Интегрированное занятие на тему «Анализ эффективности использования материальных ресурсов»
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка интегрированного занятия на тему:
Анализ эффективности использования материальных ресурсов
МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Введение
Интегрированный урок относится к активным формам проведения занятий, который объединяет обучение по нескольким дисциплинам, междисциплинарным курсам в ходе изучения одного понятия, темы или отдельного явления.
Интеграция уже сформированных знаний одной дисциплины, междисциплинарных курсов способствует к углублению и расширению знаний ведущей дисциплины (МДК).
Межпредметные связи в ходе изучения дисциплин и междисциплинарных курсов профессионального цикла позволяют наглядно и глубоко раскрыть применение интеграции. Например, предлагаю рассмотреть интеграцию знаний по изученным темам из МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации ОП. 01 Экономика организации в МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности в контексте работы с материальными ресурсами, с целью обобщения и закрепление знаний.
Тема: Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
Цели занятия:
Образовательные:
закрепление знаний по изученным темам, устранение пробелов в знаниях обучающихся;
изучить систему показателей, применяемых для оценки эффективности
использования материальных ресурсов;
рассмотреть методику их расчета и анализа;
Развивающие:
анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания;
развивать логическое мышление, умение систематизировать, синтезировать и применять имеющиеся знания к решению новых проблем;
Воспитательные:
формировать необходимые коммуникативные качества, связанные с особенностями профессии бухгалтер-экономиста;
воспитывать экономическое, рациональное мышление, умение формулировать выводы в условиях неполного знания, высказывать свою точку зрения.
Тип занятия: комбинированное занятие, интегрированное занятие.
Форма организации учебной деятельности: лекция.
Учебно-методическое обеспечение: мультимедийная система, интерактивная презентация по теме занятия, обучающий видео-фильм, кейс-задание, вопросы к устному опросу, тестовый контроль.
Методические приёмы: последовательное выполнение заданий по этапам проведения занятия с комментариями конкретных элементов, обсуждение правильности формирования выводов, принятия решения.
Межпредметные связи: МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, ОП.01. Экономика организации.
Литература: 1. Савицкая, Г. В. Экономический анализ / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 656 c.
План занятия:
1. Организационный этап занятия.
1.1. Организационный момент: (3 мин)
приветствие, перекличка обучающихся по списочному составу;
готовность аудитории и обучающихся к занятию;
заполнение журнала.
1.2. Мотивация занятия: (2 мин)
озвучен слова американского писателя Эдгара Аллана По «Способность к анализу не следует смешивать с простой изобретательностью, ибо аналитик всегда изобретателен, тогда как не всякий изобретательный человек способен к анализу»;
создается благоприятный микроклимат в группе и настрой обучающихся на продуктивную работу;
мотивация обучающихся на продуктивную работу.
1.3. Постановка целей. Целеполагание: (2 мин)
сообщение темы, постановка целей занятия будет осуществляться обучающимися, как применение активной формы взаимодействия с обучающимися;
озвучен план занятия.
2. Основной этап занятия.
2.1. Актуализация опорных знаний: (20 мин.)
Немного русского языка. 2023 год объявлен годом Русского языка и литературы.
Задание. Соберите из отдельных слов определение и напишите понятие (существительные в именительном падеже), к которому оно относится. Слова даны в начальной форме, вы должны сами поставить их в нужном падеже.
повторение основных терминов по ранее выученным темам;
интерактивная викторина МДК.04.02 (закрепление и систематизация знаний);
тестовый контроль.
2.2. Поэтапное изложение нового материала в форме беседы. (35 мин.)
Тема: Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
2.2.1. Этапы анализа материальных ресурсов.
2.2.2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
2.2.3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
2.3. Закрепление нового материала: кейс-задание по теме (6 мин.)
3. Заключительный этап занятия.
3.1. Домашнее задание: (2 мин)
составить разноуровневые тесты к теме «Анализ эффективности использования материальных ресурсов».
3.2. Рефлексия: (5 мин)
анализируют свою работу, атмосферу урока;
применение приема «Рюкзак» – что я возьму с собой и почему? (диагностика эффективности приобретенных знаний и умений).
3.3. Подведение итогов: (5 мин)
преподаватель подводит итоги занятия, выставляет оценки.
Ход проведения занятия
(с применением интерактивной презентации)
1. Организационная часть.
Приветствие педагога с обучающимися. Информация старосты об отсутствующих. Отметка педагога в учебном журнале, сообщение темы, целей и плана занятия. (Слайд 1, 2, 23,25)
2. Актуализация опорных знаний.
Актуализация знаний проходит в разных направлениях: знание экономической терминологии, владение теоретическими знаниями ранее изученных тем – все это наглядно демонстрирует интеграцию знаний по изученным темам из МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации и ОП.01 Экономика организации в МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности в контексте анализа материальных ценностей, с целью обобщения и закрепление знаний.
Преподаватель предлагает карточки с терминами, которые находятся на последних партах аудитории. Желающие берут карточку, озвучивают терминам и по желанию отвечают сами или спрашивают своих одногруппников.
Дать определение экономическим терминам, а именно:
Анализ – это разложение изучаемого объекта или процесса на отдельные составляющие части, элементы, внутренне присущие этому объекту. Метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части.
Метод финансового анализа – предполагает использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации.
Темп роста – это отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста).
Абсолютный прирост – это разность между последующим и предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные).
Вертикальный анализ – показывает структуру конечных данных бухгалтерского баланса в виде относительных величин. При вертикальном анализе статьи отчетности приводятся в процентах к его итогу.
Тестовый контроль. Тест включает 5 вопросов, только один правильный ответ (оценивается в 1 балл). (Приложение А)
Форма ответа на тест заранее подготовлена. (Приложение Б)
Интерактивная викторина. Вопросы викторины имеют различную формулировку:
|
|
Вопросы к интерактивной викторине:
1. Назовите цель финансового анализа
2. Какие источники информации используются в ходе финансового анализа?
3. По времени проведения анализ бухгалтерской отчетности рассматривают:
4. Абсолютный показатель характеризует: количественные размеры явления
5. Относительные показатели отражают-соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений
6. Труднореализуемые ликвидные активы это…
7. Удельные показатели – это…..
8. Что такое ликвидность?
9. Назовите быстро реализуемые активы (А2) дебиторская задолженность
10. Назовите наиболее ликвидные активы (А1)
11. Распределение пассивов (обязательств) на группы по срочности погашения.
12. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:
13. Основные средства предприятия – это...
14. …… - отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ называют?
15. Остаточная стоимость основных средств рассчитывается…
9. Кто из 3. Сообщение нового материла.
Преподаватель озвучивает план лекции:
1. Этапы анализа материальных ресурсов.
2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Предлагает сформулировать и озвучить собственные мысли по представленному плану лекции.
Вся информация отражается на слайдах презентации. Подготовлен конспект лекции в схемах и таблицах. Преподаватель предлагает конспект составить в рабочих листах. (Приложение В) и совместно определяют направления работы: (слайд 21)
Рассмотрение нового материла сопровождается видеофильмом (слайд 17).
1. Этапы анализа материальных ресурсов. (слайд 25)
2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. (слайд 26)
Необходимым условием выполнения планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли, рентабельности является полное и своевременное обеспечение предприятия сырьем и материалами необходимого ассортимента и качества.
Источники информации для анализа материальных ресурсов:
план материально–технического снабжения,
заявки, контракты на поставку сырья и материалов,
формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и ф.№ 5–з о затратах на производство,
оперативные данные отдела материально–технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.
Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества заготовленного сырья с их плановой потребностью.
Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i–го материала.
Зтек= Инт * Рсут.
Обеспеченность предприятия запасами в днях исчисляется по формуле:
где Здн – запасы сырья и материалов, в днях;
Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или стоимостных показателях;
Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же единицах измерения.
Средний дневной расход каждого вида материалов рассчитывается делением суммарного расхода i-ого вида материальных ресурсов за анализируемый период (MРi) на количество календарных периодов (Д):
.
Скорость оборота складских запасов (Кс. об. ск. з) показывает, как часто в году средний складской запас оборачивался, т.е. использовался (расходовался) и заменялся:
Средняя длительность хранения (Кср. дл. х) на складе определяется путем деления 365 дней на скорость оборота:
3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. (слайды 31-34)
Показатели |
Формула расчета |
Экономическая интерпретация показателя |
Материалоемкость продукции (ME) |
Этот к-т отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции |
|
Материалоотдача продукции (МО) |
Этот к-т характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов |
|
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) |
Этот к-т показывает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) |
|
Коэффициент использования материалов (KM) |
Этот к-т показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования |
После объяснения и изложения преподавателем информация обобщается и делаются записи в рабочие листы. (приложение В)
|
|
4. Закрепление нового материала.
Преподаватель предлагает решить кейс-задание.
5. Домашнее задание.
Составить разноуровневые тесты к теме «Анализ эффективности использования материальных ресурсов».
6. Рефлексия.
Рефлексия как следствие мотивации и работы на уроке: (слайд 22)
Затем, преподаватель применяет педагогический прием «Собери рюкзак» − в презентации представлены основные понятия темы, подводим курсор и выбираем необходимую информация усвоенную на занятии.
7. Подведение итогов.
Определим свое к занятию (скучающий вид-покидает наше занятие). Преподаватель анализирует работу студентов, озвучивает и выставляет оценки в журнал.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации, ОП.01. Экономика организации
МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Тема: Анализ эффективности использования материальных ресурсов
Автор-разработчик |
Вовк Елена Александровна |
высшая квалификационная категория |
|||||
Специальность |
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) |
||||||
Учебный цикл |
Профессиональный цикл |
||||||
Учебная дисциплина/МДК |
МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности МДК.01.01 Практические основы бухгалтерского учета имущества организации
|
||||||
Междисциплинарные связи Учебные дисциплины: ОП.01. Экономика организации |
Предшествующие учебные дисциплины/МДК |
Последующие учебные дисциплины/МДК |
|||||
ОП.01. Экономика организации МДК.01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации |
МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
|
||||||
Формируемые компетенции |
Общие компетенции Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; Ок3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. Ок 4 Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. Ок 5 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. Ок 6 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ПК 1.1. Обрабатывать первичные бухгалтерские документы; ПК 1.2. Разрабатывать и согласовывать с руководством организации рабочий план счетов бухгалтерского учета организации; ПК 1.4. Формировать бухгалтерские проводки по учету активов организации на основе рабочего плана счетов бухгалтерского учета. ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.
|
|||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК |
Освоенные умения |
Усвоенные знания |
|||||
У1 |
Умение находить и использовать необходимую экономическую информацию; |
З1 |
формы первичных бухгалтерских документов, содержащих обязательные реквизиты первичного учетного документа; |
||||
У2 |
Умение определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; |
З2 |
Знание понятия, состава, структуры и классификации оборотных средств; |
||||
|
У3 |
Умение рассчитывать показатели использования оборотных средств; |
З3 |
Знание принципов и методов управления основными и оборотными средствами; |
|||
У4 |
Умение рассчитывать по принятой методике основные технико-экономические показатели деятельности организации; |
З4 |
Знание методов оценки эффективности их использования; |
||||
У5 |
методы финансового анализа; |
З5 |
Знание состава материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показателей их эффективного использования; |
||||
У6 |
виды и приемы финансового анализа; процедуры анализа бухгалтерского баланса; |
З6 |
Знание основных фондов предприятия: понятие, классификацию, учет и оценку;
|
||||
У7 |
порядок общей оценки структуры имущества организации и его источников по показателям баланса; |
З7 |
Знание понятия износа и амортизации основных фондов;
|
||||
У8 |
порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса; |
|
|
||||
У9 |
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса: |
|
|
||||
Тема учебного занятия |
Анализ эффективности использования материальных ресурсов. | ||||||
Содержание темы |
|||||||
Тип учебного занятия |
Комбинированное занятие, (интегрированное занятие) |
||||||
Форма организации учебной деятельности |
Лекция |
||||||
Формы и методы обучения |
Наглядные методы (иллюстративный и демонстрационный), практические методы, активные и интерактивные методы, приемы «Кластер» и «Сase-study» |
||||||
Образовательные технологии |
Информационно–коммуникативные технологии, технология развития «критического мышления». |
||||||
Цели учебного занятия |
Обучающая |
Развивающая |
Воспитательная |
||||
закрепление знаний по изученным темам, устранение пробелов в знаниях обучающихся; изучить систему показателей, применяемых для оценки эффективности использования материальных ресурсов; рассмотреть методику их расчета и анализа;
|
анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания; развивать логическое мышление, умение систематизировать, синтезировать и применять имеющиеся знания к решению новых проблем; |
формировать необходимые коммуникативные качества, связанные с особенностями профессии бухгалтер-экономиста; воспитывать экономическое, рациональное мышление, умение формулировать выводы в условиях неполного знания, высказывать свою точку зрения. |
Технологическая карта занятия |
|||||||||||||||||
№ п/п |
Этапы занятия |
Деятельность преподавателя |
Деятельность студентов |
Методы, формы, приемы обучения и контроля |
Оснащение |
Планируемые образовательные результаты |
Типы оценочных мероприятий |
||||||||||
|
1. Организационный этап |
||||||||||||||||
1 |
Организационный момент. (3 мин) |
Приветствие студентам, перекличка обучающихся по списочному составу; отметка отсутствующих на занятии, выяснение причины отсутствия; проверка готовности аудитории и обучающихся к занятию. Заслушивает старосту группы. |
Демонстрируют готовность к занятию. Староста озвучивает отсутствующих (причины). |
Методы: беседа. Организационные приёмы: запись даты и темы учебного занятия на доске, переход к мотивации. Технология: педагогика сотрудничества |
Ок 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Наблюдение. (создана ли комфортная обстановка) |
|||||||||||
2 |
Мотивация занятия, целеполагание. (2 мин) |
Озвучен слова американского писателя Эдгара Аллана По «Способность к анализу не следует смешивать с простой изобретательностью, ибо аналитик всегда изобретателен, тогда как не всякий изобретательный человек способен к анализу»; Создается благоприятный микроклимат в группе и настрой обучающихся на продуктивную работу; Мотивация обучающихся на продуктивную работу. |
Слушают преподавателя, осмысленно подходит к выбранной цитате. Зрительное восприятие и пожелание хорошего настроение на урок. Самоорганизация на продуктивную работу. |
Методы: объяснение, приёмы: постановка проблемной задачи: как правильно провести инвентаризацию наличных д.ср. и определить результат. Технология здоровьесберегающая |
Ок 3 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие. |
Наблюдение опыта восприятия. (заложен ли положительный эмоциональный настрой на предложение преподавателя) |
|||||||||||
3 |
Постановка целей. Целеполагание. (2 мин) |
Знакомит с темой занятия, студенты по теме формулируют цели, преподаватель озвучивает план занятия, дает краткий обзор учебных действий, подлежащих выполнению в рамках учебного занятия. |
Слушают, записывают в тетради. |
Методы: Объяснение. Приёмы: формулировка целей занятия, составление плана работы. Приёмы: постановка проблемной задачи: как правильно провести инвентаризацию наличных д.ср. и определить результат. Технология: педагогика сотрудничества. |
|
Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. |
Наблюдение опыта восприятия. |
||||||||||
|
2. Основной этап занятия |
||||||||||||||||
4 |
Актуализация знаний |
|
|
|
|
|
|
||||||||||
Повторение ранее изученных терминов.
(10 мин) |
Предлагает восстановить и озвучить термины используя сервис «Облако слов». Дать определение экономическим терминам.
|
Включаются в работу, активно передвигаются по аудитории с карточками терминов. Озвучивают термины, которые указаны в карточках и дают ответы либо сами, либо спрашивая других |
Методы: словесный (повторение), беседа, фронтальный опрос, демонстрационный (видеопрезентация), иллюстративный (работа с дидактическим раздаточным материалом), активный и интерактивный методы. Технология: ИКТ, технология развивающего обучения. |
|
Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
|
Самоконтроль. |
|||||||||||
Интерактивная викторина (закрепление и систематизация знаний).
(10 мин) |
Предлагает ответить на вопросы интерактивной викторины (данное позволяет закрепить, систематизировать и интегрировать уже сформированные знания в нужном направлении). Правильные ответы позволяют оценить свои знания.
|
Демонстрируют свои знания, устанавливают межпредметные связи самостоятельно. |
|
Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
Устный контроль. Анализ устных ответов. |
||||||||||||
|
Тестовый контроль. |
Преподаватель использует индивидуальный подход к обучающимся, предлагает письменно ответить на тестовые задания (желание студента приветствуется). Тест включает 5 вопросов, только один правильный ответ (оценивается в 1 балл). Форма ответа на тест заранее подготовлена. |
Обучающиеся письменно отвечают на тестовые задания.
|
Письменный наглядно – иллюстративный метод, разноуров невые задания. Технология: здоровьесберегающая.
|
Раздаточный материал |
Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
Письменный контроль. |
||||||||||
5 |
Сообщение нового материла/ формирование новых знаний/ обобщение и систематизация понятий. (35 мин) |
Преподаватель озвучивает план лекции: 1. Этапы анализа материальных ресурсов. 2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. |
В ходе активного диалога студенты озвучивают свое видение изучаемого вопроса, затем обобщают полученную информацию от преподавателя, записывают краткий конспект. |
Методы: словесный (объяснение), демонстрационный (видеопрезентация), иллюстративный (работа с дидактическим раздаточным материалом), активный и интерактивный методы. Технология: здоровьесберегающая, технология развития критического мышления. |
|
Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ПК 4.1. Отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации, определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период. ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности. |
Демонстрация алгоритма восприятия информации |
||||||||||
Закрепление нового материала. (6 мин) |
Преподаватель предлагает решить кейс-задание. |
Читают вслух задание, обдумывают содержание отвечают. |
Словесный репродуктивный, практический и частично – поисковый технология: ИКТ, технология развивающего обучения. |
|
|
||||||||||||
|
3. Заключительный этап |
||||||||||||||||
|
Домашнее задание. (2 мин) |
даётся задание – составить разноуровневые тесты к теме «Анализ эффективности использования материальных ресурсов». |
Фиксация домашнего задания в тетрадях. Задают вопросы.
|
Методы: словесный (объяснение), письменный. Приёмы: письменная фиксация домашнего задания на доске. Технология: Здоровьесберегающая.
|
Ок 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам Ок 2 Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об имуществе и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности.. |
|
|||||||||||
Рефлексия. (5 мин) |
преподаватель применяет педагогический прием «Собери рюкзак» − в презентации представлены основные понятия темы, подводим курсор и выбираем необходимую информация усвоенную на занятии |
Студент совместно с преподавателем выбирают необходимую информацию. |
Раздаточный материал и оценка студента
|
Письменный самоотчет студента. |
|||||||||||||
|
|||||||||||||||||
Подведение итогов. (5 мин) |
Подводит итоги занятия, выставляет оценки. |
Слышат свои оценки. |
Методы: словесный (обобщение, выводы). |
|
Наблюдение. |
||||||||||||
ИТОГО 80 минут |
|
|
|
|
|
|
Заключение
Интегрированное занятие с применением интерактивной презентации ориентировано на развитие профессиональных навыков, способствует приобретению теоретических знаний и практического опыта, то есть является наиболее действенной методикой усвоения информации.
Ориентация на подачу и закрепление нового материала гарантирует наибольшее вовлечение обучающихся в активную форму диалога, постановка проблемных вопросов, пути их решения помогают участникам оценить свои знания и возможности в профессиональном становлении будущего специалиста.
Считаю, что в ходе проведения данного учебного занятия обучающимися могут быть достигнуты и реализованы общие и профессиональные компетенции по МДК.0402 Основы анализа бухгалтерской отчетности специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Список использованных источников
1. Методические указания по инвентаризации, утвержденные приказом Минфина от 13.06.1995 г. №49. [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://minfin.gov.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2007/prikaz130695n49.pdf
2. ФГОС среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://fgos.ru/fgos/fgos-38-02-01-ekonomika-i-buhgalterskiy-uchet-po-otraslyam-69/
3. Жила В.Г, ревизия и аудит – К: МАУП, 2000
4. Бородина В.В. Инвентаризация в бухгалтерском учете: Учебно-практическое пособие. М.: ОАО «Издательский дом “Городец”», 2005.—320 с.
5.https://javasea.ru/uploads/posts/2013-01/1359410058_animaciya-5000-rubley.gif
6. https://wordscloud.pythonanywhere.com/
Приложение А
Тест по МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Вариант 1
Дайте ответы на тестовые вопросы:
1. Основное содержание внешнего финансового анализа заключается в:
а) анализе абсолютных показателей прибыли, относительных показателей рентабельности, финансового состояния и рыночной устойчивости, платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса, эффективности использования заемного капитала, оборачиваемости оборотных средств, экономической диагностике финансового состояния и рейтинговой оценке предприятия;
б) анализе финансового состояния и рыночной устойчивости, платежеспособности предприятия и ликвидности его баланса;
в) нет правильного ответа
2. Относительные показатели отражают:
а) количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений;
б) величины оптовой и розничной продаж, оборотных средств, издержек обращения, доход;
в) соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени.
3. К традиционным способам и приемам анализа относятся:
а) предварительная ориентировка в итогах работы организация; сравнение показателей;
б) исчисление средних и относительных величин; индексный метод, способ корректированных показателей (цепных подстановок);
в) графическое отражение результатов; группировка; составление аналитических таблиц;
г) балансовая увязка различных показателей;
д) все ответы верны.
4. Статистические методы включают в себя:
а) экономические (матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевого баланса);
б) использование средних и относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессионный анализ и др;
в) методы исследования операций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массового обслуживания).
5. Ликвидность баланса-что это:
а) это способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы;
б) платежеспособность компании;
в) нет правильного ответа.
Тест по МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Вариант 2
1. Под методом финансового анализа понимается:
а) способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии;
б) использование специальных приемов и способов аналитической обработки цифровой информации;
в) все ответы правильны.
2. Экономические показатели — это:
а) микромодели экономических явлений;
б) измерение и оценка сущности экономического явления;
в) нет правильного ответа.
3. Объемные показатели представляют собой:
а) количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета;
б) первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д.;
в) нет правильного ответа.
4. Сущность метода финансового анализа хозяйственной деятельности определяется:
а) его предметом и задачами;
б) объектами анализа;
в) субъектами анализа.
5. Темп роста– это:
а) разность между последующим и предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные);
б) отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста);
в) нет правильного ответа.
Тест по МДК.04.02 Основы анализа бухгалтерской отчетности
Вариант 3
Дайте ответы на тестовые вопросы:
1. Экономические показатели:
а) микромодели экономических явлений;
б) измерение и оценка сущности экономического явления;
в) нет правильного ответа.
2. Объемные показатели представляют собой:
а) количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета;
б) первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д.;
в) нет правильного ответа.
3. Быстро реализуемые активы (А2)
а) суммы по всем статьям денежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетов немедленно;
б) активы, для обращения которых в наличные средства требуется определенное время;
в) активы, которые предназначены для использования в хозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода времени.
4. Темп роста– это:
а) разность между последующим и предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные);
б) отношение последующего значения показателя к предыдущему (цепные темпы роста) или постоянному, принятому за базу сравнения (базисные темпы роста);
в) нет правильного ответа.
5. Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются условия:
а) А1 >> П1; А2 >> П2; А3 >> П3; А4 << П4;
б) А1 >> П1; А2 >> П3; А3 >> П3; А4 << П1;
в) А1 >> П2; А2 >> П2; А3 >> П3; А2 << П4;
Приложение Б
ФИО студента
______________________________
|
группа _______________________ |
Вариант №___
|
|
Номер теста |
Вариант ответа |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
Тема: Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
1. Этапы анализа материальных ресурсов
1 этап |
|
2 этап |
|
3 этап |
|
4 этап |
|
5 этап |
|
2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Приложение В
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Величина текущего запаса зависит от интервала поставки (в днях) и среднесуточного расхода i–го материала.
Зтек= Инт * Рсут.
Обеспеченность предприятия запасами в днях исчисляется по формуле:
где Здн – запасы сырья и материалов, в днях;
Зmi – запасы i-ого вида материальных ресурсов в натуральных или стоимостных показателях;
Pдi – средний дневной расход i-ого вида материальных ресурсов в тех же единицах измерения.
Средний дневной расход каждого вида материалов рассчитывается делением суммарного расхода i-ого вида материальных ресурсов за анализируемый период (MРi) на количество календарных периодов (Д):
.
Скорость оборота складских запасов (Кс. об. ск. з) –____________
___________________________________________________________
Средняя длительность хранения (Кср. дл. х) на складе определяется _________________________________________________________________________________________________________________________
3. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Показатели |
Формула расчета |
Экономическая интерпретация показателя |
Материалоемкость продукции |
|
Этот к-т отражает величину материальных затрат, приходящуюся на 1 руб. выпущенной продукции |
Материалоотдача продукции (МО) |
|
Этот к-т характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов |
Коэффициент загрузки |
|
|
Коэффициент использования материалов (KM) |
|
Этот к-т показывает уровень эффективности использования материалов, соблюдения норм их расходования |
Пример 1. Среднегодовая стоимость оборотных средств составляет 8 млрд руб. Стоимость реализованной продукции 36 млрд. руб.
Найти оборачиваемость материальных ценностей и скорость оборота.
К загрузки
|
Наименование Материальных ценностей |
План |
Факт |
Отклонение |
Темп роста |
|
Готовая продукция |
1200 |
1300 |
|
|
|
Сырье и материалы |
2400 |
2000 |
|
|
|
Товары и полуфабрикаты |
1850 |
2400 |
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Приложение С
Критерии оценивания текущего контроля
1. Критерии оценки устного ответа на контрольные вопросы
Уровень учебных достижений |
Показатели оценки результата |
«5» (отлично) |
Обучающийся демонстрирует системные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью и способность быстро реагировать на уточняющие вопросы |
«4» (хорошо) |
Обучающийся демонстрирует прочные теоретические знания, владеет терминологией, делает аргументированные выводы и обобщения, приводит примеры, показывает свободное владение монологической речью, но при этом делает несущественные ошибки, которые быстро исправляет самостоятельно или при незначительной коррекции преподавателем
|
«3» (удовлетворительно) |
Обучающийся демонстрирует неглубокие теоретические знания, проявляет слабо сформированные навыки анализа явлений и процессов, недостаточное умение делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает недостаточно свободное владение монологической речью, терминологией, логичностью и последовательностью изложения, делает ошибки, которые может исправить только при коррекции преподавателем.
|
«2» (неудовлетворительно) |
Обучающийся демонстрирует незнание теоретических основ предмета, не умеет делать аргументированные выводы и приводить примеры, показывает слабое владение монологической речью, не владеет терминологией, проявляет отсутствие логичности и последовательностью изложения, делает ошибки, которые не может исправить даже при коррекции преподавателем, отказывается отвечать на занятии.
|
2. Критерии оценивания терминологического диктанта
Количество вопросов |
Количество правильных ответов |
|||
Оценка «5» (отлично) –100 - 90% правильных ответов |
||||
из 5 |
вопросов |
5 |
правильных ответов |
|
из 10 |
вопросов |
9 |
правильных ответов |
|
из 15 |
вопросов |
14 |
правильных ответов |
|
из 20 |
вопросов |
18 |
правильных ответов |
|
Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов |
||||
из 5 |
вопросов |
4 |
правильных ответов |
|
из 10 |
вопросов |
8 |
правильных ответов |
|
из 15 |
вопросов |
12 |
правильных ответов |
|
из 20 |
вопросов |
16 |
правильных ответов |
|
Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов |
||||
из 5 |
вопросов |
3 |
правильных ответов |
|
из 10 |
вопросов |
7 |
правильных ответов |
|
из 15 |
вопросов |
11 |
правильных ответов |
|
из 20 |
вопросов |
14 |
правильных ответов |
|
Оценка «2» (неудовлетворительно) - 69% правильных ответов |
||||
из 5 |
вопросов |
2 |
правильных ответов |
|
из 10 |
вопросов |
6 |
правильных ответов |
|
из 15 |
вопросов |
10 |
правильных ответов |
|
из 20 |
вопросов |
13 |
правильных ответов |
3. Критерии оценивания при выполнение тестовых заданий
Процент результативности (правильных ответов) |
Балл (отметка) |
Вербальный аналог |
95 ÷ 100% |
5 |
отлично |
80 ÷ 94% |
4 |
хорошо |
60 ÷ 79% |
3 |
удовлетворительно |
менее 60% |
2 |
неудовлетворительно |
Эталоны ответов на тестовые задания
Вариант 1 |
ответы |
Тест 1 |
а |
Тест 2 |
в |
Тест 3 |
д |
Тест 4 |
б |
Тест 5 |
а |
Вариант 2 |
ответы |
Тест 1 |
а |
Тест 2 |
а |
Тест 3 |
б |
Тест 4 |
а |
Тест 5 |
б |
Вариант 3 |
ответы |
Тест 1 |
а |
Тест 2 |
б |
Тест 3 |
б |
Тест 4 |
б |
Тест 5 |
а |