Методическая разработка классного часа, посвященного 71-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне

2
1
Материал опубликован 22 March 2016

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 66 г.Пензы

Методическая разработка классного часа, посвященного 71-й годовщине Победы в Великой отечественной войне

Судьба Матвеева В.А. в истории моей страны, моего города

Номинация «Пензенцы в годы Великой Отечественной войне» (3-4 класс)

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 66

г.Пензы

Комарова Ольга Викторовна

Пенза 2016г.

Содержание:

Пояснительная записка

Основная часть

Вступительное слово учителя

1. История жизни Матвеева:

1.1. Дорога на фронт

1.2. Сапер – минер – разведчик – десантник – парашютист

1.3. Подвиги и награды солдата

1.4. Жизнь после войны

Вывод

Рефлексия

Заключение

Библиография.

Литература

Пояснительная записка

Из Великой Отечественной войны Советский Союз вышел державой-победительницей, освободительницей не только русского народа, но и всей Европы от фашистских захватчиков. Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Прошло 70 лет.

Цена победы неизмеримо велика и сейчас остается очень актуальной. И пока мы помним каждую страшную цифру потерь, каждого погибшего на фронте, умершего от голода в блокадном Ленинграде, замученного в фашистских застенках, мы не допустим очередной такой войны. Всё дальше и дальше от нас победный 1945 год. Время, к сожалению, неумолимо. Не щадит никого. С каждым годом убывает число ветеранов-фронтовиков, живых свидетелей войны.

Таким образом, Великая отечественная война 1941-1945г.г., война, которая коренным образом изменила не только судьбы людей, но и отношение к нашей стране в мире.

Цели классного часа:
воспитательные

формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;

подготовка детей к ответственной, осмысленной жизни;

воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны;

довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле;

решение проблемы повышения сплоченности группы;

развивающие

развитие патриотического сознаниядетей;

развитие оптимизма как философии жизни, уверенности в себе.

развитие способности коммуникативного общения.

Наглядные пособия и оборудование:

Мультимедийная презентация.

Стенгазета «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи».

Записи песен «Священная война», «Поклонимся великим тем годам», «Офицеры», «День Победы», «Солнечный круг».

Рисунки детей.

Задачи классного часа: установить реальные события в военной судьбе Владимира Матвеева и сохранить его имя через изучение документов семейного архива, анализ данных интервью Владимира Андреевича, анализ литературы военной тематики.

Ход мероприятия

Основная часть

Кабинет украшен воздушными шарами, с бумажными голубями на тесьме, плакатами и рисунками учеников на тему «Великая Отечественная война».

Звучит фоновая музыка.

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Рада видеть Вас на нашем классном часе.

Вступительное слово учителя:

Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне.

С каждым годом всё дальше и дальше от нас эти героические и трагические годы. Эта война была самым страшным испытанием, которое с честью выдержала наша страна. Но не могут забыть те страшные дни и ночи седоволосые ветераны. Память живёт в их душах. Именно о памяти ветеранов стихи А.Василенко.

1 чтец:

Нам говорят: опять вы о войне!
Да, о войне. Не можем мы иначе.
Ведь до сих пор все клетки наши плачут
И не хотят привыкнуть к тишине.

Вина ли наша в том, что и во сне
Бесшумными и плавными столбами
Разрывы чёрные вздымаются над нами
И отбирают жизнь, как на войне.
Пусть небо голубеет в вышине,
Пускай десятки, сотни лет проходят,
Пусть изменились время, ритмы, моды,-
Мы вновь и вновь расскажем о войне!

Учитель:

-Великая Отечественная война постепенно уходит в прошлое, становится страницей истории. Мы не знаем войны, не слышали враждебную речь в своём доме, не слышали взрывов.

- Почему же мы вновь вспоминаем о ней? (Ответы детей).

-Памяти о войне и будет посвящён наш классный час «Судьба Матвеева В.А. в истории моей страны, моего города».

-Сегодня каждый из вас попытается ответить на вопрос «Зачем помнить о войне и надо ли о ней помнить нам, родившимся спустя несколько десятилетий после её окончания»?

Нет в нашей стране семьи, которую бы не коснулась Великая Отечественная война. У каждой семьи своя память о ней. Этот классный час я хочу посвятить моему двоюродному дедушке, участнику Великой Отечественной войны Матвееву Владимиру Андреевичу.

1. История жизни Матвеева:

1.1. Дорога на фронт

2 ученик:

Матвеев Владимир Андреевич родился 13 ноября 1919 года в городе Пенза в семье рабочего. Окончил 8 классов. Работал слесарем – инструментальщиком на велозаводе имени Фрунзе.

Звучит фрагмент песни «Священная война».

Но, грянула война и первый ее год Матвеев продолжал работать на заводе. Несмотря на сложное положение в стране в начале войны, главным фактором будущей победы стало мужество советских людей на фронте и в тылу, патриотизм, вера в победу. В едином порыве весь советский народ поднялся на защиту своей Родины. Мужчины, женщины, дети – все «от мала до велика» ковали победу. Три брата Владимира Андреевича и сестра-врач ушли на фронт вначале войны. Два брата, летчик и пехотинец - лейтенанты. Впоследствии погибли. А Владимира не брали в армию, у него со зрением было плохо, по этой причине он и срочную службу не проходил. Только через год лечения медицинская комиссия определила, что в авиацию или в артиллерию он по глазам не походит, а в пехоту или еще лучше в саперы его можно зачислить.

Учитель:

-А как вы думаете, на фронт защитники уходили какими-то особенными, богатырями или это были обыкновенные люди?

-Что дало силы им выстоять? (Ответы детей).

-Да, они были обыкновенными людьми, но они были героями, Они не спрятались, не взяли бронь, а плечом к плечу стояли насмерть. Они были мужественными.

-А что такое мужество? Что вы понимаете под этим словом?

-Почему война 1941-1945 годов называлась Великой Отечественной? (Все от мала до велика поднялись на защиту Родины).

Учитель:

-Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа оказалась сильнее металла и огня. Вот почему с таким уважением и восхищением мы смотрим на тех, кто прошёл сквозь ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества. Победа в ВОв была достигнута сверхвысокой ценой. Высокую цену заплатила наша Пензенская область. В 11 томах Книги памяти Пензенской области поименно, в алфавитном порядке, с указанием кратких биогр. сведений названы 190379 пензяков, погибших на войне. Не вернулись с поля боя 77940 человек, умерли от ран 17584 человека, замучены в плену 1863, пропали без вести 92717 человек. Теперь данные Книги памяти размещены в сети Интернет – в Обобщенном банке данных «Мемориал», основанном на архивных документах.

-Почтим память погибших минутой молчания.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ. Метроном

1.2.Сапер – минер – разведчик – десантник – парашютист

3 ученик:

В мае 1942 года Владимира взяли в пехоту. Осенью под Сталинградом он был ранен. Лежал в Астраханском госпитале и оттуда получил назначение в саперные войска. Тут бы, казалось, ему и следовало заняться минным делом. Но, нет, для этого потребовалось пройти ускоренную… парашютную подготовку, научиться приземляться с парашютом в немецком тылу. Военная специальность у него стала, если полностью назвать, сапер – минер – разведчик – десантник - парашютист.

Сражался на Южном, 4-м и 1-м Украинском фронтах. Принимал участие в освобождении Крыма, Украины, Польши, в боях на территории Германии.

1.3. Подвиги и награды солдата

Учитель:

На войне нет ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из памяти. Каждый день был подвигом для миллионов.

-Как вы понимаете слово «подвиг»? (Героический, самоотверженный поступок).

Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

-Ради чего люди готовы были отдать свою жизнь?

-Чем объяснить массовый героизм советского народа? (Любовь к родине, партии, стремление защиты семьи, дома).

-Массовый героизм объясняется, прежде всего, любовью к Родине, стремлением отстоять ее независимость. Все это входит в понятие «патриотизм».

4 ученик:

Сапер 215-го отдельного батальона инженерных заграждений (43-я отдельная бригада, 4-й украинский фронт) красноармеец Владимир Матвеев в ночь на 8 апреля 1944 года под городом Армянск (Крым) проделал проход в проволочных заграждениях противника, обеспечив выход в атаку своей пехоте.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, красноармеец Матвеев Владимир Андреевич 25 апреля 1944 года награжден орденом Славы 3-й степени №(35361).

5 ученик:

Сапер 105-го отделения моторизированного штурмового инженерно – саперного батальона (23-я моторизированная штурмовая инженерно-саперная бригада, 1-й Украинский фронт) ефрейтор Владимир Матвеев с бойцами 12 января 1945 года западнее населенного пункта Сташув (Польша) проделал проходы в минных полях противника, сняв свыше 200 мин, из них 35 противотанковых.

За мужество и отвагу, проявленные в боях, ефрейтор Матвеев Владимир Андреевич 14 апреля 1945 года награжден орденом Славы 2-й степени (№12147). Владимир Матвеев, находясь в том же боевом составе (2-я армия Войска Польского, 1-й Украинский фронт) в ночь на 16 апреля 1945 года в районе населенного пункта Нидер-Нойндорф (Германия) под сильным огнем установил с сослуживцами рамные опоры моста для переправы через реку Нейсе, обеспечив своевременную доставку подкрепления.

6 ученик:

В воспоминаниях говорил просто: «Обычно воевал, как все. Дело сапера известно, я больше с минами возился, сколько их проклятых перенянчил за три года! Одним словом, минер – моя военная специальность».

Но все-таки «обычно» ли воевал Матвеев? Не все же саперы награждены орденами Красного Знамени и Красной звезды, не все полные кавалеры ордена Славы. А В.А. Матвеев орден Славы первой степени получил одним из первых – за № 30.

7 ученик:

Каждый род войск вел свою разведку, вели ее и саперы. Группа из 7-8 человек с рацией сбрасывалась с самолета. Обычно это делалось в полосе готовящегося наступления. Саперов интересовали минные поля, противотанковые рвы, водные переправы, проходимость дорог. Не обходили они вниманием, конечно. И сосредоточение войск противника, его боевой техники, размещение штабов, складов, аэродромов – это непреложная обязанность каждого военного на фронте. Не проходил мимо всего этого, разумеется, и Матвеев, но специализировался он главным образом на минных полях, а это самый трудный объект разведки.

8 ученик:

«Исхаживали много, а зачем же на всей территории искать. Мины зря не ставят. Смотришь, где противотанковый ров, мост, дорога с ограниченными объездами, тут и ищи минное поле. Определяй его границы, площадь, а данные - радисту, он отстукает их шифром. Себя поставишь на место немцев и примеришься, где бы ты заминировал, точно, и они там минами землю начинят. Мало ли сам такие же места минировал. Миноискателем прощупывали редко, только там, где боев не было, а где бои прошли или свалка какая-нибудь, металлообрабатывающий завод вблизи, там миноискатель беспрерывно гудит. Металлу в землю полно набилось, а миноискателю все равно, что мина, что осколок с горошину, что железная стружка, знак подает. А пластмассовую или как у нас были, деревянную мину не берет. Лучше нет собак, чуткие они на тол. В бригаде у нас целый собачий батальон был. Обучать их было трудно, и мы как-то в парашютный десант не приспособились собак брать. Больше все щупом пользовались, вроде копья такого идешь и тычешь им в землю. По противопехотным минам, это да, не погуляешь, но их немцы в тылу у себя не ставали. Отходили, когда – оставляли или перед передним краем их приспособляли. А в противотанковые они редко заранее взрыватели вставляли. Да и чтобы взрыватель сработал, нужна тяжесть 90 кг, а если в тебе нет столько, ходи без опаски. В чем и не дураки были немцы, а тут у них недомыслие получалось. Сами, что ли, своих мин боялись, и нам это на руку было хоть на передовой, хоть в тылу».

9 ученик:

Говорил Владимир Андреевич о чем-нибудь страшном, и казалось: не так уж страшно. И рассказы у него тоже короткие, одной папироски на три истории хватало.

«За один такой заброс в немецкий тыл я и третью степень Славы получил. 15 суток мы бродили. А осень, холодно. Продукты тянули, тянули, потом все кончились. Ноги еле таскали. Могли бы у немцев запастись едой, только без шумихи было не обойтись. А выдавать себя нельзя, таиться приходилось. Но не помирать с же с голоду. Подобрались ночью к деревне. Подкараулили женщину из крайней избы и просим вынести что-нибудь поесть. Она руками отмахивается и говорит, что полна деревня фашистов и у нее квартируют. Сейчас ушли ужинать, а один остался узлы сторожить. А в соседней избе живет полицай, и он сейчас дома один. Командир группы говорит: «А что, ребята, втихую прихватим полицая, а у него, наверняка, и продукты есть». Одни из нас во дворе остались, другие в избу захватили, полицай даже и не сопротивлялся, а может, не успел. Все, что у него нашлось, на него же и навьючили и с собой забрали, как «языка».1

10 ученик:

Слушаешь, и, кажется, вот-вот развернутся такие события, от которых дух захватит. Ну, хотя бы, чего нельзя ждать от фашистского прихвостня – полицая, с которым семерым саперам пришлось несколько дней в немецком окружении скрываться и передний край переходить. Нет, так и довели полицая без всяких приключений. Сглаживалось в рассказе Владимира Андреевича острота событий, суховато и обыденно они выглядели. Собеседнику приходилось самому себе представлять, как там все было. Что переживал Матвеев, прыгая ночью с парашютом на землю, занятую врагом. Как волновался, отыскивая после приземления товарищей, раскиданных иной раз на километры, когда нельзя ни кричать, ни сигналить и расспросить некого.

11 ученик:

Это и представить трудно, и Владимир Андреевич объяснить затруднялся: «Как-то все собирались. Пока в воздухе висишь, примечаешь и запоминаешь, кто где приземляется. Потом уж какая-то сила друг к другу тянет. А чтобы под крик птиц приспосабливаться, чего-то у нас не ладилось. Один раз только двоих потеряли, отнесло на парашютах далеко: с запозданием из самолета выпрыгнули. Когда наши в наступление пошли, видели тех двоих… На виселице… Рассказывали, кто видел, зверски пытали, прежде, чем повесить.

А так в тылу немцев можно было гулять. Конечно, если ртом ворон не ловить, не лихачить. Еще если местность подходящая, лето – и совсем хорошо. Ночь здорово выручала. В тыл на самолете подбросят, из тыла уж самим выбираться приходилось. А людей чаще всего теряли при переходе переднего края. Тут, как не суди, бои шли.

12 ученик:

Вот так непреднамеренно и приглушал краски о своем подвиге солдат Владимир Андреевич. Это не скромность героя, как убеждены некоторые. Это создание непременности военной героики. Подвиг, ставший долгом. Прямой обязанностью, он уже не представляется человеку какой – то исключительностью. После парашютнрй выброски саперам мало приходилось отдыхать. Части готовились к наступлению. Вернувшись из немецкого тыла были нарасхват: помогали командирам узучать местноость в тылу противника, уточнялиместоположение заграждений. А потом приходило самое трудное – сопровождение войск при наступлении.

13 ученик:

Матвеев чаще всего сопровождал танки. На броню садились 2 сапера, и танк шел напрорыв немецкой обороны. На мчавшуюся машину обрушивался огонь из всех видов оружия, обезумевшие фашисты по мощному КВ даже из автоматов. Танк крушил все, что попадалось на пути. Его кидало на неровностях, на сминаемых пушках, автомашинах. Каким – то чудом держались на танке саперы. Страшная тряска, упругие взрывнные волны от рвущихся рядом снарядов, по броне градом барабанили осколки и пули.

14 ученик:

Здесь саперы становились танкистами. Они являлись проводниками по заграхдениям. Разминировали проходы в известным им минных полям и неизвестных, когорые на ходу танка должны заподозрить, остановить танк, обследовали место и обеспечивали проходимость для танков и других, следовавших за ними войск. Саперы с танкистами меняли тракина подорваппых гусеницах. В короткие боевые затишья им давали попробовать заводить мотор, настраивать рацию, учили обращаться с пушкой. Случалось, погибал танкист, на его место в бою садился сапер. Делили поровну с танкистами синяки и шишки, набитые о броню, делили смерть от огня, сосредоточенному по танку. Два раза Матвеев был ранен осколками в голову, много раз контужен.

15 ученик:

Сопровождал Матвеев и пехоту. Однажды проводилась разведка боем. Началась она с артиллерийской подготовки, под шумок которой Матвеев с товарищами разминировали проходы. Очень выгодное время, когда противника артогнем загоняют в землю. Тут ему не до наблюдения за какими-то отдельными фигурами на полосе заграждения – действуй сапер свободно.

Только успели смолкнуть последние залпы и не рассеялась еще пыль и чад на «обработанном» немецком переднем крае, советская стрелковая рота начала разведывательный поиск.

16 ученик:

Матвеев провел роту через минное поле и, как всегда, включился вее состав: кто знает, может быть, еще что-то потребуется от сапера. В первой траншее почти никто не сопротивлялся, а во второй завязалась рукопашная. В сапере. Как в специалисте, нужды пока не было, и он работал в тесной траншее автоматом. На глазах у него кто-то оглушил немца около входа в блиндаж. Матвеев было хотел перешагнуть через гитлеровца, да заметил на нем какие-то особые витые погоны, не приходилось таких видеть. Что это за чин, он не знал, но показалось - важная птица. Бой был скоротечный. Подрались в третьей траншее и стали отходить, пока немцы с соседних участков в клещи не взяли и не отрезали. Языков более, чем достаточно захватили, на выбор – от ефрейтора до офицера. А Матвеев еще одного ведет, стволом автомата подталкивает.

-Это еще что за гусар? – спрашивают пехотинцы. - Зачем его тащишь? Чиновник какой-нибудь почтовый или швейцар. У него и вид-то ненормальный.

-А может, инженер или ученый какой по военной технике, - стоял за пленного Матвеев, а сам подумывал: «А если на самом деле из каких-нибудь лакеев, засмеют потом».

17 ученик:

Сам Матвеев для интереса в конвоиры вызвался. Привели пленных в штаб. Вышел из землянки начальник разведотдела штаба и сразу к пленному Владимира Андреевича. Спрашивает Матвеев: «Годится»? А тот приказал, чтобы остальных пленных пока увели, а про пленного Матвеева сказал: «Это клад для нас, как его на передний план занесло»! Записал фамилию Матвеева, подмигнул и сам увел в землянку его «швейцара». Что это был за чин, так и не мог сказать, какой- нибудь из СС, наверное. Вот вторую степень Славы, за что у Матвеева на скорую руку вручали, без объяснений, под огнем. Но, догадываемся, за «языков», и тот чин. Видно, здесь вес имел, до него все мелочь подвертывалась.2

Учитель:

9 мая 1945 года. Победа ковалась и в тылу, и на фронте, и генералами, и солдатами, и женщинами, и детьми.

Исполнение песни «День Победы» учениками.

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек.
Были версты, обгорелые, в пыли, -
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.

День Победы!
День Победы!
День Победы!
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели -
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:
Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!
Пол-Европы прошагали, полземли, -
Этот день мы приближали, как могли.

Припев:

18 ученик:

Победа! Славная победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо,
А травы будут зеленей!
Учитель:

Этот день знает весь мир. Как долго шли наши деды и прадеды к этому дню. 1418 долгих дней и ночей шла война. Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Язык цифр скуп. Но вы всё же вслушайтесь и представьте…

Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 38 лет …

19 ученик:

Прошло так много лет, но помнят ветераны

Путь, пройденный и каждый час войны,
За все страдания, и кровь, и раны,
Их в памяти мы сохранить должны.

Учитель:

-Люди всегда старались как-то выделить и отличить героя. Награда – это свидетельство мужества, храбрости награждённого.

Знал и хорошо помнил Матвеев, что первую степень Славы получил за форсирование Одера. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками ефрейтор Матвеев Владимир Андреевич награжден орденом Славы 1-й степени (№ 30), став полным кавалером ордена Славы. Об этом было объявлено при вручении ордена и чествовании героя в Кремле. Но это не заключительная была награда. Владимир Андреевич уже в Пензу вернулся, а вслед ему еще орден Красного Знамени пришел.

1.4. Жизнь после войны

20 ученик:

После войны еще некоторое время продолжал служить в Вооруженных Силах СССР. В 1947 году В.А. Матвеев демобилизован.

Много лет проработал на базе «Ростекстильторга» отборщиком – отбирал и отправлял торгующим организациям тюки с разными тканями. Тем удивительнее, что человек такого мирного рода занятия проявил в войну столько отваги и способностей кадрового военного. Откуда это у русского человека? Из наследия отцов и дедов, которым пришлось столько повоевать, отстаивая свою землю! Из великой исторической любви к его Родине.

На набережной реки Суры, справа от стелы Росток находится Доска Почета, на которой написаны имена героев Великой Отечественной войны Пензы. Там же находится и фамилия Матвеева Владимира Андреевича, кавалера трех орденов Славы.

Учитель:

Судьба Матвеева тесно связана с миллионами советских людей, прошедших это тяжелое испытание. Он, как и многие из них ковал Победу. Мы говорим: вечная память тем, кто сражался за честь, свободу и независимость нашего Отечества. И наша задача сохранить его имя, имя простого незаметного героя.

Только люди, уважающие свое Отечество, свою историю, свой народ способны созидать во благо своих сограждан. Люди бездуховные, не помнящие своих исторических корней подобны траве «перекати-поле», к этому не способны. Что многократно доказано мировой историей. Свято чтить память о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне – наша прямая обязанность. И честь, и показатель нашего собственного достоинства.

Вывод:

Учитель:

-Итак, почему же сегодня не забывают о тех днях?

Почему тревожит память о войне даже тех, кто на той войне никогда не был? Почему вам, детям 21 века, никогда не видевшим войны, надо помнить о войне и о победе?

-Почему мы должны хранить память о Великой Отечественной войне и память о великой Победе?

Рефлексия:

-На листочках напишите, пожалуйста, свои предложения. (Листочки с предложениями собираются).

-Из написанного составьте текст листовки.

Звучит музыка. «Поклонимся великим тем годам».

Затем зачитывается листовка. (Например: «О войне мы должны помнить, так как велика была цена за победу. Война – это горе, это лишение жизни. Мы обязаны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы не было этих страшных событий. Наш народ отстоял свободу своей Родины»).

-Эту листовку вы сможете прочитать своим сверстникам. Повесить на стенде, посвящённом 69-летию Великой Победы.

-Мы в неоплатном долгу перед солдатами Великой Отечественной войны. Годы идут, и уходят из жизни герои. А нам всё недосуг поговорить с дедушкой, посмотреть старые фотографии, почитать письма с фронта, которые до сих пор хранятся в вашей семье. Поспешите, ребята, и расспросите своих близких. А лет через 20уже сами будете рассказывать своим детям об этом тяжёлом и страшном времени и о бессмертном подвиге советских солдат, освободивших мир от коричневой чумы. Память будет жива! Наш классный час подошёл к концу, но разговор о Великой Отечественной войне не окончен. У вас ещё много будет мероприятий, посвящённых этому событию. Пусть память живёт в ваших сердцах!

Заключение

Учитель:

В заключение нашего классного часа подведем итог, который заключается в том, что «Войны священные страницы, навеки в памяти людской».

Памяти людей, защитивших грудью нашу Родину, миллионам сыновей и дочерей, отдавшим свои жизни за то, чтобы люди всей земли могли жить и трудиться под мирным небом, посвящается песня «Офицеры» в исполнении О.Газманова.

Прослушивание песни.

Ученики выходят на школьный двор и отпускают в небо воздушные шары, с бумажными голубями на тесьме, под песню «Солнечный круг».

Библиография.

Источники:

  1. Материалы домашнего архива семьи Матвеева В.А.
  2. Материалы домашнего архива семьи Комаровых.
  3. Материалы интервью с женой Матвеева В.А. – Матвеевой П. В.
  4. Материалы интервью с племянницей Матвеева В.А. – Галушкиной (Матвеевой) Н.П.

Литература:

  1. Герои и подвиги. И родом они Пензенские…: Очерки о полных кавалерах ордена Славы трех степеней – Сост. О. М. Савин. Пенза, 2010.
  2. Интернет ресурсы:
  3. www.warheroes.ru
  4. www.obd-memorial.ru
  5. www.geocaching.su
  6. www.penza.ru
  7. www.inPenza.ru

1 И родом они пензенские…:Очерки о полных кавалерах ордена Славы трех степеней- Сост. О.М. Савин. – Пенза, 2010. – стр.146-147.

2 И родом они пензенские…: Очерки о полных кавалерах ордена Славы трех степеней – Сост. О.М. Савин. – Пенза, 2010.-стр.148

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Какая интересная у вас история...

9 May 2016

Похожие публикации