Исследовательская работа «Примение икт на уроках хореографии»
Республиканская научно-практическая
конференция «Совершенствование педагогических технологий
путём внедрения современных инноваций в художественной
направленности дополнительного образования детей»
М.С.Карпухина
МБУДО «ЦВР г.Буинска РТ»
ПДО
Исследовательская работа ПРИМЕНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ.
2016-2017г.г
Аннотация.
Статья полезна педагогам-хореографам, так как рассказывает о том, как использовать ИКТ на занятиях по хореографии, в качестве стимулятора творческой деятельности. Современные технические средства - это не только новый подход к процессу обучения, но и новые формы преподавания, в процессе которого важнейшей составляющей педагогического процесса становится накопление индивидуального и коллективного опыта системы знаний педагога с обучающимися.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1) уточнены и выявлены результаты влияния ИКТ на творческое развитие танцора.
2) раскрыто содержание и определена структура педагогической профилактики в условиях информатизации;
4) на основе культурологического , аксиологического и личностно ориентированного подходов разработана структурно-функциональная модель педагогической деятельности, включающая взаимосвязанные блоки: целеполагания, методологический, содержательно-технологический, организационный, результативный;
5) научно-методическое обеспечение данного процесса, включающее методику реализации комплекса педагогических условий, дидактический и крите-риально-оценочночный инструментарий.
Гипотеза исследования - рассматривая педагогическую профилактику аддиктивного поведения школьников в сфере хореографичесского исскуства , как деятельность по предупреждению негативных тенденций развития личности и обеспечению информационной образованности школьников.
Методы исследования:
а) теоретические - анализ и синтез, сравнение, обобщение и интерпретация данных;
б) эмпирические - наблюдение, анкетирование, опрос.;
Практическая часть
В рамках исследования был проведен опрос учащихся разных поколений. Единицей наблюдения стали учащиеся от 10 до 21 года включительно,
Опрос проводился с сентября 2015 по сентябрь 2016 года.
Объем выборочной совокупности - 35 человек.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что разработаны:
- методика реализации педагогических условий, расширяющая индивидуальную базу творческого саморазвития школьников;
- критериально-оценочный инструментарий , позволяющий определить степень сформированности танцевальных способностей у школьников, включающий критерии, показатели, диагностические и контрольно-измерительные материалы.
Результаты анкетирования:
Изменились жизненные ценности молодежи:
здоровье - 85%,
снизилась агрессивность - 75%,
активная, деятельная жизнь - 48%,
интересный досуг - 48%.
Успешность-50%
Показатели уровня развития детей :
- выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;
- умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;
- освоение большого объема разных композиций;
- способность к импровизации с использованием разнообразных движений;
- точность и правильность исполнения движений в танце
Динамика досуга воспитанников, %
Телевидение- 6%, общение ( в том числе через Интернет)- 65%; просто отдых- 40%; дискотеки, клубы- 3%; спорт- 29%; чтение научно популярных статей- 27%; чтение периодики- 18%; хобби, увлечение-17%.
Проведённые эксперименты с применением разных методик:
· Организация онлайн-уроков.
· Проведение онлайн-консультаций онлайн-уроков (через skype, видеосвязь Вконтакте и пр.).
· Индивидуальные и групповые занятия.
· Проводены занятия , находясь в любом месте, где возможно подключение к интернету.
Задача обучающихся — самостоятельно организовать и подготовить место для обучения. Наиболее подготовленные обучающиеся могут выступать в роли ассистентов для педагога.
· Видеосервисы( в большей мере отражает ситуацию с развитием наиболее молодых танцевальных направлений и возникающих новых стилей хореографии, связанных с эстрадными выступлениями и экспериментами в области синтеза различных хореографических школ.
Внедрение этих инноваций в программу позволяет:
• Повысить качество обучения.
• Расширить рамки образовательных результатов.
• Исполнение хореографических номеров сделать более качественными.
Улучшить процесс самостоятельное творческой деятельности ребенка.
Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.
Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих.
Методы влияния на рациональную сферу личности учащегося: совместный просмотр фильма про танцы, танцевального концерта, записи тренировки группы
Поисковые (проекты и исследования учащихся в области танцевального спорта (например: «Хип-хоп культура: вчера, сегодня, завтра», «Эстетика танца – что это такое?», «Танец в моей жизни» и т.д
Выводы:
1. Используя ИКТ как инструмент проектной деятельности, как средство для изучения других предметов, как технологию для реализации междисциплинарных проектов, можно добиться больших творческих результатов в обучении.
2. Сформировать системные знания и обобщенные умения по танцевальным направлениям..
3. Обучающиеся могут выражать свои идеи и концепции через методы и средства ИКТ.
4. Дети обучаются методам работы с информацией, методам освоения разных художественных технологий, методам интерпретации культурного опыта.
5. Использование ИКТ имеет реальную возможность влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной двигательной деятельности.
Выявлены условия, при которых возможно улучшение процесса обучения :
1. Наличие мотивации относительно какой-то темы или содержания. При этом следует исходить из интереса обучаемого.
2. Наличие мотивации относительно технологии, то есть интерес концентрируется на технологии как таковой, в силу ее привлекательности.
Ниже перечислим отрицательные моменты использования новых технологий:
1. Ложная информация. Возможность доступа к большому объему информации не есть синоним информированности. Именно поэтому задача образования на современном этапе - это научить обучаемого дифференцировать получаемую информацию.
2. Информационная перегруженность. Возможность доступа к большому объему информации в короткий промежуток времени может привести к ситуации информационной перегруженности, обучаемый не всегда в состоянии проанализировать и усвоить полученную информацию.
Данный этап еще раз подчеркивает роль задачи современного образования, а именно, научить обучаемого дифференцировать и анализировать получаемую информацию. Применение новых технологических средств в образовании должно гарантировать понимание основных понятий и защищать от излишка информации.
3. Зависимость от технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе может привести к переоценке знания о том, «как», и недооценке знаний о том, «что» и «почему». Технологические ресурсы должны находиться на службе образовательного процесса, а не наоборот. Главным всегда должно быть создание значений, самостоятельность обучения и умение учиться.
4. Пассивность обучения. Злоупотребление аудиовизуальными средствами может вести к потере творчества и воображения у личности обучаемого.
В настоящее время можно найти как сторонников, так и противников внедрения новых технологий в образовательный процесс, хотя все учебные центры в той или иной мере пользуются ими.проектной деятельности, как средство для изучения других предметов, как технологию для реализации междисциплинарных проектов, можно добиться больших творческих результатов в обучении.
2. Сформировать системные знания и обобщенные умения по танцевальным направлениям..
3. Обучающиеся могут выражать свои идеи и концепции через методы и средства ИКТ.
4. Дети обучаются методам работы с информацией, методам освоения разных художественных технологий, методам интерпретации культурного опыта.
5. Использование ИКТ имеет реальную возможность влияния на эффективность не только образовательного процесса, но и содействия активной двигательной деятельности.
Выявлены условия, при которых возможно улучшение процесса обучения :
1. Наличие мотивации относительно какой-то темы или содержания. При этом следует исходить из интереса обучаемого.
2. Наличие мотивации относительно технологии, то есть интерес концентрируется на технологии как таковой, в силу ее привлекательности.
Ниже перечислим отрицательные моменты использования новых технологий:
1. Ложная информация. Возможность доступа к большому объему информации не есть синоним информированности. Именно поэтому задача образования на современном этапе - это научить обучаемого дифференцировать получаемую информацию.
2. Информационная перегруженность. Возможность доступа к большому объему информации в короткий промежуток времени может привести к ситуации информационной перегруженности, обучаемый не всегда в состоянии проанализировать и усвоить полученную информацию.
Данный этап еще раз подчеркивает роль задачи современного образования, а именно, научить обучаемого дифференцировать и анализировать получаемую информацию. Применение новых технологических средств в образовании должно гарантировать понимание основных понятий и защищать от излишка информации.
3. Зависимость от технологий. Использование информационных технологий в образовательном процессе может привести к переоценке знания о том, «как», и недооценке знаний о том, «что» и «почему». Технологические ресурсы должны находиться на службе образовательного процесса, а не наоборот. Главным всегда должно быть создание значений, самостоятельность обучения и умение учиться.
4. Пассивность обучения. Злоупотребление аудиовизуальными средствами может вести к потере творчества и воображения у личности обучаемого.
В настоящее время можно найти как сторонников, так и противников внедрения новых технологий в образовательный процесс, хотя все учебные центры в той или иной мере пользуются ими.
Результаты проведённых экспериментов с применение разных методик:
Мультисенсорное обучающее окружение, способствует развитию образного мышления, может продуктивно воздействовать на восприятие и память танцоров
Привлечение всех органов чувств, сочетание графических, анимационных, текстовых и музыкально-речевых элементов способствует росту степени усвоения материала и более глубокому его пониманию.
Проведение биомеханического анализа двигательных действий с помощью графических моделей представленных на экране компьютера, по нашему мнению, облегчает процесс объяснения техники изучаемого двигательного действия, позволят избежать физического перенапряжения при последующем его выполнении, оптимизировать физические нагрузки обучаемых.
В своей работе данные технологии мною используются для обеспечения материально-технического оснащения.
Деятельность танцевального коллектива предполагает постановку танцев и проведение концертных выступлений воспитанников. Для качественного звучания танцевальных фонограмм, соответствующих современным техническим требованиям используются компьютерные технологии.
Применение компьютера позволяет:
- накапливать и хранить музыкальные файлы;
- менять темп, звуковысотность музыкального произведения;
- производить монтаж, компоновку музыкального произведения;
- хранить фото- и видеоматериалы коллектива;
-средство подготовки выступлений
- поддерживать контакты с коллегами и осуществлять деловое общение.
Компьютер даёт возможность воспитанникам:
- активно использовать доступ в глобальную сеть Интернет;
- эффективно осуществлять поиск и переработку информации;
- пользоваться почтовыми услугами Интернета;