Методическая разработка внеурочного занятия (классного часа) «Герои живут среди нас... »

14
7
Материал опубликован 26 May 2017 в группе

Методическая разработка внеурочного занятия (классного часа)

"Герои живут среди нас..."

Класс: 9

Цель: сформировать представление у обучающихся о героизме как о многогранном понятии

Задачи:

- расширить представление о понятиях «герой», «подвиг», "героизм", раскрыть образ героя на примерах из жизни;

- формировать позитивную нравственную оценку таких качеств, как чувство долга, патриотизм;

- развивать умение выбирать качества характера, свойственные герою;

- развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей;

- развивать умение делать выводы, анализировать, наблюдать, обобщать, давать оценку событиям, поступкам;

- формировать активную жизненную позицию;

- способствовать воспитанию патриотизма, гордости и уважения к Отечеству.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточки, шаблоны

Предварительная работа: проведение социологического опроса, подготовка выступлений учащимися.

Ход урока

I. Организационный момент (+ постановка цели урока, определение темы классного часа)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Перед тем, как назвать тему классного часа – давайте немного поиграем. У вас на партах лежат карточки со словами. Вам нужно составить из них предложения - это могут быть высказывания каких-то известных, а может и неизвестных вам людей, и затем прочитать вслух то, что у вас получилось (обучающиеся составляют высказывания)

- Несчастна страна, у которой нет героев (Пьер Буаст)

- Героизм — это победа души над телом (А. Амьель)

- В жизни всегда есть место подвигам (М. Горький)

- Нет героев от рожденья, — они рождаются в боях (А. Т. Твардовский)

(затем учащиеся читают вслух получившиеся высказывания)

Учитель: Как вы считаете, так о чем пойдет речь на нашем классном часе? (учащиеся высказывают свое мнение)

Учитель: Да, правильно. Мы поговорим с вами о героях и героизме, но не только об этом. Тема нашего классного часа: "Герои живут среди нас...". Я долго думала, какой знак препинания поставить в конце - точку, восклицательный или вопросительный знак. Но остановилась на многоточии. Почему? Я думаю, что вы сможете ответить на этот вопрос в конце нашего занятия. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Алексея Толстого: "Родина наша – колыбель героев, огненный горн, где плавятся простые души, становясь крепкими как алмаз и сталь". Скажите, а кто это - герои?

(Ученики высказывают свое мнение).

Учитель: Сейчас Ирина познакомит вас с результатами опроса, который она проводила.

Ученица: Мною был проведен опрос среди учащихся 8, 10, 11 классов. В опросе участвовали 14 человек. Всем задавались два вопроса: 1) Кто такой герой? Ответы вы видите на экране. Зачитаю некоторые.

Челякина Наталья, 11 класс, пишет:

"Герой – это человек, совершивший что-то хорошее ради других, обладающий мужеством, отвагой, смелостью, способный на самопожертвование".

Ученики 10 класса пишут: " Герой – это человек, совершивший великий подвиг", и здесь же: "Герой - это персонаж литературного произведения".

Ученики 8 класса: "Герой – это человек, который спасает людей".

2 вопрос звучал так: "Каких героев вы знаете?" Ответы учащихся на слайде. К героям причисляют Алешу Поповича и Евгения Онегина, Халка и Капитана Америку, Бэтмена и Человека-паука, выдающихся полководцев Кутузова и Суворова, Александра Матросова, Юрия Гагарина и Валентину Терешкову. Наибольшее количество голосов набрали Александр Иванович Покрышкин, Иосиф Виссарионович Сталин и ответ "Наши учителя".

Учитель: Как вы думаете, почему такой разброс мнений? (высказывания учащихся). А каких героев в этот список добавили бы вы? (мнение детей)

Учитель: Для того чтобы понять, кто такой герой, необходимо посмотреть, как трактуют данное понятие словари. Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. Вам сейчас раздадут карточки с выпиской из словарной статьи "Герой". (Прил. 1) Прочитайте, какие определения этого понятия дает Ожегов (учащиеся читают вслух).

Учитель: Какое из перечисленных значений подходит к нашей теме?

(Первое значение близко к теме, так как мы исследуем человека, совершающего подвиг).

Учитель: Герой - это человек, совершающий подвиг. А как вы понимаете слово «подвиг»? (мнение учащихся).

Учитель: А вот такое определение даётся в словаре: "Подвиг - самоотверженный героический поступок". "Героизм – отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке" (слова даны на слайдах). Скажите, а кто-нибудь из вас считает себя героическим, мужественным человеком? Почему? (мнение учащихся).

Учитель: Давайте с вами попробуем составить портрет героя (на доске - слова "Внешность", "Возраст", "Профессия", "Место рождения", "Национальность", "Качества"). Помощь в этом нам окажет стихотворение и небольшие сообщения, которые для вас подготовили ребята:

Ученица: Герой не тот, что грудь горою.

И голос – во! И руки – во!

Не громким голосом героя

Мы измеряем рост его.

Другой, глядишь, и скажет скупо,

И вид не тот, и ростом мал...

Но как высок его поступок!

Как звонок мужества металл!

И мы теряемся порою,

И нелегко бывает нам

Все подвиги и всех героев

Назвать стране по именам…

(Обучающиеся представляют свои рассказы о героях, Прил. 2)

Учитель: Спасибо, присаживайтесь на свои места. Итак, нам важно, какая внешность у героя? (ответ: нет). Убираем эту карточку. Важно, какой возраст? Место рождения? Профессия? Национальность? А что тогда нужно, чтобы стать героем? (ответ: качества)

Учитель: Так какие же качества присущи герою? Я предлагаю вам объединиться в 2 группы. У вас на партах карточки с разными качествами. (Прил. 3) Посовещайтесь немного и выберите те, которые, на ваш взгляд, обязательно должны быть у героя и поместите их на этот круг. Когда вы закончите работу, кто-то один поместит их на доске и пояснит, почему именно эти качества, по вашему мнению, присущи герою. Так мы и получим портрет нашего героя (работа в группах - подбор качественных характеристик, объяснение своего выбора).

Учитель: Замечательный получился портрет. Вот только мучает меня вопрос: легко ли быть героем? Во имя чего или кого они готовы совершить подвиг, даже зная, что он станет для них последним? (мнение учащихся)

Учитель: Во имя веры, во имя своих убеждений можно стать героями, но я считаю, что героями становятся из-за любви. Да-да, именно любви - любви к Родине, любви к матери, любви к ближнему своему. Ведь еще Иисус Христос сказал: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя". А как становятся героями? Может быть, ими рождаются? (мнение учащихся)

Учитель: Георгий Береговой, летчик-космонавт СССР, однажды сказал: «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием». И сегодня я хочу вас познакомить с жизнью еще одного удивительного человека. Но для начала хочу показать вам вот эту фотографию (слайд). По улицам Москвы шла эстафета олимпийского огня. И когда факел взял в руки этот грузный человек, он не побежал, а пошел шагом...факел вдруг погас. Один из сотрудников сопровождения тут же подошел и зажег факел от своей зажигалки. И человек пошел дальше. Это все показывалось в прямом эфире. И тут же в социальных сетях пошли комментарии: "Какой-то чиновник решил выпендриться, опозорился на всю страну, не бежит, а еле ползет, не может даже факел нести, а все туда же..." и все в таком духе. Были и более резкие высказывания в адрес этого человека. Пока кто-то не написал: "Как вам не стыдно! Это же САМ Шаварш Карапетян!" Самое обидное, что никто из писавших эти комментарии даже не извинился за свои оскорбления в адрес этого великого человека. А вам знакомо это имя? (ответы детей) Давайте познакомимся - Шаварш Карапетян (фото на слайде)

Рассказ учителя о Шаварше Карапетяне (сопровождается слайдами, Прил. 4)

Учитель: Патриарх Кирилл однажды сказал: "Мы должны помнить такие имена. Это имена героев, имена святых. И покуда Россия не оскудела такими людьми, которые способны жизнь свою отдать за ближних, у нас есть надежда на то, что и народ наш, общество наше преобразится, и вернутся в нашу жизнь те высокие идеалы, за которые люди готовы отдать жизнь, те идеалы, которые способны реально сплотить нацию поверх всех политических разногласий и социального неравенства».

Учитель: А вы как считаете, нужны ли сегодня подвиги? (мнение учащихся)

Учитель: Вернемся к теме нашего классного часа. Так почему все-таки я поставила в конце предложения многоточие? (мнение учащихся)

Учитель: Действительно, время героев еще не закончилось. Герои были, есть и будут в нашей жизни. Я хочу, чтобы вы сейчас послушали "Балладу о борьбе" в исполнении В. Высоцкого и ответили на вопрос: как чтение может повлиять на воспитание героизма ? (обучающиеся слушают песню, отвечают на вопрос)

Библиотекарь: Есть ли книги о героизме и подвигах? Есть, их очень много, и именно в этих книгах человек находит и героев, и идеалы, и примеры для подражания. Главное помнить: нужные книги важно прочитать в детстве.

(Библиотекарь показывает книги о героях: В. Лейбовский "20 жизней Шаварша", Л. Космодемьянская "Повесть о Зое и Шуре", Б. Полевой "Повесть о настоящем человеке" и кратко рассказывает о них).

Учитель: Гете писал: «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно остаться человеком». Помните о том, что в жизни всегда есть место подвигу и человеческой доброте, но путь к ним лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь. Не стоит бездействовать в ожидании подвигов. Нужно просто жить и совершать поступки, достойные человека. Нужно думать не только о себе, но и о тех, кто рядом с вами.

Учитель: Наш классный час походит к концу. Закончить его мне хотелось бы такими словами:

Ученица : Срывает время тайного печать.

          И подвиг не забыть, не замолчать,

          Не спрятать вместе с папками в архив.

          Пока мы помним, этот подвиг жив!

Учитель: Если наша беседа хоть немного затронула вас, затронула пусть даже самый маленький кусочек вашей души, зажгла в вашем сердце хоть искорку, или просто вам понравилось то, что вы сегодня услышали, возьмите это маленькое сердечко (они лежат у вас на партах) и прикрепите его сюда, на большое сердце. Это будет знаком того, что герои живы, жива и память о них - она в наших сердцах (учащиеся прикрепляют сердечки на макет сердца и крепят его к доске).

Учитель: Сейчас я попрошу вас на листочках кратко написать свое мнение о нашем занятии, о ком еще вы хотели бы узнать или какую тему обсудить на следующем классном часе. ( обучающиеся заполняют листы)

Учитель: Спасибо вам за работу!

Приложение 1

Статья из словаря Ожегова:

Герой:

1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

3. Лицо, воплощающее в себе характерные черты эпохи, среды.

4. Лицо, привлекшее к себе внимание чем-нибудь или являющееся предметом восхищения, подражания.

Приложение 2

Евгений Александрович Родионов был призван в армию в 1995 году, службу проходил в пограничных войсках. После учебного подразделения попал на пограничную заставу на границе Ингушетии и Чечни. 13 февраля 1996 года вместе с другими рядовыми заступил на пост. Во время дежурства ими была остановлена машина «Скорой помощи» под управлением бригадного генерала «Чеченской Республики Ичкерия» Руслана Хайхороева, в которой перевозилось оружие. При попытке досмотра солдаты были захвачены в плен. 19-летний Евгений Родионов был убит в плену 23 мая 1996 года. В убийстве признался сам Руслан Хайхороев. В присутствии иностранного представителя ОБСЕ он рассказал: «…У него был выбор, чтобы остаться в живых. Он мог бы веру сменить, но он не захотел с себя креста снимать. Бежать пытался…». 23 мая, после 100 дней плена и жестоких пыток, Евгению Родионову было предложено снять нательный крест и принять ислам. После отказа Евгению Родионову живому отрезали голову.

Евгений Родионов награждён орденом Мужества и орденом «Слава России» посмертно.

21 октября 2008 года воин Евгений Родионов прославлен в лике мучеников как местночтимый святой Астраханско-Енотаевской епархии Русской Православной Церкви.

13 сентября 2013 г. Юлия Ануфриева, санитарка из Новгородской области, спасла 23 человека ценой своей жизни. Пожар в мужском отделении интерната «Оксочи» в деревне Лука Новгородской области вспыхнул ночью. В здании были 59 пациентов и санитарка. Пожар уничтожил здание, и спаслись только 23 человека. По словам очевидцев, они выжили благодаря погибшей в огне 44-летней санитарке Юлии Ануфриевой. Она до последнего вытаскивала лежачих больных. В какой-то момент обрушилась балка, рухнула крыша, и она сама не смогла выбраться из огня. У нее остались четверо детей и муж.

Двенадцатилетняя школьница из Якутии, Софья Ильинова, не задумываясь, бросилась в реку, чтобы спасти тонувшего Алешу Михайлова. Прямо в одежде она поплыла к мальчику, которого уносило сильным течением. Приблизившись к ребенку и схватив за руки, София стала тащить его к берегу. Но сильное течение не позволило это сделать. Собрав последние силы, она подтолкнула мальчика к торчащей из-под воды ветке со словами: «Держись крепче!» Его, в полубессознательном состоянии схватившегося за ветку, вытащили подбежавшие взрослые, а София так и не смогла выбраться. Она была награждена медалью «За спасение погибавших» посмертно.

Магомед Нурбагандов, полицейский из Дагестана, погиб 10 июля 2016 года около села Сeргокала. О мужестве, которое сотрудник полиции проявил перед гибелью, стало известно из видеозаписи, обнаруженной в телефоне одного из боевиков, уничтоженных 7 сентября в ходе спецоперации в городе Избербаш. Боевики приставили пистолет к голове стража порядка и потребовали от него обратиться к коллегам и родственникам с призывом уйти из полиции. Однако Нурбагандов произнес: «Работайте, братья», после чего был убит выстрелом в голову.

Александр Прохоренко родился 22 июня 1990 года в селе  Городки  Тюльганского района Оренбургской области. Отец Александр Васильевич работал трактористом, мать Наталья Леонидовна — уборщицей в администрации. В 2007 году с серебряной медалью окончил Городецкую среднюю общеобразовательную школу, поступил в Оренбургское высшее зенитное ракетное училище. В 2008 году в связи с закрытием училища был переведён в Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооружённых Сил Российской Федерации, которую окончил с отличием. После окончания академии был распределен на должность специалиста группы Сил специальных операций Российской Федерации. С января 2016 года принимал участие в российской военной операции в Сирии, выполнял задачу по наведению авиаударов на важнейшие объекты террористической организации «Исламское государство», выдавая точные координаты расположения боевиков. 17 марта 2016 года Прохоренко, находившийся неделю в тылу противника, был окружён боевиками «Исламского государства» в районе населённого пункта Тадмор  (провинция Хомс, Сирия). Старший лейтенант вступил в бой с террористами и, не желая сдаваться в плен, вызвал огонь на себя. Вместе с Прохоренко погибли и окружившие его боевики «Исламского государства». О гибели Прохоренко Министерство обороны Российской Федерации  официально сообщило 24 марта 2016 года. 6 мая 2016 года тело Прохоренко было захоронено с воинскими почестями на кладбище села Городки. В день похорон в Оренбургской области был объявлен траур. Указом Президента РФ Александру Прохоренко присвоено звание Героя России посмертно. Ему не было и 26 лет.

83-летний Матвей Кузьмич Кузьмин, повторивший подвиг легендарного Ивана Сусанина, стал самым пожилым обладателем звания Героя Советского Союза за все время его существования. Когда его деревня была оккупирована немцами, немцы предложили ему стать проводником и вывести их в тыл к советским войскам. Матвей Кузьмич согласился. Всю ночь водил он немцев по лесу. На рассвете 14 февраля 1942 года Матвей Кузьмич вывел немецкий отряд к деревне. Но прежде, чем те успели развернуться в боевые порядки, по ним со всех сторон был открыт шквальный огонь…Никто не заметил, что сын старика, Василий, тайком выбрался из деревни, добрался до наших войск и сообщил им, что его отец выведет немцев к деревне Малкино, где и должна ждать засада. Всю ночь Матвей Кузьмич водил немцев окольными дорогами, на рассвете выведя их под огонь советских бойцов. Командир горных егерей понял, что старик его перехитрил, и в ярости выпустил в деда несколько пуль...Первоначально героя похоронили в родном селе Куракино, но в 1954 году было принято решение перезахоронить останки на братском кладбище города Великие Луки. Удивителен другой факт: подвиг Матвея Кузьмина был официально признан фактически сразу, о нём писались очерки, рассказы и стихи, однако в течение более чем двадцати лет подвиг не был отмечен государственными наградами. Но справедливость восторжествовала. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Кузьмину Матвею Кузьмичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Приложение 3

Качества:

Принципиальность

Дисциплинированность

Ложь

Честность

Самопожертвование

Смелость

Жалость

Ответственность

Доброта

Сила воли

Совестливость

Безрассудство

Страх

Корысть

Милосердие

Храбрость

Трусость

Бескорыстие

Мужество

Хвастливость

Агрессивность

Приложение 4

Шаварш Владимирович Карапетян - советский спортсмен в дисциплине подводное плавание, 11‑кратный рекордсмен мира, 13‑кратный чемпион Европы, семикратный чемпион СССР, заслуженный мастер спорта СССР. Родился 19 мая 1953 года в городе Ванадзор Армянской ССР. Мальчика назвали в честь родственника, погибшего в Великую Отечественную войну. Шаварша приобщали к спорту с самого раннего детства, а всерьез он занялся им в 1964-м, когда с родителями переехал в Ереван. Отец хотел отдать сына на спортивную гимнастику, однако тренеры сказали, что дальше мастера спорта он не пойдет, потому как ростом маловат. В 17 лет стал заниматься подводным плаванием. Технически этот вид спорта более сложен, чем классическое плавание (нужно нырять в ластах на задержке дыхания или с аквалангом). В новой для себя дисциплине уже через год молодой человек выиграл на чемпионате Советского Союза серебро и бронзу. Это был весомый успех, учитывая, что советские подводники считались в мире одними из сильнейших. Однако на достигнутом не остановился. Фотографии парня украсили страницы всех спортивных изданий в августе 1972-го, когда на первом для себя чемпионате Европы он установил два мировых рекорда и получил две золотые медали. В своем виде спорта к двадцати трем годам Шаварш Карапетян превратился в легенду - семнадцатикратный чемпион мира, десятикратный рекордсмен мира, тринадцатикратный чемпион Европы. Но главный свой подвиг он совершил не в спорте.

Было обычное утро 16 сентября 1976-го. Спортсмен вместе с тренером Липаритом Алмасакяном и братом Камо совершал пробежку по берегу Ереванского озера. Внезапно на их глазах в воду прямо с дороги влетел переполненный пассажирами троллейбус и в считанные секунды погрузился на дно. Троллейбус ушел на глубину в десять метров. Шаварш решение принял молниеносно – он будет нырять и доставать людей, а тренер и брат – вытаскивать их на берег. Задача была чрезвычайно сложной. В Ереванском озере очень холодная вода, а видимость - почти нулевая. Парень нырнул на десять метров, ногами выбил заднее стекло троллейбуса и начал доставать гибнущих пассажиров. Он знал, как они будут тонуть, как будут умирать – его давило это ощущение. Но когда Шаварш поднял двоих, появилась уверенность, что можно спасти людей. Через каждые двадцать пять секунд наверху оказывался новый человек. Вдох-выдох, вдох-выдох... нырнуть – поймать – встать на троллейбус – оттолкнуться – поднять – передать... вдох-выдох, вдох-выдох… И так – 46 раз. Он один! вытащил 46 пассажиров из 92. Людей без сознания доставляли в больницу. Врачи, оказывавшие помощь, не знали, что их неожиданных пациентов вытащил из воды один человек. Все были уверены: ведётся слаженная работа спасателей. К сожалению, медикам удалось вернуть к жизни только 20 человек. Шаварш перестал нырять, когда все моральные и физические силы закончились, когда понял, что остальных уже не спасти. Но перед этим еще успел за утонувший троллейбус зацепить трос – у спасателей, прибывших на место происшествия, аквалангов не оказалось, а повторить то, что совершал спортсмен, им было не по силам. Всё тело Карапетяна было изрезано осколками разбитого окна. После этого Шаварш тяжело заболел  двусторонней пневмонией, которая осложнилась сепсисом (заражением крови). Температура держалась на уровне 40 °C. В больнице он провёл 45 дней. После воспаления в лёгких образовались спайки, и каждый глубокий вдох спортсмену давался с трудом (на высоте вдоха спайки натягивались, вызывая боли и удушающий кашель). Возвращение в спорт представлялось нереальным. И все же он вернулся... Вернулся, чтобы красиво уйти в 1977 году, установив свой заключительный, одиннадцатый мировой рекорд. Ему было всего 24 года. Великий человек и великий спортсмен Героем Советского Союза так и не стал, его наградили орденом «Знак Почета». Зато советский астроном Николай Черных 8 августа 1978 года назвал в честь пловца-героя открытый им астероид. Сейчас у Карапетяна трое детей — две дочери и сын, внуки. С 1991 года он вместе с семьёй живёт и работает в Москве. В его честь в российском городе  Рыбинске  проводят соревнования по подводному плаванию. Он удостоился ордена «Fair Play» («За честную игру»), которым награждают спортсменов, проявивших высочайшее благородство в спорте, пусть даже подвиг Шаварша Карапетяна и не был спортивным.

Список ресурсов:

http://ruheroes.ru/

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1913 О Матвее Кузьмине

http://readpicture.ru/?p=4342 об Александре Прохоренко

http://www.ntv.ru/novosti/659018/ о Юлии Ануфриевой

http://news.ykt.ru/article/14151?qf=10111818 о Софии Ильиновой

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=23367 о Магомеде Нурбагандове

http://fb.ru/article/138583/shavarsh-karapetyan-chelovek-legenda-podvig-plovtsa-shavarsha-karapetyana

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, очень полезная информация.

17 June 2017

Хорошее занятие!

24 June 2017

Спасибо.Очень интересно!

26 June 2017

Очень важный и нужный классный час! Только обидно, что Вы выставили работу на Всероссийский конкурс для классных руководителей на лучшую методическую разработку «Классный час с мультимедийным сопровождением». Я не обнаружила мультимедийного сопровождения...

1 August 2017

Извините, Наталья Владимировна! Не ту оценку поставила комментарию. Полностью согласна с Вами. Не обнаружила мультимедийного сопровождения.

9 August 2017

Уважаемые коллеги, извините, но сначала я не знала, как можно добавить презентацию к тексту. Сейчас научилась. Презентацию можно увидеть в публикациях.

11 August 2017

Презентацию посмотрела. Хорошо, что Вы указали где её можно посмотреть до окончания сроков оценки работ конкурса. Очень хороший классный час!

13 August 2017