Методическая разработка конспекта занятия для старшей группы «Любимая Чувашия! Нет места тебя краше!»
Методическая разработка конспекта занятия для старшей группы
«Любимая Чувашия! Нет места тебя краше!»
Цель: формирование у дошкольников мотивационно- ценностного
отношения к национальной культуре чувашского края.
Задачи:
Образовательные:
1.Расширять знания о родном городе Чебоксары, столице Чувашии;
2. Обобщить знания о символике малой родины - гербе.
3.Познакомить с чувашскими играми и песнями, вышивкой, предметами декоративно- прикладного искусства.
Развивающие:
1.Развивать социально- коммуникативные навыки в общении, исполнении стихов и песен;
2.Развивать связную речь на основе литературных фрагментов;
3.Развивать умения и навыки составлять небольшой рассказ о своем городе Чебоксары, сочинять стихи о родном крае;
4. Активизировать словарный запас (сказки, былины, понимание на слух текстов различных жанров литературы чувашских писателей);
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство принадлежности к этнографической культуре Чувашии;
2.Воспитывать чувство любви к родной земле, уважительное отношение к истории Чувашской республики.
Форма: коллективная, фронтальная.
Предварительная работа: беседа о городе Чебоксары, о его достопримечательностях, о великих представителях чувашского народа, о земляках; экскурсия к памятным местам центральной части города, рассматривание иллюстраций с видом города, знакомства с пословицами и поговорками о городе.
Материалы и оборудования: экран, проектор, презентация " Чебоксары - край 100 тысяч слов, ста тысяч вышивок и ста тысяч песен ", слайды-иллюстрации с видом города Чебоксары, родного края, фотоизображения памятников: памятник боевой славы "Вечного огня", бюста А. Г. Николаева, памятник М. Сеспелю, Памятник Ю. Гагарину, фото почетных представителей города, стихи чувашских поэтов (П. Хузангай, М. Сеспель, И. Тукташ) и современных авторов (Е. Шашкарева), авторские подборки Л. Федоровой, песни чувашских композиторов: Г. Воробьева, А. Васильева, Г. Лебедева, Р. Долгова, чувашская народная игра "Серебряная монета", стихи собственного сочинения воспитанников и родителей старшей группы "Солнышко".
Ход занятия. Звучит музыкальная заставка «Любимые Чебоксары» (муз и сл. Н.Казакова). В центр выходят воспитатель и чтецы, дети сидят в кругу.
Ребенок:
Добрый день всем , кто в этот час
Собрался в нашем зале сейчас!!
Воспитатель:
Салам! Ыра кун пултар!
Ребенок: Приглашаем о Чувашии поговорить...
Нам, ее наследникам, историю хранить!
Дети читают стихи собственного сочинения.
Ребенок: Любимый край родной, чувашский.
Живешь ты гордо, словно чудо- сказка...
Твоей любуемся мы красотой,
Здесь все наполнено душой...
Мы не расстанемся с тобой!
Ребенок: В Чебоксарах я живу!
Чебоксары я люблю!
Чебоксары- дом родной,
Здесь живем мы всей семьей!
Воспитатель: Спасибо за ваши стихи. Ребята, а в какой стране мы проживаем? (Ответы.) Да, это Россия.
Наша страна многонациональная, здесь живут представители различных народов и наций: русские, чуваши, татары, мордва, марийцы и многие -многие другие.
Все мы живем дружно. И дарим всем окружающим нас людям тепло и любовь, потому что мы - друзья!
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворения о Чувашии и нашем любимом городе (авторские стихотворения детей группы).
Ребенок: Есть на земле места прекрасные,
Вы обойдите всю планету...
Нет, не найдете места классного,
Ведь край чувашский самый славный,
Лучше его в мире нету!
Как хорошо пройтись по скверам,
По улицам широким, площадям,
В краю 100 тысяч слов, 100 тысяч вышивок и песен
От радости поет душа!
Ребенок: Наш край Чувашский- чудный и красивый!
Кругом леса, поля, луга...
И Волга- матушка всегда прекрасна,
И лучезарна, и чиста.
Красивы здесь закаты и рассветы,
А как поет с утра мотив свой соловей...
Расскажем мы друзьям все новые секреты,
И позовем к себе еще гостей...
Ребенок: Кто не был на земле чувашской никогда,
Всех приглашаем в гости на денек.
Мы здесь живем все классно! Мы- друзья!
И пусть не гаснет дружбы огонек!
Ребенок: Сколько городов на свете -
И не сосчитать.
Сколько лет исполнилось им-
Можно из истории узнать.
Наш город Чебоксары
Стоит на правом волжском берегу...
Архитектурно создан он на славу,
Жемчужиной России его зовут.
Ребенок: Вот уж много лет стоит наш город главный
Благословенный, град столичный- славный!
Его историю мы в памяти храним!
Для нас он стал навеки дорогим!
Наш город очень любим мы,
Здесь мы живем, тут родились...
Чтоб город молодой прославить
Мы ратным все трудом объединились!
Ребенок: Чувашия- край ста тысяч слов,
Ста тысяч вышивок и песен,
В сердце мы всегда с тобой,
Тебя мы любим всей душой!!!
Нам не нужны другие страны...
Россия, мы всегда с тобой!
Воспитатель: Чебоксары- наш родной город. А почему? (родились, живем). Предлагаю о нашем городе спеть песню «Любимые Чебоксары»(муз. А. Васильева)
Ребенок: У каждого листочка, у каждого ручья,
Есть главное на свете - родина своя!
И там, где мы родились, где радостно живём,
Края свои родные мы родиной зовём!
Воспитатель: А какие пословицы вы знаете о родной стороне, о родине? (ответы детей). Да, вы правы- "Нет в мире краше родины нашей".
А какие известные места вы можете назвать в нашем городе Чебоксары?
(«Залив», «Вечный огонь», «Театр оперы и балета»)
Приглашаю «заглянуть» в Театр оперы и балета и познакомиться с танцевальным искусством Чувашии.
Воспитатель: Чувашский танец ярок, самобытен и мало похож на танцы других народов Поволжья, хотя в нем все же имеются общие черты с татарским и марийским танцем. Чувашский танец или пляска (по чувашски – «ташã») почти всегда сопровождается хлопаньем в ладоши. Танцы просты по форме и развиваются при многократном повторении основного короткого наигрыша. Все это подчеркивает, как и в вышивке, любовь чувашей к квадратной симметрии. Для сольных танцев характерно исполнение по принципу «все по порядку», когда последовательно танцует каждый участник хоровода или игрища. По сравнению с татарскими, калмыцкими и башкирскими танцами, воспроизведение трудовых движений и картинок быта в чувашском танце выражено менее ярко. Мужской танец отличается удалью, задором, темпераментом и быстротой движений. Женский танец – мягкий, плавный, пластичный. Во время танца женщина, скользя по полу, сводя то носки, то пятки, воспроизводит мелкие ажурные движения, напоминающие орнамент или вышивку. Парные танцы исполняют преимущественно женщинами.
В исполнении группы девочек звучит «Чувашская хороводная».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что больше половины территории Чувашии занимают леса. А вдоль Волги тянутся более чем на 100 километров заповедные дубравы. Дуб- символом силы и мужества. Сама территория Чувашии похожа на дубовый лист.
Государственный герб нашей Республики является символом чувашского государства, его официальной эмблемой. Герб изображён на золотом фоне. В середине красным цветом изображена эмблема «Древо жизни» - символ возрождения. А внизу на красном фоне золотыми буквами написано: Чаваш Ен — Чувашская Республика. На ленточке изображены золотые листья и шишечки хмеля. Над символом возрождения -«Три солнца». Солнце, представленное в образе восьмиконечной звезды, — древняя чувашская космическая эмблема — означает источник, дарующий жизнь, свет, благополучие, богатство. «Три солнца» — это Утреннее солнце, Полуденное солнце, Вечернее солнце. Кто расскажет нам «Легенду о трёх солнцах»? (С помощью иллюстраций пересказывают легенду).
Девочка: Когда-то давным-давно в мире было три солнца и находились они близко к земле. Люди не знали, что такое зима, снег, холод, лед. Вокруг была удивительная красота, растения, которые давали людям все то, что нужно было для жизни. Но были люди, которые не понимали этого. Немного злые и завистливые". Не хотим так больше жить, невозможно дышать!" - часто жаловались, кричали они. Мудрые старики-шурсухалы предупреждали, что нельзя убивать ни одно солнце, иначе будет большая беда. Но их никто не стал даже слушать. Пригласили знаменитого охотника и попросили одним выстрелом убить одно солнце. Охотник, боясь смерти, долго целился и выстрелил.
Мальчик: Стрела полетела и попала прямо в сердце небесному светилу. Оно погасло. Но жара не убыла. "Убить ещё одно!" - приказали они. Тот убил и другое солнце. Оставшееся солнце испугалось и убежало высоко-высоко, куда не могла долететь стрела. И тут люди с ужасом заметили, что стало холодно. Очень холодно! Тогда люди с поклоном пошли к старикам-шурсухалам просить мудрых советов. "Вам надо начинать везде рисовать три солнца. Тогда солнце поймет, что люди одумались, жалеют о содеянном и вернется к нам!"- посоветовали они. С тех пор люди везде рисуют три солнца: на земле, на стенах домов, окон.
Воспитатель: Ребята, наш город очень красивый. У Чувашии есть свои символы, вы их видели в презентации: герб, флаг, гимн Республики. И недавно появился Гимн города Чебоксары. Предлагаю вам исполнить песню «Время выбрало нас».
Воспитатель: Да, это все о нашем городе, о молодых людях, о целях, к которым надо идти. Это – о нашем любимом Городе Мечты!
Ребенок: Велика Чувашия наша
И талантлив наш народ!
О певцах и о танцорах
На весь мир молва идет!
Ребенок: Чувашия, как многолика ты.
Трудолюбива, искренна, красива!
И все твои прекрасные черты
Народ в музыке правдиво отразил!
Любят на инструментах поиграть от души.
Наши музыканты исполнят «Чувашские наигрыши». (ансамбль ложкарей)
Воспитатель: Наш город Чебоксары в 2002 году занял 1 место в конкурсе самых благоустроенных городов России, его по праву называют "Жемчужиной Поволжья!"
Ребенок: В своих делах, словах и сердцах
Чувашию мы будем прославлять!
Россия- наша славная держава!
Ее в веках нам надо отстоять!
Воспитатель: Друзья, а давайте заглянем в деревеньку, которая недалеко от города находится. В гостях у бабушки и дедушки бываете? Чем помогаете? Есть у меня загадки для вас. Прошу их отгадать и на чувашском языке ответ дать.
1. Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, любит морковку. Дети: Мулкач!
2. Хвост с узорами, сам со шпорами, под окном стоит, на весь двор кричит. Дети: Автан!
Воспитатель: Дружно исполним песню свою,
Чтоб разнеслась она по селу (песня «Автан» Муз. и сл. Р Долгова).
Воспитатель: Предлагаю позабавиться, поиграть да посмеяться.
А игра -то народная «Серебряная монета».
Дети садятся в круг, руки прячут за спину.
ВСЕ: Катилась монета от двора ко двору.
Беги скорее в огород - и передай соседу.
Кто монету найдет, тому счастье, богатство придет.
Игрок с монетой отдает ведущему любую вещь. Ведущий разыгрывает, что будет делать хозяин этой вещи (прыгать. приседать, скакать и т.д.).
Воспитатель: Вот и позабавились, вот и поиграли!
Много интересного сегодня мы узнали!
Ребенок:
Край чувашский, край родной!
Расцветай над Волгою- рекой!
Чебоксары- мы душой с тобой!
Окрыляешь нас, мы связаны с тобой судьбой!
Воспитатель: Живем мы в удивительное время,
Должны беречь мы родину малую свою,
Жить дружно семьями в России!
Список литературы
1.Исследования по истории Чувашии и чувашского народа : сб. ст. / Чувашский гос. институт гуманитарных наук. - Чебоксары : ЧГИГН, 1997 - . Вып. 1. / Ред.-сост. Г. А. Николаев. - 1997. - 156 с. Вып. 2. / Коллектив авт. ; отв. ред.-сост. Г. А. Николаев. – 2001. - 276 с.
2.Димитриева, Нина Ивановна. Мир чувашской культуры. Древняя история и духовное наследие этноса : [учеб. пособие для общеобразоват. учр-ний и чуваш. культурно-просвет. центров Рос. Федерации] / Н. И. Димитриева, В. П. Никитин ; [Чуваш. нац. конгресс, Чуваш. нар. академия]. - Изд. 2-е, доп. - Чебоксары : Новое Время, 2007. - 303 с., [4] л. фот., портр., ил., карт. : ил, вкл. л ; 20 см. - (Библиотека Чувашской народной академии). - На обл. авт. не указаны. - Часть текста парал. рус., чуваш.
3. Никитин, Александр Семенович. Мир чувашский : [учеб. пособие] / А. С. Никитин ; Нац. акад. наук и искусств Чуваш. Респ., С.-Петерб. гос. инж.-экон. ун-т, Ин-т туризма и сервиса. - Чебоксары : СПбГИЭУ, фил. в г. Чебоксары, 2003. - 896 с. : ил ; 24,5 см. - (Память Чувашии). - Библиогр.: с. 894. - Панорамно-хронолог. табл. : с. 851-884.
4. Чуваши : [тексты для изучения чувашской культуры] / [авт. проекта, сост.-ред. Кузьмин А. И.]. - Чебоксары : Чувашия, 2008. - 470, [2] с., [4] л. цв. ил. : ил., карты, портр ; 22 см. - (Культурное наследие народов России). - Библиогр.: с. 463-465 (81 назв.)
5. Источник: https://hultafors-russia.ru/narodnye-tantsy-chuvashii-nazvaniya