Классный час «По страницам Красной книги Республики Коми» (окружающий мир, 3 класс, с региональным компонентом)
Учитель начальных классов ГОУ РК «РЦО» СП «ЦДОДИ»: Алексеева Н.П.
Цель: Воспитание бережного отношения к природе родного Коми края и России.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить учащихся с Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в республике Коми;
- обобщить представление о фактах, угрожающих живой природе, наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире;
- создать мини-проект «Красная книга Республики Коми».
2. Развивающие:
- развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
- развивать навыки наблюдательности, развивать навыки самостоятельной исследовательской работы при изучении растений и животных.
3. Воспитательные:
- любовь к живым существам, бережное отношение к природе.;
- воспитывать способность к сопереживанию.
Формирование УУД
личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- умение точно выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке
- умение определять успешность выполнения своего задания.
познавательные УУД:
- умение извлекать информацию из иллюстраций
- умение выявлять сущность, особенности объектов;
- умение на основе анализа объектов делать выводы;
- умение обобщать и классифицировать по признакам.
коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать собеседника;
- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
Межпредметные связи: окружающий мир, информатика, литературное чтение.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, методы словесной и наглядной передачи знаний, самостоятельная работа, творческая работа, диалоговая беседа, самооценка.
Средства обучения: Компьютер, операционная система Windows, Mac OS - использование ИКТ: программа ПервоЛого, интерактивные задания в программе LearningApps, презентация по теме занятия.
Ход классного часа.
Этапы классного часа, его цель, методы и способы достижения данной цели |
||
Вводная часть Цель: подготовка учащейся к работе. Обеспечение мотивации и принятия учащейся цели деятельности. Критерии достижения цели: учащаяся готова к деятельности Методы: словесные. |
||
Деятельность учителя |
Деятельность учащейся |
|
Учитель входит в программу Skype, звонит учащемуся. Здравствуй Софья! Я очень рада тебя видеть! С каким настроением ты сегодня пришла на занятие? Вот уже звенит звонок Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. - Я предлагаю улыбнуться друг другу и дарю тебе частичку своего тепла. Желаю тебе открытия новых знаний, которые тебе пригодятся в жизни. |
Ребенок должен войти в Skype, включить видеосвязь. - Здравствуйте - Я пришла на занятие с хорошим настроением. Готова к занятию. |
|
Подведение к теме классного часа Цель: актуализировать состояние учащейся в условиях учебного взаимодействия. Критерии достижения цели: включение в деятельность, активизация положительных эмоций учащейся, наблюдательности. Методы: словесные, интерактивные. |
||
- Внимательно послушай стихотворение, и скажи, о какой планете идёт речь. Есть одна планета – сад В этом космосе холодном Только здесь леса шумят Птиц, скликая перелеты. Лишь на ней одной увидишь И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо Береги свою планету Ведь другой на свете нету! О какой же планете идет речь? Посмотри, кто пришел к нам на урок? - Наша планета чем – то огорчена и расстроена. Она просит вас разгадать кроссворд, но я пока не пойму зачем? Давай попробуем выполнить её просьбу. Интерактивный кроссворд. https://learningapps.org/watch?v=ptuw2cgua18 1 Он в мундире ярком. Шпоры для красы. Днём он – забияка, Поутру – часы. 2: Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. 3: Летит, пищит, Очень тоненько звенит, Случай не упустит: Сядет и укусит. 4: Водяные мастера Строят дом без топора Дом из хвороста и тины Строить могут и плотину. 5: Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. 6: Хвост пушистый, Мех золотистый. В лесу живёт В деревне кур крадёт. Какое слово получилось в выделенных клетках? - Как ты думаешь, почему Земля зашифровала для нас такое волнующее слово? - Наша планете, ведь она, как песчинка, несётся в огромном космосе миллионы лет. И она единственная планета, на которой есть жизнь. Растения и животные на ней занимают особое место. И многим из них угрожает планета заболела. И она просит нас о помощи. Мы должны помочь нашей планете. Ей грозит опасность исчезнуть с лица Земли – в основном, по вине человека. И планета Земля очень озабочена этой проблемой. Ребята, люди, осознав свою ошибку, уже начали помогать Земле. Они создали специальную книгу. Как ты думаешь, её назвали? - Ты догадалась, о чем мы будем говорить на классном часе? Сформулируй тему нашего занятия: Сегодня на классном часе с тобой познакомимся с Красной книгой, поговорим о проблемах редких и исчезающих животных и растений нашей местности, а так же о бережном отношении к окружающей природе и животному миру. - Итак, тема нашего классного часа: «По страницам Красной книги Республики Коми. Охрана растений и животных». |
Внимательно слушает стихотворение О планете Земля. Наша планета Земля. Ученица отгадывает интерактивный кроссворд. (Петух) (Сова) (Комар) (Бобры) (Снегирь) (Лиса) ПОМОГИ Планета просит о помощи, помочь растениям и животным. - Красная книга. - Да. - О Красной книге, об охране растений и животных. |
|
II Основная часть Цель: познакомить учащихся с Красной книгой; расширить и углубить знания о животных и растениях, встречающихся в республике Коми, обобщить представление о фактах, угрожающих живой природе, наблюдать и видеть прекрасное в окружающем мире. Критерии достижения цели: выполнение требований познавательной задачи; безошибочное выполнение задач, соответствующих усвоенному способу; установление логических связей, умение сравнивать; совершенствование навыков самоконтроля; развитие коммуникативных навыков; повышение самооценки. Методы: словесные, наглядные, интерактивные. |
||
- Попробуй дать определение Красной книге. Красная книга – это…? - Правильно, молодец! - Природа гибнет и просит у нас защиты. В 1948 году учёные мира создали Международный союз охраны природы (МСОП) Они составили списки исчезающих животных и растений, и издали эти списки в виде книги. Это и была первая Красная книга, которая называлась «Красная книга фактов». В 1974 году книга была создана в нашей стране, в ней было записано: 52 вида зверей и 65 видов растений. Несмотря на это, пусть и не так быстро, но эти числа с каждым годом увеличиваются. В 1966 году книга вышла с разноцветными страницами. У нас в Республике Коми есть своя Красная книга. Книга очень интересная и полезная, подробнее с ней можно ознакомиться, взяв её в библиотеке. - Как ты думаешь, почему книгу решили назвать Красной? - Где в повседневной жизни можно встретиться с красным цветом, который будет предупреждать об опасности? - Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: чёрный, красный, жёлтый, зелёный, белый, серый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета. - Каких животных могли поместить авторы книги на каждой из этих страниц? |
- Эта книга, куда занесены редкие растения и животные Красный цвет опасности. Это предупреждающий красный цвет светофора. Ученица работает по слайдам презентации (приводит примеры). |
|
Динамическая пауза «Бабочки» Цель: снять утомление учащейся, обеспечить отдых, повысить умственную работоспособность учащейся. |
||
III. Закрепление знаний по данному материалу. Цель: Самопроверка умения применять свои знания в разных ситуациях. |
||
Самостоятельная работа «Создание мини - проекта Красной книги» в программе ПервоЛого. - Предлагаю тебе выполнить сейчас небольшую творческую работу. В программе ПервоЛого создай макет Красной книги. Инструментом «заливка» закрась нужным цветом страницы своей Красной книги, которые ты запомнила и инструментом «Текстовый редактор» подпиши название каждой страницы. - Рядом немало растений и животных, нуждающихся в добром к себе отношении, в охране и защите. Мы не можем охранять всю природу сразу, но мы можем бережно относиться ко всему живому. Делать всё, чтобы оберегать, спасать, защищать нашу природу. Пусть ты не примишь участие в спасении уссурийского тигра, снежного барса, белого медведя. Это делают взрослые люди – учёные, зоологи. Но и мы можем что – то сделать для сохранения окружающего нас мира. - Как ты думаешь, что каждый ты может сделать для сохранения окружающего нас мира? Попробуем проверить твои действия. Для этого надо пройти интерактивную викторину «Умеешь ли ты охранять природу?» 1. Если ты ответила правильно, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь ее охранять. Главное – не останавливайся, стремись узнать больше! 2. Если ты ошибалась в ответах, то ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу. - Здорово, ты умница и не ошиблась в ответах. - А сейчас познакомимся Знакомство с некоторыми растениями и животными, занесёнными в Красную книгу Республики Коми. - В местах, где мы живём, много растений и животных, которые нуждаются в нашей защите. С некоторыми из них я предлагаю тебе сегодня познакомиться в презентации. После просмотра слайдов я проведу опрос, будь внимательна. Хариус. Хариуса очень легко отличить от всех других рыб по огромному спинному плавнику. По своему цвету хариус - одна из самых пестрых и красивых наших рыб. Рыба имеет однотонную тёмно-серую спину, по бокам тела некоторых видов разбросаны чёрные пятнышки различной формы. Хариус живёт в реках с чистой и холодной водой, Пищей служат личинки ручейников, веснянок, а в теплое время года разнообразные воздушные насекомые. Максимальная длина европейского хариуса — 60 см, а максимальный вес — 6 кг. Куропатка серая. Се́рая куропа́тка —широко распространённый вид из рода куропаток. Имеет тело округлой формы, общая длина 28-32 см. Клюв и ноги тёмного цвета. Верхняя часть оперения рябая, коричневого цвета, бока и хвост рыжие. Шпоры на ногах отсутствуют. Являются оседлыми птицами, живут в открытой местности. Питаются разнообразными семенами, иногда насекомыми. Гнёзда устраивают на земле в виде выстланных углублений, расположённых в укромных местах. Голос самца — громкое «кукаре́ку» похожее на крик петуха, а самки — квохтанье. (слайд 19) Строчок. Строчо́к — род сумчатых грибов, который часто путают со съедобными сморчками. Тело его похоже на головной мозг или грецкий орех. Шляпка в извилинах, полая, складчатая и разделена на множество долей, поверхность её на вид бархатистая, цвет её может быть от желтовато-коричневого до красновато-коричневого — зависит от места и условий произрастания. В диаметре шляпка обычно 2—10 см, края её соединены с ножкой. Ножка обычно неправильной формы, короткая, морщинистая.(слайд 18) Купальница. Купа́льница - род многолетних растений из семейства лютиковых. Наиболее близок к другому роду лютиков - калужнице, которая способна расти прямо в воде, русское название рода отражает «любовь» растения к воде — к влажным местам обитания. Шарообразные цветки растения, жёлтой или оранжевой окраски, очень красивы, что служит причиной массового сбора дикорастущих цветов в начале лета. В некоторых источниках отдельные виды рассматриваются как лекарственные растения, однако необходимо учитывать, что корни всех видов купальницы ядовиты. |
Ученица работает в программе ПервоЛого, создаёт мини-проект. Заливает инструментом страницы-слайды, создаёт к ним эффекты и подпиши название каждой страницы. После создания страниц Красной книги ученица выполняет задания викторины. Учащаяся проверяет ответы. Ученица читает слайды. |
|
IV. Заключительная часть Цель: анализ и оценка успешности деятельности и определение перспектив последующей работы. Критерии достижения цели: осознание, переосмысление материала, своих действий. Методы: словесные, наглядные, интерактивные. |
||
- По описанию ты должна будешь отгадать, какое растение, животное, или птица задуманы в этих вопросах. Ты готова? ИНТЕРАКТИВНЫЙ ссылка - Молодец, ты справилась с вопросами. Рефлексия - Какие открытия ты сделала сегодня? - Чему научил тебя классный час? - Человек должен стать настоящим другом всего живого на Земле. И только тогда страниц в Красной книге станет совсем мало, и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека. И наша планета не будет болеть, она будет здоровой и счастливой! - Что больше всего понравилось? |
- Да. - Узнала о разноцветных страницах Красной книги, о животных и растениях Красной книги Коми. - Бережно относиться к живой природе. Создавать свою книгу, делать мини-проект. |
|
Постановка домашнего задания. Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Критерии достижения цели: правильное выполнение домашнего задания Методы: словесные, наглядные, интерактивные |
||
Домашнее задание: - Софья, тебе необходимо разместить на каждой цветной странице своей созданной Красной книги фотографию животного и растения Коми края и подписать их названия. Задание понятно? - Какое у тебя сейчас настроение? - Пусть оно сохраняется очень долго. Спасибо тебе за занятие. До свидания. |
Понятно. - Отличное, до свидания! |
Приложение №1.
Интерактивная викторина «Умеешь ли ты охранять природу?»
Выбери из трех ответов один – тот, который больше других тебе подходит. Отметь правильный ответ.
Вопрос 1. Ты нашел (или нашла) на поляне неизвестный, очень красивый цветок. Как ты поступишь?
– Полюбуюсь на него и пойду дальше.
– Засушу его для школьного кабинета биологии.
– Осторожно срежу и поставлю в красивую вазу.
Вопрос 2. Ты нашел гнездо с птицами. Что ты сделаешь?
Покормлю птенцов.
– Позову ребят, чтобы они тоже посмотрели
– Буду наблюдать издали.
Вопрос 3. Ребята собрались в рощу за березовым соком. Пойдешь ли ты с ними?
– Пойду, но буду собирать очень осторожно.
– Не пойду и других не пущу.
– Сначала расспрошу об этом учительницу биологии
Вопрос 4. После привала в походе у вас осталось много пустых пластиковых бутылок и банок. Как бы ты поступил с ними перед тем, как продолжить поход?
Взял бы с собой, чтобы сдать в городе.
– Отнес бы в кусты, чтобы никто не поранился.
– Закопал бы в землю.
Вопрос 5. Как ты сам оцениваешь свои знания по охране природы?
– Почти все знаю и всегда ее охраняю.
– Кое-что знаю, но хотел бы знать больше.
– Я люблю природу, но мы еще этого не проходили.
1. Если ты ответила правильно, то не страдали бы наши леса и реки от неумелого вмешательства. Ты не только знаешь многое о природе, но и умеешь ее охранять. Главное – не останавливайся, стремись узнать больше!
2. Если ты ошибалась в ответах, то ты, безусловно, кое-что знаешь о природе и хотел бы ей помочь. Но твои знания неполны, и ты, сам того не желая, можешь причинить ей вред. Больше читай, говори со знающими людьми и ты (с твоей огромной энергией) сможешь принести пользу.
Приложение №2 Интерактивная викторина. «Угадай меня!»
а). Корни всех видов этого цветка ядовиты. (Купальница)
б). Тело этого гриба похоже на головной мозг или грецкий орех. (Строчок) в). Рыба имеет однотонную тёмно-серую спину, по бокам тела некоторых видов разбросаны чёрные пятнышки различной формы. (Хариус) г). Голос самца — громкое «кукаре́ку» похожее на крик петуха, а самки — квохтанье. (Куропатка).
д). Больше всего любит грызунов. ( Филин )
Приложение №3 (Интерактивный тест «Собери слово»).
1 . Почему нельзя загрязнять воду? а). Потому что в ней погибают организмы. (Д) б). Потому что будет некрасивый цвет.
2 . Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа? а). Да, например комар. Он больно кусает.
б). Нет, в природе нет ничего бесполезного, ненужного. (Р)
3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных? а). Потому что их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть. (У) б). Потому что потом их потом можно взять домой.
4 . Какие животные и растения занесены в Красную книгу? а). Которым грозит исчезновение с лица Земли. (Г) б). Красивым.