Методическая разработка на тему «Специфика работы концертмейстера в классе вокала»

1
0
Материал опубликован 13 October 2022

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №1 им. Т.П. Николаевой»



Методическая разработка на тему:

«Специфика работы концертмейстера в классе вокала»




Выполнила:

Сафронова М.В.









Брянск

2022 г.

Оглавление


1

1

Введение 2

Способности, умения, навыки необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера. 4

Основные требования, предъявляемые к профессиональной деятельности концертмейстера. Специфика его деятельности в классе вокала. 6

Работа концертмейстера над фортепианной партией. 10

Цель и задачи концертмейстера при работе с певцами. 12

Основные аспекты деятельности концертмейстера в учреждениях дополнительного образования. Концертмейстер – педагог. Задачи педагогической работы концертмейстера. 13

Работа концертмейстера с учеником. 14

Основные виды творческого взаимодействия концертмейстера. Публичное выступление. 16

Методические рекомендации концертмейстера при работе с певцами. 17

Заключение. 20

Список используемой литературы. 21

22











Введение



Работа концертмейстера в ДШИ занимает особое место. Перед педагогом и концертмейстером стоит наиважнейшая задача приобщить ребенка к миру прекрасного, помочь раскрыться его индивидуальным способностям, развить его общую музыкальность, вовлекая в творческий процесс познания музыкального искусства.

Концертмейстерство — это самая распространенная профессия среди пианистов.

По мнению известного концертмейстера, профессора Московской консерватории К.Л.Виноградова, «нет, пожалуй, ни одной музыкантской профессии более всепроникающей в различные сферы музыкальной жизни, чем концертмейстер-пианист».

Работа филармоний, оперных театров, музыкальных учебных заведений различного уровня не обходится без участия концертмейстера.

Слово «Концертмейстер» возникло от слияния двух слов: концерт и мастер, оно имеет два значения. Концертмейстерство, как отдельный вид исполнительства появился во второй половине 19 в., когда большое количество романтической камерной, инструментальной и песенно-романсовой лирики потребовало особого умения аккомпанировать солисту. Этому также способствовало расширение количества концертных залов, оперных театров, музыкальных учебных заведений.

С каждым годом возрастают требования к профессиональному мастерству концертмейстера, включающие высокий уровень владения исполнительскими и педагогическими навыками и приемами.

Целью предполагаемой методической разработки является изучение и обобщение имеющихся исследований, методических рекомендаций, направленных на совершенствование профессиональной деятельности концертмейстера.

В данной работе показаны профессиональные творческие и педагогические аспекты деятельности концертмейстера, поэтому и начинающие концертмейстеры найдут много полезной информации и практических рекомендаций для применения их в своей профессиональной деятельности

Задачи методической работы:

Описать музыкальные способности, умения, навыки, а так же психологические качества, необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера; познакомить с многообразием требований, предъявляемых концертмейстеру; выявить специфику деятельности концертмейстера с вокалистами в условиях ДШИ; систематизировать формы, методы и приемы работы; а также подчеркнуть вклад концертмейстера в конечный художественный результат.


















Способности, умения, навыки необходимые для профессиональной деятельности концертмейстера.

Какими же качествами должен обладать пианист, чтобы быть хорошим концертмейстером? Хороший концертмейстер должен обладать общей музыкальной одаренностью, музыкальной культурой, артистизмом, хорошим музыкальным слухом, воображением, умением охватить образную сущность и форму произведения в целом, способностью вдохновенно, максимально точно воплотить замысел автора в концертном исполнении.

Внимание концертмейстера — это внимание совершенно особого рода. Оно многоплоскостное. В каждый момент важно, что делают пальцы, как используется педаль, слуховое внимание занято звуковым балансом (звучания солирующей и аккомпанирующей партии), которое представляет основу основ ансамблевого музицирования, звуковедением у солиста, ансамблевое внимание следит за воплощением единства художественного замысла. Такое напряжение требует огромной затраты физических и душевных сил.

Профессиональная деятельность концертмейстера предлагает наличие у него целого комплекса положительных психологических качеств личности, таких как большой объем внимания, высокая работаспособность, мобильность, быстрота и активность реакции, находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость.

В моменты «срывов» ребенка на сцене профессионализм концертмейстера незаменим-он должен мысленно вернуть солиста в произведение или самому доиграть его до конца, сохранив звучание ансамбля. Именно выдержка концертмейстера в данный момент позволит учащемуся не приобрести комплекс боязни на сцене.

Успешное выступление солиста в полной мере зависит от профессиональных способностей концертмейстера.

Установить творческий и рабочий контакт с вокалистом нелегко, но нужен еще и чисто человеческий контакт, духовный. Поэтому в работе концертмейстера с вокалистом необходимо полное доверие. Вокалист должен быть уверен, что концертмейстер правильно его «ведет», любит и ценит его голос, тембр, бережно к нему относиться, знает его возможности, тесситурные слабости и достоинства. Все певцы ждут от своих концертмейстеров не только музыкального мастерства, но и человеческой чуткости.

В 80г. прошлого века в России вышла небольшим тиражом книга знаменитого концертмейстера Дж.Мура. Значительная часть в ней составляют его рекомендации по исполнению музыки различных жанров и стилей. Мур с большой любовью рассказывает о совместной работе с выдающимися певцами своего времени: В.Де Лос-Анхелесом, Э,Шварцкопф, Д.Фишером-Дискау. Самый главный призыв Мура, обращенный к музыкантам концертмейстерам: ЛЮБИТЬ певца!


Основные требования, предъявляемые к профессиональной деятельности концертмейстера. Специфика его деятельности в классе вокала.


Концертмейстер — это первый помощник и правая рука преподавателя в классе вокала, его музыкальный единомышленник. Чем больше работает концертмейстер в классе одного педагога, тем прочнее устанавливается между ними взаимопонимание, даже «рабочая терминология» у них становиться общая.

Концертмейстер вместе с педагогом участвует в выборе программы. Подбор музыкального материала проходит с учетом индивидуальных способностей каждого ученика, его личностной характеристики, интересов, музыкальных данных, диапазона его голоса, артистичности, а также, смотря какую задачу ставит педагог перед учеником. В этот период концертмейстер исполняет большое количество музыкальных произведений различной степени сложности, не всегда имея возможность на предварительное ознакомление. Следовательно профессиональная деятельность концертмейстера требует от него: умения быстрого чтения и освоения музыкального текста любой сложности, комплексного охвата многострочной партитуры и контроля партии солиста-вокалиста, умение сразу передать характер и настроение произведения. Виртуозное владение инструментом и выразительная игра концертмейстера помогает ребенку воспринимать форму, метроритм, лад и другие средства художественной выразительности на эмоциональном уровне. Важно постоянно развивать навык игры с листа. «Лучший способ научиться быстро читать — это как можно больше читать» (И.Гофман). Пианист, легко читающий с листа, имеет цель-художественно исполненное произведение. Овладение навыками игры с листа связано с развитием внутреннего слуха, музыкального мышления, способностей анализировать. Такие авторы как Н.Крючков и А.Люблинский освещают методические аспекты чтения с листа и транспонирования.

Востребованы также оказываются и творческие способности концертмейстера. Имения навыков импровизации и транспонирования музыкального материала. Очень приветствуется развитый гармонический слух, что дает возможность «по слуху» подобрать гармонии к заданной мелодии.

Очень важно для концертмейстера владение ансамлевой техникой.

Ансамбль — это слаженная игра солиста и аккомпаниатора. Это единство динамических оттенков, штрихов, звуковой баланс. Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма. Ученик должен воспринимать концертмейстера как единомышленника. Для певца концертмейстер должен быть полноценным партнером, разделяющим радость, печаль, страсть, восторг, умиротворение, ярость в музыкальном произведении. Деятельность концертмейстера предполагает такое качество, как чуткость к партнеру.

Также концертмейстеру необходимо владеть чувством формы и ритма, способностью охватывать произведение в целом. Важен навык «организовать партитуру», обеспечить «живую» пульсацию музыкальной ткани, «выстроить вертикаль», выявить индивидуальную красоту ведущего голоса. Концертмейстер во время работы с учеником создает опору и поддержку. Он является организатором музыкального процесса и времени, что делает его профессию схожей с профессией дирижера. Верно расставленные звуковые и смысловые акценты, выдержанные ауфтакты - такими дирижерскими навыками следует обладать для успешной ансамблевой игры.

Специфика работы концертмейстера состоит и в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального действия, или участником «второго плана». Концертмейстеру приходиться приспосабливать свое видение музыки к исполнительской манере солиста. При этом труднее сохранить свой индивидуальный облик.

Концертмейстер постоянно преодолевая молоточковую, ударную природу звука, должен добиваться предельной вокальности звука. В процессе работы учитывать, что от фортепианной звучности зависит и звучание сольной партии. Например, грубый стучащий аккомпанемент, вызывает форсирование звука вокалиста, мягкое пение фортепиано приучает солиста к правильному звуковедению, оберегает его от «крика». Вокалисты, особенно начинающие, порой думают, что чем громче они поют, тем красивее звучит их голос. Концертмейстер должен напоминать ученику, какой выразительности он может добиться, разнообразя силу и окраску звука, насколько он при этом сбережет свой голос. Следует объяснить ученику, как постепенно готовить кульминацию, предостеречь от такой ошибки, как пение последнего звука фразы или слова-громче, не смягчая его.

Одной из самых ответственных можно считать работу с вокалистами, т.к. человеческий голос, как ни один другой инструмент богат и труден в исполнении. Певец предпочтет концертмейстера, который понимает механику голосового аппарата и органов дыхания. Такой музыкант будет более бережно относиться к хрупкому инструменту певца, почувствует, когда ему необходима помощь (незначительное ускорение или замедление темпа), найдет соразмеренность динамики фортепиано по отношению к силе звука певца, даст певцу достаточно времени для отдыха, запретит работу в больном состоянии.

Остановимся на некоторых проблемах, в решении которых может помочь концертмейстер:

-У певца не безграничные легкие-дышать нужно вместе с ним.

-Иногда перед выходами на высокие ноты, после них, певец делает люфт-паузу для сброса напряжения-не гнать его вперед в таких местах.

-Певец должен вас слышать, но вы не должны его заглушить.

-Ведение вперед-основа любой музыки.

В своей самостоятельной работе концертмейстер класса вокала должен подробно ознакомиться со спецификой певческого искусства, строением и возможностями певческого аппарата, особенностями певческого дыхания, правильной артикуляции, ориентироваться в диапазонах голосов. Необходимо освоить богатый вокальный репертуар, научиться анализировать особенности фразировки и характерные черты интонационного развития вокальной партии; выявлять смысловые и кульминационные акценты поэтического текста и мелодии; соблюдать цезуры «вокальные паузы» для взятия вокального дыхания.

В классе вокала нужно в совершенстве владеть навыком дублирования вокальной мелодии фортепианной партией(это требует значительной перестройки всей фактуры и часто требуется на начальном этапе разучивания песен и вокализах).Уметь грамотно сокращать фактуру аккомпанемента, при этом не искажая гармонию и ритмический рисунок, а также сохраняя авторский замысел композитора.

Концертмейстеру следует обращать внимание на осторожное использование педали в работе в классе вокала. В вокальной практике часто применяют левую педаль, но ее применение зависит от исполнительских возможностей вокалистов, особенностей инструмента, акустики помещения.

У концертмейстера, как правило, большой музыкальный репертуар, разнообразный по содержанию и стилям. Поэтому очень важно обладать пониманием стилевых и жанровых особенностей произведения, присущих определенному композитору или определенному этапу в музыкальном искусстве. Необходимо знать историю музыкальной культуры, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль и образный строй произведений. На концертмейстера возлагается ответственная задача-ознакомить учащихся с различными музыкальными стилями, воспитать его музыкальный вкус. Это выполняется через высокохудожественное исполнение аккомпанемента.

Неотъемлемой частью является обладание многосторонними знаниями и навыками по предметам гармонии, сольфеджио, полифонии, истории музыки и анализа музыкальных произведений, вокальной и хоровой литературы, возрастной психологии и педагогики, владеть различными методиками обучения детей, а также выработать свою педагогическую технологию, соответствующую требованиям современно гуманно-личностного обучения.


Работа концертмейстера над фортепианной партией.


Пианистка, кандидат педагогических наук Е.И.Кубанцева выделяет несколько этапов работы концертмейстера над аккомпанементом:

- Предварительно-зрительное прочтение нотного текста.

- Музыкально-слуховое представление.

- Первоначальный анализ произведения, что позволит поставить перед собой определенные задачи. Проигрывание целиком-с совмещением вокальной и фортепианной партий.

- Ознакомление с данными о творческом пути композитора, его стиле, о жанрах, в которых он работал.

- Выявление стилистических особенностей сочинения.

-Отработка на фортепиано эпизодов с различными элементами трудностей.

- Выучивание своей партии и партии солиста.

- Анализ вокальных трудностей.

-Постижение художественного образа сочинения. Составление исполнительского плана.

- Правильное определение темпа. Нахождение выразительных средств, создание представлений о динамических нюансах.

- Проработка и отшлифовка деталей.

- Репетиционный процесс в ансамбле с солистом.

- Воплощение музыкально-исполнительского замысла в концертном исполнении.

- На заключительном этапе работы большое значение имеет отбор выразительных средств и окраски звучания.

Исполнительский процесс в концертмейстерском искусстве состоит из 2х основных частей: становление исполнительского замысла и его воплощение.

Процесс становления исполнительского замысла начинается с ознакомления с нотным текстом и точным его воспроизведением на фортепиано. После знакомства с авторским текстом происходит осознание образного строя музыкального сочинения, его художественной идеи. Главной задачей на этом этапе является создание художественного образа произведения.

Вторая часть исполнительского процесса-воплощение творческого замысла. Перед концертмейстером возникают задачи с донесением композиторской идеи до слушателей и умение подчинить аудиторию своему воздействию. Именно теперь концертмейстеру необходимы эмоциональный подъем, творческая воля и артистизм.

Концертмейстер должен постоянно совершенствовать свой исполнительский уровень, т.к. ему принадлежит очень важная роль в образовательном процессе - а именно, будить творческую фантазию ученика, создавая своим исполнением качественную среду для создания художественного образа в ансамбле, которая будет способствовать успеху исполнительской деятельности солиста. Игра концертмейстера должна быть настолько профессиональна, что, слыша ее ученик будет стремиться к развитию и совершенствованию своего творчества. Недостаточно тщательно выучить произведение, надо и внутренне «пережить» его, глубоко сродниться с ним и почувствовать его красоту. Игра безжизненная, не согретая теплотой настоящего чувства не увлекает слушателя.

Важной задачей концертмейстерской деятельности является плодотворная работа с вокалистом, в процессе которой происходит формирование и развитие способностей учащегося, его художественно-эстетических взглядов и эмоциональных качеств.

Цель и задачи концертмейстера при работе с певцами.


Цель – создание совместно с солистом цельного, яркого, эмоционально окрашенного, убедительного образа музыкального произведения.

Задачи.

Развивающие:

Творческая деятельность концертмейстера особенно ярко проявляется в исполнительстве. Поэтому важно, чтобы концертмейстер постоянно совершенствовал свое исполнительское мастерство: больше импровизировал, читал с листа, вырабатывал навыки подбора по слуху и транспонирование вокальных партий.

Важным условием профессионализма является также наличие у концертмейстера исполнительской культуры, которая предполагает отражение его эстетического вкуса, широту кругозора, сознательное отношение к музыкальному искусству, готовность к музыкально-просветительской работе.

Концертмейстер активно включен в разностороннюю деятельность учебного заведения (или образовательного учреждения).

В учебной деятельности создает необходимые для учебного процесса условия. Во внеклассной деятельности помогает в организации содержательного досуга, где совместно с детьми принимает участие в различных общешкольных и внешкольных мероприятиях.

Воспитательные:

В воспитательном процессе концертмейстер создает среду для личностного и творческого развития детей, их профессионального самоопределения. И воспитания волевых качеств самого концертмейстера, его усидчивости, твердости характера, такта, самодисциплины.

«Нужно выработать особую чуткость, уважение, такт по отношению к намерениям партнера, но при этом быть «музыкальным лоцманом» - уметь провести «исполнительский корабль» сквозь возможные рифы и донести до слушателя единую концепцию произведения». – Е.Шендерович.

Образовательные:

Методическая работа концертмейстера заключается в том, что помимо пополнения багажа знаний на курсах повышения квалификаций, мастер-классах, семинарах, концертмейстер сам принимает участие в проведении открытых уроков, конкурсов, концертов, в изучении методической литературы для концертместеров, в написании и реализации учебных программ, методических разработок, проектов.



Основные аспекты деятельности концертмейстера в учреждениях дополнительного образования. Концертмейстер – педагог. Задачи педагогической работы концертмейстера.


Концертмейстер является ярким примером гармонического сочетания в рамках одной профессии элементов мастера, чуткого внимательного педагога, реагирующего на изменяющееся поведение детей, исполнителя, импровизатора, тонкого психолога, умеющего снять психологические зажимы и устранить моральный дискомфорт, а также помощника с мощной эмоциональной поддержкой и ведением за собой.

В настоящее время психологическая компетентность концертмейстера важна так же, как и его исполнительские и педагогические способности.

Основными задачами педагогической работы преподавателя и концертмейстера с обучающимися в классе вокала ДШИ являются следующие:

-Создание условий, обеспечивающих музыкальное развитие детей, реализация их потенциальных вокальных возможностей;

-Эстетическое воспитание и формирование высоких духовных качеств обучающегося средствами вокального искусства, воспитание эмоционально-чувственной сферы обучающегося;

-Развитие личности, способной к творческому самовыражению через навыки, умения, приобретенные в процессе обучения вокалу;

-Приобщение обучающихся к основам музыкальной культуры, наследию русской и мировой классики;

-Обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные музыкальные заведения.




Работа концертмейстера с учеником.


Для плодотворной творческой работы очень большое значение имеет благоприятная атмосфера урока, установление теплых доверительных отношений с учащимися, доступная форма объяснений, приносящая положительный результат.

Продуктивность занятия зависит от умения концертмейстера настроить ребенка на «ситуацию успеха», вселить в него уверенность в своих силах. От мастерства, уверенности и вдохновения самого концертмейстера часто зависит психологическое состояние солиста во время концертного выступления, экзамена.

Выступление на сцене должно стать выигрышным и для одаренного, и для более слабого воспитанника.

Концертмейстеру надлежит играть так, чтобы буквально «заразить» солиста своей игрой.

Концертмейстеру необходимо знать, что нельзя заканчивать вступление замедлением, а наоборот, надо предвидеть плавный переход своего движения вокалисту, максимально помочь ему начать правильную фразировку. Как будет исполнено вступление и проигрыши-так прозвучит и солирующая партия вокалиста. Вступление сразу же задает тот характер произведения, который необходим для исполнения.

Ученикам, особенно в младшем школьном возрасте, свойственна застенчивость и неуверенность, и именно концертмейстер помогает преодолеть эти черты личности, которые препятствуют самовыражению.

Концертмейстеру необходимо обладать хорошо развитым чувством юмора, тем самым помогая аннулировать напряжение перед концертом и добиться внутреннего душевного равновесия и комфортного выхода на сцену. Особо выразительная игра аккомпанемента концертмейстером может снять неконтролируемое волнение, нервное напряжение перед выступлением. Творческое вдохновение передается ребенку и помогает ему приобрести уверенность, психологическую, а затем и мышечную голосовую свободу. Повышенный тонус исполнения концертмейстером создает необходимое эмоциональное состояние, способное увлечь солиста и помочь ему проникнуть в содержание произведения, подвести к предчувствованию оттенков, штрихов, кульминации, а значит сконцентрировать внимание учащихся на художественной стороне исполнения и избавить от излишнего волнения.


Основные виды творческого взаимодействия концертмейстера. Публичное выступление.


Основная задача концертмейстера – совместно с преподавателем помочь учащемуся в подготовке концертного выступления. Учитывая возраст ребенка, степень его одаренности, необходимо ставить заведомо выполнимые задачи, развивая учащегося планомерно, программируя его на успех. Правильно подобранный материал программы создает предпосылки для успешного исполнения.

Выходя на сцену, концертмейстер должен приготовить к игре раньше своего младшего партнера. Певец должен быть обязательно в поле зрения концертмейстера, с ним нужен зрительный контакт. В этом случае концертмейстер еще лучше понимает и чувствует певца, а певец лучше ощущает моральную поддержку. В классе необходимо научить ученика показывать конец и начало игры.

Сцена – это всегда стресс. Педагоги имеют прямое отношение к тому, будет ли ученик испытывать страх, или это будет творческое волнение. Они должны исключить перевозбуждение или полное безразличие. Одной из совместных педагогических задач педагога и концертмейстера является достижение учеником психоэмоционального баланса, его позитивного настроя на успешное выступление.

В целях выработки стрессоустойчивости можно прибегать к различным приемам: играть перед воображаемой комиссией, родителями, игрушками. Во время исполнения учащийся должен быть готов к любым неожиданностям из зала (покашливание, шепот, звук телефона). Главная задача – не остановиться, допеть до конца. Такие «прогоны» программы позволяют нарабатывать сценический опыт. Важен положительный отзыв публики, даже непрофессиональный. Так же полезно снимать исполнение на камеру и затем анализировать свое исполнение. Можно, представляя исполнение на сцене, поиграть с включенным на тихую мощность телевизором. Это вырабатывает сосредоточенность и концентрацию внимания.

Волнение вокалиста перед публичным исполнением часто мешает творческому раскрытию, поэтому очень важно постоянно (из урока в урок) воспитывать у учащихся чувство огромной радости и удовольствия от общения с публикой.

Удачными и профессиональными выступлениями чаще всего бывают те, в которых существует нерушимый «союз» педагог + концертмейстер + ученик.

Концертмейстер не должен нарушать авторитет преподавателя в глазах ученика, он в классе – главный, все разногласия в трактовке произведения и т.д. должны решаться в отсутствие ученика.

Для настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности, взаимопонимания. Совместная концертная деятельность коллег, участие в профессиональных педагогических конкурсах обоюдно обогащает музыкантов, повышает исполнительский уровень и создает творческую атмосферу.

Руководствуясь принципами индивидуального подхода к каждому ученику занятия строятся по-разному, в зависимости от способностей певца, строения певческого аппарата. Если вокалист, творчески активен, то можно пройти за одно занятие несколько произведений. Иногда весь урок можно посвятить одному произведению, что приносит подчас больше пользы, чем работа над всей заданной программой. Количество зависит от уровня их сложности, а также от терпения и внимания учащегося, состояния его певческого аппарата, к которому надо относиться очень бережно.

Методические рекомендации концертмейстера при работе с певцами.


При работе с певцами наблюдаются определенные трудности, которые можно преодолеть такими способами:

При выборе репертуара песни подбираются яркие, образные «песни-картинки» понятные по содержанию, доступные в восприятии. Образ музыкального произведения должен быть интересен, что способствует развитию образного мышления учащихся. Для более наглядного представления образа песни, детям рекомендуется нарисовать к ней иллюстрацию, отражая в ней свои впечатления.

Часто концертмейстеру приходиться брать на себя роль педагога, помогая учащимся проучивать текст, понимать штрихи, следить за точностью интонирования мелодии, воспроизведения им правильного ритмического рисунка, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, целесообразной расстановкой дыхания. Для этого концертмейстер должен быть знаком с основами вокала – особенностями певческого дыхания, правильной артикуляцией, диапазонами голосов.

С начала работы с учеником, концертмейстер может продемонстрировать произведение целиком, чтобы ученик с первого же урока понял замысел композитора, основной характер, развитие, кульминацию. Важно увлечь певца музыкой и поэтическим текстом, побудить солиста раскрыться.

Чтобы запомнить мелодию – концертмейстер может сыграть ее на фортепиано и попросить ученика воспроизвести ее голосом на определенный слог. Разучивать вокальную партию желательно последовательно – по фразам, предложениям и периодам.

Работая с вокалистом, концертмейстер должен вникнуть не только в музыкальный, но и поэтический текст, ведь образное содержание вокального сочинения раскрывается не только через музыку, но и через слово. Внимательное чтение даст возможность глубоко почувствовать содержание произведения, его основное настроение. Потом, в процессе работы, совместно с педагогом проводится анализ характера произведения, выявляя значительные фразы или слова, развитие динамики, оговариваются кульминации, цезуры.

Педагог и концертмейстер должны помочь ученику проникнуть в образное содержание произведения, использовать выразительные возможности слова, не только хорошо произнесенного, но и «окрашенного» настроением всего произведения.

Звуковедение и у солиста, и у концертмейстера должно быть плавное. Фразировка – гибкая, «вокальная». Вокалисту на повторяющихся нотах следует мысленно представить перспективу мелодии, а не «засиживаться» на одном звуке, а концертмейстеру всячески помогать развитию мелодии.

Особую сложность представляет пение legato, поэтому в процессе разбора мелодии концертмейстер должен достичь мягкого, плавного звуковедения, избегать форсированного звучания, как бы исполнять пение «на одном смычке».

Концертмейстер должен чувствовать юного певца, «дышать» вместе с ним, соблюдая все цезуры, «дышать руками» вместе с ребенком, не слишком увлекаясь фактурой аккомпанемента в своей собственной игре.

Очень важной частью работы над вокальным сочинением является работа над дыханием. Педагог проставляет дыхание во всех местах, в зависимости от текста и фразировки. Концертмейстер обязан учитывать все галочки, где стоит дыхание и всегда давать дышать певцу. Это уже особенность работы в ансамбле. Чтобы ученику было удобно и легко дышать, пианист должен знать вокальную партию и пропевать ее словами вместе с солистом про себя.

Одной из серьезных проблем является ритмическая сторона исполнения. Концертмейстру необходимо на уроках отучать ученика от небрежного отношения к ритму, обращая его внимание на художественное значение того или иного момента. Ритмическая четкость и ясность определяет смысл и характер музыки. Объяснить цель пауз, точек, фермат, их музыкальное назначение, в связи с текстом. Важно, чтобы они стали для певца необходимой принадлежностью исполняемой музыки, обязательными средствами ее музыкальной выразительности. Если ученик не сразу воспринимает сложный ритмический рисунок, он должен считать, а не только запоминать музыку на слух. Полезно дирижировать, чтобы почувствовать сильную долю такта, внутренние точки опоры, ритмическую организованность мелодии.

Также необходимо помочь певцу разобраться во всех интонационных изгибах. Находить разные способы устранения фальшивых нот, показывая гармоническую основу в аккомпанементе, связь с предыдущими тонами.

Особую сложность для вокального исполнения представляют мелодические скачки. Концертмейстер должен помогать вокалисту в их исполнении. Сначала полностью «подыгрывать» мелодию (по трем строчкам), затем частично играть ее, «завуалировав» в гармонии, выделяя лишь опорные точки.

Подробно на способах разучивания концертмейстера с певцом интонационно и ритмически трудных мест мелодии останавливается известный педагог и концертмейстер Е.Шендерович.

Не менее важным аспектом в работе является предостережение начинающего певца от бессмысленных жестов во время пения, ведь лишние движения у ученика легко превращаются в привычку и выдают его физическую (вокальную) скованность и напряженность.

Работая в тесном контакте с педагогом, концертмейстер может помочь ученику в овладении навыками игры в ансамбле, умении слушать других исполнителей. Обращая внимание на партию аккомпанемента, выработать постоянный слуховой контроль. Также особенно важно развить у ребенка музыкальную интуицию, исполнительское чутье и навыки логического музыкального мышления.




Заключение.


Необходимо помнить, что концертмейстерство – это искусство!

Более того, оно доступно далеко не всем пианистам. Такие выдающиеся музыканты занимались аккомпанементом, оставив яркие примеры совместных, неповторимых дуэтов Ф.Шуберта с И.Фогелем, М.Мусоргского с Д.Леоновой, С.Рахманинова с Ф.Шаляпиным, Н.Метнера с Э.Шварцкопф.

Эта профессия предполагает наличие таких качеств, как обладание общей музыкальной культурой, высоким музыкальным мастерством, особым призванием, и наконец, талантом!


















Список используемой литературы.


Крючков Н.А. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. -Л.Музыка,1961

Люблинский А.П. Теория и практика аккомпанемента.Л. – Музыка -1972

Виноградов К.Л. О специфике творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность:сборник статей.-М.:Музыка,1988 с.156-179

Кубанцева Е.И. Концертмейстерство-музыкально-творческая деятельность.Музыка в школе-2001-№4

Кубанцева Е.И. Методика работы над фортепианной партией пианиста-концертмейстера.Музыка в школе.-2001-№4

1972 Мур.Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминанания и размышления о музыке.Перевод с английского и предисловие В.Н.Чачавы.-М.-Радуга.1987






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.