Методическая разработка внеклассного мероприятия «Классный час "Православные Клинцы"»
Клинцовский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Классный час : «Православные Клинцы»
Разработала преподаватель спец дисциплин: Чуланова С.И.
г. Клинцы
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Преподавателя: Чуланова Светлана Ивановна
Классный час : «Православные Клинцы»
Цель:
- Духовно – нравственное воспитание учащихся.
- Привить любовь к Родине, к её истории.
Классный руководитель: Классный час я хочу начать с эпиграфа: стихотворение Землянского Анатолия Федоровича «Маленький париж»
«Клинцы?... Какой-то городишко…»
«Ну, это ты уж слишком, слишком.
Не то, дружище говоришь…
Клинцы – как маленький Париж!...»
И так восторженно, так ярко
Он город свой живописал,
Что чуть не Триумфальной аркой
Въезд от вокзала называл.
Еще, казалось, миг – и, встанут
Нотр -Дам, и Лувр, и Роз-Мари,
И с набережной Сены глянут
Старинной формы фонари…
Как лес Булонский, бор сосновый
А скверы, улицы … Они
Поспорить с теми… там… готовы
И всем прославленным сродни…
И мне из детства в память сладко:
Поездки в город, леденцы,
Картуз, букварь, пиджак, тетрадка…
Ах, что Париж! Я – за Клинцы.
Клинцы для кого-то это провинциальный городок, для живущих в нём – Родина. Слобода Клинцы была основана в 1707 году крестьянами-старообрядцами и названа по фамилии первых поселенцев (Клинец) во множественном числе. Просмотрим страницы истории возрождения Клинцов
Возникшие более 300 лет назад Клинцы имеют интересную историю. Первым на берегу реки Туросна поселился в 1707 году крестьянин Василий Афанасьевич Клинцов, бежавший из Костромского уезда. Вслед за ним здесь, в лесной чаще, обосновалось еще несколько старообрядцев, скрывавшихся от преследования. Вскоре выросла небольшая слобода. Она получила имя своего основателя.
Земли, прилегающие к Клинцам, принадлежали помещику Ивану Бороздне. На появившееся поселение он долго не обращал внимания. А когда вздумал прибрать его к рукам, было уже поздно. Дело в том, что в 1715 году Петр I своим указом простил беглецов и закрепил за раскольниками землю. Такую царскую милость старообрядцы заслужили активнейшим участием в борьбе против шведских захватчиков. Особенно эффективными были партизанские действия. Старообрядцы устраивали засады, перехватывали вражеские обозы, наносили удары оттуда, откуда противник их не ждал. Не щадя своей жизни, боролись за независимость Родины и жители Клинцов. Поэтому Петр I высоко оценил их патриотические действия.
Охраняемая царским указом слобода росла, ежегодно пополняясь новыми переселенцами. В 1729 году здесь было 17 дворов. Тридцать пять лет спустя население Клинцов выросло до 1200 человек. Жители занимались кустарными промыслами и торговлей.
Студент:
Родина
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина. (Слайд 5)
Классный руководитель:
В середине 18 века вопреки гонениям вокруг Клинцов образуется несколько монастырей. В 1744 году в трех верстах от посада Клинцы казаком Никитой Игнатьевичем (1700 - 1809) был основан Преображенско-Никольский ("Николо-Пустынский") монастырь.
Историческое писание гласит:
В 1780 году, когда монастырь был основан, в посаде Клинцы было не более 20 дворов, а всё население составляло около 120 человек. Разрешение на основание монастыря, данное императрицей Елизаветой Петровной бывшему донскому казаку-старообрядцу Никите Игнатьевичу (скончался он в 1809 году 109-ти лет отроду игуменом этого монастыря схимником Николой), датировано 1744 годом. Клинцам тогда было 37 лет…
Ни одно сооружений не расскажет так много о трех веках жизни Клинцов, как останки Николо-Пустынского монастыря, расположившегося за городским кладбищем в районе Зубовки. Попасть на территорию бывшего монастыря очень легко. Дорога туда ведет по улице Горького мимо фабрики “Шпагат” и городского кладбища. (Слайд 6-7-8)
Студент:
Старообрядческий Клинцовский Николо-Пустынский монастырь был основан в 1744 году и к началу XIX в. достиг своего расцвета. Историк И.Логинов писал: «Со стороны посада Клинцы в монастырь вели столбовые деревянные ворота с главою наверху. От ворот налево, вдоль восточной ограды, расположены в ряд пять домов. Вдоль южного забора – еще девять домов того же размера. От ворот, с юга на север, четыре громадных одноэтажных корпуса. Между ними, в линию, находятся два замечательных флигеля… По северной стороне, так же в линию, восемнадцать келий, с садиками спереди. Посредине красуются два храма. Один – громадный соборный храм во имя Преображения Господа нашего. Дина его около 20 саженей, двусветный. В церкви десять глав. Колокольня одноярусная, высотой 15 сажен. Другой храм – в два раза меньше первого, посвящен во имя Святителя Христова Николая». В церквах было сосредоточено несколько сот икон, вывезенных из старых церквей и монастырей, немало кованных светильников, литых складней, богослужебных книг. Иконы в монастыре размещались в серебряных ризах с подвешенными парчовыми и бархатными пеленами, расшитыми , в основном, бисером. С потолка спускались паникадила с золочеными прорезными яблоками и серебряными перьями. Не менее драгоценными являлись ковчеги, запрестольные и благословящие кресты, непременно «серебряные и вызлащенные», резные и украшенные червонным золотом иконостасы.
Классный руководитель:
Все оборвалось с воцарением Николая I, яростного противника старообрядчества. Вначале, в 1835 году, сгорела деревянная Никольская церковь. В 1837 году, с целью давления на обитателей монастыря, не желавших принимать единоверие, из оставшейся церкви удалили священников. В 1850 г. в обители оставалось лишь 6 монахов и 12 послушников. В 1880 г. сгорел и Преображенский храм. Воскрешение обители произошло в 1905 г, когда был опубликован манифест «Об укреплении начал веротерпимости». Был объявлен сбор средств на строительство нового храма во имя Нерукотворного Спаса по проекту архитектора Шебуневского. Строительство началось весной 1909 г., а в конце 1910 храм гордо взметнул вверх свои блестящие купола. Стены храма были расписаны религиозными сюжетами в византийском стиле. Церковь поражала обилием икон, из которых две, в драгоценных окладах, были в человеческий рост. Колокольня достигала высоты 60 аршин.
Во время I Мировой войны несколько келий обители переоборудовали под госпиталь, находившейся на полном обеспечении монастыря.
В 1919 году хулиганами-атеистами монастырь оказался разгромленным, в 1923 – обитель закрыли. До 1937 года церковь функционировала в качестве приходской, а затем закрыли и её. В здании перегородками наделали комнаты и заселили их людьми, В таком «ломе» люди живут до сих пор. (Слайд 10)
Стдент:
МОНАСТЫРЬ
И.С. Никитин
Крестом высоким осененный,
Вдали от сел и городов
Один стоишь ты, окруженный
Густыми купами дерев.
Вокруг глубокое молчанье
И только с шелестом листов
Однообразное журчанье
Живых сливается ручьев,
И ветерок прохладный веет,
И тень бросают дерева,
И живописно зеленеет
Полян высокая трава.
О, как сыны твои счастливы!
В твоем безмолвии святом
Они страстей своих порывы
Смирили бденьем и постом.
Их сердце отжило для мира,
Ум с суетою незнаком,
Как будто светлый ангел мира
Их осенил своим крестом.
И внемлет вечное Бог-Слово
Их тяжкий труд благословив, Святых молитв живое слово И гимнов сладостный призыв (Слайд 11)
Классный руководитель: 1787году закончено строительство - Троицкого храма Студент:
В 1780 году в Клинцах завершено строительство Вознесенского, а в 1787 - Троицкого храмов. По воспоминаниям старожила П. Храмченко: "Старинные, поставленные еще старообрядцами в XVIII веке, Вознесенская и Троицкая церкви занимали в панораме города главное место. Высоко вознесенными куполами и колокольнями церкви возвышались над одноэтажным городом. был во имя Архангела Михаила, а на цвинтере Троицкой церкви зимний храм был во имя Покрова Пресвятой Богородицы. От храмов на город растекался малиновый звон колоколов ". Вознесенская и Троицкая церкви в середине XIX века перешли в подчинение Синода и стали называться единоверческими. Однако по условиям договора старообрядцев и господствующей церкви служба в единоверческих храмах велась по старопечатным книгам и строго соблюдался старый обряд Каждый из названных храмов представлял, в сущности, целый комплекс сооружений. Рядом с высокими летними храмами стояли невысокие зимние храмы. На цвинтере (так в Клинцах назывался церковный двор) Вознесенской церкви. Зимний храм. (Слайд9)
Студент:
За окном - российская глубинка
прячет глубже в самое себя
все еще заметную тропинку,
втиснутую в заросли репья.
Возле речки старая церковка
приютила солнце в куполах,
а у входа странница неловко
с ног своих отряхивает прах,
чтоб войти очищенной под своды.
До земли поклоны бьет и бьет,
только люд честной глаза отводит
от нее, стоящей у ворот.
Все свои земные прегрешенья
принесла ко Господу она,
даже у меня прося прощенье...
А за что?
Распятая страна
до терновой сузилась тропинки
в ожиданье Страшного Суда,
Сохрани, российская глубинка,
странницу, пришедшую сюда.
Ей помочь не может ни столица,
ни посулы блеющих козлищ —
дай твоей святей воды напиться,
хоть немного облегчая жизнь.
За окном - российская глубинка
от Курил до брянских Перелаз
все еще заметную тропинку
протянула каждому из нас. (Слайд 11)
Классный руководитель:
К началу 20 века в Клинцах осталось два храма сугубо старого обряда. В 1823 году по ул. Пушкинской (ныне им. Пушкина) был построен молельный дом, позже переоборудованный в полноценную церковь в честь Преображения Господня, действующей и поныне(Слайд 12-14)
Студент:
За окном - российская глубинка
прячет глубже в самое себя
все еще заметную тропинку,
втиснутую в заросли репья.
Возле речки старая церковка
приютила солнце в куполах,
а у входа странница неловко
с ног своих отряхивает прах,
чтоб войти очищенной под своды.
До земли поклоны бьет и бьет,
только люд честной глаза отводит
от нее, стоящей у ворот.
Все свои земные прегрешенья
принесла ко Господу она,
даже у меня прося прощенье...
А за что?
Распятая страна
до терновой сузилась тропинки
в ожиданье Страшного Суда,
Сохрани, российская глубинка,
странницу, пришедшую сюда.
Ей помочь не может ни столица,
ни посулы блеющих козлищ —
дай твоей святей воды напиться,
хоть немного облегчая жизнь.
За окном - российская глубинка
от Курил до брянских Перелаз
все еще заметную тропинку
протянула каждому из нас. (Слайд 15)
Студент: Церковь Спаса Нерукотворного Образа быв. Николо-Пустынского монастыря
Расположена в центральной части города, вблизи рынка, на небольшом озелененном участке в глубине квартала. Возведена старообрядцами в 1823 г.
Стены на кирпичном цоколе рублены из бревен без остатка и обшиты тесом, кровля вальмовая. Оригинальный старообрядческий храм, в архитектуре которого древнерусские традиции сочетаются с элементами классицизма. Прямоугольный в плане низкий объем церкви, вытянутый по продольной оси, имеет два пониженных пятигранных прируба посредине боковых сторон, напоминающих трансепт. Над двускатной кровлей возвышается центральная световая часть храма, завершенная пятью главами. Алтарь не выделен в общем объеме, как и большой притвор с запада, в который ведет крытое крыльцо. Колонны крыльца поддерживают пологий фронтон с прямоугольным подвышением киота.
В убранстве фарадов ощутимо поздне-классицистическое влияние: рамочные наличники окон с сандриками над верхней доской, широкий вынос карниза над гладким фризом, узкие пилястры на углах и профилированные пояски, отмечающие поле фасада ниже и выше окон, которое имеет вертикальную обшивку. Выделяются обрамления окон с лучковыми перемычками на диагональных гранях боковых притворов, с сандриками на консолях и ромбовидными вставками над проемом. В интерьере центральная часть храма имеет повышение в центре потолка, перекрытое ложным сводом и опирающееся на четыре круглые колонны против боковых прирубов. Три проема ведут в алтарь, по одному - в прирубы и притвор. Четырехъярусный сборный иконостас упрощенных форм с заходящими на боковые стены заворотами — типичное произведение 2-й пол. 19 в. Его декор в виде глухой резьбы суховатого рисунка, выполненный в духе эклектики, сосредоточен на царских вратах. Иконы стилизованы под древнерусскую живопись 2-й пол. 17 в. В местном чине они разделены резными колонками на высоких постаментах. Во втором и третьем ярусах помещены иконы праздничного чина и Деисус. В четвертом, суженном ярусе иконы с изображениями пророков и сценой "Голгофа" в центре разграничены каннелированными пилястрами. На стенах и в киотах сохранились иконы 19-20 вв. Двухъярусное литое паникадило кон. 19 в. (Слайд 16-19)
Студент: О, Родина!.."
А.В. Жигулин
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески -
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой...
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной - и утешенье
И исцеление мое. (Слайд 20)
Классный руководитель:
Свято-Никольский Клинцовский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Расположена на территории древнего посада, на высокой точке берегового склона р. Московка, на углу с Краснознаменной ул., в ограде. Первоначально здесь стояла деревянная Большая Вознесенская часовня, сооруженная старообрядцами - выходцами из слободы Ветка. В 1760 г. она была превращена в церковь Сергия Радонежского, которая сгорела в 1776 г. В 1778-80 гг. на ее месте клинчанами был построен новый деревянный храм Вознесения, отличавшийся оригинальной архитектурой, высотой и стройностью.
Кирпичная однопрестольная церковь открыта в 1972 в перестроенном здании бывшей надвратной часовни (постройки 1912) ныне разрушенного старообрядческого (с 1846 - единоверческого) комплекса церквей Вознесения и Чуда Михаила Архангела. К выдержанной в формах новгородско-псковской архитектуры XIV-XV вв. бесстолпной основной части храма с узкими окнами, восьмискатной кровлей и луковичной главой на цилиндрическом световом барабане с разных сторон примыкают деревянный входной тамбур с главкой, прямоугольная апсида и разновысокие боковые пристройки, одна из которых имеет отдельный вход с крыльцом и лестницу на хоры. С 1995 - подворье Свято-Успенского Свенского мужского монастыря. С 2005 - храм Свято-Никольского Клинцовского женского монастыря.
В 1801-04 гг. вблизи него церковным старостой И.К. Карташевым, выступившим в роли зодчего, возведена деревянная многоярусная колокольня. В 1812 г. в храме устроен придел Воскресения. Несколько ранее рядом была поставлена теплая деревянная церковь Чуда Архангела Михаила, сооруженная заново в 1819-21 гг. с
приделами Сергия Радонежского и Георгия Победоносца. В 1846 г. все церкви стали единоверческими. В 1850-х гг. для местночтимого чудотворного образа Николы, написанного тем же И.К. Карташевым еще до постройки Вознесенского храма и поставленного сначала над воротами ограды погоста, была сооружена деревянная часовня.
В нач. 20 в. она заменена нынешней, которая в настоящее время является единственным сохранившимся храмом из упомянутых. Остальные сгорели во время Великой Отечественной войны.
Небольшое двухэтажное здание с воротами внизу и одноглавым храмом вверху сооружено из кирпича и оштукатурено. В настоящее время ворота заложены, на месте проезда устроен Никольский храм с деревянным входным тамбуром. Оригинальная постройка неорусского стиля выдержана в формах новгородско-псковской архитектуры 14-15 вв.
Почти все храмы города, кроме Троицкого, в 1930-е годы были закрыты. Несколько лет они стояли, лишенные крестов. В Покрово-Никольском храме была открыта пекарня, в Вознесенской церкви - склад зерна, в Преображенской - детский сад, в Покровской, рядом с Троицкой, - после войны устроили театр, а позже - склад Клинцторга. Но постепенно церкви стали исчезать. Колокольню Вознесенской церкви разобрали, на ее месте сегодня стоит здание городской типографии. Бывшая часовня Вознесенского храма сегодня является Никольский храм Московского патриархата. Троицкая деревянная церковь была уничтожена пожаром в 1972 году. На ее месте построены здание СМУ и 2 девятиэтажные дома (ул. К. Маркса).
Студент:
Зуев Владимир
Свежа хрустальная осенняя водица
Свежа хрустальная осенняя водица.
Ладони стынут от прохлады родника.
Повсюду кружатся в весёлом танце листья
В порывах лёгких озорного ветерка.
Стоят берёзки в сарафанах златотканых,
Поклоны низко отдавая небесам,
Как бы в молитве пребывая покаянной
И видится не лес вокруг, – а Божий храм!..
молитва, лес, храм
Классный руководитель:
Времена, когда был образован Петро-Павловский храм в Клинцах, для коренных поселенцев-раскольников были тяжелыми. В 1832 году царь Николай Первый запретил старообрядцам принимать к себе православное священство, а затем в 1836 году лишил права на колокольный звон при службах.
Правой рукой владыки Павла по обращению в Православие раскольников Стародубья был священник Тимофей Верховский, сам выходец из старообрядческой среды и уроженец раскольничьих Клинцов. С 1823-го года он служил в новообразованном единоверческом монастыре в Новозыбкове и прекрасно знал окружающую его среду. В это время ни в одном из 16 раскольничьих посадов Стародубья, а Клинцы был одним из самых крупных из них, не было православного храма. В своих записках о Клинцах он пишет: «Между слободами с давнего времени существовало соперничество, в котором постоянно одерживали верх Клинцы… Несмотря на то, что Новозыбков имел более прав на это первенство как город». Вот и в постройке первого посадского Православного храма Клинцы хотели опередить всех.
Хорошо сохранился построенный в первой половине XIX в. храм Петра и Павла. Это один из ранних образцов русско-византийского стиля, отличающийся монументальностью форм и насыщенностью фасадного убранства. Кирпичная трёхпрестольная церковь была построена в 1835-1848 русско-византийском стиле по проекту К. А. Тона на средства купца и фабриканта П. Исаева, дворянина и поэта Ивана Петровича Бороздны, пожертвования прихожан и казённые средства. Основана как единоверческая, но освящена 3.02.1849 как храм господствующего православия. К высокому четверику основной части с параболическим куполом и луковичной главой на глухом барабане примыкают пониженные объёмы массивной полукруглой апсиды с пристройками для жертвенника и дьяконника, квадратных в плане боковых входных помещений и фланкированной придельными пристройками трапезной с четырёхъярусной колокольней и выступающим притвором. Закрыта в 1936, повреждена, завершения разобраны, использовалась авиаклубом. Вновь действовала с 1942 по 1962, затем использовалась спортклубом. Передана православной общине в 1991, службы возобновлены в 1993, 12.09.1999 освящён Феодосиевский придел, 18.10.2002 - главный престол. Восстановлена в отличающихся от первоначального проекта формах с добавлением четырёх малых ложных глав.
В1898-99 гг. церковь расширена пристройкою новых стен с трёх сторон и в ней устроено два новых престола и передвинут на новое место главный престол увеличенный в длину и ширину на 44 аршина, из них главный престол во имя св. первоверховных Апостолов Петра и Павла, освящён 8 июля, престол в левом пределе во имя Святителя Николая Мирликийского освящён 20 июля и престол в правом пределе во имя Святителя Феодосия Черниговского, освящён 16 августа 1900 года.
Небольшая кирпичная церковь-часовня выстроена в стиле древнерусского зодчества на средства А. А. Бондаренко и А. А. Сивакова на месте одноименной часовни, стоявшей у врат утраченной ограды Петропавловской церкви. К невысокой, квадратной в плане основной части с восьмискатной кровлей и луковичной главой на восьмигранном световом барабане примыкают гранёная апсида и притвор со звонницей простых форм. Заложена 22.06.2009, освящена 25.09.2010.
Небольшая кирпичная церковь-часовня выстроена в стиле древнерусского зодчества на средства А. А. Бондаренко и А. А. Сивакова на месте одноименной часовни, стоявшей у врат утраченной ограды Петропавловской церкви. К невысокой, квадратной в плане основной части с восьмискатной кровлей и луковичной главой на восьмигранном световом барабане примыкают гранёная апсида и притвор со звонницей простых форм. Заложена 22.06.2009, освящена 2 5.09.2010.
Студент:
А. Майков
КОГДА, ГОНИМ ТОСКОЙ НЕУТЕШИМОЙ…
Когда, гоним тоской неутешимой.
Войдёшь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души.
Невольно в ней твое потонет горе,
Почувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвётся в новь
Классный руководитель:
Источники:
http://klintsy portal.ru/index.php?id_catalog=894
http://yandex.ru/yandsearch?lr=10653&clid=9403&oprnd=2675466415&text=Преображенско-Никольский+%28"Николо-Пустынский"%29+монастырь&csg=0%2C6734%2C56%2C1%2C0%2C1%2C0
http://yandex.ru/yandsearch?lr=10653&clid=9403&oprnd=2675466415&text=Преображенско-Никольский+%28"Николо-Пустынский"%29+монастырь&csg=0%2C6734%2C56%2C1%2C0%2C1%2C0
http://www.aforizmov.net/stihi/tags/hram/
http://www.puteshestvie32.ru/content/istoriya-klincov
http://rus.travel/6/dost_klincy_7.htm
http://sobory.ru/article/?object=09307