Методическая разработка урока биологии на тему «Экологические проблемы Пермского края» (9 класс)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка урока биологии на тему «Экологические проблемы Пермского края»
разработчик : Фролова Л.Н.
2017г.
Учебная дисциплина : биология
Тема занятия: Экологические проблемы Пермского края
Цели урока:
Деятельностная: работают на метапредметный результат. Формирование у обучающихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Самостоятельный поиск информации, её анализ, обобщение и умозаключение.
Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Сформировать целостное представление о глобальных проблемах экологии, причинах их возникновения, последствиях, возможных путях их решения. Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление.
Задачи урока:
Обучающая:
Поиск, систематизация информации по экологическим проблемам, определение причинно – следственных связей экологических проблем, нахождение оптимальных путей решения экологических проблем
Развивающая:
Совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации, формировать умение обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы; совершенствовать умение проводить химические эксперименты.
Воспитательная:
Ориентировать обучающихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей природной среды, воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию.
Методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация слайдов)
- поисковый (поиск информации)
-практический (определение качества воды)
Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип занятия: Открытие новых знаний
Планируемые УУД на уроке.
Личностные:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение);
способность применять на практике знания, полученные на уроках химии.
Регулятивные:
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Коммуникативные:
- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Межпредметные связи:
Биология. Раздел. Биосфера и человек. Тема. Взаимосвязь природы и общества.
Экология. Раздел. Антропогенное воздействие на биосферу.
Тема. Экологические проблемы биосферы.
3. Химия.
4. География
5. Литература
6. Музыка
7. Изобразительное искусство.
Материально-техническое и методическое оснащение занятия:
Иллюстрационно-наглядные материалы
Справочные материалы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся
Инструменты: мерный цилиндр, вода из разных источников, лакмусовая бумага, микроскоп, предметное и покровное стёкла, газета, пробирки.
Элементы структуры урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающихся |
Примечания по методике |
||||||
I.Организа- ционный момент (1 мин) |
Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы занятия. Проверяет готовность обучающихся к занятию. Организует внимание. |
Приветствуют преподавателей. Полная готовность группы, быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока |
|||||||
II.Индукция (мотивация и целеполага ние) 5 мин |
Организация работы по определению темы и цели занятия, обращение внимания на актуальность темы. Демонстрирую слайды с природой Пермского края( на фоне песни Л.Зыкиной о России) Красивые пейзажи сменяются пагубными последствиями антропогенной деятельности человека. - Сформулируйте тему урока. Что сегодня предстоит нам выяснить? Сформулируй-те цель урока. Наш урок состоит из двух частей: теоретической и практической — эксперимента. В первой части урока вы должны открыть для себя знания об экологических проблемах нашего края, попробовать найти пути их решения -Во второй части урока мы исследуем качество воды из разных источников |
Слушают, осмысляют, определяют тему урока:» Экологические проблемы Пермского края» записывают в тетради. Формулируют цель занятия: Какой вклад мы можем внести в сохранение природы нашего края. Понимают необходимость изучения предлагаемой темы |
Межпредметная связь с музыкой, изобразитель- ным искусством, экологией. Использую наглядно-иллюстративный метод. |
||||||
III.Актуали зация знаний и фиксация затруднения в пробном действии (5 мин) |
- Что изучает наука экология? Какой ущерб нанесла окружающей среде деятельность человека? Какие экологические проблемы Пермского края вам известны? |
Формы контроля фронтальный опрос |
|||||||
IV.Изуче ние нового материала (20 мин) |
Беседа с обучающимися, оформление кластера на доске. Определение плана работы. |
Обучающиеся вспоминают и называют глобальные экологические проблемы |
|||||||
4.1.Выявле- ние места и причины за- труднений (постановка проблемы) |
Работать будем в форме деловойигры. Класс разбиваю на 2 команды. Одна изучает экол.проблемы г.Лысьвы, другая – г. Чусового. Задание: используя информацию устных сообщений, презентаций, заполните в рабочем листе таблицу по плану: 1.Название проблемы Причины возникновения Пути решения.
Привожу наглядный пример. Разбираем одну проблему вместе. |
Слушают, настраиваются на работу. Самостоятельная работа обучающихся по плану, который определили. Ознакомление с технокартой. Задают вопросы по содержанию таблицы |
Наблюдение за работой обучающихся, и корректировка работы группы и отдельных обучающихся. Частично-поисковый метод |
||||||
4.2 Построение проекта выхода из затруднения |
Раздаю тексты каждому ученику. Уточняю план действий. Корректирую ответы учеников. |
Читают , заполняют таблицу. Причины возникновения проблем заполняют самостоятельно. Пути решения обсуждают в группах и записывают. Выдвигают гипотезы. |
Индивидуальная работа с текстом. Групповая работа: анализ, обсуждение про блемы, обобщение, вывод |
||||||
4.3.Реализа- ция построенного проекта физминутка |
Контролирую работу учащихся, помогаю сформулировать ответ. Анализируем работу. Слушают музыку из передачи « В мире животных» на фоне слайдов о животных |
Заполняют третью колонку Зачитывают ответы, дополняют. Проговаривают причину невыполнения действия. |
Более удачные предположения записывают в таблицу метапредметная связь |
||||||
V. Практическая часть (10 мин) |
Инструктаж по технике безопасности. Инструктаж по выполнению анализа качества воды. Помогаю учащимся проводить анализ воды, корректирую их действия. |
Повторяют правила техники безопасности при работе с химической посудой Задачи: 1. Овладеть простейшими методами анализа воды. 2. Освоить навыки ведения экспериментальных наблюдений и оформление результатов. 3. Научиться анализировать полученные данные и делать выводы. |
Исследователь ская работа |
||||||
IV. Рефлек сия (4 мин) |
Беседа с обучающимися. Преподаватель делает выводы о проведении занятия, оценивает достижение целей урока. |
Обучающиеся высказывают свое отношение к природе. Высказывают мнение об уроке. |
|||||||
Ход урока
Организационный момент (1 мин).
Преподаватель: Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости из разных школ. Поприветствуем их.
2017 год признан годом экологии, поэтому сегодня мы проведём экологический урок. В качестве эпиграфа к нашему уроку я бы хотела взять замечательные слова из стихотворения нашего местного поэта Вершинина.
.
Есть город уральский с названием Лысьва.
Что значит «лесная вода».
Куда бы ни ехал, куда б ни стремился.
К нему возвращаюсь всегда.
Над прудом склонилась плакучая ива.
Кипрей на угоре зацвел.
Скажу откровенно, я места красивей
Искал, но нигде не нашел.
Вершинин г
II.Индукция (15 мин.)
Сейчас просмотрите, пожалуйста, слайды презентации и попробуйте
озвучить тему урока.
- О чем мы будем с вами сегодня говорить?
-О каких проблемах?
- Запишите тему нашего урока « Экологические проблемы Пермского края». Определите цель урока!
Цель урока: познакомиться с экологическими
проблемами Пермского края и мероприятиями по их устранению.
Задачи урока:
- определить виды проблем
- выявить их причины
- последствия экологических проблем
- пути их решения
Наш урок мы проведём в форме деловой игры. Вы сыграете роль экологов Лысьвы и Чусового. В первой части урока вы должны открыть для себя знания об экологических проблемах нашего края, попробовать найти пути их решения -Во второй части урока мы исследуем качество воды из разных источников. Давайте вспомним некоторые экологические понятия. |
- Что изучает наука экология? Какой ущерб нанесла окружающей среде деятельность человека? Какие экологические проблемы Пермского края вам известны |
III.Изучение нового материала
В настоящее время природные ресурсы истощены, природа сильно загрязнена.Нас окружает множество экологических проблем.По мере роста населения и масштабов производства экологические последствия хозяйственной деятельности человека становятся всё более ощутимыми, а площади нетронутых природных территорий неуклонно сокращаются. В середине 20 века общество впервые начало ощущать угрозу глобального загрязнения окружающей среды. С началом промышленной и аграрной революции значительно увеличилась скорость сокращения видов животных и растений.
А знаете ли вы, что 22 апреля международный день Земли (в России отмечается с 1992 года, в США отмечается с 1970)
- Какие экологические проблемы существуют во всём мире ?
Оформление кластера на доске:
Какие проблемы вы считаете наиболее важными в нашем регионе?
Экологические проблемы сложны и многообразны, в рамках одного занятия мы можем лишь коротко познакомиться далеко не со всеми из них. Давайте для начала остановимся на 5-ти проблемах (проблема мусора, лес-
ные пожары, вырубка леса, загрязнение воздуха– загазованность, загрязнение воды)
- Вы разделены на группы. Одна группа экологов представляет г. Лысьву. другая — г. Чусовой. Сейчас вы будете работать по выделенным нами проблемам и результаты своей работы оформите в виде технологической карты. Для этого вы можете использовать дополнительный материал, имеющийся у вас на столах ( работа с текстом). Вам необходимо выделить: причины и пути решения вашей проблемы. Каждый работает с дополнительным материалом индивидуально: читает текст, заполняет второй столбец самостоятельно. Пути решения проблемы обсуждают в группе, приходят к общему мнению, записывают ответ. Сейчас наши краеведы дадут краткую характеристику своему городу.
Ознакомьтесь с таблицей. У кого возникли проблемы в выполнении задания?. Давайте разберём вместе первую проблему.
Приступайте к работе.
Проанализируем ваши исследования. Пожалуйста, группа экологов из Чусового. Какие экологические проблемы вы обнаружили в своём городе и какие пути решения наметили? Далее выступает группа из Лысьвы.
Сравним вашу работу с эталоном( образцом). Кто не смог выполнить задание, объясните, почему.
Физпауза. Звучит красивая музыка из передачи « В мире животных». На фоне музыки показываю слайды о животных.
V.
Сейчас мы перейдём к практической части урока. Проведём анализ качества воды.
Мы взяли образцы воды из разных источников: водопроводную воду из жилого дома, из пруда лысьвенского и снеговую воду. Давайте определим физико-химические показатели воды: Цвет, запах, прозрачность, показатель рН, наличие посторонних примесей и бактерий. Одна группа проводит анализ водопроводной воды, другая — прудовой и снеговой. Затем анализируем, сравниваем, делаем вывод.
IV.Рефлексия
Изменилось ли ваше отношение к природе?
Какова же (роль) миссия человека в решении всех глобальных экологических проблем.
Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку в тетради.
- Список экологических проблем огромен и многие из них мы даже не упомянули сегодня. Но я думаю, что сказанного уже достаточно, чтобы понять: человечество стоит на краю пропасти, выбраться из которой будет невозможно. От каждого из нас зависит: сделаем мы этот последний шаг в пропасть или нет?..
Глядя на нашу работу, у меня появилась надежда. Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое еще предстоит открыть. А закончить урок я хочу просмотром притчи.
Спасибо за работу на урок
Список используемой литературы
Основные источники:
1. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования» Учебник- 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2008.
Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков И. К», 2008.
Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего профессионального образования, М.:
Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2007.
Трушина Т.П. «Экологические основы природопользования» Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. 5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2010
Дополнительные источники:
Григорьев А.А. «Экологические уроки прошлого и современности» под редакцией академика К.Я. Кондратьева. – Санкт-Петербург: Наука, 2001 – 252с.
Миркин Б.М., Наумова Л.Г. « Игры на уроках биологии».- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2008.- 271с.
Интернет-ресурсы:
http://geoinfoed.ru/geo3/103-problemy-okruzhayushhej-sredy-puti-ix-resheniya.html -Проблемы окружающей среды и пути их решения
http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/- Проблема отходов
http://nature-time.ru/2013/12/vyirubka-lesov-ekologicheskaya-problema/ - Вырубка леса – экологическая проблема в России
http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html- Современные педагогические технологии