Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Моя Чувашия – моя Отчизна»

6
0
Материал опубликован 30 December 2020

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

«Моя Чувашия – моя Отчизна»


Программное содержание:

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Расширить знания детей о символике Чувашии – герб и флаг; познакомить со значением цветов и узора на флаге и гербе. Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям. Уточнить знания детей о Чувашской Республике: её название, название столицы, других городов республики, природных условиях (расположена на великой реке Волге, богата лесами).

Образовательные задачи: формировать у детей знания о родном крае, расширять знания детей о флаге, гербе, гимне Чувашской Республики; расширить знания о достопримечательностях города Чебоксары.

Развивающие задачи: расширять и обогащать словарный запас детей; развивать умение отвечать развернутым, полным предложением.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь, уважение и гордость за свою малую родину. Воспитывать чувство патриотизма.

Словарная работа: «Древо жизни», патриотизм.

Предварительная работа: чтение стихотворений о Чувашии, знакомство с достопримечательностями города Чебоксар, рассматривание чувашских узоров.

Материал и оборудования: карта ЧР, изображения герба, флага Чувашской республики, открытки и альбомы с изображениями достопримечательностей города, чувашский национальный костюм.

Ход занятия:

Воспитатель: Я рада видеть всех вас сегодня здоровыми и счастливыми! Мне хочется, чтобы такое чувство у вас сохранялось долгое время! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу!

Сегодня мы с вами поговорим о нашей малой Родине, о Чувашии.

Край чувашский хорош,

Лучше края не найдёшь.

Мы танцуем и поём –

Вот как весело живём. (П. Хузангай)

1 остановка - «Национальный костюм».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, я сегодня как обычно одета, или нет? Как вы думаете, как называется мой наряд?

Дети: Вы сегодня одеты не так как обычно. На вас одет чувашский национальный костюм.

Воспитатель: верно, ребята. А вы сегодня как одеты?

Дети: мы тоже в чувашских костюмах. На мальчиках рубашки, на девочках платья.

Воспитатель: Вся наша одежда вышита чувашскими узорами. Вышивка украшает одежду и служит оберегом, защитой от злых сил. Так считают с древних времен.

1 ребенок: Для шитья одежды чуваши брали холст, сукно, которое сами дома ткали, войлок, кожу. Рабочие платья и рубашки вышивкой не украшались, только праздничные.

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Найди чувашский орнамент». Детям даётся ряд картинок с изображением орнаментов русского, мордовского, татарского и чувашского народа. Дети должны выбрать только те, которые относятся к чувашскому орнаменту.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились с заданием!  


2 остановка – «Символы Чувашии»

Воспитатель: Ребята, скажите, что за символы и знаки есть у всех стран и республик?

Дети: У всех есть: флаги, гербы и гимны.

Воспитатель: Правильно. У любой республики, страны и даже города есть отличительные знаки – символы.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какие цвета использованы на флаге нашей Республики?

Дети: желтый и красный (рассматривание флага).

Воспитатель: Что на нем изображено?

Дети: флаг желтого цвета, внизу находятся две полосы красного цвета, нижняя широкая, и тонкая верхняя полоска. В центре флага символ - дерево жизни и три солнца.

Воспитатель: Послушайте мои загадки и постарайтесь отгадать:

1 загадка:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все….

Дети: солнце

Воспитатель: верно. Чуваши воспевали солнце. Про него они говорили так:

Солнце красное восходит, красотою мир сияет.

Стоит солнцу закатиться, красоту и мир теряет.

2 загадка:

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Дети: дерево.

Воспитатель: молодцы, ребята. Это, символ дерева, как проявление рождающей силы земли. Такими узорами чуваши вышивали все деревья.

Воспитатель: Молодцы ребята, справились и с этим заданием.

Физкультминутка

От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)

Раз, два,

Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)

Раз, два,

А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)

Раз, два,

И поплыл, поплыл по речке, (Волнообразное движение руками.)

Набирая полный ход. (Ходьба на месте.)



3 остановка – «Достопримечательности города»

Воспитатель: Ребята, здесь вам предлагается поиграть в игру «Что? Где? Когда?» После того как вы покрутите юлу и стрелка укажет на ваше задание, вы берете этот лист с заданием. Там будут изображены достопримечательности города. Вы должны будете отгадать их. Дети крутят юлу и берут задание, на который показала стрелка.

Воспитатель: Здорово, поздравляю вас с прохождением еще одного задания.

Ребята, у меня есть игра на чувашском языке. Я предлагаю поиграть вам в нее. Она называется «ӳт-пӳ пайĕсем (Части тела)» и посмотреть, как вы знаете чувашский язык. Я буду называть части тела на чувашском, а вы показывать эту часть тела на себе:

бровь — куç харши

 волосы — çӲç

глаз — куç

голова — пуç

 грудь — кăкăр

 губа — тута

живот — хырăм, вар

колено — чĕркуççи

ладонь — ывăç тупанĕ, ал лаппи

лицо — пит

 лоб — çамка

локоть — чавса

нога — ура

нос — сăмса

 плечо — хулпуççи

 рука — алă

ухо — хăлха

 шея — мăй

  язык — чĕлхе

Воспитатель: Молодцы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Были активны и внимательны. Расскажите, пожалуйста, своим родителям, что нового и интересного вы узнали о чувашской республике, чем она славиться.






Литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014.

2. Васильева Л.Г. Загадки народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации: учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2005.

88 с.

3. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: издательство Чувашского республиканского института образования, 2002. 144с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации