Открытое занятие на тему «Никто не забыт — ничто не забыто. Депеша папе ко Дню Защитника Отечества»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ГЛОБУС» ГО г.УФА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
на тему
«Никто не забыт – ничто не забыто. ВОВойна 1945-1941гг.
Депеша папе ко Дню Защитника Отечества»
Педагог Червякова Марина Владиславовна
Уфа-2018г
Пояснительная записка
Сегодня наше занятие посвящено теме Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в память о воинах защищавших Родину мы научимся изготавливать открытку – депешу и посвятим ее 23 февраля – Дню Защитника Отечества.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
-Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий
Народное образование 2010.
-Харламов И.Ф. Педагогика,-М:Юрист-Гардарика,2009-519с.
-под редакцией П.И.Пидкасостого, Педагогические теории, системы, технологии,-М: Академия,2008- 512 с,
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
-Борис Васильев. Издательство: Эксмо 2004 Серия: Красная книга русской прозыПуть доброты и мужества Предисловие c. 5-10
Завтра была война Повесть c. 11-141 А зори здесь тихие… Повесть c. 142-246
Неопалимая купина Повесть c. 247-330
- Борис Полевой. Лучшие книги Детская литература. Москва Серия: Школьная библиотека 2013. Повесть о настоящем человеке.
-Ханна –Линд Бумажная мозаика Айрис- Пресс Москва 2007
-Ольга Гре Простые поделки из бумаги ООО «Аст-Пресс книга»
ПЛАН ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: Депеша –открытка для папы и дедушки «Никто не забыт и ничто не забыто...» г.Уфа - выдающиеся земляки. Воины Великой отечественной войны1941-1945гг.
Цель занятия: Создать депешу открытку на листе бамбука с печатью и лентой – возобновить историческую связь времен - военную переписку родных людей.
Задачи занятия:
-развивающие: развивать творческое воображение, мышление, грамотную речь, любознательность , зрительное и слуховое внимание, навыки работы с материалами.
-обучающие: познакомить с понятием Отечетсво, защитники Отечетва, различать рода войск, военную технику, цвета Флага России и Башкортостана. обучить создавать окрытки по теме ,работать с шаблонами, клеем и красками.
-воспитательные: воспитать чувтво патриотизма,любовь к Отечеству, уважение к своим прадедам и защитникам Родины , чувство дружбы и солидарности народов России, готовности помочь друзьям, аккуратность, вежливость, усидчивость.
ПЕРЕЧЕНЬ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,
УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Для учителя:
1.образец открытки, шаблоны деталей.
2. инструкция по работе с ножницами, клеем, карандашом, картоном.
3. наглядный фотоматериал военных лет, фото Башкирской дивизии времен ВОВ, доклады о воинах земляках и дедушках детей.
4. музыкальное оформление, песни военных лет.
Для детей:
1.рисунки про ВО Войну 1941-1945гг.
2.ФИО и рассказы про дедушек и бабушек фронтовиков.
3.бамбук ,ткань,лента, печать.
4.клей, ножницы, пастель,краски.
СТРУКТУРА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
2.Подготовка к изучению новой темы
3.Изучение новой темы
4.Доклады обучающихся
5.Изготовление депеши
6.Итоги занятия
1.Организационный момент
Здравствуйте дети, поздоровайтесь друг с другом и нашими гостями.
Сегодня наше занятие посвящено теме Великой Отечественной войны 1941-1945гг. в память о воинах защищавших Родину мы научимся изготавливать открытку – депешу и посвятим ее 23 февраля – Дню Защитника Отечества.
Проверьте наличие всех материалов для работы ваших докладов и рисунков которые вы сделали про войну.
Напоминаю правила работы на занятии:
1.у каждого свое определенное место работы.
2.Перед началом работы необходимо приготовить все материалы, следить за порядком на рабочем месте.
3.Береги инструменты, экономить материал.
4.Проявлять взаимопомощь и поддержку.
5.Помнить правила ТБ по работе с ножницами, клеем, карандашом, картоном.
6.По завершении работы убрать рабочее место.
2.Подготовка к изучению новой темы
Прошло уже 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, 70 лет с того времени, как смолкли последние выстрелы пушек, наступила тишина и пришел на нашу землю мир, оплаченый высокой ценой человеческой жизни. Все меньше и меньше остается ветеранов и участников той войны. Но остается память... Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики, не дает померкнуть ни одной героической странице истории победы над фашизмом. А мы о боевых подвигах наших дедов и прадедов, их военной жизни можем сегодня узнать только из их рассказов, кинофильмов, произведений художественной литературы.
3.Изучение новой темы
Проходят годы, улетают в вечность. Все дальше в прошлое уходят страшные и тяжелые годы Великой Отечественной войны, но не угасает память о тех, кто не жалел своей крови, своей жизни для будущих поколений. Будем помнить нашу историю - это общая победа. Время идет, но мы храним память о Великой Отечественной войне. Такие занятия надо называть - патриотическим воспитанием, уроками истории или информацией для общего развития, и детям необходимо рассказывать о подвигах и славе предков, о страшной угрозе, нависшей над нашей страной, и о великой Победе.
Только рассказывать надо так, чтобы сами дети ни в коем случае не воспринимали это как "какое-то там воспитание" или скучные уроки, а заинтересовались, прочувствовали, поняли, ведь становление русского боевого духа - неотъемлимая часть истории нашей страны, начиная с древнейших времен. Из ставших уже классическими художественных произведений и прекрасно иллюстрированных книг, основанных на документальных материалах, дети узнают о жизни своих сверстников и всей страны в годы войны, о героических сражениях, о мужестве и стойкости русского народа.
Сегодня мы с вами узнаем несколько историй о ВОВ 1941-45 гг. и помогут намв этом наши друзья.
4.Доклады обучающихся
Прослушаем песни военных лет и рассказы ваших друзей
Киселёв Николай Яковлевич
Николай Яковлевич Киселёв – командир партизанского отряда «Мститель» в Белоруссии, советский политрук, спасший жизнь 218 еврейским жителям деревни Долгиново, выведя их за линию фронта в августе-октябре 1942 года.
Николай Киселёв родился в 1913 году в деревне Богородское (располагалось под Уфой), в крестьянской семье.
В 1941 году окончил Институт внешней торговли в Ленинграде и ушёл добровольцем на фронт. В том же году в должности политрука воевал в Белоруссии, попал в немецкий плен. Бежав из плена, стал членом подполья в деревне Илье, а затем возглавил партизанский отряд «Мститель», который действовал в Вилейском районе Минской области.
В 1941 году село Долгиново в Белоруссии оказалось на территории, оккупированной немцами. В селе жило 5000 евреев.
Массовое уничтожение евреев началось в 1942 году. К лету в живых осталось 278 человек, в основном старики, женщины и дети – те, кто успел уйти в лес или сумел отсидеться в погребе. Белорусские крестьяне не могли укрывать их под страхом смерти.
У партизанского отряда «Мститель», к которому прибились уцелевшие евреи, не было никакой возможности принять и содержать всех этих людей. Партизаны запросили командование в Москве и получили приказ вывести евреев через линию фронта.
Выполнить поручение взялся Николай Киселёв. С ним отправилось 270 человек, большая часть которых – старики, женщины и дети. Кроме Киселёва группу сопровождали еще 7 партизан.
Переход длился больше месяца. Дважды отряд натыкался на немецкую засаду, многие были ранены. После одного из столкновений недосчитались 50 человек, что с ними произошло – неизвестно. Двух раненых – пожилую женщину и мальчика – пришлось оставить в лесу, но они выжили.
Самой маленькой в группе была девочка Берта, которая часто плакала. По мере приближения к линии фронта это становилось всё более опасным. Во время одного из таких опасных моментов родители Берты пришли в такое отчаяние, что решили утопить девочку, чтобы спасти всю группу. Тогда Николай Киселёв взял ребенка на руки, успокоил её, и нёс до конца похода на руках. Берта выжила.
После более чем 1500-километрового перехода по оккупированной территории, Киселёв вывел за линию фронта 218 человек, после чего был арестован военной контрразведкой как дезертир. Однако спасённые им люди в свою очередь заступились за него, и Киселёва освободили.
О своем подвиге Николай Яковлевич практически никому не рассказывал. Документы о походе Киселёва обнаружила директор Музея истории и культуры евреев Беларуси, кандидат исторических наук Инна Герасимова. В архиве Компартии Белоруссии она нашла так называемый «список Киселёва» - его рапорт о выполненном поручении, в котором были перечислены имена и фамилии спасённых. Об этом же документе писал белорусский историк Аркадий Лейзеров. Главным документом, который позволил подтвердить подвиг Киселёва, стал найденный Инной Герасимовой в Национальном архиве Республики Беларусь приказ Белорусского штаба партизанского движения от 14 января 1943 года о награждении денежной премией 8 партизан под руководством Н. Я. Киселёва за «вывод из немецкого тыла 210 еврейских семей»
Николай Киселев воевал до 1944 года, после войны в 1946 году женился на девушке-связной, которая вместе с ним сопровождала группу. После войны жил и работал в Москве, в Министерстве внешней торговли, воспитал дочь и сына.
Умер в 1974 году.
Еще во время войны Киселёв был представлен к званию Героя Советского Союза, но самолёт с документами был сбит, и Кисёлев не получил награды.
В 2005 году Николаю Киселёву израильским институтом Яд ва-Шем было присвоено звание Праведник народов мира. Его память чтят более 2200 потомков спасенных евреев, которые ежегодно собираются в Тель-Авиве 5 июня в день последнего расстрела Долгиновского гетто. Киселёва они сравнивают с Моисеем, выведшим из рабства еврейский народ.
О подвиге Николая Киселёва в 2008 году был снят документальный фильм «Список Киселёва» (по аналогии со «Списком Шиндлера»).
Улица имени героя — Петра Комлева
В Уфе количество улиц перевалило за тысячу, по некоторым из них мы ходим каждый день на работу и можем без труда подсказать прохожему, как пройти по нужному адресу. Другие названия вызывают недоумение и мысль, что не так уж хорошо мы, коренные жители, знаем свой город. Порой небольшие улочки названы в честь хороших, оставивших свой след в истории, людей, о жизни которых стоит вспомнить.
В Старой Уфе, недалеко от исторического центра, есть небольшая улица Петра Комлева, где он жил в доме № 18. Петр наш земляк, летчик, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Он родился в 1921 году в деревне Воскресенка, что относится сейчас к Благовещенскому району, но учился, работал и жил в Уфе. Петр служил на тепловозоремонтном заводе, где до сих пор хранят в архиве его личное дело. Еще в аэроклубе при заводе он окончил курсы по полетам и навигации, а в 1940 году, когда настало время вступать в ряды Красной Армии, Петр попросил отправить его в школу военных летчиков. В 1942 году, когда война была в самом разгаре, молодой летчик Петр Комлев рвался на фронт.
Храбрый парень больше всего переживал, что учится в тылу, пока другие защищают родину. Историю службы и личностного взросления Комлева можно проследить по письмам к матери, где он без утайки описывает свои эмоции и военные действия. Первый боевой вылет Комлев провел под руководством учителя, в письме он рассказал, что наконец почувствовал войну, что глаза разбежались; нельзя было упускать из виду ни штурвал, ни противника, иначе попадешься сам. После этого боя даже опытные летчики отметили храбрость Комлева, его напористость и силу воли.
За годы войны Петр Комлев пролетел сотни километров над Россией, Украиной, Прибалтикой. О том, что дух его только крепчал, можно судить по постоянным письмам домой, где он пишет как, пролетая над Пруссией, думает только о мести за своих погибших товарищей. Он успокаивает мать, а может, и себя, тем, что война скоро закончится, и можно будет жить как раньше.
В октябре 1944 года Комлева представили к званию Героя Советского Союза за 144 боевых вылета по уничтожению врага и разведке его территорий. А 20 февраля 1945 года, всего за 2,5 месяца до конца войны, Петр поднял в небо штурмовой отряд, но с этого задания уже не вернулся. 23 февраля вышел указ о присвоении боевому летчику звания Героя посмертно.
Молодой парень не успел завести семью и оставить после себя детей и внуков, но память о нем жива в сердцах однополчан, выживших и посвятивших победу всем тем солдатам, что погибли, сражаясь за родную землю.
Рассказ о моем прадедушке Бардовском Дмитрие Григорьевиче. Краснофлотце, бывшем в РККА с августа 1941 года.
Написал правнук Артем Швецов.
Бардовский Дмитрий Григорьевич
(04.08.1912-20.05.2009 гг.) Краснофлотец, в РККА с августа 1941 года.
«Никто не забыт и ничто не забыто...»
Прошло уже 70 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, 70 лет с того времени, как смолкли последние выстрелы пушек, наступила тишина и пришел на нашу землю мир, оплаченый высокой ценой человеческой жизни. Все меньше и меньше остается ветеранов и участников той войны. Но остается память... Память, которая смотрит на нас со старых фронтовых фотографий и тех вещей, которые сохранили бывшие фронтовики, не дает померкнуть ни одной героической странице истории победы над фашизмом.
Мой прадед Бардовский Д.Г. служил в 12 ПКБМП ( 12 Печенгская Краснознаменная Бригада Морской Пехоты) с момента ее основания. В роте разведки бригады с февраля 1942 года. За время службы в бригаде неоднократно участвовал в разведывательных операциях.
26 декабря 1941 года в районе высоты «Пила» участвовал в уничтожении разведки противника, проникшей на передний край. В этом бою Бардовский Д.Г. уничтожил 2-х противников, чем содействовал захвату пленного.
В апрельско-майской десантной операции 1942 года в тыл противника участвовал в разгроме опорного пункта на высоте 127. В период пятнадцатидневных боев Бардовский Д.Г. ходил в головном дозоре действующей разведки и постоянно обеспечивал роту охранением и своевременно обнаруживал противника.
10 сентября 1942 года при разгроме опорного пункта противника на мысе Пикшуев Бардовский Д.Г. во время боя из под сильного обстрела вынес 3-х тяжело раненых разведчиков. Участвовал в десантных разведывательных операциях на островах «Обергоф», «Могильный», «Овечий».
За время нахождения бригады на переднем крае сухопутной обороны п/о «Средний» с 15 августа по 9 сентября 1944 года участвовал в трех вылазках в оборону противника с целью разведки системы обороны и захвата пленного. Добыл много ценных сведений о системе обороны противника. 9 сентября 1944 года во время вылазки был ранен.
Впоследствии, до окончания войны, проходил службу на Печенгской военно- морской базе в порту Лиинахамари.
Мне повезло видеть общаться с прадедушкой. Он оставил о себе радостные светлые воспоминания. А мы о боевых подвигах наших дедов и прадедов, их военной жизни можем сегодня узнать только из их рассказов, кинофильмов, произведений художественной литературы.
Проходят годы, улетают в вечность. Все дальше в прошлое уходят страшные и тяжелые годы Великой Отечественной войны, но не угасает память о тех, кто не жалел своей крови, своей жизни для будущих поколений. Будем помнить нашу историю - это общая победа.
Бойцы 12-й бригады морской пехоты в наступлении.
Десант 12-й Краснознаменной бригады морской пехоты Северного флота. Печенгскаягуба,1944г.
Из кн.: Великая Отечественная война 1941–1945 в фотографиях
Высадка десанта в Лиинахамари. 1944.
Из фондов Мурманского областного краеведческого музея
12-я Краснознаменная бригада морской пехоты на марше
15 октября 1944 в освобожденной Печенге. 1944 г.
ДВЕНАДЦАТАЯ (12-я) ПЕЧЕНГСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ БРИГАДА МОРСКОЙ ПЕХОТЫ Северного флота, воинское соединение. Формирование как особой бригады морской пехоты началось с 28.09.1941 в Архангельске. Численность — 5500 чел.
Первый командир — комбриг П. П. Колтыпин (31.08–07.10.1941), затем полковник В. В. Рассохин (07.10.1941–24.12.1944), последний — полковник А. М. Крылов (24.12.1944–09.05.1945).
В боях на Кольской земле с ноября 1941. Десантирование численностью более 6000 чел. в апреле–мае 1942 в районе м. Пикшуев, несмотря на героизм морских пехотинцев, привело к значительным потерям (ок. 63% личного состава). После переформирования с 31.07.1942 носила название 12‑я отдельная морская стрелковая бригада. Передислоцированная на полуостров Рыбачий отличилась многочисленными десантами, поисками, вылазками, засадами.
Легендарным стал штурм хребта Мустатунтури 10.10.1944. Принимала участие в освобождении Лиинахамари (12–14.10.1944), Печенги (15.10.1944), Северной Норвегии. Награждена орденом Красного Знамени (27.02.1943). Почетное наименование «Печенгская» присвоено 31.10.1944 (с этого дня — 12‑я Печенгская Краснознаменная бригада морской пехоты). Бригада дала 9 Героев Советского Союза. С 01.11.1944 по 01.05.1945 в составе Печенгской ВМБ. В середине 1945 отправлена под Ленинград. В 1955 была расформирована (часть личного состава была передана БФ, часть — ТОФ). Боевое знамя находится на вечном хранении в Центральном военно-морском музее С.‑Петербурга. В 1980 в Мурманске на Кольском проспекте у здания театра СФ установлен памятный знак в честь воинов бригады.
В Архангельске имя бригады носит одна из улиц города.
Лит.: Черномыс А. Подвиг десанта в районе мыса Пикшуев // Морской сборник. 1972. № 4; Рассохин В. Штурм Муста‑Тунтури // Полярная правда. 1972. 22 октября; Зуев Н. Пикшуевский десант // На страже Заполярья. 1982. 9 июля.
Памятник воинам 12-й Краснознамённой Печенгской бригады вМурманске .
5.Изготовление депеши.
Творческая практическая деятельность
Во время рассказа вы придумаете и создадите открытку – депешу используя свои знания и опыт.
1.Разверните лист бамбука
2. приклейте к нему ленту
3.приклейте к ленте печать с двух сторон
4.с помощью шаблонов создайте рисунок
5.сверните депешу завяжите печать.
6.Итоги занятия.
Рефлексия
Мы с вами сегодня узнали много нового о войне и военной технике
Теперь закрепим знания с помощью игры.
Передавая наш шар называем слова обозначающие военную технику предметы и действия по смыслу связанные с войной
Дважды даем каждому назвать слова.
Следующий этап просмотр рисунков,депеш, фотографий.
Называем самые интересные находки детей. Дети выставляют свои работы. Ответы детей. Оцениваем работу.
Фотографируемся.
Убираем рабочее место и слушаем подпеваем военные песни.