Статья «Особенности работы концертмейстера народного танца современной школы искусств»
Особенности работы концертмейстера народного танца
современной школы искусств
Толчев Алексндр Михайлович,
концертмейстер,
МБУ ДО ДШИ «Камертон»
г.о. Тольятти
Концертмейстерское искусство является неотъемлемой частью музыкального исполнительства и образования. Сегодня концертмейстер необходим везде - в классе (по всем специальностям), на концертной эстраде, в хоровом коллективе, в оперном театре и в хореографии. Работа концертмейстера включает в себя нечто большее, чем только разучивание с солистами их партий и исполнение в ансамбле на сцене. Это и умение контролировать качество исполнения, как своего, так и учащихся. Это и знание исполнительской специфики и причин возникновения трудностей, умение подсказать правильный путь к исправлению тех или иных недостатков. Таким образом, в деятельности концертмейстера объединяются творческие (исполнительские), педагогические и психологические функции, и в образовательном процессе, концертных или конкурсных ситуациях их трудно отделить друг от друга.
Концертмейстеров хореографии народного танца не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования и законы, которые приходиться постигать на практике. Опыт и необходимая квалификация приходят с годами.
Работа концертмейстера-баяниста в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии, понимания их родственных связей. Работа концертмейстера заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
В то же время от концертмейстера хореографического коллектива требуется постоянная эмоциональная включенность: он должен «зажечь, раскачать» большую группу детей, это не индивидуальный урок. Ведь он разделяет с педагогом ответственность за выработку у учащихся навыка слышания музыки в неразрывной связи с движением, как контекст, а не звуковой фон, что обеспечивается высокопрофессиональным выразительным исполнением. От уровня эмоциональности в подаче музыки зависит, например, амплитуда прыжков, скорость их выполнения, а также общая результативность, отдача на уроке.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что работа концертмейстера закончилась, он - помощник хореографа, значит должен до конца вместе с преподавателем проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
Большинство фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. Ему приходится настраивать и подключать аппаратуру, использовать музыкальный центр, флэш-карты, диски, ресурсы соцсетей, память мобильного телефона для поиска, хранения и воспроизведения музыкального материала; ориентироваться в порядке композиций и в нужное время включать требуемое.
В педагогическую практику уже достаточно давно начали внедряться компьютерные технологии, а необходимость работы в условиях пандемии только ускорили и усовершенствовали этот процесс.
В современном мире интернет-технологии позволяют нивелировать недостаток информации, необходимой в деятельности концертмейстера. Во всемирной паутине в самые короткие сроки можно найти любой необходимый для урока репертуар, который уже отсортирован и полностью готов к использованию. Существуют сайты для концертмейстеров в классе хореографии с архивом нот, с книгами и статьями, которые можно беспрепятственно скачивать. Благодаря интернету можно общаться с коллегами и получать своевременно квалифицированную помощь и рекомендации он-лайн или в формате переписки - распространены профессиональные форумы, на которых можно задать любой вопрос и услышать развернутый ответ более опытного концертмейстера.
Также в социальных сетях и поисковиках можно найти аудио версию любого сочинения, прослушать ее и при необходимости «снять» на слух, если нет нот. Есть возможность перенимать или обмениваться опытом - т.е по сути получать самообразование в удобном для себя режиме - через видео хостинги, крупнейшим из которых является YouTube.
В современных условиях обращение к профессиональным музыкальным программам (CapellaScan, NeuratronPhotoScoreUltimate, Finale, Sibelius) позволяет в добиться большого прогресса, связанного с редактированием нотного материала и записью фонограмм. Кроме того, теперь любой нотный материал - вплоть до оркестровых партитур можно предварительно прослушать в исполнении компьютера, в живом звучании, не тратя времени на разбор и ознакомление с нотным материалом.
Таким образом, концертмейстер в классе хореографии, а особенно по народному танцу, должен обладать поистине универсальными качествами аккомпаниатора: он должен быть хорошим ансамблистом, дирижером, иметь образное музыкальное мышление, понимать роль воплощаемых в нотах звуков в создании целого. Кроме того, стремление концертмейстера к постоянному самообразованию, овладению инновационными технологиями позволит максимально эффективно выстроить образовательный процесс в творческом тандеме с педагогом-хореографом.
Литература:
1. Богданов Г. Урок русского народного танца. - М.,1994
2. Блок Л. Д. Классический танец и современность – М, 1987
3. Варченко Ю. П. Хрестоматия по народно-сценическому танцу - 1999.
4. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка. - М., 2002.
5. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. - М., 2004.
6. Заикин Н., Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.
7. Климов А. Основы русского танца. – М., 1994.
8. Ткаченко Т. Народные танцы. - М., 1975.