Методическая разработка «Дети, приближавшие Победу»
Пояснительная записка
Тематическое направление - гражданское и патриотическое воспитание
Тема (название) воспитательного мероприятия - «Дети, приближавшие Победу»
Актуальность и обоснование выбора темы. В нашей школе действует Военно-патриотический Клуб «Вертикаль». Действует давно и успешно. Часто ребята выезжают на соревнования и профильные смены, часть которых проходят в пионерских лагерях носящих имена пионеров-героев. Например, ДОЦ им. В Дубинина. И я задумалась, а знают ли ребята нашей школы, кто такой Володя Дубинин? Слышали ли они когда-нибудь о Вале Котике? Знакомы ли имена Марата Казея или Лёни Голикова? Тема пионеров-героев Великой Отечественой Войны отодвинута на задний план, забыта. В настоящее время, когда идет речь о возрождении детского движения подобного пионерии, и уже движение наращивает обороты своего становления, именно сейчас надо рассказывать детям о сущности пионеров советского периода. Рассказывать так чтобы они прониклись, чтобы родилась преемственность между двумя движениями. Интервал в 30 лет, конечно, разорвал ниточку между поколениями: многие родители сегодняшних школьников не были даже приняты в пионеры. Еще и поэтому рассказать о пионерах-героях надо…чтобы вспомнили, так чтобы запомнили…
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Методическая разработка воспитательного мероприятия «Дети, приближавшие Победу» имеет особое значение в развитии патриотического и гражданского воспитания старшеклассников и входит в систему мероприятий классного руководителя посвященных празднованию годовщины Великой Победы. Данное мероприятие проводится накануне Дня Победы. Предполагает плавный подход к классной беседе на тему «Цена Победы». Мероприятие несет в себе не только просветительскую, образовательную функцию, способствует популяризации истории, но оно должно колыхнуть сердца подрастающего поколения, задеть духовную грань человеческой сущности.
Целевая аудитория (с указанием возраста/класса) – учащиеся 9-11 классов
Цель воспитательного мероприятия «Дети, приближавшие Победу» - создание условий для формирования чувства патриотизма, гордости за нацию, единения и осознания преемственности поколений через изучение героических поступков совершенных пионерами-героями в Великую Отечественную Войну, формирование чувства причастности к происходившим историческим событиям в годы войны, воспитание исторической грамотности подрастающего поколения.
Задачи:
1. Развивать интерес к изучению исторических фактов по вопросу достижения Победы в Великой Отечественной Войне;
2. На примере биографии пионеров-героев воспитывать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому своей Родины;
3. Укреплять связи поколений для осознания себя приемником наследия наших предков;
4. Мотивировать взаимодействие подростков в процессе решения познавательных и воспитательных задач;
5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для успешной реализации идеи мероприятия.
Планируемые результаты:
Формирование у обучающихся чувства гордости, патриотизма и гражданской ответственности, основ эмпатии, способности сопереживать; сохранить знания исторического наследия нашей страны.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: внеклассное мероприятие, как более широкая форма воздействия на школьника, чем классный час. Внеклассное воспитательное мероприятие нацелено на обогащение учащихся новыми, интересными фактами, понятиями, отражающие различные стороны жизни человека и общества.
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: на этапе введения в тему используется проблемный метод. Основная часть мероприятия реализуется за счет технологии коллективного способа обучения. В заключительном этапе добавляется соревновательный метод (один из самых результативных методов стимулирования деятельности детей) – прохождение викторины по изученному материалу с присуждением мест: применение игровых информационно-компьютерных технологий.
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия:
Классный руководитель обладающий навыками работы с информационно-компьютерными технологиями. Учащиеся 9-11классов. разработанное положение о проведении мероприятия, в котором отражаются цель, задачи, технология, приёмы, форма проведения. Разработанные информационные карточки на каждого пионера-героя с краткими данными о их биографии, подвиге и фотографиями (собранные в сети Интернет).
Материально-технические, информационные ресурсы:
Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, принтер, выход в интернет, динамики, компьютеры для обучающихся для прохождения онлайн викторины. Сайт для разработки онлайн викторины Wordwall.net, песня А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о Пионерах-героях» и клип на неё (Ссылка на видео: https://youtu.be/Zg5FWAEzS7c)
Основная часть
Описание подготовки воспитательного мероприятия.
На подготовительном этапе мероприятия классный руководитель разрабатывает информационные карточки на каждого пионера-героя (Приложение 1), листы-опросники (Приложение 2), определяет количество контрольных точек в листе-опроснике, готовит онлайн викторину (на сайте Wordwall.net) вопросы и ответы для проверки, а также просчитывает деление школьников на группы и разрабатывает технологию прохождения мероприятия. После прохождения мероприятия педагог собирает ответы команд (онлайн викторины) и объявляет победителей. Мероприятие проводится в здании школы. При этом подготовительный этап включает поиск помещений (кабинетов, рекреаций и др.) для проведения мероприятия с возможностью просмотра видео, а также подготовку печатного варианта заданий для каждой группы.
Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)
1 этап. Подготовительный. Введение в проблему.
Ученики собраны в аудитории. Рассадка свободная.
Вступительное слово учителя: «Сегодня, в преддверии празднования Дня Победы, мне хотелось бы поговорить с вами о юных героях Великой Отечественной Войны. О тех, кто был вашими сверстниками. Кто-то из них был младше вас, кто-то чуть старше. О тех, чьи имена не должны быть забыты… (Просмотр видеоклипа на песню А.Пахмутовой и Н. Добронравова «Песня о Пионерах-героях»)
Несмотря на свой возраст, ребята смогли дать отпор фашистам и помочь взрослым одержать победу. Самый маленький солдат советской армии Сережа Алешков в 6 лет спас жизнь целой группе офицеров, 6-классник Валя Котик трудился связным, 15-летний Марат Казей предпочел подорвать себя гранатой, лишь бы не сдаваться в плен.
«Юные безусые герои» Автор: Сергей Наровчатов. Читает ученица 10 класса Полина Бубенщикова.
Юные безусые герои,
Юными остались вы навек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев тому сейчас причиной,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтёшь, а впрочем, всё равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшемся в окно.
Просмотр документального фильма «Пионеры Герои на Войне 5 юных героев @Великая Отечественная», продолжительность около 12 мин.
(ссылка на видео: https://dzen.ru/video/watch/62ca4113be1a1c6aae6209f6?f=video&utm_referer=www.yandex.ru)
Традиционно считается, что звания Героя Советского Союза были удостоены шесть пионеров: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Шура Чекалин и Боря Цариков. Однако из них членами пионерской организации на момент совершения подвига являлись только Казей и Котик. Остальные были старше предельного для пионеров возраста 15 лет, а Портнова и Цариков уже состояли в комсомольской организации. Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумов, Витя Коробков, Володя Казначеев; Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантемиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;
Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалёв; Ордена Красной звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Лёня Анкинович. Сегодня мы подробнее поговорим о пяти пионерах-героях: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова, Валя Котик и Володя Дубинин.
2 этап. Основной. Сбор и изучение информации. Коллективный способ обучения.
Деление на группы. «Теперь, ребята, вам предстоит разделиться на группы. Помните, что каждый участник сегодня в работе». Деление на группы при помощи выбора цветовых индикаторов. Это могут быть звездочки разных цветов: красный, синий, жёлтый, зеленый, оранжевый. (Звездочки можно раздавать на входе на мероприятие и прикреплять к одежде). Каждая группа получает информационную карточку на одного пионера-героя. Каждый участник получает индивидуальный лист-опросник, где должен собрать информацию о пяти пионерах-героях. На первом этапе группа из 3 участников подробно изучает информацию о полученном пионере-герое и заносит ее в свой лист-опросник. Время на изучение 10 минут. Второй этап группы переформируются так, чтобы образовалось 3 группы по 5 человек. В каждой новой группе участники разных групп (разных цветов) (Приложение 3). Каждый участник рассказывает остальным и помогает заполнить лист-опросник о своем пионере-герое. Время на обмен информацией 10-15 минут. Третий этап участники возвращаются в исходные группы и сверяют заполненную информацию, ликвидируя пробелы. Таким образом, дети изучают информацию, сами рассказывают сверстникам о пионерах-героях, слушают и записывают ключевые события.
3 этап. Заключительный. Самопроверка полученных знаний. Прохождение онлайн викторины. https://wordwall.net/ru/resource/55388929 (викторина доступна для прохождения мобильного телефона)
Все дети проходят онлайн викторину, отвечая на вопросы. Подводим итоги.
Кроме пионеров-героев сражавшихся на передовой были еще и пионеры-герои труда. Это возможная тема для следующих мероприятий.
«Юным героям войны». Автор: Наталия Бессонова. Читает ученица 9 класса Коковина Кристина
Мальчишки-девчонки военной страны!
Мы вам до земли поклониться должны:
Вы бились с врагом в тех кровавых боях,
Вы смены стояли в холодных цехах,
Вы в поле работали за четверых,
Вы ждали, молились за ваших родных,
Вы тылом надежным были отцам,
Опорой вы стали своим матерям,
Вы мстили за павших, вставая с ружьем,
Вы шли в рукопашный за поруганный дом,
Вы связь обеспечивали для партизан,
Вам ангел победы в руки был дан.
И кто-то из вас не вернулся домой,
А кто-то сейчас, слава Богу, живой.
Девчонки-мальчишки великой страны!
Мы вам до земли поклониться должны!
Ребята, наше мероприятие подошло к концу. Насколько оно было важным для вас? Узнали ли вы что-то новое, что тронуло вас? А может быть поразило? Подвиг пионеров-героев нельзя забывать. О них нужно помнить! Пока мы помним они живут!
Песня А. Пахмутовой и Н.Добронравова «О пионерах-героях» завершает мероприятие.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классного руководителя:
Проведение мероприятия можно приурочить и к другим знаменательным датам: ко Дню Пионерии 19 мая, ко Дню Героев Отечества 9 декабря. Данное воспитательное мероприятие можно реализовать во всех образовательных учреждениях нашей Родины.
Использованные источники:
https://kprfast.ru/news/writetous/pionery-geroi-deti-vojny.
https://www.omsk-kprf.ru/node/8242
https://nauka.club/literatura/stikhi/stikhi-o-detyakh-geroyakh.html
https://dzen.ru/video/watch/62ca4113be1a1c6aae6209f6?f=video&utm_referer=www.yandex.ru
Приложение 1
информационные карточки на каждого пионера-героя
Ва́ля Ко́тик (Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) — советский пионер-герой, участник Великой отечественной войны, партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно). | Родился в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской области Украины в семье служащего. К началу войны он только перешёл в пятый класс. Осенью 1941 года вместе с товарищами, устроив засаду, подорвал гранатой машину, в которой ехал глава жандармерии. С 1942 года принимал активное участие в партизанском движении на территории Украины. С августа 1943 года — в партизанском отряде под командованием Ивана Алексеевича Музалёва, был дважды ранен. В октябре 1943 года обнаружил подземный телефонный кабель, который вскоре был подорван, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв шести железнодорожных эшелонов и складов. 29 октября 1943 года, будучи в дозоре, заметил карателей, собиравшихся устроить облаву на отряд. Убив офицера, поднял тревогу; благодаря его действиям партизаны успели дать отпор врагу. В бою за город Изяслав 16 февраля 1944 года был тяжело ранен и на следующий день скончался. В июне 1958 года Валентину Котику присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). На момент гибели ему едва исполнилось 14 лет. |
Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов (известный как Лёня Голиков; 17 июня 1926, Лукино, Старорусский уезд, Новгородская губерния, СССР — 24 января 1943, Острая Лука, Псковская область, СССР) — пионер-герой, тимуровец, участник Великой Отечественной войны, партизан, Герой Советского Союза (посмертно). | Родился Леонид в семье рабочего. Окончил 7 классов. Бригадный разведчик участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы и Север. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени посмертно. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга—Псков», неподалёку от деревни Варницы Струго-Красненского района гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин. 24 января 1943 года в бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. |
Мара́т Ива́нович Казе́й (10 октября 1929 года, деревня Станьково, Койдановский район, Минский округ, Белорусская ССР, СССР — 11 мая 1944 года, деревня Хоромицкие, Узденский район, Минская область) — советский белорусский пионер-герой, юный красный партизан-разведчик, Герой Советского Союза (посмертно). | Отец Марата — Иван Георгиевич Казей — коммунист, активист, прослужил 10 лет на Балтийском флоте. Проходил военную службу на линкоре «Марат», в честь которого назвал сына Маратом. Мать Анна Александровна во время Великой Отечественной войны прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что в 1942 году была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной в ноябре 1942 года ушли в партизанский отряд им. 25-летия Октября. Зимой 1943 года, когда отряд выходил из окружения, Ариадна Казей получила тяжелое обморожение ступней ног, она была эвакуирована на самолёте. Марату, как несовершеннолетнему, было предложено эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался в отряде. Впоследствии Марат стал разведчиком штаба 200-ой партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу» (будучи ранен, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги». В марте 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы неприятеля — военные карты и планы гитлеровского командования. Последний бой Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады Ларин Михаил Степанович на лошадях ранним утром приехали в деревню Хоромицкие. Менее чем через полчаса раздались выстрелы. Деревню окружила цепь гитлеровцев из состава карательной зондеркоманды дивизии СС «Дирлевангер» и полицаев. В начавшейся перестрелке Ларин погиб почти сразу. Марату удалось добраться до кустарника у опушки леса, там он и принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев. Второй гранатой, когда они подошли совсем близко, подорвал себя вместе с ними. 8 мая 1965 года Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) — через 21 год после гибели. |
Зинаи́да Марты́новна (Зи́на) Портнова (20 февраля 1926, Ленинград — 10 января 1944, Полоцк или деревня Горяны, Полоцкий район, Витебская область) — пионер-герой, советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР. Герой Советского Союза (1958). | Родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинград в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов (1941). В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района Витебской области. После нападения гитлеровцев на СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года — член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководительницей которой была будущий Герой Советского Союза Е. С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи. Согласно советской историографии, участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила суп (погибло более ста офицеров). Нацисты начали поиск злоумышленников, подозревая всех и каждого. Попала под подозрение и Зина, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка бабушкиного дома, но та отпоила её травяными отварами и молочной сывороткой, в результате девушка осталась жива. Однако, после произошедшего оставаться в деревне ей было смертельно опасно, и Портнову переправили в партизанский отряд. С августа 1943 года разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (ныне Полоцкого района Витебской области Беларуси), следователь угрожал ей пистолетом, в котором был "один" патрон, Зина храбро молчала, вдруг во двор въехали машины и следователь отвлёкся. Тогда схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но около реки была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах. Утром 10 января 1944 года её расстреляли в тюрьме города Полоцк (по другой версии — в деревне Горяны). |
Воло́дя Дуби́нин (Влади́мир Ники́форович Дубинин; 29 августа 1927, Керчь, Крымская АССР — 4 января 1942, Керчь, Крымская АССР) — пионер-герой, участник Великой Отечественной войны, партизан Старо-Карантинских каменоломен. Погиб при разминировании. | Учился в школе с 1934 года. Активно занимался авиамоделизмом. За активную общественную работу и хорошую учёбу в 1941 году получил путёвку в «Артек». Когда грянула Отечественная война, Володе было 13 лет. Володя был одним из членов партизанского отряда им. И. В. Сталина, воевавшего в каменоломнях посёлка Старый Карантин (Камыш-Бурун) в 6 километрах от центра Керчи (ныне часть города). Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в партизаны. Со своими друзьями, Толей Ковалёвым и Ваней Гриценко, Володя Дубинин многократно ходил в разведку. Юные разведчики доставляли ценные сведения о расположении частей врага, о численности немецких войск и т. п. Володя был маленького роста, поэтому мог выбираться по очень узким лазам. Во время одной из разведок узнал, что немцы собираются затопить каменоломни. Рискуя жизнью, в дневное время прошёл вражеские посты и предупредил партизан об опасности, спас тем самым жизнь отряду. Были возведены защитные стенки, заделаны отверстия. Партизаны, опираясь на разведданные, планировали свои боевые операции. Разведка помогла в декабре 1941 года отряду дать достойный отпор карателям. В штольнях во время боя мальчик подносил бойцам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца. Уже после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции (1941—1942) Володя вызвался помогать сапёрам при разминировании подходов к каменоломням. 4 января 1942 года от взрыва мины погибли 4 сапёра и помогавший им Володя Дубинин. Награждён орденом Красного Знамени (посмертно). |
Приложение 2
Лист-опросник для каждого участника
Валенти́н Алекса́ндрович Ко́тик (Ва́ля Ко́тик; 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944) |
К началу войны он только перешёл в _______ класс. Осенью ____________ года вместе с товарищами, подорвал гранатой машину, в которой ехал глава жандармерии. С 1942 года принимал активное участие в ________________ движении на территории Украины. В октябре 1943 года подорвал _________________, и связь захватчиков со ставкой Гитлера в Варшаве прекратилась. Также внёс свой вклад в подрыв ______________ железнодорожных эшелонов и складов. ________________, заметил карателей. Убив офицера, поднял тревогу; благодаря чему партизаны успели дать отпор врагу. ___________________ в бою был тяжело ранен и на следующий день скончался. В июне 1958 года Валентину Котику присвоено звание _______________ (посмертно). На момент гибели ему едва исполнилось _________________ лет. |
Леони́д Алекса́ндрович Го́ликов (Леня Голиков; 17 июня 1926— 24 января 1943) |
Окончил ________ классов. ________________ разведчик участвовал в _ боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, 2 железнодорожных и ____________ шоссейных мостов, 2 продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в ____________________________. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Красного Знамени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени посмертно. 13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «_______________», гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких ___________. _________________ в бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб. |
Мара́т Ива́нович Казе́й (10 октября 1929 года — 11 мая 1944 года) |
Отец Марата проходил военную службу на линкоре «___________», в честь которого назвал сына. После смерти матери Марат со старшей сестрой Ариадной в ноябре 1942 года ушли в ____________. В ____________ 1943 года Марат фактически спас партизанский отряд. Когда каратели взяли партизан «в клещи» у деревни Румок, именно разведчику Казею удалось прорваться сквозь «кольцо» противника и привести на помощь партизанский отряд им. Д. А. Фурманова, который находился в семи километрах от окружённых партизан. В декабре 1943 года в бою на Слуцком шоссе Марат Казей добыл ценные документы — военные_______________ и планы гитлеровского командования. Возвращаясь из разведки, Марат и начальник разведки штаба партизанской бригады приехали в деревню ____________. Деревню окружила цепь гитлеровцев и __________. В начавшейся перестрелке Марат принял бой. Держа оборону, отстреливался до последнего патрона, а потом взял в руки своё последнее оружие — две гранаты. Одну бросил в немцев. Второй гранатой, подорвал себя вместе с ними. Казею Марату Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно) — через _________ год после гибели. |
Зинаи́да Марты́новна (Зи́на) Портнова (20 февраля 1926 — 10 января 1944) |
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района ________________области. После нападения гитлеровцев на СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года — член Обольской подпольной организации «__________________________». Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья _____________ суп (погибло более ста офицеров). Зина попала под подозрение, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка _________________ дома, но та отпоила её травяными отварами и молочной сывороткой, в результате девушка осталась жива. Портнову переправили в ____________________. С августа 1943 года разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана. На одном из допросов в гестапо деревни ______________, следователь угрожал ей пистолетом, Зина храбро молчала, вдруг во двор въехали машины и следователь отвлёкся. Тогда схватив со стола ___________________следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но около реки была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах. Утром _____________________ её расстреляли в тюрьме города Полоцк (по другой версии — в деревне Горяны). |
Воло́дя Дуби́нин (Влади́мир Ники́форович Дубинин; 29 августа 1927 — 4 января 1942) |
Учился в школе с 1934 года. Активно занимался ______________. За активную общественную работу и хорошую учёбу в 1941 году получил путёвку в «___________». Когда грянула Отечественная война, Володе было __________ лет. Володя был одним из членов партизанского отряда им. ___________, воевавшего в каменоломнях посёлка Старый Карантин в 6 километрах от центра __________ . Настойчивый и отважный мальчик добился того, чтобы его приняли в ________________. Володя был ______________________, поэтому мог выбираться по очень узким лазам. Во время одной из разведок узнал, что немцы собираются ____________________ каменоломни. Рискуя жизнью, в дневное время прошёл вражеские посты и предупредил партизан об опасности, спас тем самым жизнь отряду. Разведка помогла в декабре 1941 года отряду дать достойный отпор карателям. В ________________ во время боя мальчик подносил бойцам боеприпасы, а после заменил тяжелораненого бойца. Уже после освобождения _______________ в результате Керченско-Феодосийской десантной операции (1941—1942) Володя вызвался помогать _____________ при разминировании подходов к каменоломням. _________________ от взрыва мины погибли 4 сапёра и помогавший им Володя Дубинин. Награждён орденом ____________________________ (посмертно). |
Приложение 3