Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Построение гипсовой головы. Обрубовка».
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей» Республика Мордовия, город Саранск. Методическая разработка по изобразительному искусству на тему: «Построение гипсовой головы. Обрубовка». Подготовила: Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства Павельева Елена Федоровна Саранск 2022
Цель занятия: Овладеть методом анализа и выражения большой формы при построении головы обрубовки.
Задачи: 1. Развить образное и техническое мышление, пространственное видение. 2. Логически осмысливать и ясно представлять образ данной пластической головы. 3. Создавать художественный образ в рисунке на основе решения технических и творческих задач. 4. Увидеть пропорции, конструкции и объем постановки. 5. Использовать приемы выразительности для выявления света и глубины пространства. 6. Передавать объём с помощью светотени.
Метод обрубовки был разработан в эпоху Возрождения Альбрехтом Дюрером и прочно введен в процесс обучение молодых художников XIX века французом Александром Дюппюи. Без тщательной тренировки на изображении гипсовых слепков, ученики Дюппюи не переходили к написанию портретов реальных людей.
Обрубовка – это рисунок или гипсовая фигура человеческой головы, разбитая на множество плоскостей. Относится к конструктивному разделу дисциплины академического рисунка. Отдельно выделяют обрубовку лица, обрубовку носа и других его частей. Начинающие художники рисуют ее для понимания особенностей и закономерностей строения головы человека. Анализ конструкции, каркаса предмета – важный шаг к профессиональному написанию картин. Не понимая внутреннего строения чего-либо, сложно изобразить его внешние данные.
Академический рисунок обрубовки головы должен запомнится художнику на всю жизнь. Это поможет в дальнейшей его работе с реальными людьми. Живописцу легко будут вспоминаться расположение плоскостей и соединительных точек, формы и планы, пропорции головы. Несмотря на то, что по природе каждый человек индивидуален, общие черты присуще любому.
Обрубовка — гипсовая голова обобщенных плоскостей, изготовленная на основе экорше Гудона, французского скульптора, выдающегося мастера психологического портрета. Это учебное пособие дает представления о построении объемно-пространственной конструкции головы, закономерностях светотени, перспективных сокращений. Обрубовка полезна на первых порах обучения, когда демонстрация основных законов формообразования и перспективы помогает в построении объема, выявлении формы. Если ученик не будет осмысливать и представлять особенности формы головы, а будет ограничиваться только своими ощущениями и восприятиями, то он вынужден будет пойти по пути пассивного копирования натуры, срисовывания внешнего вида.
Конструктивный рисунок обрубовочной головы дает возможность обобщать и упрощать формы для лучшего понимания и анализа — начальной стадии построения изображения. Обрубовочная голова представляет собой схему главного строения головы. Обрубовка делит голову на множество планов и плоскостей, которые можно условно объединить в шесть больших планов: передний, задний, два боковых, верхний и нижний. Только изучив расположение планов на обрубовочной голове, можно затем видеть эти планы и на гипсовой голове и на живой. Чтобы научиться видеть цельно, надо знать, из каких элементов это целое состоит, как эти детали и части соподчиняются между собой. Овладение методом анализа и выражения большой формы дает ученику опыт зрительно предугадывать результат построения изображения, то есть заранее представлять, как будет выглядеть его рисунок в конечном виде.
Рисование обрубовки с натуры. (Фото 2) (Фото 1)
Рисование обрубовки с натуры. (Фото 3) (Фото 4)
ТВОРЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Конструктивное построение. 1) Необходимо определить, где будет находиться голова в листе ватмана формата А2. Для этого наметим габаритные размеры, найдя соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Необходимо оставить больше места со стороны лицевой части. 2) Наметим общий объём обрубовочной головы. 3) Определим ракурс головы. 4) Найдём лицевые части в нашем ракурсе. 5) Поделим лицо на пропорциональные части лица. Наметим профильную линию.
Рисунок обрубовки головы – это схема для облегчения работы мастера. Метод нередко называют «зодческим». В процессе его применения, художник запоминает, что голова имеет форму яйца, нос – это призма, а глаз – шар. И в будущем, смотря на живого человека перед собой, он сможет выделить в его лице эти части, а затем объединить их в целое, создавая акцент на индивидуальных чертах и особенностях.
Построение обрубовки с разных сторон позирования. (Фото 5) (Фото 6) (Фото 7) (Фото 8)
Изучение метода анализа и выражения в рисунке «большой формы» для учащихся часто сопровождается трудностями. Начиная изображать общую форму головы, учащиеся, как правило, ограничиваются линейным абрисом головы и сразу же переходят к деталям, не уточнив ни характера формы головы, ни ее объема. Отсюда и детали они начинают рисовать не с выявления основы формы, а со срисовывания конфигурации формы носа, глаз, губ.
Рисуйте обрубовку с натуры, штрихуйте по плоскостям и учитесь рисовать портреты людей с натуры. Присылайте свои работы на мой электронный адрес.