Конспект занятия по теме «Донской край – мой край»
Конспект занятия по теме «Донской край – мой край».
Подготовила педагог дополнительного образования: Митина Юлия Анатольевна.
Участники: обучающиеся объединения «судомоделирование».
Год обучения: второй.
Цель: Формировать у обучающихся интерес к истории Донского края, своего родного города.
Форма: тематическое занятие.
Методы: рассказ, беседа с элементами занимательности.
Задачи:
Обучающие: формировать представление детей об истории своей малой Родины; приобщать к культуре Донского края; расширять представления о быте казаков в далеком прошлом.
Развивающие: развивать способность понимать ценность народных традиций, уважать культурное, историческое прошлое предков; развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами: «здорово ночевали»; активизировать в речи детей слова: курень, казаки, станица.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой родной край, чувство причастности к нему.
Прогнозируемые результаты:
Предварительная работа:
• беседы о традициях русского народа;
• выставки по ознакомлению с растительным миром Донского края;
• ознакомление с символикой области, города;
• рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков;
• беседа о том, как жили казаки в старину.
Ход занятия:
Педагог: Поприветствую вас по-казачьи: Здорово ночевали! (Слава богу!). Желаю всем успешной работы.
Издавна на Руси так велось, что уезжая из родного дома, человек брал с собой частицу своей Родины и хранил эту частичку у самого сердца в небольшом расшитом мешочке – кисете. Считалось, что это помогало в трудные минуты, прибавляло силы.
Как вы думаете, что это?
Ответы детей: Земля.
Педагог: Верно. Но это не просто земля – это наша родная земля.
Как называется земля, на которой мы живем?
Ответы детей: Донская земля.
Педагог: Такое название почему возникло?
Ответы детей: Потому что в нашей области протекает река Дон.
Педагог: Река Дон украшает наш Донской край! Какие еще названия реки Дон вы слышали?
Ответы детей: Дон – батюшка, Тихий Дон, Дон – кормилец, Дон – богатырь.
Педагог: Хорошо. На берегу реки Дон находится главный город нашей области. Как он называется?
Ответы детей: Ростов-на-Дону.
Педагог: Правильно. Название главного города нашей области тесно связано с названием реки Дон.
У Ростовской области есть свой флаг, вы знаете об этом? Предлагаю вам найти флаг Ростовской области.
Игра «Найди флаг».
Педагог:
Как вы думаете, что означают цвета на флаге? «Сверху – неба синева. Середина – цвет пшеницы вместе с рожью колосится. Самый нижний – красный цвет - цвет сражений и побед!»
Ребята, как называли людей, которые селились на Дону?
Ответы детей: Казаки.
Педагог: Что означает слово «казаки»?
Ответы детей: Вольные, сильные, смелые, храбрые, выносливые, мужественные.
Педагог: Правильно. А управлял казаками атаман, которого они сами избирали.
Скажите, а как называли казаки свой дом?
Ответы детей: Курень.
Педагог: Вы знаете, что слово «курень» и почему?
Ответы детей: Круглый, потому что, у куреня была посредине печь и из комнаты в комнату можно переходить по кругу.
Педагог: А как вы думаете, кто помогал казаку в военных походах?
Ответы детей: Конь.
Педагог: Правильно.«Конь – верный друг казака».С лошадьми у казаков связано много обычаев и народных примет.
Ребята, вы какие знаете обычаи или приметы?
Ответы детей:
Найти подкову – хорошая примета. Считалось, что конская подкова приносит счастье. Ее вешали над входной дверью куреня – она от всех бед оградит.
Педагог: Верно.
Казаки устраивали состязания, на которых определялся победитель, который быстрее всех скакал.
Годовалого казачонка стригли. Мужчины-казаки несли его к церкви, сажали на коня и обводили вокруг церкви. Если казачонок крепко держался за гриву – то выйдет из него настоящий славный лихой казак.
Существовал конский праздник – в этот день кони отдыхали, их кормили досыта, купали в реке, специальными щетками мыли, расчесывали гривы и хвосты, проверяли или меняли подковы.
А вот пословицы о верном друге казака.
«Казак на лошади с пеленок».
«Казак без коня - кругом сирота».
«Казаку конь себя дороже».
«Казак сам не поест, а коня накормит».
«Казак без коня, что солдат без оружия».
Физминутка:
Ребята, предлагаю вам прогуляться по Донской земле. Дружно за руки возьмемся. По Донской земле пройдемся. Смотрим влево, смотрим вправо. Видим нашу степь без края. Березка стройная стоит. На ветру качается. Ты мой друг и я твой друг. Пусть дружба не кончается!
Донские степные просторы – край необыкновенный! Целую аптеку из трав в степи мог собрать казак.
А какие степные растения вам известны?
Ответы детей: Чабрец, ковыль, бессмертник, полынь, одуванчики, васильки, тюльпан и т. д.
Педагог: Молодцы.
Горьковатый запах степи придает степная полынь. Эта трава считается символом казачества, горькая, словно казачья судьба.
А теперь я предлагаю вам поговорить о нашем родном городе.
Ребята, может вы знаете , откуда наш город носит название «Гуково»?
Ответы детей:…
Педагог: Земли, на которых стояла станция, принадлежали казачьему офицеру Гукову. Желая оставить свое имя в истории, землевладелец подал прошение о переименовании станции.
У нашего города тоже есть герб и флаг.
Символика герба и флага города Гуково связана с нелегким трудом по добыче «черного золота».
Как вы думаете, что это?
Ответы детей: Уголь.
Педагог: Правильно. Дальнейшее развитие станция получила благодаря наличию в районе Гуково залежей высококачественного угля-антрацита. В городском музее большая часть экспозиций посвящена шахтёрскому труду. Многие из ваших дедушек трудились в шахтах, добывая уголь.
Ребята, расскажите, что изображено на флаге нашего города?
Ответы детей: Черные горы. Солнце с лучами. Цветок.
Педагог: Черные горы – терриконы – символически отражают принадлежность города Гуково к шахтерскому краю, подчеркивая его общность с другими шахтерскими городами Ростовской области. Восходящее солнце с лучами, извивающимися подобно лучам пламени, символизирует энергию, которую человек получает от добытого угля. Солнце – символ тепла, света, жизни. Цветок бессмертника особо почитаем казаками. В казачьем фольклоре существует легенда о донском бессмертнике, этому цветку посвящены стихи и песни. Он является символом долгой и счастливой жизни.
Красный цвет – символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду. Желтый цвет (золото) – символ высшей ценности, величия, богатства, урожая. Черный цвет символизирует благоразумие, мудрость, скромность, честность.
Итог:
Педагог: Ребята, вот и закончилось наше занятие. Что вас больше всего заинтересовало? Вам понравилось занятие?
Ответы детей: …
Педагог: И в завершении прочту вам стихотворение поэта Попова Игоря Николаевича. Называется «Донской край».
.
Литература.
Веряскина, О.Г. Символика Донского края [Текст]/ О. Г. Веряскина. – Ростов
н/Д: Донской издательский дом, 2006. – 24с.: ил.
Астаненко, М. П. Природа и история родного края [Текст]: учебное пособие
для учащихся/ М. П. Астапенко.- Ростов н/Д.: БАРО – ПРЕСС, 2005.- 170с.
Небратенко, Г. Г. Обычаи вольного казачества (XVI – начало XVIII
вв.)[Текст]: монография/ Г. Г. Небратенко. – Ростов н/Д.: Артель, 2010.- 208
с.
Интернет-ресурсы.
http://donkraj.blogspot.com/
https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-don-mnogonacionalniy-moya-malayarodina-731668.html
https://gukovo.donland.ru
Потамошнева Наталья Алексеевна