Методическая разработка коррекционно- развивающих занятий для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

2
0
Материал опубликован 9 October 2023

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей»







Методическая разработка коррекционно- развивающих занятий для детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья .











Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Бажина Виктория Александровна












с. Первомайское 2023



Аннотация

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья – один из приоритетов государственной образовательной политики России. В настоящее время наблюдается тенденция роста числа детей с ОВЗ. Одним из механизмов реализации Концепции развития дополнительного образования детей является федеральный проект «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», ключевой задачей которого является обеспечение к 2024 году охвата до 70% детей с ОВЗ программами дополнительного образования. Создать условия для получения образования детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), – основная задача любого образовательного учреждения, в том числе и учреждения дополнительного образования.

Одной из психологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья является отставание в развитии познавательных процессов. Имеются грубые нарушения наглядно-образного мышления, внимание ребёнка трудно привлечь и удержать, снижена ориентировочно-познавательная деятельность. Данные нарушения в развитии требует наглядного и дидактического материала, использования игровых приемов, разнообразных пособий, формирующих интерес к занятиям и желанию узнавать новое.

Сборник методических материалов представляет систему занятий по следующим разделам программы: «Развитие познавательных процессов», «Обучение грамоте и развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений».

Сборник методических материалов направлен на решение следующих задач:

- формирование знаний о геометрических фигурах ;

- развитие связной речи и обогащение словаря учащихся;

- формирование у учащихся патриотических чувств, воспитывать любовь к родине

-закрепить знания у детей о профессиях людей и необходимых предметах для их деятельности

- развитие мышления, внимания и памяти

Осуществляя занятия с данной категорией детей, требуется индивидуальный подход для каждого ребёнка с учётом характерных для него затруднений. Необходимо переключаться с одного вида деятельности на другой, так как дети с ограниченными возможностями здоровья быстро утомляются. Очень важно заинтересовать ребенка. Для этого надо разнообразить виды занятий.

Использование настоящих методических разработок позволит более эффективно сформировать навыки необходимые для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью.

В сборник вошли методические разработки занятий для детей с ОВЗ. Методический материал представлен в форме конспектов занятий.

Данные материалы могут быть интересны педагогам-психологам , социальным педагогам, педагогам дополнительного образования и т.д.

Занятие

«Путешествие в страну геометрических фигур»


Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах.


Коррекционно-образовательные задачи: 


Закреплять представления  ребенка  о геометрических фигурах.

Упражнять ребенка  в определении геометрических фигур на основе словесного описания и зрительного восприятия.

Продолжать развивать умение классифицировать геометрические фигуры по одному из признаков.

Учить конструировать предметы из геометрических фигур, учить узнавать геометрические фигуры в окружающих предметах.

Отрабатывать навыки связной, диалогической речи.

Коррекционно-развивающие задачи:

Способствовать развитию пространственных представлений, образного и логического мышления, зрительной памяти,  внимания, творческого воображения, фантазии.

Развивать мелкую  моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формировать  психологический  контакт, взаимопонимание  и сотрудничество, усидчивость, трудолюбие.

Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.


  Педагогические технологии:

Коррекционные

Обучающие

Игровые










Ход занятия


Педагог. Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на занятии, а занятие наше называется « Путешествие в страну геометрических фигур». Но прежде мы должны поприветствовать друг друга. Повернулись соседу слева и улыбнулись, повернулись соседу справа и улыбнулись. Молодцы. А теперь поздороваемся ладошками, локтями, плечами и т.д. Ребята, нам с вами нужно произнести волшебные слова, которые обязательно нужно сказать хором с закрытыми глазами, чтобы попасть с страну геометрических фигур. А слова такие: «Крибле, крабле, бумс – в стране Геометрических фигур сейчас я появлюсь».   (Появляется доска , на которой в хаотичном порядке прикреплены различные знакомые детям геометрические фигуры).

Педагог. В некотором царстве, в Геометрическом государстве, жили-были геометрические фигуры. А звали их…( дети должны сказать названия знакомых геометрических фигур). Жили они дружно, и очень любили играть. И мы сейчас с вами тоже поиграем. Перед вами различные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, квадрат, прямоугольник и ромб) я сейчас буду убирать одну из фигур, (в это время дети должны закрыть глаза) а вы должны угадать , какой фигуры не стало. Какие вы внимательные, а теперь усложним задание, я буду менять фигуры местами , а вы должны назвать , какие фигуры поменяли местами (5-6 заданий). Замечательно справились с заданием.

 Но вот беда - стал посещать геометрическое царство-государство злой колдун Ластик и устраивать разные мелкие неприятности. Однажды он спрятал круг квадрат и треугольник, и ни кто из друзей не мог их найти. Давайте отыщем эти фигуры в разных предметах окружающих нас. Что у нас есть похожее на круг, квадрат, прямоугольник? (ответы детей)

Педагог. Как хорошо у нас продвигается путешествие в царстве – государстве геометрических фигур , предлагаю вам провести фильзультминутуку. Я буду показывать вам геометрические фигуры, а вы на каждую фигуру должны выполнить определенные движения.

Ногою топнем (показываю квадрат)

Руками хлопнем (показываю цифру треугольник)

Мы присядем  (показываю круг)

Мы наклонимся сейчас (показываю овал)

Мы подпрыгнем  (показываю прямоугольник)

Физкультминутка

Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Раз – подняться. Подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сядь.

(Дети проходят за стол)

Педагог. А теперь нам нужно взглянуть на интерактивную доску. На экране изображены предметы. Вам предстоит назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Справитесь?  Давайте попробуем!

круг, треугольник, прямоугольник, 8 ( цифра);

квадрат, круг, прямоугольник, треугольник (круг фигура без углов);

дом, кубик, стол, солнце (солнце круглое);

круг, треугольник, цилиндр, квадрат (цилиндр – объемная фигура);

цилиндр, куб, конус, трапеция (трапеция плоская фигура).

Педагог. Мы немного отдохнули, а теперь продолжим наше занятие. Перед вами на столах лежат геометрические фигуры. Нам с вами нужно назвать эти фигуры и ответить на мои вопросы. Готовы? Справитесь? Отлично!

- Отложите все круги. Какие они по величине и цвету?

- Отложите все зеленые фигуры. Какой они формы? Сколько всего фигур?

- Отложите все четырехугольники. Назовите их по-другому. Сколько здесь разных четырех угольников?

- Отложите все фигуры кроме треугольников. Какой формы отложенные фигуры?

- Отложите все желтые фигуры. Какой они формы?

Молодцы! Отлично справились!

Расколдовали мы фигуры, но Ластик не успокоился. Он решил поссорить все фигуры между собой. Чтобы их померить нужно, выполнить следующее задание. Ребята, я думаю, вы запомнили название геометрических фигур?

(Ответы детей). Я сейчас вам раздам задание, где изображены разные геометрические фигуры, а вы должны их раскрасить определенными цветными карандашами, чтоб наши фигуры стали яркие и красивые. Например: найти все треугольники и закрасить синим цветом, круг – красным, квадрат – желтым и т.д.

Педагог. Какие у вас получились яркие, и красочные фигуры. Но наш ластик желает убедиться, что вы точно запомнили названия геометрических фигур. И предлагает вам следующее задание. Я вам раздам набор геометрических фигур. (Дети раскладывают перед собой фигуры). Покажите мне квадрат зеленого цвета, круг синего, овал зеленого, прямоугольник красного и ромб фиолетового. Очень хорошо, названия геометрических фигур вы запомнили. Но теперь я усложню задание, я называю вам три геометрические фигуры, вы внимательно слушаете, а затем должны разложить в таком порядке, как я произнесла. А теперь я буду показывать вам таблицу с геометрическими фигурами, вы внимательно смотрите, запоминаете , как только я убираю таблицу, вы должны повторить геометрический ряд. (Обучающиеся выполняют задание)

Педагог. Ребята сегодня мы вами путешествовали в страну геометрических фигур, где мы узнали, какие бывают геометрические фигуры, на какие предметы они похожи. Скажите, а вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали? Если вам понравился урок, то возьмите улыбающийся смайлик в красном квадрате и магнитом прикрепите на доску, если вам не все понравилось в нашем путешествие , то возьмите грустный смайлик в зеленом треугольнике и тоже прикрепите на доску. Ребята, я вас хочу поблагодарить за наше путешествие, вы были очень активные, выполняли все задания, путешествие наше было веселое и озорное и я вижу, что на нашей магнитной доске больше веселых смайликов, значит, занятие наше прошло замечательно.










































Занятие «Русские народные сказки»


Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.


 Коррекционно-образовательные задачи:


Активизировать словарный запас детей.

Обеспечить применения на практике детьми полученных знаний: узнавать по отрывкам названия сказок, умение рассказывать и называть героев сказок, продолжать формировать умение находить ответ на поставленную задачу, выход из сложившейся ситуации .

3акрепить умение изображать образ сказочных героев, передавая их характерные особенности, взаимодействовать друг с другом.


 Коррекционно – развивающие:


Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Развивать связную речь.

Развивать память, внимание, мышление.

Способствовать развитию, умение и желание детьми больше читать сказок, строить диалог друг с другом и педагогом.


 Коррекционно-воспитательные:


Создавать положительную эмоциональную атмосферу.

Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия.

Воспитывать любовь к русским народным сказкам.


 Предварительная работа:


Чтение русских народных сказок, изготовление демонстрационного и раздаточного материала, разучивание физкультминутки «Сказки», игра – инсценировка по русской народной сказке «Репка».

 Педагогические технологии:

Коррекционные

Обучающие

Игровые


 Оборудование:

Компьютер, презентация «отгадай название сказки», аудиозапись с мелодией, сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, письма.

  


Ход занятия


(звучит музыка « В гостях у сказки»)

 Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня я хотела бы провести вместе с вами занятие и пригласить в мир сказок. Занятие наше называется «Русские народные сказки». Но для начала, мы с вами должны поприветствовать друг друга

Педагог: 

 Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

 Собрались все дети в круг:

Ты мой друг и я твой дуг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Педагог: Картинка путешествие по сказкам (музыка в гостях у сказки)  Ребята, сегодня наше занятие будет посвящено русским народным сказкам. А что такое народные сказки? Когда-то давно книги были не у всех, не все люди умели писать и читать. Но, чтобы не скучать, взрослые сами придумывали сказки и рассказывали их друг другу, своим детям, внукам. Сказки народ передавал от одного человека к другому Дети, вы любите сказки?

 Наша жизнь скучна без сказок

Дорог день, как целый год,

Всех добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придёт.

Ребята посмотрите, какие сказочные герои к нам пришли в гости. Все сказочные герои живут на страницах большой книги сказок.

Педагог: Посмотрите, какая она красивая! (открывая, выясняется, что все страницы исчезли). А как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, какое то — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем.

Педагог читает письмо: «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, спрятала страницы из сказочной книги! Если выполните мои задания то, вы сможете собрать книгу сказок . А первое мое задание отгадайте загадки. (Письмо 1)

Педагог: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги.

Вы готовы?  

Сказки спрятались в загадки.                                                                                        Отгадайте же ребятки –                                                                                                Здесь экран волшебный есть,                                                            

Сказок тут не перечесть!

Задание № 1: «Отгадай название сказки»


Педагог. Я буду загадывать загадки, а вы угадайте, как  называется сказка. Слушайте внимательно.

1.Что за сказка: кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали

Корнеплоды собирали? ( Репка)

Возле леса, на опушке


2. Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки.

Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?  ( Три  медведя)


3. Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Отворили дверь козлята.

И пропали все куда-то.  (Волк и семеро козлят)


4.Поселились в той избушке

Очень разные зверюшки.

Попросился к ним и мишка,

Только ведь медведь не мышка,

Влезть и так и сяк старался,

Сверху сел и дом сломался. (Теремок) 


Педагог. Как думаете, ребята справились вы с первым заданием? Молодцы, ребята! Очень хорошо отгадывали загадки, за это Баба Яга вернула нам одну страницу из книги Сказок.

(1 страница на столе)

Педагог. Вот и нашлась первая страница! Посмотрите, какая она красивая! Кто на ней изображен? (дети рассматривают и называют героев сказок)

  Ребята, вы справились с первым заданием Ой, посмотрите здесь еще одно письмо . Давайте посмотрим что в нем? (Достаем письмо из конверта с заданием № 2) Во многих русских народных сказках есть волшебные предметы, которые указывают путь героям. Вспомните, что это за предметы? (вспоминают) Подскажи-ка мне дружок, что поможет нам …. Правильно клубок ( В корзине находится клубок ниток, на нитке прикреплены бумажки )


Ой , а клубок то у нас запутался, сам перепутал все названия сказок и потерял волшебную силу. Давайте ему поможем правильно собрать все названия сказок. ( Первый ребенок достает клубок, начинает разматывать и читает начало название сказки , а продолжить должен сам. Например Гуси -…… (лебеди)


Задание № 2

«Сестрица Аленушка и братец Никитушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»

Курочка – пеструшка

«По собачьему веленью»

«Волк и семеро тигрят»

«Даша и медведь»

«Гуси и вороны»

«Царевна – индюшка»

Пять медведей

Мальчик с ладошку дописать

Ой, какие молодцы, сколько сказок и героев вы знаете. Мы помогли клубку обрести волшебную силу, (кладу в корзину) а он нам помог найти страницу книги.(Дети должны увидеть страницу в корзине. Педагог с детьми должны достать страницу и рассмотреть ее. На обратной стороне должен быть конверт 2 с заданием № 3 )

Педагог. Ребята вы наверно немного утомились, давайте отдохнем перед новым испытанием.

 Динамическая пауза «Теремок»


(Звучит музыка в гостях у сказки)

В чистом поле теремок. Был ни низок, не высок.  (Присели, встали руки вытянуты)
Звери разные там жили,
Жили дружно, не тужили. (Поклон)
Там и мышка   (руки перед собой на носочках) 
И лягушка  (присели)
Зайчик   (прыжки)
С лисонькой – подружкой  (повертели «хвостиком»)
Серый волк – зубами щелк  (показали руками «пасть»)
В дружбе знали они толк.   (Поклон)
Но набрел на теремок
Мишка косолапый      (изобразить мишку)
Раздавил он теремок.

Своей огромной лапой.    (Кулачок об кулачок)
Звери очень испугались,
Поскорее разбежались     (бег на месте)
А потом собрались снова,
Чтоб построить терем новый.


Педагог. Ребята, мы с вами сделали не большую паузу, но впереди нас ждут еще испытания, вы готовы приступить к следующему заданию? (Вытаскивают письмо 3 и читают задание)

Педагог. Стоит на полу ларец большой.
Обит железом, на нем замок навесной.
( сундук)

Ребята, посмотрите вокруг, где то должен быть сундук

(дети осматриваются и находят сундук) Давайте посмотри, какое задание нам приготовила баба Яга (дети достают пазл на тему русской народной сказки . Вы должны все вместе и дружно собрать пазл и узнаете название сказки. (обучающиеся собирают пазл). Вы справились и с этим испытанием , какая сказка у нас получилась ?
Педагог. Ребята, а посмотрите мне кажется, в сундуке еще что то лежит. (Достаем страницу книги).

Ой, опять у нас задание от бабы яги.

(Достаем и читаем задание № 4 Последнее задание)

Письмо от бабы яги. Не думала, что вы ребята справитесь с моими заданиями, но с последним вы не справитесь и последнюю страницу книги вы не найдете. Я перепутала всех сказочных героев, вы должны найти пару героям из сказок.

Педагог. Ребята давайте каждый возьмет свой стул, и присядем за стол, где вас ждет последнее задание.

Какие вы молодцы, все задания бабы яги выполнили. Но куда она спрятала от нас последнюю страницу книги, давайте поищем. ( педагог с детьми поднимает предметы на столе и ищут последнюю страницу, педагог подняла шапку и там страница).

Педагог. Посмотрите, какая книга сказок у нас получилась.

Давайте вспомним, какие сказки оказались в нашей книге? Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?   А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответы детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых. А, теперь я хочу услышать ваше мнение о занятии, что вам больше понравилось, что нового узнали, какое из заданий понравилось больше всего, что запомнилось больше? А поможет ответить вам, сформулировать ваши мысли о занятии шапка Ивана царевича. Я первая надеваю шапку и хочу сказать спасибо вам за сегодняшнее занятие, мне понравилось с вами работать , вы не побоялись Бабу ягу и выполнили все задания.

(все дети по очереди надевают шапку и говорят свое мнение о занятии) Ребята, спасибо вам большое за проведенное вместе время, за отличное настроение. А на память вам хочу подарить книжки со сказками.




Занятие

« Все профессии нужны, все профессии нужны»


Цель:  Познакомить обучающихся с профессиями характерными для их возраста.

 

 Коррекционно-образовательные задачи:


Познакомить обучающихся с профессиями характерными для их возраста.

Обозначить значимость профессии.


 Коррекционно – развивающие


Развить логическое мышление в процессе отгадывания загадок о профессиях.


 Коррекционно-воспитательные:


Воспитывать уважительное и доброе отношение к людям разных профессий, воспитывать коммуникативные умения: слушать и слышать, работать в команде, сотрудничать, сопереживать друг другу.


Аудитория: младший школьный возраст

Занятие было апробировано внутри учреждение на конкурсе «Фестиваль открытых занятий.



















Ход занятия


Перед началом занятия дети садятся в круг

Педагог. Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Педагог. Ребята, прежде чем мы приступим к занятию, мы должны с вами поприветствовать друг друга. Я буду вам показывать карточки с изображением, а вы должны выполнить приветствие, которое изображено на них. Ребята, мы с вами улыбнулись, поприветствовали друг друга, посмотрите вокруг, замечаете ли вы что то необычное? Правильно вы увидели много новых картинок, а что на них изображено? (ответы детей) Да, люди разных профессий. Сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, что является очень важным в жизни каждого человека.

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие нужны, И актуальны, и важны.

И ты скорее подрастай,

Профессией овладевай.

Старайся в деле первым быть

И людям пользу приносить.

И сегодня на занятие мы с вами будем говорить о профессиях. В мире существует огромное количество профессий, но мы познакомимся с некоторыми из них. Я думаю, что о каких - то профессиях вы слышали, а о других вы может, узнаете впервые. И тема нашего занятия «Все профессии нужны, все профессии важны

Педагог. Друзья, как вы думаете, что такое профессия? (ответы детей). Профессия – это труд, которому человек посвящает всю жизнь. А я очень хочу проверить ваши знания, знаете ли вы какие либо профессии, чему учит та или иная профессия?

Я буду загадывать вам загадки, а вы должны правильно назвать профессии.

Загадка 1

Мастер щей, борщей

И рагу из овощей

Вкусный сварит он бульон

Торт испечь сумеет он (повар)

Ребята, у меня есть один из атрибутов повара, (показывает колпак), как вы думаете что это? (ответы детей). Правильно это поварской колпак. Каждый из вас побывает в роли поваренка, так как мы приготовим «борщ». Пока играет музыка, вы по очереди будете передавать колпак, музыка стихла, у кого в руках окажется колпак должен назвать один ингредиент или продукт , которые должен быть в борще. (проходит игра) Какой у нас получился замечательный борщ, вы справились с задачей.

Загадка 2

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь-

Как лечиться, знает….. (врач)

Педагог. Правильно, ребята. Перед вами два мольберта, на каждом находится плакат, на котором изображен врач, а рядом находятся множество разных предметов. Ваша задача найти атрибуты, которые относятся к профессии врача, и прикрепить их на магнит рядом с плакатом. Прежде чем вы приступите к заданию, вы должны поделиться на две группы . Я раздам каждому карточку, у кого будет картинка изображением доктор «Айболит» становятся в одну команду, у кого будет карточка с изображением термометр, становятся в другую команду.

Педагог. И опять вы меня удивили своими знаниями о профессиях. Молодцы. Прежде, чем мы продолжим наше занятие, давайте проведем физминутку. Я буду показывать движения, а вы за мной повторять.

Кисти и краски художник достал

Море и солнце нарисовал

Взял музыкант свою скрипочку в руки

Льется чудесной мелодией звуки

Листья сгребает садовник в саду

Видно привык он к такому труду

Каменщик стену умело кладет

Скоро новенький дом возведет

Ты поскорее дружок вырастай

Сколько профессий смотри, выбирай.

Загадка 3.

Темной ночью,

Ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный

На пожар спешит….. пожарный

Педагог. Профессия пожарного опасна? Да, очень опасна, но так нужна людям. Ребята, посмотрите, что у меня в руках (каска пожарного), кто нибудь знает, что это? (ответы детей). Это каска пожарного, а для чего она нужна? (ответы детей). Правильно, что защитить пожарного от травмы. А что еще необходимо пожарному в работе? (ответы детей) Ваши ответы все верны, но без специальной машины пожарному не обойтись. И я вам предлагаю выполнить следующее задание, вы все дружно, одной командой должны собрать пазл, из которого должна получиться пожарная машина. Прекрасно вы справились с пазлом. И я загадываю следующую загадку.




Загадка 4.

У него серьезный вид

За порядком он следит

Ясным днем, и ночью порой

Охраняет он покой (полицейский)

Педагог. А я хочу вам предложить побыть в роли полицейского и провести игру «Светофор». Но для начала, я бы хотела знать , что нужно полицейскому, постовому, следователю и т.д. в работе (ответы детей)

У меня есть некоторые предметы это жезл постового и светоотражающая накидка .Сейчас пока играет музыка, вы передаете, друг другу жезл, как музыка затихла и у кого в руках будет жезл тот проводит игру. (выбирается ведущий игры) . И так наш «постовой» будет показывать вам круги разного цвета, желтого, красного, зеленого. Желтый круг обозначает ходьба на месте, зеленый стой на месте, а красный бег на месте. (проводится игра)


Загадка 5.

У меня есть карандаш

Разноцветная гуашь

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт- треножник,

Потому что я….. (художник)

Педагог. И теперь я предлагаю выполнить следующее задание. Присаживайтесь за стол, перед вами задание. Вы как настоящие «художники» должны закрасить только те предметы, которые относятся к профессии учитель и садовод.

Педагог. Ребята вы молодцы. А скажите пожалуйста, зачем нам нужны профессии? ( ответы детей) Но я хотела бы узнать знаете ли вы какая профессия чему учит или что она умет делать.

(Идут картинки профессий)

Учитель (учит детей)

Строитель (строит дома)

Парикмахер (делает прически)

Продавец (продает товар)

Врач (лечит людей)

Столяр (делает мебель)

Ветеринар (лечит животных)

Почтальон (носит газеты)

Педагог. И так ребята, наше занятие подходит к концу. Сегодня мы говорили о разных профессиях и на свете огромное количество профессий. А кто нибудь может мне назвать самую главную профессию? Нет? А почему? Правильно, нет главной профессии, все профессии нужны, все профессии важны. Когда вы станете взрослыми, то сможете сами себе выбрать занятие по душе. Для того чтобы освоить какую-либо профессию, надо обязательно окончить школу, затем учиться в училище, колледже, институте.

А сейчас ребята вы возьмете магнит определенного цвета красный будет обозначать , что вам очень понравилось занятие и вы узнали что о новое, желтый говорит о том, что- то не много не получилось, а зеленый, что возможно у кого - то было не очень хорошее настроение и прикрепите к картинке профессии, которая вам понравилась и может в будущем, вы выберете именно ее.










































Занятие

«Неофициальные символы России»


Цель : Познакомить с неофициальными символами России.


Коррекционно- образовательные задачи:


Познакомить с неофициальными символами России: Матрёшкой, балалайкой, берёзой, валенками, ромашкой и другими.

Закрепить представления детей о государственных символах России (герб, флаг, гимн).

Обогатить словарный запас детей новыми словами.

Создавать позитивный настрой, положительную эмоциональную атмосферу.

Коррекционно- развивающие задачи:


Развивать внимание, память, воображение, творческие способности детей

Коррекционно – воспитательные задачи:


Воспитывать уважительное отношение к символам России, понимание того, что они призваны объединять жителей одной страны.

Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, чувство гордости за свою страну.

Аудитория: младший школьный возраст

Занятие было апробировано внутри учреждение на конкурсе «Фестиваль открытых занятий», на Региональном конкурсе Всероссийского этапа «Сердце отдаю детям».













Ход занятия


Перед началом занятия каждый ребенок получает билет в путешествие, который пригодится ему по окончанию занятия.

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наше занятие будет на тему «Неофициальные символы России». Мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране, где будем знакомиться с неофициальными символами России и зарабатывать жетончики за правильные ответы. По итогу занятия каждый посчитает свои жетончики, и мы узнаем самого активного путешественника. Но прежде чем мы начнем наше занятие – путешествие, давайте поприветствуем друг друга.

Игра приветствие. Каждый должен передать друг другу мяч и назвать свое имя и приветствие, но соседу слева и справа мяч передавать нельзя.

Педагог. Молодцы. Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей) Прежде чем отправиться в наше путешествие, я хочу вам предложить правила путешественника, если вы будете согласны с правилами, то похлопайте в ладоши, если не согласны, то потопайте. И так первое правило будем улыбаться друг другу, будем показывать языки, будем дружные, будем ругаться, будем помогать друг другу.

Педагог: На нашей планете очень много разных стран и народов. У каждой страны и у каждого народа свой язык, своя культура, свои национальные обычаи и традиции. А еще каждая страна, неважно будь она самая маленькая или самая большая (как наша Россия) имеют свои государственные символы - герб, флаг и гимн.

Педагог: Скажите, в какой стране мы с вами живем? (ответы детей)

Правильно. Мы живём в огромной прекрасной стране, мы живем в России. Герб России - золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На нашем флаге три полосы: белая, синяя и красная.(демонстрация материала)

А теперь давайте поговорим о других символах, по которым люди безошибочно узнают ту или иную страну, даже если они никогда в ней небыли. Такие символы есть и у россиян, за много лет они стали неразрывной частью нашей любимой Родины, ее сердцем и душой. Их когда-то давно придумал русский народ, и они являются неофициальными символами.

Педагог: И так ребята, предлагаю вам отгадать загадку, чтоб узнать первый неофициальный символ России.

Ой, звенит она, звенит,

Всех игрою веселит!

А всего - то три струны

Ей  для  музыки нужны.

Кто такая?  Отгадай – ка!

Это наша…

 Балалайка! ( ответы детей, демонстрация материала)

Педагог: Первый раз в истории этот инструмент упоминается 300 лет назад. Ни один праздник не проходил без песен и танцев под балалайку. Этот музыкальный инструмент стал любимым у нашего народа. Балалайка может быть задорной и веселой, а может грустить и плакать, а в дуэте с гармонью она звучала еще мелодичнее и ярче. Поэтому каждый россиянин и гость нашей страны с уверенностью заявит о том, что балалайка - символ России.

И мы сейчас с вами поиграем. Встаем в круг, ребята сейчас будет звучать музыка, а мы в это время будем передавать балалайку, когда музыка затихнет и у кого в этом момент будет наш инструмент тот должен назвать ласковым словом балалайку

Педагог: Ребята, а вам интересно узнать еще об одном неофициальном символе России? (ответы детей) Тогда слушаем вторую загадку.

Русская красавица стоит на поляне,

в зелёной кофточке,

в белом сарафане. (береза)

Педагог: Правильно, это береза - символ красоты русской природы. Ею можно восхищаться в любое время года. Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Жители других стран даже называют нашу Родину «страной берез». Наш народ слагал о березке песни, сказки, пословицы, изображал в картинах, и водил хороводы вокруг нее. Береза испокон веков дарит людям свой вкусный и полезный сок.

Кора березы – береста. В древности люди писали на коре, она заменяла им бумагу. В годы войны из коры березы пекли хлеб. Из березовой коры делают сумки, сосуды для питья, плели лапти, лукошки, шкатулки.

Педагог: Ребята, вы убедились, что берёзу заслуженно называют русской красавицей. Но посмотрите на наши берёзы ( на мольбертах находятся бумажные шаблоны берез), они такие грустные, некрасивые, поможем их нарядить? Но прежде я вас должна разделить на две команды. Вы получаете зеленые и желтые листочки. Команда с желтыми листья встает друг за другом слева, с зелеными листьями справа, и по очереди вы должны украсить березу, приклеив листок.

Педагог: Ребята, посмотрите какие красивые и нарядные получились наши березки.

Физминутка

Наступило утро,

Солнышко проснулось

(поднять ладони над столом)

И берёзки к солнцу потянулись

(расправить пальцы, пошевелить ими)

Поздоровались друг с другом

(соединить ладони)

Наклонившись в стороны

(наклоны в сторону).

Радуясь дню новому

(руки вверх, помахать ими).

Педагог: Мы продолжаем дальше наше занятие – путешествие, внимание следующая загадка.

Стоит толстячок

Подбоченивши бочок

Шипит и кипит

Всем пить чай велит (ответы детей, демонстрация материала)

Педагог: Правильно, ребята, это самовар. Как вы думаете, что такое самовар?

Самовар – это сосуд для нагревания воды.

Только на Руси пили чай из самовара. Это исконно русское изобретение.

Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Первый - изготовили на Урале в 1740 году, а затем начали делать по всей России, особенно в городе Туле.

Ребята, мне очень интересно, с чем вы любите пить чай. Я вам задаю вопросы, а вы отвечаете да или нет.

Игра «Да – нет»

С конфетами – Да!

С букетами – Нет!

С пирогами – Да!

С сапогами – Нет!

С газетами – Нет!

С ватрушками – Да!

С подушками – Нет!

С бубликами – Да!

С пряниками – Да!

С печеньем – Да!

С вареньем – Да!

Педагог: Теперь я знаю, с чем вы любите пить чай, а кто - нибудь знает, с чем любили пить чай на Руси? (ответы детей) На Руси чай любили пить с баранками. И мы с вами тоже изготовим баранки и украсим наш самовар. Каждый получает бумажную полоску оранжевого и коричневого цвета, и делятся на две команды. Из каждой команды по одному нужно подойти к столу, склеить полоску в баранку и одеть на тесьму, которую буду держать, чья команда победит получит жетончик. Посмотрите, какие красивые у нас получились баранки и как они украсили наш самовар. Продолжаем наше путешествие? (ответы детей)

Педагог: Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди,
И плели из лыка,
А чтоб с ножки не спадали,
Их верёвкой привязали
(лапти , демонстрация материала)

Педагог: И эту загадку вы отгадали. Все дети любят соревноваться друг с другом и учатся работать в команде. И вы сейчас тоже должны дружно поработать в команде, вместе собрать пазл, который находится на магнитной доске ( пазл лапти)

(дети собирают пазл)

Педагог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием, что у вас получилось? (ответы детей). Правильно лапти, обувь, которую носил русский народ на Руси. А мы продолжаем, и чтобы узнать о каком символе идет речь, я предлагаю вам отгадать следующую загадку.

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки?

(ответы детей, демонстрация материалов).

Педагог: Правильно, это матрешка. Родилась матрешка более чем сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Ребята, я вам подготовила задание. У нас с вами потерялись матрешки, ваша задача внимательно посмотреть на картинки, найти две одинаковые матрешки их закрасить. Молодцы, замечательные матрешки у вас получились.

Педагог: Конечно же, у нашей замечательной, огромной и многонациональной страны есть и другие неофициальные символы, но эти, пожалуй, самые узнаваемые. А в завершении я хочу вам рассказать ещё про один народный символ России, Это русское гостеприимство! Ни один праздник не обходился без главного украшения стола - каравая. Каравай - это большой, круглый, красиво украшенный хлеб с маленькой солонкой на вершине. Ребята, давайте вспомним из каких продуктов можно испечь каравай (мука, соль, сахар, дрожжи, молоко, масло). А что еще можно испечь из этих продуктов. (ответы детей)

Педагог: Ребята вы большие молодцы. Давайте вспомним, какие неофициальные символы вы узнали. Как вы думаете, наше путешествие удалось? (ответы детей)

Самое время посчитать, кто сколько заработал жетонов и стал самым активным в нашем путешествии. (ребята подсчитывают жетоны).

Давайте все вместе дружно скажем победителю молодец.

В самом начале нашего занятия вы получили билетики, а как вы думаете зачем? (ответы детей)

А билеты нам нужны для того, чтобы узнать ваше мнение о нашем путешествии. Сейчас мы с вами устроим не большое голосование. Посмотрите, пожалуйста, на нашу доску, на ней три ленты разных цветов, красная, желтая, зеленая. Красная лента означает, что путешествие прошло замечательное, желтая говорит о том, что- то не много не получилось, а зеленая лента, что возможно у кого - то было не очень хорошее настроение. Подумайте, на какую ленту вы приклеите свои билеты.

А сейчас, пожалуйста, подойдите ко мне, у нас осталось еще много экспонатов, о которых мы не успели поговорить, так как время ограничено, но я бы хотела их показать.

Ребята, с вами было очень приятно работать, но наше занятие – путешествие подошло к концу и мне бы хотелось закончить его аплодисментами. Мы по очереди будем называть имя участника, и дарить ему свои аплодисменты.




Заключение

В процессе реализации данной методической разработки у детей ОВЗ и детей - инвалидов

разовьются способности к самореализации в социуме, уверенность в себе;

расширится среда общения;

осуществится подготовка к самостоятельной и ответственной деятельности в различных сферах;

научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

разовьется игровая, коммуникативная, речевая активность;

Сформируются представления о культурных ценностях нашей страны;

повысится уровень познавательных процессов (внимание, память, моторика, логическое мышление и т.д.).


Список литературы

1. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

2. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М.: Сфера, 2005.

3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,С-П Издательство «Д-П», 2008; Н. Г. Зеленая, Л. Е.

4. Осипова «Мы живем в России»,Москва, 2010; Т. В. Смирнова, Т. Ю. Филиппова «Дошкольникам о Москве и родной стране», Москва, 2010;

5. Интернет ресурсы

6. Популярная энциклопедия вещей. авт. К.А.Буровик.

7. Народные промыслы. авт. А.Е.Клиентов.

8. Арзамасцева И. Метаморфозы жизни (Размышления о сказке) // Детская литература, 1991 год № 9-10

9. Сафонова Н. Воспитание сказкой // Детская литература, 1989 год № 8

10. Соколов Д. Сказки и сказкотерапия.- Москва // Эксмо – Пресс, 2001 год

11.Селезнева, Т. В. Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат! / Т. В. Селезнева // Читаем, учимся, играем.- 2010.- № 11.- С. 72-73: ил.- Библиогр.:

12. Артёмова О. Я б в профессию пошел, пусть меня научат! / О. Артемова // Здоровье детей: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 6.- С. 29-31.

13.Астахова Т. Н. "И каждой профессии - слава и честь!" / Т. Н. Астахова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- № 6.- С. 85-89: ил.- Библиогр. в конце ст. Устный журнал по профориентации. Рассказ о некоторых профессиях (учитель, агроном, врач и т. д.)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации