Методическая разработка по коррекции оптической дисграфии
Конспект логопедического занятия №1
Темы:
Логопедическая: «Развитие зрительных дифференцировок на материале букв л и м ».
Лексическая: «Космос. Планеты Солнечной системы»
Грамматическая: «Прописная буква в собственных именах и названиях».
Задачи:
1. Образовательные: учить соотносить звуки [л]-[м] с буквами л, м и символами (для обозначения на письме). Учить различать буквы л, м изолированно, в слогах и в словах. Закрепить у детей знания правил орфографии (Заглавная буква в собственных именах и названиях. Непроизносимая согласная в корне).
2. Коррекционные: развивать навыки словообразования имен прилагательных от имен существительных, навыки звукового анализа и синтеза слов, зрительное восприятие, мелкую моторику. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Космос».
3. Воспитательные: воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии, чувство товарищества, доброжелательность, формировать интерес к логопедическим занятиям через использование нестандартных заданий и приемов.
Оборудование: рукописные буквы л, м (карточки), индивидуальные карточки-символы, шнурки для конструирования букв занятия, индивидуальные карточки-таблицы, пособие «Лучи Солнца», картинки с наложенными буквами.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Мотивационно-целевой этап
2.1 Формулировка темы занятия
Упражнение «Солнечные лучики»
- Какой предмет изображен на доске? (Солнце). Какое оно? (Доброе, теплое, радостное)
-А чего не хватает нашему солнышку? (Лучиков)
-А теперь представьте, что каждый лучик солнца - это вы. Называйте какое-то свое замечательное качество и рисуйте лучик.
-Какой праздник мы отмечаем 12 апреля? (День космонавтики). Что это за праздник?
- Мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по системе планет, которые вращаются вокруг Солнца.
- Образуйте название этой системы. Если в ней главное Солнце, то система какая?
-Назовите планеты Солнечной системы. (Таблица с изображением планет и их названий).
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
-Космический вихрь вырвал некоторые буквы из названий планет.
Зем…я, …еркурий, П…утон, …арс. |
-Назовите 2 звук в слове Плутон, 4 звук в слове Земля, ( [л],[л’])
-Назовите 1 звук в слове Марс, 1 звук в слове Меркурий ([м],[м’])
Уточнение и сравнение артикуляции звуков [л],[л’] - [м],[м’]
(При произнесении звуков [л],[л’] - работает язык, при произнесении звуков([м],[м’] - губы)
-Какие буквы обозначают эти звуки? О чем будем говорить?
- Почему именно рукописные буквы записаны на доске? (буквы сходные при написании)
Запись даты и темы.
2.2 Постановка целей занятия
-Если буквы похожи, то в чем может возникнуть трудность? Какова опасность? (Можно их перепутать)
-Значит чему необходимо научиться на сегодняшнем занятии?
3. Ориентировочный этап
- Как будем различать буквы л, м? Ваши предположения? ( Можем сравнить количество и расположение элементов букв в пространстве)
4. Поисково-исследовательский этап
4.1 Сравнение букв занятия по начертанию
-Сколько элементов в прописной букве л? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются?
-Сколько элементов в прописной букве м? Какие они? На что похожи? Как и где соединяются?
Чем эти буквы похожи? Чем различаются? (Первый и последний элементы букв л, м одинаковые и похожи на крючки. Кроме того, у буквы м два «крючка» соединяются веревочкой. Буква м похожа на качели.
4.2 Конструирование и реконструирование букв занятия
-Постройте из «космических тросов» строчную и заглавную букву л, затем, добавив веревочку, «превратите» их в букву м.
4.3 Соотнесение букв с символами для обозначения на письме
-Сколько верхушек у буквы л ? Выберем карточку с одним элементом (Одна косая линия), для буквы м - два элемента (две линии.)
Физкультминутка для глаз «Космос»
5. Практический этап
5.1 Развитие зрительного восприятия
-Пробираясь через космические джунгли найдите и посчитайте все буквы л и м . (Выставляется пособие с наложенными буквами). Проверка.
5.2 Дифференциация букв занятия в слогах
-Для решения сложных задач космонавт должен обладать развитой смекалкой. Потренируйте свою. Зашифруйте слоги, запишите их в тетрадь.
(л - , м - ).
Ли-му-лу-ил-мо
Сле-мы-мли-ло-ма
Физкультминутка "Раз, два, три, четыре"
Раз, два, три, четыре -
В космос мы лететь решили!
Чтобы в космос полететь
Нужно многое уметь.
Влево, вправо наклонись
И нисколько не ленись!
Руки вверх, вперёд и вниз,
Космонавтом становись!!!
5.3 Дифференциация букв занятия на уровне слова
-Отгадайте загадки, постарайтесь отыскать все слова-отгадки в таблице. (Филворд)
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит.
(Солнце)
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(Луна)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется …(Земля)
Это красная планета
По соседству с нами.
И зимой и даже летом
Мерзнет надо льдами.
Странно, что ни говори,-
Лед не сверху, а внутри.
(Марс)
Она от Солнца первая планета,
Похожа на Луну по цвету.
В глубокой древности ее все греки знали
И «белою звездою» называли.
Быстрее всех планет вращается,
В честь покровителя торговли называется.
(Меркурий)
Она моложе всех планет. И в Солнечной системе
Меньше просто нет.
Зовут ее «планета-крошка».
Изучена она совсем немножко.
Считают, жизни здесь не будет никогда:
Планета просто очень холодна.
(Плутон)
Филворд.
Д | С | О | Х | Т | М | Б |
У | В | Л | Н | Ц | Ю | Ц |
Л | У | М | Ы | Е | Я | Г |
Ш | Н | А | Ч | С | Л | Ж |
К | Е | Т | З | Е | М | В |
Й | М | А | Ц | У | К | Е |
Н | Г | Р | С | Ф | Ы | Ч |
М | Е | Р | А | И | Й | Р |
Е | Т | К | У | Р | Б | О |
З | П | Л | У | Т | О |
- Ребята, что обозначает слово Солнце? (Это единственная звезда Солнечной системы) Кто знает, почему Солнце называют звездой? (Излучает свет и тепло в огромных масштабах).
-Как запишем это слово? (С большой буквы). Почему?
-Назовите непроизносимую согласную в этом слове. Какое правило надо знать, чтобы не допустить ошибку на письме?
-Что обозначает слово Луна? (Небесное светило, спутник Земли).
-Почему Луна – это спутник Земли? (Луна вращается вокруг Земли, используя ее орбиту, а не вокруг Солнца, как другие планеты).
-Как запишем это слово? (С большой буквы). Почему?
Марс, Плутон, Меркурий - это планеты или нет? Докажите.
- Как запишем эти слова? (С большой буквы). Почему?
-Запишите слова в тетрадь, выбрав для каждого слова «свою дорожку»
Л_______________________________________________________
М______________________________________________________
М Л_____________________________________________________
Взаимопроверка выполненных работ.
6. Домашнее задание
- Перейти по ссылке и посмотреть обучающий мультфильм «Планеты Солнечной Системы». Поделиться с нами интересной (новой) информацией.
7. Рефлексивно-оценочный этап
-Чему мы сегодня учились на занятии?
- Что сегодня интересного вы для себя узнали?
-Где и как вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?
Список использованных источников:
1. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. развитие и уточнение пространственно-временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. – М.: Школьная Пресса, 2003.
2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
3. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии». Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
4. Мазанова Е.В. Альбом 1,2. Учусь не путать буквы. Упражнения по
профилактике и коррекции оптической дисграфии - изд. Гном, 2015.
5. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь № 5. – М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.
6. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1997.
7. Суслова О.В. Дисграфия: учусь различать буквы: 1-4 классы / О.В. Суслова, М.В. Мальм. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021.
8. Яцель О.С. «Коррекция оптической дисграфии у младщих школьников». Конспекты логопедических занятий - М.: Издательство «ГНОМ », 2019.
Интернет источники:
Обучающий мультфильм «Планеты Солнечной Системы»
https://yandex.ru/video/preview/10250726944238917079
Физкультминутка для глаз «Космос»
https://yandex.ru/video/preview/11685726261632492749
Конспект логопедического занятия №2
Темы:
Логопедическая: «Развитие зрительных дифференцировок на материале букв л и м ».
Лексическая: «Космос. Правила поведения на летающей тарелке»
Грамматическая: «Безударные гласные в корне, не проверяемые ударением».
Задачи:
1. Образовательные: закреплять знания детей о звуках [л]-[м] и буквах л и м. Учить дифференцировать буквы л и м в словосочетаниях, предложениях и тексте, работать со словами-паронимами. Закреплять правописание безударных гласных в корне, не проверяемых ударением.
2. Коррекционные: развивать словесно-логическое мышление и зрительно-пространственное восприятие. Уточнять и активизировать словарь в рамках лексической темы «Космос». Развивать концентрацию внимания при чтении текста.
3. Воспитательные: воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах, формировать интерес к логопедическим занятиям через использование нестандартных заданий и приемов.
Оборудование: мультимедийная презентация, рукописные буквы л и м.
карточки-символы (л-1 , м-2 ), индивидуальные карточки с заданиями.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Припоминание темы прошлого занятия и букв л - м , сходных по начертанию
-Какие звуки и буквы различали на прошлом занятии?
-Чем они похожи и чем отличаются? (При произнесении звука [л]- работает язык, при произнесении звука [м] - губы. У буквы л - одна вершина (1), а у буквы - м две вершины (2).
-Ребята, на прошлом занятии мы прошли с вами подготовку, а сегодня можем отправляться в космос.
- На чём можно полететь? Возьмите простой карандаш и сейчас мы с вами узнаем наш космический транспорт.
Графический диктант «Летающая тарелка»
-Что такое летающая тарелка? (Это инопланетный космический корабль)
- Пилотировать нашу летающую тарелку ( т.е управлять ей) будет носитель внеземного разума, пилот-инопланетянин по имени Имир. А это его экипаж, поприветствуем их (Слайд 1). Наша группа третьих классов отправляется в путешествие по космическим просторам в качестве космических туристов.
-Итак, наша летающая тарелка готовится к взлету. Поступил сигнал пристегнуть ремни. Затем необходимо открыть бортовые журналы (тетради), записать дату и тему занятия.
3.Основная часть
1. Работа со словами-паронимами
- Ребята, на главном мониторе летающей тарелки появились пары слов (Слайд 2). Инопланетянам не понятно звучание, написание и значение этих слов.
Мак-лак
Мёд-лёд
Мошка-ложка
Мама-лама
Мошка-ложка
Моток-лоток
-Прочитайте их. Сравним пары слов по написанию, звучанию и объясним инопланетянам их значение. Запишите слова в свои журналы. Букву л –обозначьте цифрой 1, а букву м – цифрой 2.
Кинезиологическое упражнение «Инопланетные иероглифы»
-А сейчас давайте поучимся рисовать инопланетные иероглифы. Возьмите красный карандаш в правую руку, синий – в левую. Правой рукой рисуем квадратные скобки, развернутые внутрь, а левой рукой - наружу.
2. Дифференциация букв л, м в словосочетаниях
-Ребята, наша летающая тарелка приблизилась к орбитальной станции и соединилась с МКС (Слайд 3). Орбитальная космическая станция – это большой космический дом. Давайте поразмышляем, чем можно заниматься на борту космической станции? (Можно спать, читать, фотографировать, кушать)
-Гостеприимные инопланетяне пригласили наш экипаж к столу.
Работа на карточках.
-Отметьте карандашом еду, которая может быть приготовлена для землян.
Ванильный мармелад - хрустящий ламинат
Молочные коктейли – сушеные портфели
Мясные фрикадельки – сытные качельки
Малиновый кисель - рассыпчатая дрель
Кислые лимоны - соленые смартфоны
- Прочитайте словосочетания, которые вы выделили. Найдите среди них словарные слова (т.е слова, которые не можем проверить по правилам).
-Разделите эти слова на слоги, поставьте ударение, назовите безударные гласные, требующие особого внимания, подчеркните орфограмму. (Слайд 4)
- В слове коктейли назовите сомнительные гласные. Какая еще буква требует особого внимания? (Й). Почему? (В слове – непроизносимый согласный).
Это слово с иностранным корнем, поэтому его нужно запомнить.
-Запишите эти словосочетания в свой журнал, проверьте написание словарных слов. Букву л обозначьте цифрой 1, а букву м - цифрой 2.
Физминутка «Ухо-нос»
-Это испытание проводится в условиях невесомости. Для тех, кто сможет справиться с таким заданием, не страшны космические перегрузки. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за левое ухо. Хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Повторить несколько раз.
3. Дифференциация букв л, м на уровне предложения
-Ребята, а можно ли в нашей летающей тарелке ходить по стене, висеть вверх тормашками, спать на потолке? А почему? (Можно, т.к. в космосе невесомость, но по правилам поведения - нет)
-Где бы человек ни находился, он не может вести себя КАК ему ХОЧЕТСЯ. Существуют правила поведения, которые объясняют, КАК НУЖНО себя вести в том или ином месте.
-В правилах обычно разъясняется, что категорически нельзя делать в указанном месте, что нежелательно делать, и что можно делать, но обязательно соблюдая технику безопасности.
-Инопланетяне предлагают нам ознакомиться с правилами поведения на их летающей тарелке. Но летающая тарелка сейчас выполняет сложный вираж (разворот) и все предметы в ней находятся вверх ногами, в том числе и инструкция по правилам поведения (Слайд 4). Постарайтесь прочитать эти правила. Спишите правила в тетрадь, букву л - подчеркните одной чертой, букву м - двумя чертами.
Правила поведения на летающей тарелке.
При выходе из летающей тарелки следует осторожно спускаться, держась за поручни.
Запрещается нажимать неизвестные кнопки.
На летающей тарелке запрещено отвлекать пилота во время полета.
При взлёте следует пристегнуться ремнями безопасности.
4. Работа на уровне текста
-У инопланетян на летающей тарелке есть традиция: каждый гость обязательно оставляет в бортовом журнале небольшой рассказ о своем визите. Не будем нарушать эту традицию. Рассказ я напечатала, прочитайте его. Буквы л, м - подчеркните разными цветами. Вклейте рассказ в свои бортовые журналы.
Текст для чтения.
Инопланетный космический корабль, управляемый командой пришельцев, стартовал с космодрома «Дружба» и взял курс на Международную космическую станцию, где их с большим нетерпением ожидала команда инопланетян из других Галактик.
Командиром экипажа на этом корабле был всеми уважаемый гуманоид по имени Имир. На борту корабля была еще и наша группа туристов. Мы услышали объявление, что корабль скоро стыкуется со станцией, которая находится на орбите. Весь процесс стыковки корабля с МКС мы могли наблюдать на экране главного монитора.
А на Космической международной станции работа не прекращалась ни на минуту. Каждый астронавт был занят своим делом. Вокруг сияло множество больших и маленьких звезд. Отсюда, со станции, звезды были намного ближе и их легче было рассмотреть и сфотографировать.
Космическая станция летела на огромной скорости по своей орбите, заданной учеными. При помощи мощного телескопа можно было рассмотреть все планеты нашей Солнечной системы! Мы сразу увидели нашу планету. Третья от Солнца! Какая красивая, хоть и не самая большая. Отсюда хорошо было видна ее атмосфера, которая защищает нашу Землю от метеоритов, космического мусора и вредных космических излучений.
И тут по радио объявили старт для корабля и перечислили имена всех, кто полетит обратно на Землю. В их числе была и наша туристическая группа.
Итог занятия
-Чему мы учились на занятии?
-Что такое правила поведения? Где их нужно соблюдать? Для чего они нужны?
-Где вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?
Список использованных источников:
1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4 классы. М., 2007.
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. – М.: Просвещение, 1991.
4. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. М.,1996.
5. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. – СПб.; ИДУМиМ, 1997.
6. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии». Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
7. Суслова О.В. Дисграфия: учусь различать буквы: 1-4 классы / О.В. Суслова, М.В. Мальм. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021.
8. Яцель О.С. «Коррекция оптической дисграфии у младщих школьников». Конспекты логопедических занятий - М.: Издательство «ГНОМ », 2019.
Конспект логопедического занятия №3
Темы:
Логопедическая: «Развитие зрительных дифференцировок на материале букв и и у».
Лексическая: «А.А. Милн «Винни – Пух и все-все-все…». Прогулка по лесу.
Грамматическая: «Непроизносимые согласные в корне ».
Задачи:
1. Образовательные: учить соотносить звуки [и]-[у] с буквами и, у и символами (для обозначения на письме), научить сравнивать буквы по элементам (их количеству и расположению). Учить дифференцировать буквы и, у изолированно, в слогах, в словах и предложении. Закрепить у детей знания правил орфографии (Непроизносимая согласная в корне).
2. Коррекционные: развивать зрительное и слуховое внимание, навыки звукового анализа и синтеза, навыки самоконтроля. Развивать умение согласовывать слова в словосочетаниях. Обогащать и активизировать словарный запас обучающихся в рамках лексической темы.
3. Воспитательные: воспитывать умение слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднении.
Оборудование: серия сюжетных картинок с изображением героев книги А.А. Милна «Винни –Пух и все-все-все…», серия предметных картинок с изображением ягод, карточки для индивидуальной работы, карточки-символы для обозначения букв.
Ход занятия
1. Орг. момент
2. Мотивационно-целевой этап
2.1 Формулировка темы занятия
-На сегодняшнем занятии мы с вами совершим прогулку в лес, а сопровождать нас будет неунывающий и общительный герой всем известной сказки. Отгадайте, про кого идет речь:
Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говориться,
Рад он медом подкрепиться.
(Винни – Пух)
-Из какой он сказки? Назовите автора этой книги. (А.А. Милн «Винни –Пух и все-все-все…»).
-Выделите гласные звуки в имени героя занятия. (И-у)
-Что общего у этих звуков?
-Чем отличаются звуки [и] и [у] по артикуляционному укладу? Используйте зеркала. (Тактильный и зрительный контроль)
-Какими буквами обозначаем эти звуки?
-Сравните буквы в печатном и рукописном шрифте, среди заглавных букв и строчных. Какие именно буквы будем различать? (Рукописные, строчные). Почему? (Потому что они похожи)
Запись даты и темы.
2.2 Постановка целей занятия
-Если буквы похожи, то в чем может возникнуть трудность? Какова опасность? (Можно их перепутать)
-Значит чему необходимо научиться на сегодняшнем занятии?
3. Ориентировочный этап
- Как мы различаем буквы, похожие по написанию? (Сравниваем количество и расположение элементов букв в пространстве)
4.Поисково-исследовательский этап
4.1 Конструирование букв занятия
Рассмотрите элементы букв и составьте из них буквы занятия.
4.2 Сравнение букв занятия по начертанию
-Сколько элементов используется при написании каждой буквы?
-Какие элементы одинаковые?
-Чем отличаются эти буквы?
4.3 Соотнесение букв с символами для обозначения на письме
Букву и будем обозначать , букву у -.
5. Практический этап
5.1 Развитие зрительного внимания
- Винни-Пух отправился в гости к своему другу Пятачку по извилистой лесной дорожке. Мы свами тоже проложим путь к домику Пятачка.
-Подчеркните синей ручкой все буквы и, зачеркните зеленой ручкой все буквы у.
5.2 Дифференциация букв занятия в слогах
-Друзья встретились и решили прогуляться по лесу. Винни-Пух, как всегда, весело рычит свою ворчалку: «ти-ту-ку», а Пятачок за ним повторяет: «ти-ту-ку». Повторите ворчалки вместе с Пятачком. Зашифруйте их в тетрадях, используя значки для гласных и , у .
-Поднимается Винни-Пух в гору, тяжело ему идти. Поет он медленно песню; «сту-сти-сту». И Пятачку тяжело. Он тоже медленно поет. Повторите вместе с Пятачком и зашифруйте.
-Спускается медведь с горы, быстро бежит: «ки-ум-из». Пятачок тоже быстро побежал и пропел. (Повторяют и зашифровывают) Медведь обходит осторожно большую яму: «гри-бну-тни». Пятачок тоже обходит яму и повторяет. (Аналогичная работа).
5.3 Дифференциация букв занятия на уровне слова
-Вышли друзья на поляну, а там ягоды разные растут: черника, брусника, клубника, малина, голубика, смородина, крушина, бузина.
-Какие ягоды сладкие?
-Попались и кислые, назовите их.
-А что будет, если съесть крушину и бузину?
-Спишите слова с доски, вставляя пропущенные гласные и, у .
-Возьмите простой карандаш и над каждым словом схематически нарисуйте смайлик: веселый – если ягода съедобная, грустный – если не съедобная.
5.4. Дифференциация букв занятия в словосочетаниях
-Винни-Пух остался доедать ягоды, а Пятачок уже бежит на встречу с друзьями. Перечислите героев сказки (мультфильма).
Работа на индивидуальных карточках.
-Прочитайте слова 1 и 2 столбика, вставьте буквы и, у. Составьте словосочетания, соединив слова стрелками.
Радостный Сова
м…драя В…нн…- П…х
хвастл…вый Осл…к
гр…стный Т…гра
расс…д…тельный Крол…к
-Какой частью речи являются слова 1(2) столбика?
-Почему слова 2 столбика записаны с большой буквы
-Из первого столбика выделите слова в которых букв больше, чем звуков.
Объясните, почему. (В этих словах есть непроизносимая согласная).
-Какое правило надо знать, чтобы не допустить ошибку на письме?
-Запишите словосочетания с непроизносимой согласной в тетрадь.
5.5. Дифференциация букв занятия в предложении
-Наевшись ягод, Винни-Пух спешит к своим друзьям. Прочитайте, кого увидел Винни – Пух на лесной тропинке.
К к шк пр летел и на к ст к б з ны сел .
-Запишите предложение в тетрадь, заменив значки на буквы. Взаимопроверк
6. Рефлексивно-оценочный этап
-Чему мы сегодня учились на занятии?
-Что сегодня интересного вы для себя узнали?
-Где и как вам могут пригодиться знания, полученные на занятии?
Список использованных источников:
1. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М.: Просвещение, 1991.
3. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет: Практикум для психологов и логопедов. – М.: «Гном-Пресс», 1999.
4. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Книга для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
5. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005.
6. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии». Конспекты занятий с младшими школьниками — М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
7. Суслова О.В. Дисграфия: учусь различать буквы: 1-4 классы / О.В. Суслова, М.В. Мальм. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2021.
8. Яцель О.С. «Коррекция оптической дисграфии у младщих школьников». Конспекты логопедических занятий - М.: Издательство «ГНОМ », 2019.
Интернет источники
Физминутка для глаз «Винни-Пух и все-все-все…»
https://yandex.ru/video/preview/11109828290511614907