Методическая разработка «Дети, приближавшие Победу»

0
0
Материал опубликован 3 November 2023

Пояснительная записка

Тематическое направление - гражданское и патриотическое воспитание

Тема (название) воспитательного мероприятия - «Дети, приближавшие Победу»

Актуальность и обоснование выбора темы. В нашей школе действует Военно-патриотический Клуб «Вертикаль». Действует давно и успешно. Часто ребята выезжают на соревнования и профильные смены, часть которых проходят в пионерских лагерях носящих имена пионеров-героев. Например, ДОЦ им. В Дубинина. И я задумалась, а знают ли ребята нашей школы, кто такой Володя Дубинин? Слышали ли они когда-нибудь о Вале Котике? Знакомы ли имена Марата Казея или Лёни Голикова? Тема пионеров-героев Великой Отечественой Войны отодвинута на задний план, забыта. В настоящее время, когда идет речь о возрождении детского движения подобного пионерии, и уже движение наращивает обороты своего становления, именно сейчас надо рассказывать детям о сущности пионеров советского периода. Рассказывать так чтобы они прониклись, чтобы родилась преемственность между двумя движениями. Интервал в 30 лет, конечно, разорвал ниточку между поколениями: многие родители сегодняшних школьников не были даже приняты в пионеры. Еще и поэтому рассказать о пионерах-героях надо…чтобы вспомнили, так чтобы запомнили…

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Методическая разработка воспитательного мероприятия «Дети, приближавшие Победу» имеет особое значение в развитии патриотического и гражданского воспитания старшеклассников и входит в систему мероприятий классного руководителя посвященных празднованию годовщины Великой Победы. Данное мероприятие проводится накануне Дня Победы. Предполагает плавный подход к классной беседе на тему «Цена Победы». Мероприятие несет в себе не только просветительскую, образовательную функцию, способствует популяризации истории, но оно должно колыхнуть сердца подрастающего поколения, задеть духовную грань человеческой сущности.

Целевая аудитория (с указанием возраста/класса) – учащиеся 9-11 классов

Цель воспитательного мероприятия «Дети, приближавшие Победу» - создание условий для формирования чувства патриотизма, гордости за нацию, единения и осознания преемственности поколений через изучение героических поступков совершенных пионерами-героями в Великую Отечественную Войну, формирование чувства причастности к происходившим историческим событиям в годы войны, воспитание исторической грамотности подрастающего поколения.

Задачи:

1. Развивать интерес к изучению исторических фактов по вопросу достижения Победы в Великой Отечественной Войне;

2. На примере биографии пионеров-героев воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины;

3. Укреплять связи поколений для осознания себя приемником наследия наших предков;

4. Мотивировать взаимодействие подростков в процессе решения познавательных и воспитательных задач;

5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для успешной реализации идеи мероприятия.

Планируемые результаты:

Формирование у обучающихся чувства гордости, патриотизма и гражданской ответственности, основ эмпатии, способности сопереживать; сохранить знания исторического наследия нашей страны.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: внеклассное мероприятие, как более широкая форма воздействия на школьника, чем классный час. Внеклассное воспитательное мероприятие нацелено на обогащение учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающие различные стороны жизни человека и общества.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: на этапе введения в тему используется проблемный метод. Основная часть мероприятия реализуется за счет технологии коллективного способа обучения. В заключительном этапе добавляется соревновательный метод (один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей) – прохождение викторины по изученному материалу с присуждением мест: применение игровых информационно-компьютерных технологий.

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:

Классный руководитель обладающий навыками работы с информационно-компьютерными технологиями. Учащиеся 9-11классов. разработанное положение о проведении мероприятия, в котором отражаются цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения. Разработанные информационные карточки на каждого пионера-героя с краткими данными о их биографии, подвиге и фотографиями (собранные в сети Интернет).

Материально-технические, информационные ресурсы:

Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, принтер, выход в интернет, динамики, компьютеры для обучающихся для прохождения онлайн викторины. Сайт для разработки онлайн викторины Wordwall.net, песня А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о Пионерах-героях» и клип на неё (Ссылка на видео: https://youtu.be/Zg5FWAEzS7c)

Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

На подготовительном этапе мероприятия классный руководитель разрабатывает информационные карточки на каждого пионера-героя (Приложение 1), листы-опросники (Приложение 2), определяет количество контрольных точек в листе-опроснике, готовит онлайн викторину (на сайте Wordwall.net) вопросы и ответы для проверки, а также просчитывает деление школьников на группы и разрабатывает технологию прохождения мероприятия. После прохождения мероприятия педагог собирает ответы команд (онлайн викторины) и объявляет победителей. Мероприятие проводится в здании школы. При этом подготовительный этап включает поиск помещений (кабинетов, рекреаций и др.) для проведения мероприятия с возможностью просмотра видео, а также подготовку печатного варианта заданий для каждой группы.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

1 этап. Подготовительный. Введение в проблему.

Ученики собраны в аудитории. Рассадка свободная.

Вступительное слово учителя: «Сегодня, в преддверии празднования Дня Победы, мне хотелось бы поговорить с вами о юных героях Великой Отечественной Войны. О тех, кто был вашими сверстниками. Кто-то из них был младше вас, кто-то чуть старше. О тех, чьи имена не должны быть забыты… (Просмотр видеоклипа на песню А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о Пионерах-героях»)

Несмотря на свой возраст, ребята смогли дать отпор фашистам и помочь взрослым одержать победу. Самый маленький солдат советской армии Сережа Алешков в 6 лет спас жизнь целой группе офицеров, 6-классник Валя Котик трудился связным, 15-летний Марат Казей предпочел подорвать себя гранатой, лишь бы не сдаваться в плен.

«Юные безусые герои» Автор: Сергей Наровчатов. Читает ученица 10 класса Полина Бубенщикова.

Юные безусые герои,

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев тому сейчас причиной,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Сколько вас? Попробуй перечислить,

Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, лёгком шуме листьев,

Тихо постучавшемся в окно.


Просмотр документального фильма «Пионеры Герои на Войне 5 юных героев @Великая Отечественная», продолжительность около 12 мин.

(ссылка на видео: https://dzen.ru/video/watch/62ca4113be1a1c6aae6209f6?f=video&utm_referer=www.yandex.ru)

Традиционно считается, что звания Героя Советского Союза были удостоены шесть пионеров: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков. Однако из них членами пионерской организации на момент совершения подвига являлись только Казей и Котик. Остальные были старше предельного для пионеров возраста 15 лет, а Портнова и Цариков уже состояли в комсомольской организации. Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович. Сегодня мы подробнее поговорим о пяти пионерах-героях: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик и Володя Дубинин.

2 этап. Основной. Сбор и изучение информации. Коллективный способ обучения.

Деление на группы. «Теперь, ребята, вам предстоит разделиться на группы. Помните, что каждый участник сегодня в работе». Деление на группы при помощи выбора цветовых индикаторов. Это могут быть звездочки разных цветов: красный, синий, жёлтый, зеленый, оранжевый. (Звездочки можно раздавать на входе на мероприятие и прикреплять к одежде). Каждая группа получает информационную карточку на одного пионера-героя. Каждый участник получает индивидуальный лист-опросник, где должен собрать информацию о пяти пионерах-героях. На первом этапе группа из 3 участников подробно изучает информацию о полученном пионере-герое и заносит ее в свой лист-опросник. Время на изучение 10 минут. Второй этап группы переформируются так, чтобы образовалось 3 группы по 5 человек. В каждой новой группе участники разных групп (разных цветов) (Приложение 3). Каждый участник рассказывает остальным и помогает заполнить лист-опросник о своем пионере-герое. Время на обмен информацией 10-15 минут. Третий этап участники возвращаются в исходные группы и сверяют заполненную информацию, ликвидируя пробелы. Таким образом, дети изучают информацию, сами рассказывают сверстникам о пионерах-героях, слушают и записывают ключевые события.

3 этап. Заключительный. Самопроверка полученных знаний. Прохождение онлайн викторины. https://wordwall.net/ru/resource/55388929 (викторина доступна для прохождения мобильного телефона)

Все дети проходят онлайн викторину, отвечая на вопросы. Подводим итоги.

Кроме пионеров-героев сражавшихся на передовой были еще и пионеры-герои труда. Это возможная тема для следующих мероприятий.

«Юным героям войны». Автор: Наталия Бессонова. Читает ученица 9 класса Коковина Кристина

Мальчишки-девчонки военной страны!

Мы вам до земли поклониться должны:

Вы бились с врагом в тех кровавых боях,

Вы смены стояли в холодных цехах,

Вы в поле работали за четверых,

Вы ждали, молились за ваших родных,

Вы тылом надежным были отцам,

Опорой вы стали своим матерям,

Вы мстили за павших, вставая с ружьем,

Вы шли в рукопашный за поруганный дом,

Вы связь обеспечивали для партизан,

Вам ангел победы в руки был дан.

И кто-то из вас не вернулся домой,

А кто-то сейчас, слава Богу, живой.

Девчонки-мальчишки великой страны!

Мы вам до земли поклониться должны!

Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Насколько оно было важным для вас? Узнали ли вы что-то новое, что тронуло вас? А может быть поразило? Подвиг пионеров-героев нельзя забывать. О них нужно помнить! Пока мы помним они живут!

Песня А. Пахмутовой и Н.Добронравова «О пионерах-героях» завершает мероприятие.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя:

Проведение мероприятия можно приурочить и к другим знаменательным датам: ко Дню Пионерии 19 мая, ко Дню Героев Отечества 9 декабря. Данное воспитательное мероприятие можно реализовать во всех образовательных учреждениях нашей Родины.

Использованные источники:

https://kprfast.ru/news/writetous/pionery-geroi-deti-vojny.

https://www.omsk-kprf.ru/node/8242

https://nauka.club/literatura/stikhi/stikhi-o-detyakh-geroyakh.html

https://ru.wikipedia.org

https://dzen.ru/video/watch/62ca4113be1a1c6aae6209f6?f=video&utm_referer=www.yandex.ru











Приложение 1

информационные карточки на каждого пионера-героя

t1699016236aa.jpg

Ва́ля Ко́тик (Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — советский пионер-герой, участник Великой отечественной войны, партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).


Родился в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской области Украины в семье служащего.

К началу войны он только перешёл в пятый класс. Осенью 1941 года вместе с товарищами, устроив засаду, подорвал гранатой машину, в которой ехал глава жандармерии. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. С августа 1943 года — в партизанском отряде под командованием Ивана Алексеевича Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и складов.

29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, поднял тревогу; благодаря его действиям партизаны успели дать отпор врагу.

В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был тяжело ранен и на следующий день скончался.

В июне 1958 года Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). На момент гибели ему едва исполнилось 14 лет.

t1699016236ab.jpg

Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов (известный как Лёня Голиков; 17 июня 1926, Лукино, Старорусский уезд, Новгородская губерния, СССР — 24 января 1943, Острая Лука, Псковская область, СССР) — пионер-герой, тимуровец, участник Великой Отечественной войны, партизан, Герой Советского Союза (посмертно).

Родился Леонид в семье рабочего.


Окончил 7 классов.

Бригадный разведчик участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы и Север.


Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени посмертно.


13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков», неподалёку от деревни Варницы Струго-Красненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин.


24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

t1699016236ac.jpg

Мара́т Ива́нович Казе́й (10 октября 1929 года, деревня Станьково, Койдановский район, Минский округ, Белорусская ССР, СССР — 11 мая 1944 года, деревня Хоромицкие, Узденский район, Минская область) — советский белорусский пионер-герой, юный красный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно).

Отец Марата — Иван Георгиевич Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтийском флоте. Проходил военную службу на линкоре «Марат», в честь которого назвал сына Маратом.

Мать Анна Александровна во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске.


После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной в ноябре 1942 года ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября.


Зимой 1943 года, когда отряд выходил из окружения, Ариадна Казей получила тяжелое обморожение ступней ног, она была эвакуирована на самолёте. Марату, как несовершеннолетнему, было предложено эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде.


Впоследствии Марат стал разведчиком штаба 200-ой партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» (будучи ранен, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».


В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан.


В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования.


Последний бой

Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин Михаил Степанович на лошадях ранним утром приехали в деревню Хоромицкие. Менее чем через полчаса раздались выстрелы. Деревню окружила цепь гитлеровцев из состава карательной зондеркоманды дивизии СС «Дирлевангер» и полицаев. В начавшейся перестрелке Ларин погиб почти сразу. Марату удалось добраться до кустарника у опушки леса, там он и принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними.

8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) — через 21 год после гибели.

t1699016236ad.jpg

Зинаи́да Марты́новна (Зи́наПортнова (20 февраля 1926Ленинград — 10 января 1944Полоцк или деревня ГоряныПолоцкий районВитебская область) — пионер-герой, советская подпольщицапартизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Герой Советского Союза (1958).

Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинград в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов (1941).

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района Витебской области. После нападения гитлеровцев на СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года — член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководительницей которой была будущий Герой Советского Союза Е. С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи.

Согласно советской историографии, участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила суп (погибло более ста офицеров). Нацисты начали поиск злоумышленников, подозревая всех и каждого. Попала под подозрение и Зина, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка бабушкиного дома, но та отпоила её травяными отварами и молочной сывороткой, в результате девушка осталась жива. Однако, после произошедшего оставаться в деревне ей было смертельно опасно, и Портнову переправили в партизанский отряд.

С августа 1943 года разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (ныне Полоцкого района Витебской области Беларуси), следователь угрожал ей пистолетом, в котором был "один" патрон, Зина храбро молчала, вдруг во двор въехали машины и следователь отвлёкся. Тогда схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но около реки была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах.

Утром 10 января 1944 года её расстреляли в тюрьме города Полоцк (по другой версии — в деревне Горяны).

t1699016236ae.jpg

Воло́дя Дуби́нин (Влади́мир Ники́форович Дубинин29 августа 1927КерчьКрымская АССР — 4 января 1942КерчьКрымская АССР) — пионер-герой, участник Великой Отечественной войны, партизан Старо-Карантинских каменоломен. Погиб при разминировании.

Учился в школе с 1934 года. Активно занимался авиамоделизмом. За активную общественную работу и хорошую учёбу в 1941 году получил путёвку в «Артек».

Когда грянула Отечественная война, Володе было 13 лет. 

Володя был одним из членов партизанского отряда им. И. В. Сталина, воевавшего в каменоломнях посёлка Старый Карантин (Камыш-Бурун) в 6 километрах от центра Керчи (ныне часть города). Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в партизаны. Со своими друзьями, Толей Ковалёвым и Ваней Гриценко, Володя Дубинин многократно ходил в разведку. Юные разведчики доставляли ценные сведения о расположении частей врага, о численности немецких войск и т. п. Володя был маленького роста, поэтому мог выбираться по очень узким лазам.

Во время одной из разведок узнал, что немцы собираются затопить каменоломни. Рискуя жизнью, в дневное время прошёл вражеские посты и предупредил партизан об опасности, спас тем самым жизнь отряду. Были возведены защитные стенки, заделаны отверстия. Партизаны, опираясь на разведданные, планировали свои боевые операции. Разведка помогла в декабре 1941 года отряду дать достойный отпор карателям. В штольнях во время боя мальчик подносил бойцам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца.

Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции (1941—1942) Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. 4 января 1942 года от взрыва мины погибли 4 сапёра и помогавший им Володя Дубинин.

Награждён орденом Красного Знамени (посмертно).

Приложение 2

Лист-опросник для каждого участника

Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик (Ва́ля Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944)

К началу войны он только перешёл в _______ класс.

Осенью ____________ года вместе с товарищами, подорвал гранатой машину, в которой ехал глава жандармерии.

С 1942 года принимал активное участие в ________________ движении на территории Украины.

В октябре 1943 года подорвал _________________, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась.

Также внёс свой вклад в подрыв ______________ железнодорожных эшелонов и складов.

________________, заметил карателей. Убив офицера, поднял тревогу; благодаря чему партизаны успели дать отпор врагу.

 ___________________ в бою был тяжело ранен и на следующий день скончался.

В июне 1958 года Валентину Котику присвоено звание _______________ (посмертно).

На момент гибели ему едва исполнилось _________________ лет.

Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов (Леня Голиков; 17 июня 1926— 24 января 1943)

Окончил ________ классов.

________________ разведчик участвовал в _ боевых операциях.

Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и ____________ шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами.

Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в ____________________________.

За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени посмертно.

13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «_______________», гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких ___________.

_________________ в бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.

Мара́т Ива́нович Казе́й (10 октября 1929 года — 11 мая 1944 года)

Отец Марата проходил военную службу на линкоре «___________», в честь которого назвал сына.

После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной в ноябре 1942 года ушли в ____________.

В ____________ 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан.

В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы — военные_______________ и планы гитлеровского командования.

Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады приехали в деревню ____________. Деревню окружила цепь гитлеровцев и __________. В начавшейся перестрелке Марат принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев. Второй гранатой, подорвал себя вместе с ними.

Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) — через _________ год после гибели.

Зинаи́да Марты́новна (Зи́наПортнова (20 февраля 1926  — 10 января 1944)

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района ________________области. После нападения гитлеровцев на СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории.

С 1942 года — член Обольской подпольной организации «__________________________».

Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.

Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья _____________ суп (погибло более ста офицеров). Зина попала под подозрение, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка _________________ дома, но та отпоила её травяными отварами и молочной сывороткой, в результате девушка осталась жива. Портнову переправили в ____________________.

С августа 1943 года разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова.

В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана. На одном из допросов в гестапо деревни ______________, следователь угрожал ей пистолетом, Зина храбро молчала, вдруг во двор въехали машины и следователь отвлёкся. Тогда схватив со стола ___________________следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но около реки была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах.

Утром _____________________ её расстреляли в тюрьме города Полоцк (по другой версии — в деревне Горяны).

Воло́дя Дуби́нин (Влади́мир Ники́форович Дубинин29 августа 1927 — 4 января 1942

Учился в школе с 1934 года. Активно занимался ______________.

За активную общественную работу и хорошую учёбу в 1941 году получил путёвку в «___________».

Когда грянула Отечественная война, Володе было __________ лет. 

Володя был одним из членов партизанского отряда им. ___________, воевавшего в каменоломнях посёлка Старый Карантин  в 6 километрах от центра __________ .

Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в ________________.

Володя был ______________________, поэтому мог выбираться по очень узким лазам.

Во время одной из разведок узнал, что немцы собираются ____________________ каменоломни. Рискуя жизнью, в дневное время прошёл вражеские посты и предупредил партизан об опасности, спас тем самым жизнь отряду.

Разведка помогла в декабре 1941 года отряду дать достойный отпор карателям. В ________________ во время боя мальчик подносил бойцам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца.

Уже после освобождения _______________ в результате Керченско-Феодосийской десантной операции (1941—1942) Володя вызвался помогать _____________ при разминировании подходов к каменоломням.

_________________ от взрыва мины погибли 4 сапёра и помогавший им Володя Дубинин.

Награждён орденом ____________________________ (посмертно).

Приложение 3

t1699016236af.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации