Методическая разработка игровой программы «Мир кино», посвященная Году российского кино
Методическая разработка игровой программы «Мир кино» посвященная Году российского кино
Автор-составитель И. И. Павлова, методист ГАУДО «Областной центр детского (юношеского) технического творчества и безопасности дорожного движения» (г. Кемерово).
В материалах представлен сценарий досугового мероприятия для учащихся, методические советы по проведению игровой программы «Мир кино», которые могут быть рекомендованы педагогическим работникам системы образования, специалистам в области воспитания и дополнительного образования детей и подростков.
Методические советы по проведению игровой программы
Данный сценарий апробирован и может быть использован для работы с учащимися 5-9 классов.
Целью данной разработки является: организация досуга детей, популяризация лучших достижений российского и советского кинематографа.
Задачи:
- Обучающие: расширить знания по данной теме;
- Развивающие: способствовать развитию мышления, памяти, речи, фантазии;
- Воспитывающие: воспитывать «зрительскую культуру»; чувства гордости и уважения к соотечественникам внесшим большой вклад в развитие российского и советского кинематографа.
Организационный этап:
1.написание сценария, создание видеопрезентаций:
2.оформление зала, установка оборудования;
3.подготовка материалов, объявления;
3.изготовление жетонов, закупка призов.
В качестве наглядного оформления зала используются афоризмы и цитаты о кино помещенные рамки (размер А4)
Используется музыкальное сопровождение. Перед началом мероприятия звучат мелодии известных советских комедий (папка «Музыка кино»). Перед началом каждого конкурса звучит небольшой фрагмент песни «Фильм. Фильм. Фильм». Выходит ребенок с хлопушкой в руках (применяется при съёмке кино - и телефильмов) на которой указывается название конкурса (пишутся мелом), производит удар хлопушкой, при этом называя конкурс.
В сценарии использованы: игровые элементы: головоломка «Профессии кинематографа», конкурс «Узнай фильм». Для детей проводятся групповые и индивидуальные конкурсы по итогам, которых выдаются жетоны. Ребята набравшие большее количество жетонов становятся победителями и награждаются призами.
Сценарий проведения игровой программы
«ПЛАНЕТА КИНО»
(перед началом мероприятия звучит музыка из комедий Леонида Гайдая, на экран сцены проецируется эмблема «Год кино в России)
Ведущая: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на праздничном мероприятий посвященном году российского кино. Сегодня мы будем говорить о жанрах кино, о тех людях, которые создают фильмы, вспомним известные советские картины и их героев.
(Звучит фонограмма песни «Фильм, фильм, фильм», удар хлопушкой, ребенок произносит фразу «Профессии кинематографа»).
КОНКУРС «ПРОФЕССИИ КИНЕМАТОГРАФА»
Ведущая: Наш конкурс так и называется «Профессии кинематографа». Ребята, скажите пожалуйста, что необходимо для создания фильма? (варианты ответов: написать сценарий, выбрать актеров, нужно изготовить массу вещей: костюмов, декораций, реквизита, бутафории и т.д.). Давайте вспомним профессии людей напрямую связанные с кинематографом. Ответьте на вопросы, ответ найдите в головоломке, соединив последовательно буквы.
1. Как называется исполнитель ролей, создатель образов в кино? (ответ-Актер). Где это слово находится в головоломке? Кто из известных актеров изображен на фото: Евгений Леонов, Николай Пореченков, Алена Бабенко (наша землячка), Сергей Безруков. Константин Хабенский [2].
2. Назовите профессию человека отвечающего за написание сценария? (Сценарист)
3. Человек, отвечающий за образ актера, он с помощью париков, усов и грима может внешне изменить его до неузнаваемости. Что это за профессия? (Гример).
4. Назовите профессию человека, в обязанности которого входит поддержание в должном порядке одежды актеров (Костюмер).
5.В обязанности этого человека, входит оформление и украшение зданий, помещений в стиле определенного периода времени (к ним относится мебель, ковры, тюль, изделия из бронзы, ювелирные вещи, обои, и другие предметы роскоши и комфорт (Декоратор).
6. Назовите кинопрофессию работника ответственного за освещение на площадке (Осветитель).
7. Назовите профессию человека, выполняющего трюки на съёмочной площадке (Каскадер) - это могут быть прыжки с парашютом, езда на лошади, драка и т.д.
8. Человек, на сьемке фильма создающий пиротехнические эффекты (например: имитация тумана, пожара, взрыва, и т д.). Если нужно создать взрыв, рассчитывает, куда пойдет взрывная волна; следит за количеством заряда, правильным обращением с оружием и его сохранностью, инструктирует об особенностях оружия (Пиротехник).
9. Человек, в распоряжении которого находятся предметы, подлинные или имитирующие подлинные, используемые актерами во время съемки (это может быть оружие, посуда, предметы интерьера – они, как правило не настоящие, а выполнены из папье-маше, дерева, пластика) (Реквизитор).
Какие еще профессии связанные с производством кино вы знаете? (режиссер, бутафор, звукорежиссер, продюсер, дублер и т.д.)[3].
За правильный ответ выдается жетон.
ВИКТОРИНА «КИНОГЕРОИ В БРОНЗЕ»
(звучит фонограмма песни «Фильм. Фильм. Фильм», удар хлопушкой, ребенок произносит фразу «Профессии кинематографа»)
Ведущая: Ребята давайте вспомним известные фильмы и героев, которым установлены памятники в разных городах и странах.
1.Перед вами памятники, установленные в городах: Пермь и Хабаровск.
Вопрос: Назовите популярную комедию, её героев и актеров сыгравших роли. Вспомним содержание фильма: студент Шурик отправляется собирать кавказский фольклор и влюбляется в симпатичную девушку Нину - студентку педагогического института. Но ее неожиданно похищают, чтобы насильно выдать замуж, не спросив при этом согласия. Главный герой не сразу понимает, что его руками хотели совершить преступление, но поняв это, становится спасителем девушки [4,5,6].
(комедия «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика», герои – Трус, Балбес, Бывалый - актеры-Евгений Моргунов, Юрий Никулин, Георгий Вицин).
2. Назовите комедию Леонида Гайдая, имена героев и актеров сыгравших в фильме. Вспомним сюжет: в Азии, на месте археологических раскопок, 3 преступника похитили шлем Александра Македонского. Работники милиции находят человека похожего на главного рецидивиста и внедряют его в преступную группу, чтобы вернуть пропажу(фильм «Джентльмены удачи», главный герой-Доцент (вор – рецидивист) и Трошкин-заведующий детсадом, сыграл актер Евгений Леонов), Гаврила Шереметьев (кличка Хмырь) сыграл Георгий Вицин, Федор Ермаков(кличка Косой) сыграл Савелий Крамаров, Василий Алибабаевич – мелкий уголовник, сыграл РаднэрМуранов. Памятник установлен в Москве (в скверике, на аллее звезд) и в г. Джамбуле.
3. Назовите известную комедию и её героев (Фильм «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», герои: Шурик (Александр Демьяненко) и Лидочка (Наталья Селезнева).Чтением какой книги увлечены герои? (чтением конспекта, т.к. готовятся к сдаче сессии в политехническом институте). Памятник установлен в г. Краснодаре.
4. Назовите героя фильма «Белое солнце пустыни». Пока вы думаете, вспомним известные фразы из фильма, которые стали поистине народными: «Восток дело тонкое»; «Гульчетай открой личико»; «Абдулла поджигай»; «Я мзду не беру, мне за державу обидно» (памятник красноармейцу Сухову, исполнил актер - Анатолий Кузнецов (памятники установлены в городах:Донецк и Самара).
5. Назовите актеров, воплотивших образы Глеба Жеглова и Володи Шарапова в фильме «Место встречи изменить нельзя» (Владимир Высоцкий и Владимир Конкин). Памятник установлен в г. Киеве.
6. Назовите фильм, в котором Леонид Быков сыграл роль капитана летчика Татаренко («В бой идут одни старики»). В каких войсках воевал герой фильма?(в авиации, памятник установлен в г. Киеве.
7.Назовите фильм и героев, которых сыграли актеры Василий Ливанов и Виталий Соломин (фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», памятник установлен в г. Москве.
8.Назовите известную комедию и ее героев («12 стульев», Киса Воробьянинов (сыграл Сергей Филиппов, памятник установлен в г. Пятигорске), Остап Бендер (АрчилГомиашвили - памятник установлен в г. Мелитополе), Эллочка-людоедка (в г. Харькове).
9.Еще одна комедия Леонида Гайдая, где главным персонажем является глава семейства Горбунковых - Семен Семенович.Давайте вспомним сюжет фильма: Рядовой советский работник «Гипрорыбы» выезжает за границу гуляет по восточному городу, подскользнувшись получает вывих руки, теряет сознание произносит пароль контрабандистов «Черт побери» ему накладывают гипсовую повязку под которой прячут золото и бриллианты. На протяжении всего фильма главный герой борется с шайкой преступников. В фильме приняли участие известные актеры: Андрей Миронов, Анатолий Папанов. Назовите комедию («Бриллиантовая рука», сыграл актер Юрий Никулин, жену – Нина Гребешкова, памятник установлен в г. Сочи).
10. Героям какого известного фильма стал памятник установленный в Москве (фильм «Офицеры»).
11.Кому установлен памятник в Гаскони» (героям фильма «Три мушкетера»).
12. Назовите фильм главными героями которого являются профессор Преображенский (сыграл актер Евгений Евстигнеев) и Шариков (Владимир Толоконников). Вспомним сюжет фильма: Успешный хирург проводит эксперимент, бездомному псу Шарику пересаживает человеческие органы алкоголика и вора Клима Чучункина. А что из этого получилось мы можете узнать из фильма («Собачье сердце», памятник установлен в г. Харькове).
Ведущая: Давайте вспомним с вами фильмы для детей .А знаете ли вы, что одним из первых мультипликаторов России. является биолог Владислав Старевич. В 1912 году он выпустил первый анимационный фильм. Сначала это были анимационные фильмы для учебных целей, затем для развлечения публики. Он использовал для этого засушенных насекомых: преобразил их, одел, обул и вы пустил фильм «Прекрасная Люканида или борьба рогачей с усачами».
13. Назовите популярный мультипликационный фильм и его героев («Бременские музыканты», герои: трубадур и принцесса, кот, петух, осел, собака тетка, памятники установлены в г. Хабаровске).
14. Назовите героев известного мультфильма («Ну погоди», Волк и Заяц установлен в Раменском).
15. Назовите героев фильма «Трое из Простоквашино» (Почтальон Печкин, Кот Матроскин, Шарик, Галчонок, памятник установлен в г. Луховицы, Московская область).
16. Назовите фильм главным героем, которого является данный персонаж («Ежик в тумане», памятник установлен в г. Киеве).
17. Назовите героев фильма («Приключение крокодила Гены и Чебурашки), крокодил Гена, Чебурашка, крыска Лариска, старуха Шапокляк(памятник установлен в Раменском Московская область).
18. Назовите мультфильм и его героев («Как львенок и черепаха пели песню», герои-Львенок, Черепаха (памятник установлен в Раменском Московская область).
19. Назовите фильм и его героев («Приключения Буратино», герои Буратино. Мальвина и Артемон, папа Карло, Пьеро - памятники установлены в городах: Самара и Киев) [7,8,9].
КОНКУРС «ЖАНРЫ КИНО»
(звучит фонограмма песни «Фильм.Фильм.Фильм», удар хлопушкой, ребенок произносит фразу «Жанры кино»)
Ведущая: Ребята вы увидите небольшие эпизоды фильмов, ваша задача определить киножанр. Назовите жанр и его отличительные признаки.
Эпизод №1-Боевик: быстрое развитие сюжета, зрелищность-стрельба, драки, взрывы, положительный и отрицательный герой и конфликт между ними и т.д..
Эпизод №2-Детектив: напряженная сюжетная линия - совершено преступление, необходимо его раскрыть и наказать виновных
Эпизод №3-Вестерн: тема фильмов «Освоение Дикого Запада, дуэли на револьверах, шерифы, ковбои, «золотая лихорадка» и т.д
.Эпизод №4-Фантастика: фантастический сюжет, нереальные герои, вымышленные события и окружающий мир и т.д.
Эпизод №5-Исторический фильм: сюжет фильмов основан на исторических событиях, фактах и реальных героях, воссоздают обстановку и атмосферу определенного времени.
Эпизод №6-Фильм ужасов: способен вызвать у зрителя самые разнообразные эмоции как явные, так и тайные страхи, напугать его.
Эпизод №7-Детское кино: о детях и для детей.
Эпизод №8- Драма: передает реальную жизненную ситуацию, отражает внутренний мир человека, его психологические переживания, трудности взаимоотношений между людьми.
Эпизод №9-Военный фильм: военная тематика, передает атмосферу реальных событий, героев, основанных на действительных фактах.
Эпизод -№10-Кинокомедия: юмористический сюжет, смешные сцены, моменты, шутки, забавные герои, неожиданные обстоятельства и повороты судьбы. [9].
КОНКУРС «УЗНАЙ ФИЛЬМ»
(звучит фонограмма песни «Фильм. Фильм. Фильм», удар хлопушкой, ребенок произносит фразу «Узнай фильм»)
Ведущая: В конкурсе участвуют 2 команды по 8 человек. Ваша задача добежать до доски, с обеих сторон которой, помещены задания. Необходимо первую часть названия фильма соединить стрелкой со второй и быстро возвратиться на место [10].
ВАРИАНТ 1
1.Бриллиантовая 2.Шляпка
2.Соломенная 1.Рука
3.Джентльмены 7.Бензоколонки
4.Карнавальная 4.Ночь
5.Осенний 6.Рейс
6.Полосатый 8.Роман
7.Королева 3.Удачи
8.Служебный 5.Марафон
ВАРИАНТ 2
1.Где находится 4. Чудо
2.Берегись 7.Иностранцев в России
3.Ирония судьбы или 1.Нофелет
4.Обыкновенное 6. Сердце
5.Зигзаг 3. С легким паром
6.Собачье 5. Удачи
7.Невероятные приключения 8.И голуби
8.Любовь 2.Автомобиля
Ведущая: Сегодня на протяжении всей нашей встречи мы использовали хлопушку. Скажите, с какой целью она применяется присъёмке кинофильмов? (ответ - используется для систематизации отснятого материала и записанных фонограмм, обозначая номера сцен, кадров, дублей, указывая фамилии людей ответственных за камеру, звук.[11].
Ведущая: А теперь подведем итог нашей встречи. Подсчитаем жетоны и выберем победителя.
Список использованных материалов
1.http:// mudroslov.com,
2.http limatesmovie.com/kinopremii-i-ikh-vidy
3.http://kinolinie.ru/forum/41-134-4.http://www.letopis.info/themes/cinematograph/professii_kinematografa
5.http://dubikvit.livejournal.com/12701.html;
6.http://dubikvit.livejournal.com/11493.html;
7.http://dubikvit.livejournal.com/27408.html
8.http://www.k1no.ru/kinozhanry.htm
9.http://xalyava.tv/filmy/83-1-2-0-0-118-0
10.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%811.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0_(%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84)
12.http://www.aphorism.ru/248.shtml
Кобзев Вадим Викторович