Методическая разработка квест-игры «Безопасный Интернет»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Чувашской Республики
«Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий»
(ГАПОУ «Чебоксарский техникум ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии)
Методическая разработка
квест-игры
«Безопасный Интернет»
Автор: Архипова Алена Анатольевна
Чебоксары, 2024
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | 3 |
План-конспект урока | 4 |
Список литературы и информационных источников | 11 |
Пояснительная записка
В эпоху Интернета мы проводим в виртуальном пространстве значительную часть нашей жизни. В Сети сейчас можно найти практически всё. Буквально два десятилетия назад, когда интернет-технологии в нашей стране только появлялись, могли ли люди предположить, в какой степени это изменит их жизнь?!
Одной из актуальных проблем современного общества является безопасность детей в Интернете. Подрастающее поколение активно общается в социальных сетях, играет в онлайн-игры, потребляет различный видеоконтент, ищет себе кумиров и даже проходит процесс обучения теперь частично онлайн. Однако, Интернет таит в себе скрытые угрозы. Ребёнок, имеющий бесконтрольный доступ к Сети и не обладающий необходимыми знаниями о правилах безопасности в Интернете, подвержен опасности и может стать жертвой злоумышленников. Актуальность данной темы подтверждается чередой киберпреступлений в отношении несовершеннолетних, совершённых за последние пять лет в нашей стране. В частности, трагически известных «групп смерти».
Современному ребёнку крайне необходимо знать основные правила безопасного поведения в Интернете. Данная методическая разработка квест - игры «Безопасный Интернет» призвана не только познакомить обучающихся с ними, но и применить полученные знания на практике, используя различные технологии.
Данная разработка может быть использована для проведения уроков информатики и внеклассных мероприятий, факультативных занятий и кружковой работы.
План-конспект урока
Тема: Игра-квест «Безопасный Интернет»
Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.
Методы обучения: словесный, наглядный, игровой, практический.
Используемые технологии: ИКТ, системно-деятельностные, игровые.
Деятельность обучающихся: работа с текстом, раздаточным материалом, таблицами, графиками.
Цели урока:
Образовательная цель: актуализация, обобщение и систематизация знаний по теме Проценты через решение практико-ориентированных экономических задач по разделу «Себестоимость, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации (предприятия), показать практическое применение процентов в экономике.
Задачи:
- углубить знания, полученные на уроках информатики;
- применять правила безопасного поведения в Интернете;
- закрепить знания, умения, навыки правил поведения в Интернете.
Развивающая цель: развивать умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез сравнения основных показателей деятельности организации и навыки самостоятельной и командной работы и способность видеть взаимосвязь.
Задачи:
- раскрыть значимость безопасности в сети интернет;
- развивать логическое мышление при выполнении практических задач;
- развивать умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательная цель: воспитывать навыки осторожного поведения в Интернете.
Задачи:
- воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны;
- формировать профессиональный интерес;
- воспитывать способность сознательно выполнять игровую задачу;
- научить работать в команде, уважать сверстников, прислушиваться к чужому мнению.
Формируемые компетенции:
ОК.02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК.03 Планировать и реализовать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК.04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК.05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста
ОК.07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципами бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, учебно-демонстрационные слайды, видеоролик.
Ход мероприятия:
Организационно-мотивационный этап.
Преподаватель:
Как можно чаще улыбайся.
И радость всем свою дари.
С улыбкой лёгкой просыпайся,
От счастья в облаках пари.
Жизнь так прекрасна, улыбайся.
И засмеётся мир с тобой.
Как можно чаще улыбайся.
Встречай улыбкой день любой.
Вот с такого доброго стихотворения я бы хотела начать наше мероприятие.
Улыбнитесь друг другу, настройтесь на дружную и активную работу. Я желаю вам, чтобы работа принесла вам только положительные эмоции!
Преподаватель: Сегодня у нас с вами необычное мероприятие. Игра-квест!
- Кто знает, что такое квест?
- Перед мероприятием вам было дано задание – найти в интернете значение слова «Квест».
- Итак, что же означает это слово.
Студенты: Это приключенческая игра, в которой мы, главные герои, следуем по маршруту и в процессе игры решаем ребусы, головоломки и задачи.
Преподаватель: В Игре участвуют две команды. Вас ожидает 7 интеллектуальных маршрута:
Маршрут 1 «Верю - не верю»;
Маршрут 2 «Волшебный квадрат»;
Маршрут 3«Ситуационное задание»;
Маршрут 4«Правила безопасности в сети «Интернет»»;
Маршрут 5 «Последствия вируса»;
Маршрут 6 «Ребусы»;
Маршрут 7«Викторина».
Преподаватель: За каждый правильно пройденный раунд, вы можете накопить баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Преподаватель: Вот и наши команды НETик и Сетевичок.
(На столах стоят эмблемы, лежат листочки с представлениями команд)
Представление команд:
Команда НЕТик
НЕТик сплел тут паутинку
Кружевную пелеринку.
В интернете он живет
Этикет преподает.
Команда Сетевичок
Сетевичок – отличный гид!
В сети ему не страшен лабиринт.
Преподаватель: Надеюсь, что мы все сегодня узнаем, участники, какой же команды по праву могут считаться самыми внимательными, самыми сообразительными, самыми эрудированным.
Оценивать ваши результаты будет жюри.
Преподаватель: На столе жюри лежат маршрутные листы команд, на которых будут отображаться результаты каждого тура.
За каждый правильно пройденный раунд, вы можете накопить баллы. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
2. Актуализация опорных знаний
Преподаватель: 1 маршрут «Верю - не верю». Задание: Прочитайте текст, определите его правдивость. Напишите «правда», если считаете, что написанное - правда, напишите «ложь» - если написанное - ложь.
1. Количество устройств, подключенных к Интернету, превышает количество людей на планете.
2. Калькулятор является первой вычислительной машиной.
3. Все компьютерные дисплеи - безвредны для глаз.
4. Паролем для системы управления ядерными ракетами США в течении 8 лет служили 8 нулей (пароль-00000000).
5. Первая веб-камера была протестирована в 1991 году в компьютерной лаборатории Кембриджского университета. Её единственной целью была слежка и контроль кофеварки.
6. В Китае есть специальные лечебные лагеря для интернет - зависимых.
Эталон:
1) Ответ: ПРАВДА (+)
2) Ответ: ЛОЖЬ (-) (Первая вычислительная машина счеты)
3) Ответ: ЛОЖЬ (-)
(нет, они все высушивают глаза, из-за того, что человек, работающий за компьютером меньше моргает, чем положено)
4) Ответ: ПРАВДА (+)
5) Ответ: ПРАВДА (+)
6) Ответ: ПРАВДА (+)
(В Китае 23 миллиона считают, что страдают интернет-зависимостью. По этой причине в Китае были созданы специальные лагеря, в которых детей отучают от плохой привычки. По мнению китайцев, любой, кто проводит в Сети больше 6 часов в день, обязательно станет зависимым)
3. Этап обобщения и систематизация знаний
Преподаватель: Маршрут 2 «Волшебный квадрат». Задание: Найдите в каждой строчке по одному слову, связанное с компьютером, интернетом и обведите овалом.
Эталон:
Преподаватель: Маршрут 3 «Ситуационное задание». Задание: Прочитав ситуацию, дайте письменно правильный ответ.
1. Ты общаешься в социальной сети со своими друзьями, и тебе приходит сообщение от незнакомого человека: «Привет, классные фото! Только у меня все равно круче! Жми сюда!». Предлагается перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как поступить в данной ситуации?
2. Мой компьютер взломали, что делать?
3. Что такое личная информация?
4. Нужно ли отвечать на сообщения со спамом.
5.Что такое кибербуллинг?
6. Ко мне приходят СМС с оскорблениями в мой адрес, что делать?
7. В игре у меня не сложились отношения с человеком и он меня преследует, что делать?
Эталон:
1. Не переходить по незнакомым подозрительным ссылкам.
2. Если есть возможность – запусти антивирусную программу, а в настройках антивирусника установи максимальные требования к проверке компьютера.
3. Это информация о тебе: твое полное имя, фамилия и отчество, адрес, где ты проживаешь и где бываешь, номер твоей школы, твои контакты, типа мобильного телефона или логина в Skype.
4. Этого не стоит делать, т.к. спамеры могут узнать о том, что твой email действующий и могут дальше отсылать тебе спам.
5. Кибербуллинг – это термин, относящийся к множеству форм преследования с использованием цифровых технологий. Кибербуллинг может появляться везде в режиме online посредством социальных сетей, видео и фото файлообменников, блогов, электронной почты и систем мгновенных сообщений, а также через СМС и ММС общение.
6. Об том нужно проинформировать взрослых и вместе с ними обратиться к оператору сотовой связи с просьбой выяснить, кто это делает, и заблокировать его. Если же обидчик будет продолжать свои действия, то необходимо обратиться в полицию.
7. Заблокируй его в списках своих друзей, подобная функция есть во многих онлайн играх. Если это приложение в социальной сети, то блокировка недругов осуществляется через блокировку профиля. Также можно пожаловаться администраторам игры на этого человека, но необходимо будет предъявить доказательства.
Преподаватель: Маршрут 4«Правила безопасности в сети «Интернет»». Задание: Заполните две колонки «Правила безопасности пользования интернетом».
Я всегда буду….
Я никогда не буду….
Скрывать информацию о себе
Вести себя в соцсетях вежливо
Рассказывать взрослым о проблемах в сети
Открывать и пересылать «письма счастья»
Хранить свой пароль в тайне
Покидать нехорошие веб-сайты
Выставлять свое настоящее имя, адрес, телефон
Открывать подозрительные сообщения
Общаться в сети с незнакомыми людьми
Обновлять антивирусную программу
Обижать других людей в соцсетях
Участвовать в платных играх, конкурсах, лотереях
Эталон:
Я всегда буду:
Скрывать информацию о себе
Обновлять антивирусную программу
Покидать нехорошие веб-сайты
Хранить свой пароль в тайне
Вести себя в соцсетях вежливо
Рассказывать взрослым о проблемах в сети
Я никогда не буду:
Выставлять свое настоящее имя, адрес, телефон
Открывать и пересылать «письма счастья»
Открывать подозрительные сообщения
Общаться в сети с незнакомыми людьми
Участвовать в платных играх, конкурсах, лотереях
Обижать других людей в соцсетях.
Преподаватель: Маршрут 5 «Последствия вируса». Задание: Восстановите из поврежденных слов термины, относящиеся к информатике и компьютеру:
1.ИНРМТОО -
2.ТИРНРЕП -
3.ЫКШМА -
4.РАВЛУАТИКА
5.НОЛИКОК
Эталон: 1. Монитор, 2. Принтер, 3. Мышка , 4. Клавиатура, 5. Колонки.
Преподаватель: Маршрут 6 «Ребусы». Задание: Разгадайте ребусы и запишите ответ.
Эталон: Вирус, компьютер, информатика, безопасность.
Преподаватель: Маршрут 7«Викторина».
1. Какое важное правило безопасного пользования в сети Интернет можно назвать, ведь ты не хочешь, чтобы твою личную переписку узнал кто-то чужой?
а) красивый пароль б) лёгкий пароль
в) надёжный пароль г) легко запоминающийся пароль
2. В первую строку впишите слово, которое означает всемирную систему объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Выполни предложенный алгоритм действий. И узнай, о чём обязательно необходимо позаботься перед тем, как начать пользоваться компьютером.
3. Что такое «сетевой этикет»?
а) Правила поведения на уроке.
б) Правила дорожного движения.
в) Правила поведения в Интернете.
4. Зачем нужен брандмауэр?
а) Он защищает компьютер от вирусов.
б) Обеспечивает защиту важных документов, хранящихся в компьютере.
в) Не даёт незнакомцам проникнуть в компьютер и просматривать файлы и документы.
5. Чтобы прочесть правила безопасного поведения в сети Интернет, используй таблицу со словами. Двигайся по ней по указанному алгоритму из выделенной ячейки.
О каком из предложенных правил говорится в этой таблице?
а) Общаясь в Интернете, будь дружелюбен с другими. Не пиши грубых слов! Ты можешь нечаянно обидеть человека, читать грубости так же неприятно, как и слышать.
б) Когда ты регистрируешься на различных сайтах, старайся не указывать персональную информацию в Интернете.
в) Не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета, не смотря на то, что там написано.
6. Расшифруй фамилию ученого, именем которого был назван язык программирования. Для этого реши выражения, получившиеся значения это порядковый номер буквы в алфавите.
(27 x 9-41) ÷101 +15
47+122-168
72÷9+11
(125 x 3-60) -303
45+122-166
15 x 8-9 x 12+1
(24 x 6 +156 ) : 10
Эталон:
1 надёжный пароль
2. антивирус
3. в (правила поведения в Интернете)
4. а (он защищает компьютер от вирусов)
5. в (не скачивай и не открывай неизвестные тебе или присланные незнакомцами файлы из Интернета, не смотря на то, что там написано).
6. Паскаль
4. Постановка домашнего задания
Домашнее задание. Изучите дома свой компьютер, в частности, программы, которые установлены на нём для проверки безопасности (антивирусные программы).
5. Заключительный этап занятия. Рефлексия
Преподаватель: Пока мы подводим итоги, перейдите, пожалуйста, по QR-коду и пройдите опрос.
Подсчет баллов и награждение победителей дипломами.
Список литературы и информационных источников
1. В.П. Леонтьев Компьютерная энциклопедия. М., 2020;
2. Интернет-ресурсы. Википедия;
3. Н.И. Дереклеева. Родительские собрания. 5-11 классы. М «ВАКО», 2019;
5. http://baby-consultant.ru/2012/10/bezopasnost-detey-v-internete.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Архипова Алена Анатольевна