Методическая разработка урока биологии на тему «Экологические проблемы Пермского края» (9 класс)

3
0
Материал опубликован 28 September 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

 
МБОУ « СУВОУ для ОсДП »

Методическая разработка урока биологии на тему «Экологические проблемы Пермского края»

разработчик : Фролова Л.Н.

2017г.

Учебная дисциплина : биология

Тема занятия: Экологические проблемы Пермского края

Цели урока:

Деятельностная: работают на метапредметный результат. Формирование у обучающихся умений реализовать новые способы действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные). Самостоятельный поиск информации, её анализ, обобщение и умозаключение.

Содержательная: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Сформировать целостное представление о глобальных проблемах экологии, причинах их возникновения, последствиях, возможных путях их решения. Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление.

Задачи урока:

Обучающая:

Поиск, систематизация информации по экологическим проблемам, определение причинно – следственных связей экологических проблем, нахождение оптимальных путей решения экологических проблем

Развивающая:

Совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации, формировать умение обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы; совершенствовать умение проводить химические эксперименты.

Воспитательная:

Ориентировать обучающихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей природной среды, воспитывать коммуникативную культуру через работу в группе, формировать активную жизненную позицию.

Методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, дискуссия);

- наглядный (демонстрация слайдов)

- поисковый (поиск информации)

-практический (определение качества воды)

Формы учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Тип занятия: Открытие новых знаний

Планируемые УУД на уроке.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение);

способность применять на практике знания, полученные на уроках химии.

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

-коррекция;

-оценка.

Коммуникативные:

- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Межпредметные связи:

Биология. Раздел. Биосфера и человек. Тема. Взаимосвязь природы и общества.

Экология. Раздел. Антропогенное воздействие на биосферу.

Тема. Экологические проблемы биосферы.

3. Химия.

4. География

5. Литература

6. Музыка

7. Изобразительное искусство.

Материально-техническое и методическое оснащение занятия:

Иллюстрационно-наглядные материалы

Справочные материалы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся

Инструменты: мерный цилиндр, вода из разных источников, лакмусовая бумага, микроскоп, предметное и покровное стёкла, газета, пробирки.

Этапы урока

Элементы структуры урока

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Примечания по методике

I.Организа-

ционный момент

(1 мин)

Приветствие, создание благоприятной психологической атмосферы занятия. Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Организует внимание.

Приветствуют преподавателей.

Полная готовность группы, быстрое включение обучающихся в деловой ритм урока

 

II.Индукция

(мотивация и целеполага

ние) 5 мин

Организация работы по определению темы и цели занятия, обращение внимания на актуальность темы.

Демонстрирую

слайды с природой Пермского края( на фоне песни Л.Зыкиной о России) Красивые пейзажи сменяются пагубными последствиями антропогенной деятельности человека.

- Сформулируйте тему урока.

Что сегодня предстоит нам выяснить?

Сформулируй-те цель урока.

Наш урок состоит из двух частей: теоретической и практической — эксперимента.

В первой части урока вы должны открыть для себя знания об экологических проблемах нашего края, попробовать найти пути их решения

-Во второй части урока мы исследуем качество воды из разных источников

Слушают, осмысляют, определяют тему

урока:» Экологические проблемы Пермского края» записывают в тетради.

Формулируют цель занятия: Какой вклад мы можем внести в сохранение природы нашего края.

Понимают необходимость изучения предлагаемой темы

Межпредметная связь с музыкой, изобразитель-

ным искусством, экологией.

Использую наглядно-иллюстративный метод.

III.Актуали

зация знаний

и фиксация затруднения в пробном действии

(5 мин)

- Что изучает наука экология?

Какой ущерб нанесла окружающей среде деятельность человека?

Какие экологические проблемы Пермского края вам известны?

 

Формы контроля фронтальный опрос

IV.Изуче

ние нового материала

(20 мин)

Беседа с обучающимися, оформление кластера на доске. Определение плана работы.

Обучающиеся вспоминают и называют глобальные экологические проблемы

 

4.1.Выявле-

ние места и причины за-

труднений

(постановка

проблемы)

Работать будем в форме деловойигры. Класс разбиваю на 2 команды. Одна изучает экол.проблемы г.Лысьвы, другая –

г. Чусового.

Задание: используя информацию устных сообщений, презентаций, заполните в рабочем листе таблицу по плану:

1.Название проблемы

Причины возникновения

Пути решения.

Назва-ние проб-лемы

Причи-ны возникнове-ния проблемы

Пути реше-ния

     

Привожу наглядный пример. Разбираем одну проблему вместе.

Слушают, настраиваются на работу.

Самостоятельная работа обучающихся по плану, который определили.

Ознакомление с технокартой. Задают вопросы по содержанию таблицы

 

Наблюдение за работой обучающихся, и корректировка работы группы и отдельных обучающихся.

Частично-поисковый метод

4.2 Построение проекта выхода из затруднения

Раздаю тексты каждому ученику. Уточняю план действий. Корректирую ответы учеников.

Читают , заполняют таблицу.

Причины возникновения проблем заполняют самостоятельно. Пути решения обсуждают в группах и записывают.

Выдвигают гипотезы.

Индивидуальная работа с текстом.

Групповая работа: анализ, обсуждение про

блемы, обобщение, вывод

4.3.Реализа-

ция построенного проекта

физминутка

Контролирую работу учащихся, помогаю сформулировать ответ. Анализируем работу.

Слушают музыку из передачи « В мире животных» на фоне слайдов о животных

Заполняют третью колонку

Зачитывают ответы, дополняют.

Проговаривают причину невыполнения действия.

Более удачные предположения записывают в таблицу

метапредметная связь

V.

Практическая часть

(10 мин)

Инструктаж по технике безопасности.

Инструктаж по выполнению анализа качества воды.

Помогаю учащимся проводить анализ воды, корректирую их действия.

Повторяют правила техники безопасности при работе с химической посудой

Задачи:

1. Овладеть простейшими методами анализа воды.

2. Освоить навыки ведения экспериментальных наблюдений и оформление результатов.

3. Научиться анализировать полученные данные и делать выводы.

Исследователь

ская работа

       

IV. Рефлек

сия (4 мин)

Беседа с обучающимися.

Преподаватель делает выводы о проведении занятия, оценивает достижение целей урока.

Обучающиеся высказывают свое отношение к природе. Высказывают мнение об уроке.

 
       

Ход урока

Организационный момент (1 мин).

Преподаватель: Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости из разных школ. Поприветствуем их.

2017 год признан годом экологии, поэтому сегодня мы проведём экологический урок. В качестве эпиграфа к нашему уроку я бы хотела взять замечательные слова из стихотворения нашего местного поэта Вершинина.

.

Есть город уральский с названием Лысьва.

Что значит «лесная вода».

Куда бы ни ехал, куда б ни стремился.

К нему возвращаюсь всегда.

Над прудом склонилась плакучая ива.

Кипрей на угоре зацвел.

Скажу откровенно, я места красивей

Искал, но нигде не нашел.

Вершинин г


 

II.Индукция (15 мин.)

Сейчас просмотрите, пожалуйста, слайды презентации и попробуйте

озвучить тему урока.

- О чем мы будем с вами сегодня говорить?

-О каких проблемах?

- Запишите тему нашего урока « Экологические проблемы Пермского края». Определите цель урока!

Цель урока: познакомиться с экологическими

проблемами Пермского края и мероприятиями по их устранению.

Задачи урока:

- определить виды проблем

- выявить их причины

- последствия экологических проблем

- пути их решения

 

Наш урок мы проведём в форме деловой игры. Вы сыграете роль экологов Лысьвы и Чусового.

В первой части урока вы должны открыть для себя знания об экологических проблемах нашего края, попробовать найти пути их решения

-Во второй части урока мы исследуем качество воды из разных источников.

Давайте вспомним некоторые экологические понятия.

- Что изучает наука экология?

Какой ущерб нанесла окружающей среде деятельность человека?

Какие экологические проблемы Пермского края вам известны

III.Изучение нового материала

В настоящее время природные ресурсы истощены, природа сильно загрязнена.Нас окружает множество экологических проблем.По мере роста населения и масштабов производства экологические последствия хозяйственной деятельности человека становятся всё более ощутимыми, а площади нетронутых природных территорий неуклонно сокращаются. В середине 20 века общество впервые начало ощущать угрозу глобального загрязнения окружающей среды. С началом промышленной и аграрной революции значительно увеличилась скорость сокращения видов животных и растений.

А знаете ли вы, что 22 апреля международный день Земли (в России отмечается с 1992 года, в США отмечается с 1970)

- Какие экологические проблемы существуют во всём мире ?

Оформление кластера на доске:

Какие проблемы вы считаете наиболее важными в нашем регионе?

Экологические проблемы сложны и многообразны, в рамках одного занятия мы можем лишь коротко познакомиться далеко не со всеми из них. Давайте для начала остановимся на 5-ти проблемах (проблема мусора, лес-

ные пожары, вырубка леса, загрязнение воздуха– загазованность, загрязнение воды)

- Вы разделены на группы. Одна группа экологов представляет г. Лысьву. другая — г. Чусовой. Сейчас вы будете работать по выделенным нами проблемам и результаты своей работы оформите в виде технологической карты. Для этого вы можете использовать дополнительный материал, имеющийся у вас на столах ( работа с текстом). Вам необходимо выделить: причины и пути решения вашей проблемы. Каждый работает с дополнительным материалом индивидуально: читает текст, заполняет второй столбец самостоятельно. Пути решения проблемы обсуждают в группе, приходят к общему мнению, записывают ответ. Сейчас наши краеведы дадут краткую характеристику своему городу.

Ознакомьтесь с таблицей. У кого возникли проблемы в выполнении задания?. Давайте разберём вместе первую проблему.

Приступайте к работе.

Проанализируем ваши исследования. Пожалуйста, группа экологов из Чусового. Какие экологические проблемы вы обнаружили в своём городе и какие пути решения наметили? Далее выступает группа из Лысьвы.

Сравним вашу работу с эталоном( образцом). Кто не смог выполнить задание, объясните, почему.

Физпауза. Звучит красивая музыка из передачи « В мире животных». На фоне музыки показываю слайды о животных.

V.

Сейчас мы перейдём к практической части урока. Проведём анализ качества воды.

Мы взяли образцы воды из разных источников: водопроводную воду из жилого дома, из пруда лысьвенского и снеговую воду. Давайте определим физико-химические показатели воды: Цвет, запах, прозрачность, показатель рН, наличие посторонних примесей и бактерий. Одна группа проводит анализ водопроводной воды, другая — прудовой и снеговой. Затем анализируем, сравниваем, делаем вывод.

IV.Рефлексия

Изменилось ли ваше отношение к природе?

Какова же (роль) миссия человека в решении всех глобальных экологических проблем.

Оцените свою работу на уроке и поставьте себе оценку в тетради.

- Список экологических проблем огромен и многие из них мы даже не упомянули сегодня. Но я думаю, что сказанного уже достаточно, чтобы понять: человечество стоит на краю пропасти, выбраться из которой будет невозможно. От каждого из нас зависит: сделаем мы этот последний шаг в пропасть или нет?..

Глядя на нашу работу, у меня появилась надежда. Я надеюсь, что вы многое сегодня для себя открыли, и многое еще предстоит открыть. А закончить урок я хочу просмотром притчи.

Спасибо за работу на урок

Список используемой литературы

Основные источники:

1. Гальперин М.В. «Экологические основы природопользования» Учебник- 2-е издание, испр. М.: ФОРУМ: ИНФА - М, 2008.

Колесников С.И. «Экологические основы природопользования». Учебник. Изд-во «Дашков И. К», 2008.

Константинов В.М., Челедзе Ю.Б. ЭОПП: Учебное пособие для студентов учреждения среднего профессионального образования, М.:
Издательский центр «Академия», НМЦ СПО, 4-е изд., испр. и доп. 2007.

Трушина Т.П. «Экологические основы природопользования» Учебник для колледжей и средне-специальных учебных заведений. 5-е изд. перераб., Ростов на Дону: «Феникс», 2010

Дополнительные источники:

Григорьев А.А. «Экологические уроки прошлого и современности» под редакцией академика К.Я. Кондратьева. – Санкт-Петербург: Наука, 2001 – 252с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. « Игры на уроках биологии».- М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС,2008.- 271с.

Интернет-ресурсы:

http://geoinfoed.ru/geo3/103-problemy-okruzhayushhej-sredy-puti-ix-resheniya.html -Проблемы окружающей среды и пути их решения

http://www.greenpeace.org/russia/ru/campaigns/waste/- Проблема отходов

http://nature-time.ru/2013/12/vyirubka-lesov-ekologicheskaya-problema/ - Вырубка леса – экологическая проблема в России

http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/79-genera-didactic-techniques/4899-2014-03-23-16-33-40.html- Современные педагогические технологии

Предварительный просмотр презентации

Есть город уральский с названием Лысьва. Что значит «лесная вода». Куда бы ни ехал, куда б ни стремился. К нему возвращаюсь всегда. Над прудом склонилась плакучая ива. Кипрей на угоре зацвел. Скажу откровенно, я места красивей Искал, но нигде не нашел.

Л.В. Малышева. Добрый вечер. Речной вокзал Перми

Закат на Каме

Белогорская обитель

На кунгурской земле

В.М.Асанов. Красавицы берёзы

Чусовая гулко катит воды И ревёт в проёмах меж камней: «Посмотри, от каждого завода Водостоки вывели ко мне. Мутные, покрытые мазутом, С запахом азотной кислоты…» Вот теперь мне ясно, почему так Помутилась, Чусовая, ты… Я смотрю с сыновьим сожаленьем На тебя, уральская река. Пусть мои стихи как заявленье Разберёт Президиум ЦК. Н.Агеев

Экологические проблемы Пермского края

Цель урока: познакомиться с экологическими проблемами Пермского края и мероприятиями по их устранению. Задачи урока: - определить виды проблем - выявить их причины - последствия экологических проблем - пути их решения

Название проблемы Причины возникновения проблемы Пути решения Вырубка леса Лесные пожары Незаконная вырубка леса Контроль за вырубкой леса,восстановление лесов, посадка саженцев, создание Красной книги Среднего Урала, памятников природы, заказников. Загрязнение воздуха Проблема мусора Загрязнение водоёмов

В настоящее время природные ресурсы истощены, природа сильно загрязнена. Нас окружает множество экологических проблем.

Автомобили – основные загрязнители воздуха

Промышленные предприятия

Вырубка лесов

пожары

Стихийные свалки

Загрязнение воды

Загрязнение воды нефтью

Загрязнение сточными водами

Мусор на берегу

Какие могут быть Последствия загрязнения окружающей среды

Гибель организмов

Изменение среды обитания животных

Разрушение почвы

Исчезновение растений

Проблемы со здоровьем людей

Что же делать ?

Многие международные организации борются за охрану природы

Международный союз охраны природы

Международная организация гринпис

Всемирный фонд дикой природы

Давйте вместе наведем порядок на нашей планете!

Осуществлять строгий контроль за выбросами вредных веществ. Повторное использование отходов. Вторичная переработка. Использовать фильтры, малоотходные технологии. Беречь лес от пожара Восстановление лесов Очищение водоёмов и прибрежной зоны Использование нетрадиционных источников энергии (солнце, приливы и отливы, ветер). Перевод автомобилей на газовое топливо и электротопливо. Создание сети заповедников и национальных парков Пути выхода из сложившейся ситуации

Название проблемы Причины возникновения проблемы Пути решения Вырубка леса Лесные пожары Незаконная вырубка леса Оставленные костры, брошенные сигареты Контроль за вырубкой леса,восстановление лесов, посадка саженцев, создание Красной книги Среднего Урала. Не разводить костры в лесу, осторожность с огнём Загрязнение воздуха Выхлопные газы автомоби- лей, пыль, шлак, ядовитые газы от промышленных предприятий, тяжёлые металлы. Использование газоулавливающих установок, двухрядовые посадки деревьев вблизи предприятий и дорог Проблема мусора Стихийные свалки Контроль за вывозом мусора, сортировка на стекло, пластик, бумагу, вторичная переработка. Загрязнение водоёмов Загрязнение сточными водами, нефтью, бытовым мусором. Контроль за предприятиями. Очищение водоёмов и прибрежной зоны.

Задача. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса? Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Задача. К загрязнениям атмосферы относят накопление в воздухе пыли (твердых частиц). Она образуется при сжигании твердого топлива, при переработке минеральных веществ и в ряде других случаев. Атмосфера над сушей загрязнена в 15-20 раз больше, чем над океаном, над небольшим городом в 30-35 раз, а над большим мегаполисом в 60-70 раз больше. Пылевое загрязнение атмосферы несет вредные последствия для здоровья человека. Почему? Ответ. Загрязнение воздуха пылью ведет к поглощению от 10 до 50% солнечных лучей. На мелких частицах пыли оседают пары воды, при этом пыль является ядром конденсации, и это необходимо для круговорота воды в природе. Но, нельзя забывать, что в современных экологических условиях пыль содержит огромное количество химических и высокотоксичных веществ (например, двуокись серы, канцерогенные вещества и диоксины), поэтому является, прежде всего, источником токсичных осадков.

Проект «Тайга» Три ядерных взрыва было произведено для поворота северных рек в 1971 году

Озеро Чусовское Озеро Чусовское В результате взрыва образовалась огромная воронка, которая заполнилась водой и превратилась в Чусовское озеро

В 1990 году сотрудники Печоро-Илычского заповедника зафиксировали 45 особей лосей-альбиносов. Радиационный фон на берегу озера выше, чем на самом «грязном» объекте чернобыльской зоны - свалке зараженной техники. Какие факторы вызвали мутации у животных?

II. Исследование проб воды Опыт 1 Запах воды

Опыт №2 Прозрачность воды Для определения прозрачности мы взяли стеклянный цилиндр. Газетный текст подложили под этот цилиндр, постепенно подливая в него воду. В результате нашего опыта газетный текст был виден при шкале мл – вода из пруда – водопроводная – школьная вода

Опыт № 3 Определение рН-фактора воды Определить рН-фактор ( кислотность) воды. Налить в банки образцы воды и опустить лакмусовые бумажки. Потом оценить их цвет.

Опыт №3 Определение в воде посторонних примесей Для этого опыта мы взяли воронку, пробирку, промокательную бумагу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.