиональные форумы, на которых можно задать любой вопрос и услышать развернутый ответ более опытного концертмейстера.

Также в социальных сетях и поисковиках можно найти аудио версию любого сочинения, прослушать ее и при необходимости «снять» на слух, если нет нот. Есть возможность перенимать или обмениваться опытом - т.е по сути получать самообразование в удобном для себя режиме - через видео хостинги, крупнейшим из которых является YouTube.

В современных условиях обращение к профессиональным музыкальным программам (CapellaScan, NeuratronPhotoScoreUltimate, Finale, Sibelius) позволяет в добиться большого прогресса, связанного с редактированием нотного материала и записью фонограмм. Кроме того, теперь любой нотный материал - вплоть до оркестровых партитур можно предварительно прослушать в исполнении компьютера, в живом звучании, не тратя времени на разбор и ознакомление с нотным материалом.

Таким образом, концертмейстер в классе хореографии, а особенно по народному танцу, должен обладать поистине универсальными качествами аккомпаниатора: он должен быть хорошим ансамблистом, дирижером, иметь образное музыкальное мышление, понимать роль воплощаемых в нотах звуков в создании целого. Кроме того, стремление концертмейстера к постоянному самообразованию, овладению инновационными технологиями позволит максимально эффективно выстроить образовательный процесс в творческом тандеме с педагогом-хореографом.

Литература:

1. Богданов Г. Урок русского народного танца. - М.,1994

2. Блок Л. Д. Классический танец и современность – М, 1987

3. Варченко Ю. П. Хрестоматия по народно-сценическому танцу - 1999.

4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.

5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.

6. Заикин Н., Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

7. Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.

8. Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975.










в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.