Методическая разработка классного часа по пожарной безопасности «Красная каска»

2
0
Материал опубликован 14 October 2019


Тема: Красная каска

Цели:

познакомить учащихся с основными причинами пожаров, правилами пожарной безопасности;

учить детей соблюдать правила пожарной безопасности, давать оценку поступкам и делать выводы.

Задачи:

закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный";

прививать навыки осторожного обращения с огнем;

воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.


Оборудование: компьютерная презентация, рисунки детей с опасной ситуацией пожаров,реквизит для сказки, задания для конкурсов.


Ход занятия.


1.Учитель.

- Когда древнему человеку надоело жить в пещере без уюта, он придумал много разных вещей, которые ему помогали в хозяйстве. Ходить к ручью ему расхотелось, и он заставил ручей течь к нему в дом – придумал водопровод. Жарить мамонтов на костре было неудобно, и человек придумал газовую плиту. Жить без света было плохо – и человек придумал лампу. Вот только со временем оказалось, что вещи, сделанные человеком для своего удобства, могут не только помогать, но и становиться опасными или становиться причинами опасных ситуаций, таких, например, как пожар.

- Сегодня, ребята, мы собрались на занятие «Красная каска».

- Как вы думаете, почему оно так называется? Люди каких профессий носят такие каски?

Дети.


- Пожарные.

Учитель.

- Как вы думаете, почему они надевают каски такого цвета?

Дети.

- Чтобы в дыму их было более заметно, то есть для их безопасности.

Учитель.

- Правильно. Как вы думаете, о ком и о чем пойдет речь на нашем занятии?

Дети отвечают.

Учитель.

- Правильно, сегодня мы с вами поговорим о пожарных, вспомним правила пожарной безопасности. Горели деревни, села, а были случаи (и мы с вами уже говорили об этом), когда горели целые города. Вот почему так необхо-димо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

- Настоящими героями в борьбе с пожарами становятся пожарные – люди одной из самой древней и героической профессии. Порой рискуя собст-венной жизнью, они спасают жизни других людей.

Пожарным может стать лишь смелый, сильный человек, человек с добрым сердцем, развитой мускулатурой. Поэтому самые умные, самые активные ребята в конце занятия получат в награду медали с изображением «золотой» каски пожарного.

(Слышится какой-то шум).

2 Юные поджигатели

Учитель.

- Ребята, извините, я вынуждена прервать наше занятие – нужно узнать, что там за шум…

(Входят два человека страшного вида в противогазах и с плакатом, на котором написаны лозунги).

1 гость.

- Здравствуйте! Я представитель партии «Юные поджигатели». Наша партия считает, что детей несправедливо лишили игр со спичками. Спички – самая доступная игрушка, которая по карману любому родителю. Поэтому мы требуем:

1. Все спички детям!

2. Долой пожарных!

3. Долой правила пожарной безопасности!

4. Долой телефон «01»!

5. Да здравствуют игры с огнем!

6. Да здравствуют пожары!

2 гость.

- Мы надеемся, что вы сделаете правильный выбор! Голосуйте за нас! Мы победим!

Учитель.

- Вот это да! Такого поворота событий я не ожидала! Дети, кто из вас стал бы голосовать за этих людей? Почему?

Дети отвечают.

Учитель.

- Молодцы! Уважаемые гости, голосовать мы, конечно за вас не будем, но приглашаем остаться на нашем занятии. Посидите, поучаствуйте. Возможно, к концу занятия вы измените свое отношение к правилам пожарной безопасности.

Гости (недовольно).

- Хорошо.

Учитель.

- Ребята, как вы считаете, лозунги у наших гостей правильные?

3.Игра «Лозунги наоборот».

- Давайте, пользуясь этими лозунгами, поиграем в игру «Лозунги наоборот».

На доске вывешиваются правильные лозунги.

1. Да здравствует телефон «01»!

2. Долой пожары!

3. Спички детям не игрушка!

4. Долой игры с огнем!

5. Да здравствуют правила пожарной безопасности!

6. Да здравствуют пожарные!

Задание: каждому неправильному лозунгу гостей подобрать соответствующий лозунг правильный. При этом правильные лозунги «наоборот» размещаются на доске в том порядке, в каком порядке написаны неправильные лозунги гостей.

Учитель.

- Ребята, давайте вспомним причины, из-за которых может возникнуть пожар?

Дети отвечают.

Учитель.

- Молодцы, ребята! Вы много назвали разных причин пожаров. Но источников пожаров всего три.

4.Источники пожара. Проведение опытов.

1 группа. Любые источники открытого огня - спички, газовая плита, легковоспламеняющиеся (горючие) вещества.

Учитель.

- Ребята, какие горючие вещества вы знаете? (Бензин, керосин, спирт.)

- Сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему опасно играть с такими веществами.

Опыт 1. Намотаем на железный прут кусок ваты и попробуем поджечь – вата почти не горит. А теперь окунем эту вату в спиртовой раствор – вспыхнет большое пламя.

- Какой можно сделать вывод? Легковоспламеняющиеся вещества вспыхивают моментально большим пламенем и горят относительно долго. От такого пламени могут легко загореться соседние предметы. Вот почему опасно играть с горючими веществами.

Учитель.

- А сейчас я проверю, хорошо ли вы поняли то, о чем я рассказала. Перед вами 2 лампы – керосиновая, которой люди пользовались в старину, и обычная, настольная.

- Как вы думаете, почему лампа называется керосиновая?

- Какая из этих ламп наиболее опасна и может быстрее привести к пожару? Почему?

- Можно ли назвать керосин горючим веществом?

Дети отвечают, сравнивают 2 лампы.

Учитель.

2 группа. Неисправные электрические приборы – электропроводка, пылесос, приемник, телевизор и другие.

- Запомните, ребята: если пожар возник по вине электроприборов, нельзя его тушить водой, так как вода хорошо проводит электрический ток и любое прикосновение к такой воде приводит к мгновенной смерти.

3 группа. Самовозгорание – молния, сырое сено, битые бутылки в лесу.

Учитель.

- А сейчас, ребята, мы с вами проведем опыт и узнаем, почему нельзя оставлять пустые бутылки в лесу.

Опыт 2. Возьмем лампу и лупу. Представьте, что лампа – это солнце, а лупа – осколок разбитой бутылки. Посмотрите – лучи солнца, проникая через осколок бутылки, собираются в одном месте. Всем хорошо виден ярко-желтый кружок? Лучи нагревают сухую листву до критической температуры, и начинается пожар.

- Какой можно сделать вывод? Нельзя оставлять в лесу битые бутылки и другие стеклянные предметы.

Учитель.

- А сейчас я хочу вам показать еще один опыт, чтобы вы узнали, почему во время пожара нельзя разбивать окна.

Опыт 3. Известно, что через открытое окно в помещение проникает свежий воздух, а значит, и кислород – газ, которым мы дышим. Давайте проверим, поддерживает кислород горение или нет? Для этого зажжем 2 свечи. Теперь одну свечу поставим под стеклянную банку. Свеча, стоящая под банкой, вскоре погаснет, так как без кислорода горение невозможно.

- Какой можно сделать вывод? Если мы разобьем во время пожара окно, то пожар усилится, так как в помещение проникнет кислород.

Учитель.

Сценка «Муха – цокотуха на новый лад»

- Ребята, мы с вами хорошо поработали, поэтому давайте немного отдохнем и посмотрим

театрализованное представление «Муха – цокотуха на новый лад»

6.Физминутка


7.Странная картина

Учитель:

А что это за странная картина?


Пламя огня:

Это наша родная земля.

Это поля и деревья.

Города и реки.

Это дом, в котором мы живём.


Учитель:

А может здесь был построен клуб?


Пламя огня:

Не помню.


Учитель:

Теперь уж сложно нам узнать.

Интересно, кто же художник,

который смог такую мрачную картину написать?


Пламя огня:


Художник я - пламя огня.

А помощник она /показывает на спичку/

Тоненькая, хрупкая,

Брошенная, не затушенная

может в поле, иль в лесу.

А, возможно, кто-то с ней играл

И нечаянно в квартире потерял.


Спичка:


Я детям не игрушка -

Знает каждый с юных лет.

Потому что мы подружки

Огонькам - без нас их нет.


Учитель:


Очень грустно. Ребята, а давайте восстановим картину. Чтобы восстановить картину вы поделитесь на 3 команды и будете выполнять задания. Какая команда первая выполнит задание открывают один пазл на картине.

1 конкурс «Составь пословицу» .Из данных слов нужно составить пословицы.

Дыма без огня не бывает.

От маленькой искры большой пожар бывает.

С огнем не шути, сгореть можно

2 конкурс «Ситуации»

1.У вас загорелся телевизор. Какими должны быть ваши действия?

- обесточить;

- накрыть влажной тканью;

- при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.


2. На тебе горит одежда. Как будешь действовать?

- надо упасть на пол;

- накрыться влажной тканью;

- бежать нельзя


3. Как надо преодолевать задымлённое место?

- пригнувшись;

- задержать дыхание;

- использовать мокрое полотенце.


4.Что нужно делать, заметив пожар?

(Срочно сообщить в пожарную охрану, принять меры к ликвидации загорания, эвакуации детей и спасения имущества.)


5.Можно ли бить стекла окон во время пожара?

(Нельзя, так как поступающий воздух усиливает горение.)


6. Если в вашей квартире пахнет газом, произошла утечка, можно ли включать и выключать свет?

(Нельзя, так как при пользовании выключателем может возникнуть искра, что приведет к пожару или взрыву.)

3 конкурс «Обезопась пожароопасные слова».

Каждой команде выдается бланк- задание. За 1 минуту вы должны превратить пожароопасные слова в безопасные

Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.


ПЛАМЯ - _ _ _ _ _ (первобытная семья).

ПОРОХ - _ _ _ _ _ (усатое бобовое растение).

ТОРФ - _ _ _ _ (самый праздничный пирог).

СПИРТ - _ _ _ _ _ (полезное для здоровья занятие)


ПОЛЕНО - _ _ _ _ _ _ (сустав ноги).

ТРАВМА - _ _ _ _ _ (природный зелёный ковёр).


4 конкурс «Знатоки литературных произведений»


Следующий конкурс, ребята, называется Знатоки литературных произведений. Нам необходимо отгадать из каких произведений отрывки, назвать автора:


Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит,

Эй, пожарные, бегите!

Помогите, помогите! (К.И. Чуковский Путаница)



И вдруг заголосил: Пожар! Горим! Горим!

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом, машет красным рукавом. (С.Я. Маршак Кошкин дом)



Что за дым над головой?

Что за гром над мостовой?

Дом пылает за углом.

Что за мрак стоит кругом?

Ставит лестницы команда,

От огня спасает дом. (С. Михалков Дядя Степа)


5 конкурс. Каковы «нельзя», которым необходимо подчиняться, чтобы избежать пожара?


Ответ:

- курить в постели

- разрешать малышам играть со спичками

- оставлять без присмотра электроприборы

- разогревать лаки и краски на газовой плите

- сушить белье над плитой

- хранить на балконах горючие вещества

- захламлять чердаки, подвалы, пути эвакуации, балконы, лоджии

- держать легковоспламеняющиеся вещества в доступных местах

- использовать на праздниках бенгальские огни, свечи, петарды, хлопушки.


6 конкурс «Опасность» .Команды должны выложить из спичек на скорость выражение: «В спичках — огонь, спички не тронь!»


Молодцы ребята, вы справились с заданиями. И мы с вами восстановили нашу картину.


7.Итог урока


Самое главное правило не только при пожаре, но и при любой другой опасности:

Не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания!


Я и ты за все в ответе,

Так не забудьте об одном:

Не стоит никому на свете

Шутить с огнем, играть с огнем.

Правила пожарные без запинки знайте,

Правила пожарные строго соблюдайте!


- А сейчас, ребята, я хочу вручить вам медали «Красная каска» за то, что вы все были активны, сообразительны и правильно отвечали на вопросы. Спасибо за внимание!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.