12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вейс С.А.52
Россия, Иркутская обл., Братск
2

Классный час по теме «Детство, опаленное войной! (посвященный 71- ой годовщине победы советских войск в Великой Отечественной войне»)



Классный час по теме «Детство, опаленное войной!(посвященный 71- ой годовщине победы советских войск в Великой Отечественной войне»)

Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитание любви к Родине, гордости за победу в Великой Отечественной войне.

Задачи мероприятия:

Расширить и углубить знания обучающихся о детских судьбах в годы Великой Отечественной войны. Вызвать чувство глубокого уважения и признательности к людям, пережившим страшную войну. Воспитывать патриотические чувства.

Воспитать сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения.

Развивать общественную активность обучающихся, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Оформление: презентация, рисунки, поделки детей, выставка книг, музыкальное сопровождение.

Методы: рассказ-беседа, викторина, конкурс чтецов.

Ведущие: классный руководитель, учащиеся 10 класса(2 ученицы), ученики 5 класса.

Ход мероприятия:

Дети и война:

не более ужасного сближения

противоположных вещей на свете

А.Твардовский

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1458381683.ppt (презентация "Детство, опаленное войной")

Вступительное слово учителя:

- Течет река времени. Минуло уже более 75-ти лет с того незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные, от Баренцева до Черного моря, двери войны. И 71 год с того самого светлого дня для всего мира – это День Победы!

2 слайд -объявление начала войны (Голос Левитана)

- (музыкальный отрывок «Двадцать второго июня ровно в 4 час»)

Слова учителя: Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. Еще больше память запоминает другую дату, которая считается самой светлой, самой дорогой для все людей и народов – 9 мая 1945 года, День Победы(День победы). Приближали этот день не только взрослые, а такие же ребята, как вы….

Вот о них сегодня наш рассказ

Не совместимы дети и война!

Как много сказано в одной лишь этой строчке,

Им не нужны были медали, ордена.

Нужна была свободная страна и мама рядом,

Это точно.

Пройдут уже и годы и века

Но память позабыть не даст их никогда.

Слайд 3.(Звучит мелодия «Дети войны»)

Ведущий 1: - Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогую цену.

Ведущий 2: Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…

Ведущий 1:Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Ведущий 2:Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
ученик 1:Тех, кто горшки из глины обжигают,
Хлеба растят и строят города,
Кто землю по-хозяйски обживают
Для жизни, счастья, мира и труда.
ученица 2: Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
ученик 3: Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,
Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
ученица 4: Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
ученик 5: Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
ученица 6: Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

Слайд 4

Ведущий 2:Великая Отечественная война длилась 1418 дней, почти 4 года. Она и называлась Великой Отечественной потому, что все от мала до велика, поднялись на защиту Родины. Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда для всех, в том числе и детей.

Ведущий1: Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.

Ведущий2:Дети военной поры могут еще рассказать, как умирали от голода и страха. Как тосковали, когда наступало первое сентября сорок первого года, и не надо было идти в школу. Как в десять-двенадцать лет, только встав на ящик, дотягивались до станков, и работали по двенадцать часов в сутки.

Ведущий 1:Как получали на погибших отцов похоронки. Как усыновляли их чужие люди. Как даже сейчас ранит их вопрос о маме. Как, увидев после войны первый батон, не знали, можно ли его есть, потому что за четыре года забыли, что такое белый хлеб. Но помнят они и победу!
Слайд 5

Ведущий 2:Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей!

Слайд 6

Ученица 5 класса:

Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок -
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

(«Мальчик из села» Самуил Маршак)

Слайд 7

Ведущий 1: Но дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали.

Слайд 8

Ведущий 2: До войны это были самые обыкновенные девчонки и мальчишки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, разбивали носы и коленки. Пришел час – они показали, каким может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к ее захватчикам.

Слайд 9-10

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими героями.

О многих из них мы даже ничего не знаем. Но, которые известны, вы их должны знать по именам.

Слайд 11

Ученица 5 класса:

Глаза девчонки семилетней
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь, 
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
(А. Барто)

Слайд 12

Ученик 5 класса:

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:
вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
раздарили сестренкам своим.
Сапоги - ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон...
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
что идете войной наугад...
До свидания, девочки! Девочки,
постарайтесь вернуться назад.

Слайд 13

ЗИНА ПОРТНОВА. Война Зину застала в деревне, куда она приехала на каникулы. Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки.

Зина Портнова ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Её выдал предатель. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но убежать ей не удалось. Её допрашивал четвёртый день подряд фашистский офицер, увешанный крестами, ей руки за спину выкручивал солдат, её хлестала плеть, её гноили в яме. Угрюмый офицер сказал, что больше нет терпенья у него, что это лишь начало жестоких мук, каких не видел свет…. Отважная юная патриотка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой. - Зинаиде Портновой присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

ЛАРА МИХЕЕНКО. Ленинградская девочка перед войной находилась в деревне. Захвачена врагами Псковская земля. Героически служит Лара в партизанском отряде. Выполняет задания командира разведки, но попадает в плен к фашистам. Первый раз ей удается бежать. И снова арест, на этот раз последний. Спасая других, девочка осталась одна против врагов – в ее руке спрятана граната… Жизнь короткая, но яркая как вспышка молнии

ЛЕРА СОКОЛОВА

В 14 лет была зачислена в зенитный полк. В 15 лет стала командиром орудий. Зенитный полк в котором она служила, попал под обстрел, загорелись стеллажи с оружием, рядом стояла машина с боеприпасами. Не раздумывая Лера начала сбивать огонь, разносить горящие ящики с оружием и засыпать их песком. Когда остался один ящик . объятый пламенем , Лера схватила его и бросила в обрыв. Снаряды в ящике взорвались. Однополчане нашли Леру на краю обрыва в полу сгоревшей одежде, всю иссеченную осколками. Девочка умерла от ран. Награждена, орденом Героя Советского Союза.

Ученица 5 класса:

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом солдат...
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
не жалейте ни пуль, ни гранат,
и себя не щадите, и все-таки
постарайтесь вернуться назад.
Ученица 5 класса:

Уходили мальчики – на плечах шинели, 
Уходили мальчики – храбро песни пели, 
Отступали мальчики пыльными степями, 
Умирали мальчики, где – не знали сами... 
Попадали мальчики в страшные бараки, 
Догоняли мальчиков лютые собаки. 
Убивали мальчиков за побег на месте, 
Не продали мальчики совести и чести... 
Не хотели мальчики поддаваться страху, 
Поднимались мальчики по свистку в атаку. 
В черный дым сражений, на броне покатой 
Уезжали мальчики – стиснув автоматы. 
Повидали мальчики – храбрые солдаты – 
Волгу – в сорок первом, 
Шпрее – в сорок пятом, 
Показали мальчики за четыре года, 
Кто такие мальчики нашего народа.

(И. Карпов)

Песня “До свидания, мальчики”(Б. Окуджава)

ЛЁНЯ ГОЛИКОВ. Он был, как и вы, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня собирал сведения о численности и вооружении врагов. Используя его данные, партизаны освободили свыше тысячи

военнопленных, разгромили несколько фашистских гарнизонов, спасли многих советских людей от угона в Германию. Сам Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. 2 апреля 1944 года он погиб. Лене присвоено звание Героя Советского Союза.

ВАЛЯ КОТИК. Родился в селе колхозного плотника в украинском селе Хмелевка. «Валик ходил по городу, и слезы душили его. Немцы сожгли домик-музей Николая Островского, превратили школу в конюшню. Он стал подпольщиком, потом ушел в партизаны, и начались дерзкие мальчишечьи вылазки с диверсиями и поджогами. Валя Котик вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Награжден, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. Он прожил 14 лет и еще неделю - в 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей. Похоронен, в садике перед школой, в которой учился.

МАРАТ КАЗЕЙ. Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен.

Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат был награжден медалями “За боевые заслуги” “За отвагу”. Однажды, выполняя задание, он встал во весь рост и с гранатой пошел на врагов. Марату Казею присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

ВАСЯ КОРОБКО

С 14 лет в партизанском отряде. Васе и еще двум солдатам был дан приказ взорвать мост , подходов к нему не было. И вот зимой , Вася вошел в ледяную воду и поплыл , толкая перед собой плот с взрывчаткой .Был замечен немцами , ранен , и имея возможность вернуться , Вася всё –таки доплыл до моста и выдернул чеку в гранате. Мост рухнул. В том бою наши войска одержали победу. Вася выполнил задание, но при этом погиб.

Слайд 18

Ведущий 1:

Самое страшное, самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских лагерей и гетто. У них отняли не только дом, хлеб, материнскую ласку – у них отняли Родину и свободу.

Слайд 19

Ведущий 2:

– У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. 27 января 1945 года был освобожден самый страшный лагерь Аушвиц-Биркинау(Освенцим). Было замучено 7000 детей.

Слайд 20

Ведущий 1: Эта же судьба досталась детям блокадного Ленинграда. В этом году 18 января - 72 года снятию блокады Ленинграда, города в котором когда погибали дети во время блокады Ленинграда. Голод, холод……

Слайд 21-22

Ученик 5 класса:

«Мальчик из блокады» 

От голода не мог и плакать громко, 
Ты этого не помнишь ничего, 
Полуживым нашли тебя в обломках 
Девчата из дружины ПВО. 
И кто-то крикнул: «Девочки, возьмёмте!» 
И кто-то поднял бережно с земли. 
Вложили в руку хлеба чёрствый ломтик, 
Закутали и в роту принесли. 
Чуть поворчав на выдумку такую, 
Их командир, хоть был он очень строг, 
Тебя вписал солдатом в строевую, 
Как говорят, на котловой паёк. 
А девушки, придя со смены прямо, 
Садились, окружив твою кровать, 
И ты вновь обретённым словом «мама» 
Ещё не знал, кого из них назвать.

(И. Ринк)

Сценка: чтение по ролям ученики 5 класса.

Мы пришли к блокаднице,
Вынули тетрадку:
– Расскажите, бабушка,
Все нам по порядку –
Как вы голодали,
Как вы замерзали,
Как на вас фугасы
По ночам бросали…

Придвигает бабушка
В вазочке конфетки,
Предлагает бабушка:
– Угощайтесь, детки!
Здесь берите пряники,
А вот здесь – помадку…
Я на белой скатерти
Разложил тетрадку:
– Кто лечил вас, бабушка,
Если вы болели?
Как же вы работали,
Если вы не ели?..

Отвечает бабушка,
Угощая чаем:
– А пирог с капустою
Мы не покупаем,
Я сама пеку его –
Кушайте, касатки!..
Я вожу рассеянно
Ручкой по тетрадке:
– Правда ли, что воду
Из Невы носили?
Сколько же народу
Вы похоронили?..

Отвечает бабушка:
– Что ж вы не едите?
Может быть, оладушков
Вы еще хотите?
Ой, совсем забыла, –
Ешьте шоколадку!..
Мне девчонки шепчут:
– Закрывай тетрадку!..

Съели мы оладушки
И пирог с капустой…
– До свиданья, бабушка,
Было очень вкусно!
М. Яснов

Слайд 23

Ведущий 1:

--Сразу повзрослели и те дети, которые были в тылу, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.

- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.

( показывает фотографии детей военных лет.)

Слайд 24

Но они продолжали учиться, в это тяжелое время школы не прекращали своей работы, после школы работали на полях, заменяли у станков отцов и старших братьев, ушедших защищать Родину, ухаживали за ранеными, собирали металлолом для постройки танков и самолетов, собирали лекарственные растения, отправляли подарки на фронт, собирали тёплые вещи для фронтовиков и детей; выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Слайд 25

Ученики 5 класса: "Не" и "Ни" 

Мне рассказывал смоленский
Паренек:
– В нашей школе деревенской
Шел урок.
Проходили мы частицы
"Не" и "ни".
А в селе стояли фрицы
В эти дни.
Обобрали наши школы
И дома.
Наша школа стала голой,
Как тюрьма.
Из ворот избы соседской
Угловой
К нам в окно глядел немецкий
Часовой.
И сказал учитель: "Фразу
Дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу
"Ни" и "не"."
Мы взглянули на солдата
У ворот
И сказали: "От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!" 
(С. Маршак)

Слайд 26-30

Ведущий 2:
Вместе со взрослыми дети трудились для великой Победы. Как ликовали в день Победы детские сердца!!! Как ярко запомнился многим именно этот долгожданный день

Слайд 31

Ведущий 1: Почтим память павших Минутой молчания.

Звучит метроном.

Слайд 32-34

После минуты молчания звучит фонограмма песни «День Победы», выходят все чтецы и ведущие.

(Окончание Вов, голос Левитана)

Ученик 1:Мамы, папы,

Все взрослые люди!

Слушайте голос своих детей:

Ядерных взрывов вовек пусть не будет,

Путь войне преградите скорей.

Ученик 2:Все пушки, танки, пулеметы

И смертоносные ракеты

Должны остаться без работы.

Их разберите, а потом

Отправьте в металлолом.

Ученик 3:На месте же военных баз

Постройте для детей всех рас

Бассейны и аттракционы,

Парк под синеющим шатром

И даже детский космондром!

Слайд 37

Ученик 4:Нам нужен мир!

Тебе, и мне,

И всем на свете детям,

И должен мирным быть рассвет,

Который завтра встретим.

Нам нужен мир,

Прекрасный мир.

Слайд 37

ученик 5 класса:

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят.

Нужен мир на всей планете!

Творческая мастерская(совместно с учителем технологии)

Изготовление Вечного огня

На ваших столах лежат листы красной бумаги, ножницы, а на плакате изображена звезда. Давайте вырежем язычки пламени и «зажжём» Вечный огонь в нашем классе в память о героях войны, не доживших до наших дней.

-Спасибо за внимание!



Здесь будет файл: /data/edu/files/c1458381228.docx (воспоминания и военном времени)

Дата проведения:  9 мая 
Опубликовано


Комментарии (1)

Сомова Светлана Геннадьевна, 02.05.16 в 23:20 0Ответить Пожаловаться
не скачалась презентация
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.