Конспект занятия по теме «Сбережем свой край родной!»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме: «Сбережем свой край родной!»
(подготовительная возрастная группа)
Воспитатель:
Кравцова Наталия Михайловна
Конспект непосредственной образовательной деятельности
Возрастная группа: подготовительная
Тема НОД: «Сбережем свою планету – ведь другой похожей нет!».
Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.
Цель: воспитание у детей способности жить в добром соседстве с природой.
Задачи:
формировать представления о мероприятиях, проводимых в нашей области по охране животных и растений (введение «Красной книги», создание условий для жизни животных и растений);
подвести детей к пониманию того, что охранять природу – значит бережно относиться к каждому ее объекту;
расширять знания детей об охране природы, формировать у
детей культуру общения с природой, воспитывать у детей интерес и
бережное отношение к природе; развивать внимание, мышление, диалоговую речь;
развивать творческие способности, самостоятельность.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, разгадывание кроссворда, чтение стихов
Оборудование: иллюстрации животных, птиц, растений; живой объект (божья коровка); Красная книга Саратовской области; кроссворд, игра «Экологический светофор», презентация исчезающих видов живой природы Саратовской области, альбом «Заповедники Саратовской области».
Ход НОД:
Деятельность воспитателя |
Деятельность детей |
Вводная часть Ребята, я сегодня шла в детский сад, и мне на руку опустился вот этот березовый лист, но не обычный, на нем написано письмо, и адресовано оно вам: Воспитатель читает письмо – приглашение пройти по заповедным тропам нашей области - Ребята, вы знаете, что существует множество самых разнообразных животных и растений. Посмотрите на этих животных: лось, кабан, олень, хорек, енот, рысь. Где живут эти животные? Как называются эти животные одним словом? Посмотрите на эти растения, какие из них вы знаете? (Пролески, мать-и-мачеха, фиалки, гусиный лук, тимофеевка, мышиный горошек). Где растут эти растения? Как назвать одним словом эти растения? Почему они так называются? Кому нужны дикие животные и дикорастущие растения? Показывает божью коровку: Кому, например, нужна божья коровка? Обобщает ответы детей: прежде всего растениям, так как она питается тлей, которая объедает листья растений. Нужна божья коровка насекомым, животным, птицам – потому что сохраняет для них цветущее растение. И, наконец, она нужна людям, для которых тоже нужны разнообразные растения. Давайте выпустим божью коровку в окно, пусть она продолжает приносить пользу всем живущим. Таким образом: каждое растение или животное необходимо для жизни других растений, людей, животных. II часть: А теперь посмотрите на эти объекты природы: дрофа, барсук, журавль, выдра, косуля, тюльпан, ятрышник, колокольчик. (Презентация исчезающих видов живой природы Саратовской области) (Приложение №1) Все эти животные и растения почти исчезнувшие, их осталось очень мало. Как вы думаете, почему это происходит? Все вы знаете нежные и красивые цветы – подснежники. В наших лесах их становится все меньше и меньше. Потому что люди вырывают их с корнями и в больших количествах. В реках все меньше и меньше кувшинок, кубышек. Сейчас все эти растения и животные находятся под охраной. Нельзя истреблять этих животных, рвать растения. Давайте подробнее поговорим, как же мы должны сохранять природу. Какие вы знаете пословицы о охране природы? А сейчас мы с вами сами составим пословицы (Приложение №2) А сейчас послушайте стихотворение. А сейчас я вам прочту стихотворение: С. Викторов Цветок Цветок на лугу я сорвал на бегу. Сорвал, а зачем – объяснить не могу. В стакане он день простоял – и завял. А сколько бы он на лугу простоял? Как по-вашему, хороший или плохой поступок совершил мальчик? Почему он совершил плохой поступок? А теперь подойдите к доске, на доске составлен кроссворд. (Приложение №3). Давайте отгадаем все слова и прочитаем, какое слово получилось? (Природа) Что же такое природа? А теперь давайте представим, что мы пришли в лес. (Включается аудиозапись «Голоса леса») Посмотрите, здесь висят плакаты с правилами поведения в лесу. Расскажите нам про эти правила. (Приложение №4). А сейчас мы поиграем в игру «Экологический светофор». (Приложение №5). Теперь я вам прочту рассказ В.А. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой». Подумайте и ответьте, почему девочке стало стыдно перед соловушкой? Чтобы сохранить растения и животных, в нашей стране, и у нас в Саратовской области заведены специальные книги, называемые «Красными». (Показ «Красной книги Саратовской области»). В них занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, которые нужно оберегать. Как вы думаете, почему книга называется «Красной»? Обобщение ответов детей: очевидно потому, что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, которая грозит некоторым растениям и животным, если мы не будем оберегать их. Красную книгу мы поместим в уголок экологии, и будем изучать ее. III. Заключительная часть. В Саратовской области есть несколько заповедников, находящихся под охраной государства. Это участки лесов, степей, рек, озер, в которых запрещается рубить лес, пахать землю, осушать водоемы, охотиться или пугать животных. В заповедниках животные живут в естественных условиях, сами устраивают себе жилища, выводят малышей. Показ альбома «Заповедники Саратовской области». В свободное время мы с вами рассмотрим этот альбом. Мы должны делать все, чтобы растениям и животным спокойно жилось не только в заповедниках, а и в садах, парках, лесах и водоемах; чтобы их смогли увидеть люди через много-много лет. Для этого нужно, чтобы каждый человек бережно относился к окружающей природе, оберегал каждое живое существо, живущее на Земле! Какую помощь природе можете оказать вы сегодня? |
Дети стоят полукругом около воспитателя Дети рассматривают видео иллюстрации животных. Ответы детей. Ответы детей. Дети рассматривают видео иллюстрации растений. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей Ответы детей. Ответы детей. Дети высказывают свои предположения. Дети рассматривают иллюстрацию. Дети садятся на стульчики. Дети рассказывают пословицы Ребенок читает стихотворение: Колокольчик рвать не стану, Пусть растет себе в лесу. Из него, как из стакана, Станут пчелы пить росу. Ответы детей. Дети высказывают свое отношение к поступку героя стихотворения. Дети разгадывают кроссворд. Ответы детей. Дети выбирают плакаты и разъясняют правила поведения в лесу (запрещающие, предупреждающие и разрешающие знаки). У детей круги красного, желтого и зеленого цвета. Ответы детей. Предположения детей. Дети предлагают свои варианты |
Приложение №1
( Приложение №2).
(Приложение №3).
(Приложение №4)
(Приложение №5)