Методическая разработка на тему «Всему начало отчий дом и мама в нём»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
дополнительного образования
муниципального образования город Краснодар
«Детский морской центр имени адмирала Федора Федоровича Ушакова»
Методическая разработка на тему «Всему начало отчий дом и мама в нём»
Номинация: «Воспитательные технологии»
Подготовила:
педагог дополнительного
образования,
руководитель объединения
«Эрудит», «Радуга»,
«По дороге к Азбуке»,
Хромцова Оксана Николаевна
г. Краснодар, 2023
АННОТАЦИЯ
Методическая разработка представляет собой подбор материала для проведения занятий, мероприятий по краеведению по развитию кругозора у детей о семье, развитию интереса к изучению такого понятия как «мир семьи».
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ………...…………………………………….….. 4
Методическая разработка занятия на тему: «Всему начало
отчий дом и мама в нём»………………………….…………..…………......….. 5
Самоанализ………………………………………………………………... 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Формирование понятий семейных ценностей происходит с раннего детства. Важно, чтобы эти представления были положительными. Данное занятие рассчитано на ребят дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе занятия ребята выделяют основные качества дружной, счастливой семьи, практически применяя знания через увлекательные игры, учатся посвящать маме добрые слова. Через включение в поисково-мыслительную деятельность дети лучше познают мир, активизируется их мыслительная и познавательная деятельность, расширяется объем знаний.
Актуальность темы заключается в том, что семья – одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Данное занятие поможет сформировать у детей понятие, что семья – это люди, связанные чувством любви и ответственности друг за друга. Семье принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей детей, их развития и воспитания. Постепенно восстанавливается и наращивается дидактическая система семьи, и соответственно возрастает роль семейного воспитания в образовании ребенка.
Новизна методической разработки в том, что она разнообразна по содержанию, составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства класса, организации совместной деятельности.
Цель данной разработки- поделиться с коллегами опытом организации и проведения занятия по развитию кругозора о семье.
Методическая разработка адресована учителям начальных классов, воспитателям в детских садах, педагогам дополнительного образования. Она помогает педагогам разнообразить формы работы с учащимися на занятиях. Как показывает педагогическая практика, обращение к игровым формам обучения на занятиях, объективно усматривает в них результативное взаимодействие педагога и учащегося.
Методическая разработка занятия на тему:
«Всему начало отчий дом и мама в нём»
Занятие проводится в преддверие празднования Дня Матери.
Участники: 6-7 лет
Цель: Воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества.
Задачи:
- актуализация знаний учащихся о членах семьи, о значении семьи в жизни человека, о роли матери в семье;
- познакомить с понятием «мир семьи»;
- воспитывать уважение к матери, чувство добра, любви, заботы к близким людям;
- развивать творческие способности детей, раскрывать их таланты.
Материалы: ребус, семейные фото детей, аудиозапись – песня о маме, сердечко «Для меня мама -…», портреты мам и бабушек, нарисованные детьми, сувениры для мам, сделанные своими руками, рассказ В. Ю. Драгунского.
Технические средства: компьютер (или ноутбук), музыкальные колонки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Педагог: Ребята! Отгадайте ребус и вы узнаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить: 7 Я (семья)
Педагог: Правильно, речь пойдёт о семье. Раньше на Руси говорили: семья – семь Я. А как вы думаете. Почему? А вот почему:
Как появилось слово семья?
Когда то о нём не слыхала Земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?»
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьёт, постирает бельё?
Меня приласкает, украсит жильё?
«Я, я – Ева молвила - я».
Сказала она знаменитых семь Я.
И так на Земле появилась семья.
Педагог: Я предлагаю вам рассказать о своей семье (при рассказывании дети могут показывать семейные фото). Заслушиваются 2-3 рассказа, фото вывешиваются на доску.
Педагог: Поднимите руки те, кто живёт только с родителями. (Чтение рассказа В. Ю. Драгунского).
У меня слишком маленькая семья. Папа, мама и я. Это потому, что я ещё маленький. А стану большой и семья станет большая: папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат, сынок, дочка и четверо внучат.
Педагог:
Беседа по вопросам:
-Почему Дениска считал свою семью маленькой?
-О какой семье он мечтал?
-А какой бы вы хотели видеть свою семью?
-Какое самое первое слово в своей жизни вы произнесли? Кто вам об этом сказал?
25 ноября – Всемирный День Матери. Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может оставаться равнодушным.
Для многих людей слово «мама» - самое прекрасное слово на земле. Великие поэты, художники, композиторы всех времён и народов стремились в своих произведениях показать образ женщины-матери.
Прослушивание песни о маме.
Педагог: Вот мы и поговорим сейчас о ваших мамах (на доске рисунки – портреты мам).
Педагог: Мама – это женщина с добрым сердцем, умеющая любить, понимать и прощать. Вот и в пословицах об этом сказано:
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
При солнышке тепло при матери добро.
Педагог: Объясните, как вы их понимаете.
Педагог: Все дети любят своих мам. Они делают им подарки, рисуют их портреты, читают им стихи. Называют их ласковыми словами.
Педагог: Вот какая мама – золотая прямо! Автор этих слов назвал маму золотой. А как вы называете свою маму?
Игра: Я возьму сейчас сердечко, и попробую продолжить следующую фразу: «Для меня мама – это …». Такое задание предлагается нескольким ребятам, по желанию.
Учащийся: Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто вам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт?
Кто споёт вам на ночь песню,
Чтобы сладко вы заснули?
Кто добрей всех и чудесней?
Ну, конечно же – бабули!
Педагог: А бабушку можно назвать мамой? Почему? Несколько учащихся рассказывают о своих бабушках, показывают фото.
Учащийся:
Очень бабушку мою - маму мамину люблю.
У неё морщинок много, а на лбу седая прядь,
Так и хочется потрогать, а потом поцеловать.
Может быть, и я такою буду, старенькой, седою,
Будут у меня внучатки, и тогда надев очки,
Одному свяжу перчатки, а другому – башмачки.
Педагог читает стихотворение:
На улице дождь непрерывный.
А дома тепло и светло,
И можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное –
Домой – так и тянет меня.
Обсуждение:
-Какие слова выражают отношение автора к дому?
-Объясните, как вы понимаете слова «мир семьи»?
-Что составляет мир вашей семьи?
-Кто заботится о мире в вашей семье?
Вывод:
Педагог: Мир семьи – это родной дом, его уют и тепло. Мир семьи – это любовь, уважение и взаимопомощь. Мир семьи – это традиции, будни и праздники. И всё это благодаря мамам.
-Какие качества важно в себе воспитывать, чтобы в семье был мир? (Трудолюбие, старательность, ответственность, готовность прийти на помощь).
Прослушивание песни о маме.
Обобщение:
Педагог: Хорошо, когда в семье все быстро и дружно справляются с домашними делами и остаётся свободное время для любимого занятия. А во многих семьях принято свободное время проводить вместе: обмениваться новостями, обсуждать события, слушать музыку, смотреть любимую телепередачу, играть, шутить, вместе гулять. Я желаю, чтобы в ваших семьях всегда был мир и понимание. Берегите своих близких, любите свои семьи. Не забудьте дома поздравить своих мам и бабушек с праздником.
Самоанализ
В ходе мероприятия, по моему мнению, все поставленные задачи были реализованы. Материалы, приемы реализации соответствуют возрасту детей.
Считаю, что у детей был устойчивый интерес к занятию, благодаря созданным условиям, а также связано это с актуальностью темы, ведь мама- самый главный человек в жизни ребенка. Дети были заинтересованы, внимательны, активны, дружелюбны. Атмосфера была дружеская, дети принимали активное участие, со знанием дела пользовались подготовленными атрибутами.
Я считаю, что данное занятие имеет неоценимое значение для ребенка. Оно раскрывает для него смысл понятия «семьи», ценность семейных отношений, учит проявлять взаимоуважение в семье.