12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кутявина Галина Петровна524
Россия, Пермский край, Чайковский
Материал размещён в группе «Новые образовательные технологии»


 

Наш любимый Пермский край

Методические материалы в помощь учителям предметникам, работающим по учебному пособию


Методическая разработка занятий по теме «Города Пермского края»

Уровень образования: 

основное общее образование

Целевая аудитория

5 класс

Предмет(ы): 

Литература

Цель

Формирование у учащихся начальных представлений о городах Пермского края

Задачи

1. Способствовать созданию собственного представления об истории Пермского края на основе с учебником ,,,,,,,,,

2. Научить учащихся задавать вопросы к тексту на основе стратегии смыслового чтения «толстые и тонкие» вопросы, т.к. данный способ способствует лучшему усвоению материала.

3.Работать над расширением понятийного аппарата учащихся.

4. Умением работать с текстом: выделять главное, сопоставлять, делать вывод.

5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Формулировка метапредметного результата в стандарте

Смысловое чтение.

Планируемые результаты:

Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки

Метапредметные:  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные:  развитие умений работать с учебником, овладение технологией «толстые и тонкие» вопросы

Конкретизация результата –

Умение задать вопрос, раскрывающий новый контекст текста

Используемые учебники и учебные пособия: 

 

   Раздаточный материал

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов ;

 Правила написания синквейна.

Критерии оценивания

Используемые ЦОР

Мультимедийная презентация

 

Основная концепция методической разработки

Из жизненного опыта мы все знаем, что есть вопросы, на которые легко ответить "да" или "нет", но гораздо чаще встречаются вопросы, на которые нельзя ответить однозначно. Тем не менее, мы нередко оказываемся в ситуациях, когда человек, задающий вопросы, требует от него однозначного ответа.

Поэтому для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно не возможно (Толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Добавлю

Таблица "Толстых" и "Тонких" вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении – демонстрация пройденного.

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в тетради продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".
2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".
3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в тетрадь по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.

Данная работа предполагает работу с учебником.

1 занятие. Город Чердынь.

На первом этапе учащиеся вместе с учителем знакомятся с текстом учебника. Совместно составляют вопросы по учебнику на основе таблицы. Лучшие вопросы записывают в тетрадь. Обязательно записывают ответ на заданный вопрос. Таким образом в тетради учащихся по каждому городу будут составлены вопросы по изучаемому городу. Ответ, записанный рядом, служит доказательством того, что вопрос сформулирован правильно. В конце занятия знакомятся с критериями

2 занятие. Соликамск

Учитель знакомит с историей города:..Учащиеся самостоятельно изучают тексты; составляют вопросы. Учитель на данном занятии консультирует учащихся, затрудняющихся с формулировкой вопроса. В конце занятия проводится рефлексия на основе стратегии «синквейн», где учащиеся выражают своё отношение к данному виду деятельности.. Оценивание учащихся проводит учитель на основе критериев. Оценки записывает в тетрадь.

3 занятие. Кунгур

Учитель знакомит с историей города:

Учитель раздаёт тетради учащихся, говорит о типичных ошибках. Третье занятие предполагает работу в паре по изучению материала в учебнике и составлению вопросов. Рефлексия проводится в конце занятия, учащиеся смайликами выражают значимость данной работы. Самостоятельно оценивают работу групп по критериям. Выставляют оценки. Работу по оцениванию проводит и учитель.

4 занятие Очёр, Оханск

Учитель знакомит с историей городов

Учащиеся рассматривают тетради, сравнивают оценивание себя и учителя. Последующая работа будет проходить в группе. Работа в группе занимает больше времени, поэтому на данном занятии оценивание проводит только учитель.

Количество занятий будет зависеть от сформированности у учащихся навыка работы с текстом.

5 занятие Добрянка

Учитель знакомит с историей города Добрянка

Работа в группах. Учащиеся готовят по 5 вопросов для остальных групп. Записывают их в свои тетради. Через 10 минут группы начинают задавать вопросы. Побеждает группа, которая ответит на наибольшее количество вопросов.

6 занятие Чермоз, Нытва

Работа в группах. Чтение текста учебника. После прочтения учащимся предлагается таблица на соотнесение вопросов и ответов. По городу Нытва составьте подобную таблицу ,занесите её в тетрадь

Чермоз

1.В каком году возникло поселение города Чермоза?

А)1765

2.Чем славился Чермозский завод?

Б)701

3.С чем связано быстрое развитие поселения, его успехи?

В)Не имел равных по качеству листового железа, оно шло на продажу в Англию)

4.Кто автор единственного в России механического лунного календаря?

Г)В 1800 году граф И. Л. Лазарев даёт распоряжение основать в заводе Чермоз главное правление своего имения)

5. В каком году Строгановы ставят медеплавильный завод?

Д)1848 крепостной Егорка Епишин

6.Кто был крупнейшим владельцем 4 горных заводов, соляных промыслов, обширных прилегающих земель?

Е)На фасаде храма Рождество –Богородицкого храма)

7.Где установлены часы –куранты крепостного умельца Епишина?

Ё)Иван Лазаревич Лазарев(выходец из Персии, армянин по происхождению)

8.Чем интересна культурная жизнь Чермоза?

Ж)Свой театр, первая на Урале общественная библиотека, народное училище(1820-1830)

7 занятие Лысьва

Работа в группах. Задание усложняется. Предлагается таблица, в которой даны ответы. Учащимся предагается составить вопросы на готовые ответы.

Лысьва

 

С 18 века

 

От двух коми-пермяцких слов: лысь-хвойная веточка ива-вода)

 

1785

 

С разрешения построить литейный завод, которое получила дочь барона А. Г. Строганова

 

Правнук княгини Шаховской, граф Павел Петрович Шувалов)

 

С 1905года –всемирная выставка в Париже

 

На фоне красного круга голова мифического единорога-сильного и непобедимого

 

Каски для солдат

8 Занятие Город Пермь

Учитель знакомит с историей города. Самостоятельное чтение учебника. Учащиеся вместе с учителем составляют «трудные» вопросы. Записывают их в тетрадь.

Примерные вопросы (в помощь учителю)

Города

Примерные вопросы

Чердынь

Назовите самый древний грод Прикамья? (Чердынь)

К какому году относится первое упоминание о Чердыне? (1451)

Что означает по коми-пермяцки название «Чердынь»? (приток-«чер»,устье -2 дынь: город строили там, где в реку Колву впадал небольшой приток)

Древняя часть Чердыни расположена на семи холмах. Где и что было возведено на каждом из холмов?(на одном-первый на урале монастырь, на другом –церковь; на третье- собор, на двух центральных-укреплённые городища; на двух остальных –усадьбы,)

В каком году был постоен первый на Урале кремль-крепость? (1535)

Назовите имя богатыря , который по преданиям защищал Пермскую землю от неприятелей? (богатырь Полюд)

Какая торговая дорога проходила через Чердынь? ( дорога в Сибирь)

Что везли обозы по этой дороге? ( ( в На восток везли соль,хлеб, изделия из металла, на запад- меха, кожи, дичь)Назовите Культурное наследие Чердыня? (Музей «Хохловка»,храмы)

Оханск

С какого года ведёт отсчёт своей истории город Оханск? (с 1663)

Какие народы считаются коренными? (коми)

Откуда пошло название города (Жители занимались рыболовством- охань_ рыболовная сеть)

Назовите знаменитый тракт, который проходил через Оханск? (сибирский)

Чем знаменито село Таборы? (упал оханский метеорит)

Имеет ли он ценность?(ценность в его составе)

Какой науке положил начало оханский метеорит?( метеоритика)

Очёр

В каком году был основан город Очёр? (в 1759)

Сколько памятников культуры делают город привлекательным для туристов?(52)

Назовите проектировщиков чугунных солнечных часов? (инженер Пётр Александрович Вологдин и инженер –механик Ниолай Иванович Мальцев)

В каком году солнечные часы были установлены? ( в 1885)

Чем эти часы уникальны? (единственный на Урале астрономический прибор в стальном исполнениии)

Как называется известный палеонтологический памятник? (Ежовский)

Добрянка

В каком году впервые идёт упоминание о городе? (В 1624 году с деревни Добрянка)

Как назывался завод введённый в действие в 1754 году?(медеплавильный и железоделательный завод Строгановых?

Чем славился этот завод? (железом крыты крыши Зимнего дворца и новодевичьего монастыря в Москве)

Чем интересен 1880 год для Добрянки? (Было построено несколько пароходов)

Объясните, чем славились добрянские мастера? (чугунным литьём)

Что является образцом искусства местных умельцев?(чугунная часовня святого Александра Невского в центре посёлка)

Где был построен один из первых музеев? ( В Добрянке)

Назовите известных людей, которые были душой культурной жизни Добрянки? (Управляющий заводом-П. И. Сюзев; сын священника-Григорий Витальевич Хлопин (1863-1929)

Какими трудами прославил себя Г. В. Хлопин (известный учёный гигиенист, автор учебников, редактор журнала «Гигиена и санитария»

В каком году были затоплены Добрянский завод и часть города? (В 1956)

Где находится крупнейшая Пермская ГРЭС-(одна из крепнейших в Европе)? ( В Добрянке)

Чермоз

В каком году возникло поселение города Чермоза? (В 1701)

В каком году Строгановы ставят медеплавильный завод? (1765)

Кто был крупнейшим владельцем 4 горных заводов,соляных промыслов, обширных прилегающих земель? (Иван Лазаревич Лазарев, выходец из Персии, армянин по происхождению)

С чем связано быстрое развитие поселения, его успехи? ((В 1800 году граф И. Л. Лазарев даёт распоряжение основать в заводе Чермоз главное правление своего имения)

Чем славился Чермзский завод? (Не имел равных по качеству листового железа, оно шло на продажу в Англию)

Кто автор единственного в России механического лунного календаря? (1848 крепостной Егорка Епишин ?

Где установлены часы –куранты крепостного умельца Епишина? (На фасаде храма Рождество –Богородицкого храма)

Чем интересна культурная жизнь Чермоза? (Свой театр, первая на Урале общественная библиотека, народное училище(1820-1830)

Нытва

Где и когда встречается первое упоминание о деревне Нытве?( В писцовой книге Михаила Кайсарова за 1623)

В каком году построен первый медеплавильный завод в Нытве? ( 1756)

Кто считается основательницей этого завода? ( Баронесса Мария Артемьевна Строганова)

Что изготовляли на нытвенском медеплавильном заводе? ( якоря и молоты весом от 18 до 20 пудов)

Что выпускал завод во время первой мировой войны? ( снарядные гильзы0)

Что выпускается на заводе с 1939 года? ( столовые и кухонные приборы)

Где находится единственный в мире музей ложки? ( в городе Нытве)

Назовите жемчужину города Нытва? (самый большой рукотворный пруд в Европе- памятник природы и истории 18 века)

Лысьва

С какого века идёт упоминание о городе Лысьва? ( с 18 века)

Как возникло название города? ( от двух коми-пермяцких слов: лысь-хвойная веточка ива-вода)

Назовите официальный год образования города Лысьва? (1785)

С чего пошло строительство города? ( С разрешения построить литейный завод, которое получила дочь барона А. Г. Строганова)

Назовите имя владельца завода, котоый внёс большой вклад в развитие Лысьвенского завода? ( Правнук княгини Шаховской, граф Павел Петрович Шувалов)

С какого года мир узнал о лысьвенской продукции? ( с 1905года –всемирная выставка в Париже)

Назовите фирменный знак лысьвенсого завода? ( На фоне красного круга голова мифического единорга-сильного и непобедимого животного)

Что выпускал завод в годы Веикой О. войны? ( каски для солдат)

Назовите культурные достопримечательности города Нытва? ( музей каски, памятник бывшему владельцу завода графу П. П. Шувалову)

Соликамск

1.В каком веке купцы Калинниковы начали разрабатывать подземные рассола на речке Усолке? ( в 15 веке)

2.Какое первоначальное название города Соликамск? ( Усольу-Камское)

3.Что послужило причиной тому, что Соликамск уже в первой половине 17 века был главным городом Прикамья? (Добывали важный продукт-соль; через Соликамск проложили торговую короткую,сухопутную дорогу к верховьям сибирской реки Туры; дорога через Чердынь была сложнее и длиннее)

4.С какого года начала действовать эта дорога? ( 1587 года)

5.Почему в Соликамске с 17 века началось каменное строительство

( Деревянные строения часто гибли в пламени пожаров)

6.Путь от Москвы до Соликамска занимал месяц, полтора. С желением ли ехали в этот город назначенные государем воеводы? ( Это назначение было почётным, т. к. в конце 17 века Соликамск входил в число 30 наиболее богатых и крупных гродов Росс, опережая Архангельск и Смоленск)

Кунгур

1.Назовите дату основания нынешнего города Кунгура? (1663)

2.Что стало причиной процветания Кунгура в 17 веке ? ( Сибирский тракт

( торговый путь) - путь, соединивший Европу и Азию. Кунгур оказался на пересечении водного и наземного пути),

3. С какого года Кунгур являлся административным центром Пермской провинции? (с 1737)

4.Чем знаменателен 1774 год для Кунгура? ( Жители дали отпор пугачёвцам)

5.За какие заслуги в Кунгуре установлен памятник секунд-майору Александру-Папаве? ( Сумел организовать кунгурцев для отпора захвату Емельяну Пугачёву)

6.Назовите имена меценатов, которые не жалели средств для процветания города? Василий Егоров-подарил дом для народного училища; Алексей Губкин-техничекское училище; Михаил Грибушин-приют для мальчиков-сирот и гостиный двор)

7.Чем знаменит купец Алексей губкин? ( создал крупнейшую в стране фирму по торговле чаем, завозил его из Китая)

8.Назовите неповторимый памятник природы, расположенный на окраине Кунгура? (Ледяная пещера)

Пермь

1. Назовите фамилию офицера, которому по распоряжению императора Петра Великого в 1723году предстояло построить на Урале новые заводы по изготовлению меди. Чугуна. Железа? ( Василий Никитич Татищев)

2. На какое реке был построен первый медеплавильный завод? ( Егошиха)

3. Назовите год основания Егошихинского завода? ( 4 мая 1723года)

4. Кому принадлежал Егошихинский завод с 1759 года? ( графу Михаилу Илларионовичу Воронцову)

5. В каком году Екатерина Великая подписала указ о новом губернском городе Перми ? ( 1780)

6.Назовите первого наместника губернского города?( генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин)

7.Кто руководил строительством города? ( Александр Фёдорович Голубцов)

8.Какие субъекты входили в состав Пермской губернии? (Пермская область, Свердловская область?)

Критерии оценивания учащихся

Критерий

Параметры

Максимальный балл

Формулировка вопроса

Вопрос сформулирован вопросительным предложением;

На данный вопрос можно найти ответ

5

Грамотность

Слова записаны без орфографических ошибок

5

Охват всего текста

Вопросы сформулированы по всему тексту;

Вопросы сформулированы к части текста

5

Возможно использование Дневника путешественника для каждого занятия, или же учитель может оформить тетрадь-дневник каждому ученику. Пример Дневника путешественника Вы можете найти в Приложении вместе с уроком по знакомству с городом Чердынь.

Приложение

Дневник путешественника

«Мой Пермский край»

ФИО____________________________________________________________________________________  ___класс

 

Путешествие в город


 

Начальная рефлексия

Итоговая рефлексия


Запиши вопросы одноклассников, которые тебе больше всего понравились:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №1. Прочитайте фрагмент истории города, выделите основные данные и составьте «тонкие» и «толстые» вопросы.

История города

Так уж распорядилась история, что в мире только три города, стоящие на семи холмах. Но, если два из них – вечный Рим и златоглавая Москва – известны каждому, то имя третьего ничего не говорит не только жителям Европы, обеих Америк, Африки и Австралии, но совершенно незнакомо также и большинству россиян. А между тем это именно она – древняя столица Перми Великой, старейший город Урала, скромная северная красавица ЧЕРДЫНЬ.

Более-менее точно установлено лишь время заселения тех семи холмов над небольшой речкой Колвой, на которых город стоит сейчас (по некоторым предположениям он мог быть перенесен с другого, пока неизвестного места). Это приблизительно IХ-Х век нашей эры. По сравнению с этой датой, Чердынь, как часть России, совсем «молода». Лишь 26 июня 1472 она официально вошла в состав Московского государства, уже задолго до этого являясь крупнейшим торговым центром Урала. 

В 1462 году в городе Чердыни – столице Перми Великой было положено начало христианизации населения Северного Прикамья. Попытка христианизации населения предпринималась и раньше – в 1455 году, но она закончилась неудачно, а для епископа Питирима – и трагично. На пути к Перми Великой он был убит вогулами. Осуществить крещение удалось епископу Ионе, возглавлявшему кафедру Пермской Епархии, которую основал в 1383 году Стефан Пермский в с Усть-Вымь на Вычегде, в Перми Вычегодской.

А между тем укрепления его были, на наш современный взгляд, просто смехотворны: крохотный деревянный кремль-крепость, в котором в лучшем случае имелось 5 пушек и 170 ружей. А военный гарнизон Чердыни и вовсе состоял из 20 стрельцов. Но такова уж сила духа людей, отстаивающих свою родную землю, что не нужны им в бою ни пули, ни стрелы – с голыми руками готовы выйти они на защиту Родины. И выходили – русские и коми-пермяки, старики юноши, женщины и дети – и твердо держали несокрушимый щит – восточный форпост России.

С тех давних времен осталось теперь совсем немногое: часть земляного вала на Троицком холме, осыпавшаяся и поросшая многолетними травами, да деревянный крест над могилой 85 убиенных ратников, сложивших голову в бою с ногайскими татарами в 1547 году. Их имена – все до единого – перечислены на надгробной плите. И по сей день, вот уже более 450 лет, эти герои считаются святыми покровителями города.

До присоединения к Москве Казанского ханства (1552г.), Башкирии (1557г.) и Вятской земли Пермь Великая оставалась единственной на Урале русской территорией, опорой для освоения земель Зауралья. От Чердыни начинался древний путь через Уральские горы в Сибирь. Со второй половины ХVI в. Чердынь становится важным перевалочным пунктом из Камского бассейна в Печорский.

С открытием в 1597 году Бабиновской дороги, ведущей в Сибирь через Соликамск, Чердынь утратила свое стратегическое значение и превратилась в мирный торговый город, где вплоть до начала ХХ века жили богатейшие и знаменитейшие в Прикамье купеческие фамилии. И сегодня Чердынь представляет собой прекрасно сохранившийся образец провинциальной городской архитектуры.

Запишите составленные вопросы 1._________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________

3._________________________________________________________________________________________________________4._________________________________________________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 2

Одним из возможных итоговых заданий может стать работа с контурной картой и гербами.


Каждому ученику выдается раздаточный материал: Контурная карта (Приложение) и таблица с гербами (приложение). Задание состоит в том, что необходимо соотнести гербы и города, подписать города на карте и наклеить соответствующие гербы. На выполнение задания дается примерно25-30 минут. Затем ученики сравнивают получившиеся карты с эталоном. (Приложение)

Эталон выполнен как в интерактивном варианте, так и в напечатанном.

 

Таблица 1. Названия городов Пермского края

Кудымкар

Соликамск

Березники

Очер

Пермь

Горнозаводск

Чайковский

Чернушка

Кунгур

Чердынь

 

 



 

 

Таблица 2. Гербы городов Пермского края

Опубликовано в группе «Новые образовательные технологии»


Комментарии (2)

Панкова Ирина Николаевна, 07.05.16 в 11:48 0 Ответить Пожаловаться
Хорошая работа, к сожалению, нет ЦОР.
Панкова Ирина Николаевна, 10.05.16 в 14:36 0 Ответить Пожаловаться
Ваша работа, безусловно, хорошая методическая разработка по краеведению. Она показывает чему учить и как учить. Но по предложенным критериям ее трудно оценить.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.