Методическая разработка «Обучающая головоломка «Математические сыщики»
Методическая разработка «Обучающая головоломка «Математические сыщики».
Пояснительная записка.
Название: «Математические сыщики»
Цель: закрепить знания по теме «табличное умножение»
Задачи:
Образовательные:
Ликвидация пробелов математических знаний
Актуализация знаний арифметических действий
Коррекционно-развивающие:
Развитие внимания
Развитие восприятие
Развитие ориентировки на листе бумаги
Развитие ориентации в пространстве
Развитие памяти
Развитие мышления
Аудитория: обучающиеся 3-6 классов, в том числе с ОВЗ
Изучаемый предмет: математика, внеурочные занятия, дефектологические занятия в рамках модуля «ликвидация пробелов математических знаний»
Оборудование: пособие «занимательная таблица», фишки с примерами на умножение.
Актуальность данной работы: в последние годы обсуждение проблем общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы приобрело достаточно широкий характер. Основное внимание в психолого-педагогических работах привлечено к проблемам обучающихся, испытывающих стойкие трудности в усвоении традиционных школьных программ и в адаптации к социальному окружению в образовательном учреждении и вне его. Изучение таблицы умножения и закрепление полученных знаний может вызвать трудности как и у нормотипичных детей, обучающихся по ООП НОО и ООП ООО, так и у обучающихся с ОВЗ.
На дефектологических занятиях я предпочитаю актуализировать знания и ликвидировать пробелы в освоении программы в игровой форме, так как именно она может помочь побудить интерес к изучаемой теме в благоприятной эмоциональной обстановке, а также провести коррекционную работу по развитию высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление). Мною на основе уже имеющихся в работе пособий была разработана головоломка, помогающая как закрепить навык табличного умножения у обучающихся с ОВЗ 3-4 классов, так и вспомнить таблицу умножения в игровой форме обучающимся 5-6 классов.
Описание:
Обучающемуся выдается распечатанный лист с занимательной таблицей, которая представляет из себя хаотично расположенные цифры от 1 до 90 разного размера. Далее учитель предлагает ребенку фишку с примером на умножение. Я использую для этого деревянные бруски из пособия «Обучающий набор Mapacha «Таблица умножения», однако при адаптации моей головоломки под свою работу вы можете использовать как распечатанные примеры, так и рукописные карточки.
Инструкция: «Реши пример, назови ответ и расположи фишку с примером на цифре ответа в занимательной таблице.»
При возникновении сложностей при поиске нужной ячейки с ответом учитель может помочь обучающемуся следующими подсказками:
« ответ находится сверху справа/ снизу слева/ в центре»
« ответ находится в треугольнике»
« ответ рядом с квадратом внизу таблицы»
«ответ расположен между цифрами 21 и 16/ под цифрой 89/ над цифрой 5» и тому подобные
При частом использовании головоломки для побуждения интереса обучающегося можно использовать усложнение. Например, выдать определенное количество фишек с примерами и выделить определенное количество времени на решение и нахождение ответов в таблице. Обучающийся должен за установленное время разложить фишки по ответам. Можно работать в паре/ группе и внести соревновательный момент «Кто быстрее».
Головоломку можно адаптировать для обучающихся 1-2 классов для актуализации тем «счет в пределах 10», «счет в пределах 20», «счет в пределах 100», заменив фишки с умножением на карточки с примерами с арифметическими действиями «сложение» и «вычитание».